Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.02.03-2025.03.01) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2025 N 18АП-112/2025 по делу N А07-18547/2024
Требование: О взыскании ущерба.
Решение: Требование удовлетворено.


Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2025 N 18АП-112/2025 по делу N А07-18547/2024
Требование: О взыскании ущерба.
Решение: Требование удовлетворено.

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 февраля 2025 г. N 18АП-112/2025
Дело N А07-18547/2024
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2025 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2025 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лукьяновой М.В.,
судей: Бабиной О.Е., Тарасовой С.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дроздовой К.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Городская клиническая больница N 1 города Стерлитамак на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.12.2024 по делу N А07-18547/2024.
В судебном заседании принял участие представитель Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан: Идиятуллина И.Н. (паспорт, доверенность ДВ-169-73 от 04.03.2024 сроком действия на один год, диплом).
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан (далее - истец, ГУ МЧС России по Республике Башкортостан) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан клиническая больница N 1 города Стерлитамак (далее - ответчик, ГБУЗ РБ ГКБ N 1 г. Стерлитамак) о взыскании ущерба в размере 2 054,30 руб.
Определением суда к участию в деле привлечено третье лицо ООО "Ремтехсервис - РБ".
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.12.2024 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ГБУЗ РБ ГКБ N 1 г. Стерлитамак (далее также - податель жалобы, апеллянт) обжаловало его в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указал, что иск был подан ненадлежащим истцом, поскольку выезды по ложным срабатываниям осуществлялись не Главным управлением МЧС России по Республике Башкортостан, а подразделениями пожарной охраны.
Ложные срабатывания происходили в разных зданиях (переход-галерея между пищеблоком и моргом, здание детского хирургического отделения, здание главного корпуса стационара) и по различным причинам (то есть ни в одном из случаев не было ложного срабатывания одного и того же извещателя, или на одном и том же этаже одного здания, или по одной и той же причине).
По мнению апеллянта, можно было бы утверждать о халатном отношении Ответчика к возникшей проблеме, если бы происходило срабатывание одного и того же извещателя, в одном и том же здании. Поскольку срабатывания происходят неоднократно в разных помещениях, ответчиком ежегодно направляются обращения в Минздрав РБ о выделении денежных средств на финансирование и ремонт системы, что оставлено судом без должной оценки.
До начала судебного заседания истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в оперативном управлении ответчика ГБУ здравоохранения Республики Башкортостан Городская клиническая больница N 1 города Стерлитамак (ГБУЗ РБ ГКБ N 1 г. Стерлитамак) находится комплекс зданий городской больницы, расположенных по адресу: г. Стерлитамак, ул. Коммунистическая, дом 97.
На объекте ответчика в соответствии с положениями части 7 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлена система пожарной автоматической сигнализации.
Данная система обеспечивает без участия работников ответчика подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство с дублированием этих сигналов в дежурно-диспетчерскую службу Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан (далее - Главное управление).
На объекте ответчика в период с 18.01.2022 по 21.06.2022 произошло 15 ложных срабатываний автоматической пожарной сигнализации, в связи с чем в дежурно-диспетчерскую службу Главного управления от приборов, смонтированных на объекте защиты ответчика, поступили сообщения о срабатывании автоматической пожарной сигнализации (далее - АПС).
Сигнал о срабатывании автоматически без участия персонала передавался на пульт 01 дежурному диспетчеру 40 ПСЧ и центральный пункт пожарной связи службы пожаротушения 14 пожарно-спасательного отряда Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан.
Из журнала учета выездов за указанный период следует:
18.01.2022 в 09 ч. 23 мин. имело место срабатывание АПС на пульт, характеристика ЧС - "ложное срабатывание системы АПС стрелец-мониторинг";
24.01.2022 в 13 ч. 14 мин имело место срабатывание АПС на пульт, характеристика ЧС - "ложное срабатывание системы АПС стрелец-мониторинг" (1 этаж линейно-дымовой);
07.02.2022 в 09 ч. 01 мин. имело место срабатывание АПС на пульт, характеристика ЧС - "ложное срабатывание системы АПС стрелец-мониторинг" (шлейф N 22 прибор С 2000, дымовой пож. извещатель);
30.03.2022 в 21 ч. 19 мин. имело место срабатывание АПС на пульт, характеристика ЧС - "ложное срабатывание системы АПС стрелец-мониторинг" (шлейф N 13 прибор С 2000);
18.04.2022 в 08 ч. 23 мин. имело место срабатывание АПС на пульт, характеристика ЧС - "ложное срабатывание системы АПС стрелец-мониторинг" (1 этаж, дымовой, буфет);
25.04.2022 в 11 ч. 49 мин. имело место срабатывание АПС на пульт, характеристика ЧС - "ложное срабатывание системы АПС стрелец-мониторинг";
05.05.2022 в 10 ч. 09 мин. имело место срабатывание АПС на пульт, характеристика ЧС - "ложное срабатывание системы АПС стрелец-мониторинг" (шлейф N 34 прибор С 2000);
06.05.2022 в 13 ч. 36 мин. имело место срабатывание АПС на пульт, характеристика ЧС - "ложное срабатывание системы АПС стрелец-мониторинг" (шлейф N 43 коридор по причине попадания воды с системы водоснабжения);
12.05.2022 в 19 ч. 21 мин. имело место срабатывание АПС на пульт, характеристика ЧС - "ложное срабатывание системы АПС стрелец-мониторинг" (шлейф N 12, 9 этаж, дымовой, 1-й извещатель);
12.05.2022 в 20 ч. 01 мин. имело место срабатывание АПС на пульт, характеристика ЧС - "ложное срабатывание системы АПС стрелец-мониторинг" (шлейф N 43 коридор по причине попадания воды с системы водоснабжения);
13.05.2022 в 20 ч. 03 мин. имело место срабатывание АПС на пульт, характеристика ЧС - "ложное срабатывание системы АПС стрелец-мониторинг" (шлейф N 22, 5-й этаж, датчик дымовой 1 шт.);
23.05.2022 в 02 ч. 38 мин. имело место срабатывание АПС на пульт, характеристика ЧС - "ложное срабатывание системы АПС стрелец-мониторинг" (шлейф N 14, 5-й этаж);
01.06.2022 в 04 ч. 13 мин. имело место срабатывание АПС на пульт, характеристика ЧС - "ложное срабатывание системы АПС стрелец-мониторинг" (шлейф N 25, дымовой 1 датчик);
12.06.2022 в 09 ч. 47 мин. имело место срабатывание АПС на пульт, характеристика ЧС - "ложное срабатывание системы АПС стрелец-мониторинг";
21.06.2022 в 14 ч. 17 мин. имело место срабатывание АПС на пульт, характеристика ЧС - "ложное срабатывание системы АПС стрелец-мониторинг" (шлейф N 51, дымовой пожарный извещатель 5 шт.).
Во втором полугодии 2022 года было зафиксировано еще 16 ложных срабатываний АПС на объекте ответчика.
В соответствии с пунктами 9 и 10 Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, утвержденного Приказом МЧС России от 16.10.2017 N 444 (Зарегистрировано в Минюсте России 20.02.2018 N 50100) (далее - Боевой устав), личным составом Главного управления были проведены следующие боевые действия: прибытие к месту пожара; управление силами и средствами на месте вероятного пожара; разведка пожара.
Разведка пожара и осмотр помещений объекта защиты показали, что признаков горения и задымления не обнаружено, полученные пожарно-спасательным подразделением сигналы от АПС на объекте защиты - ложные, о чем составлены соответствующие рапорты и информации по каждому случаю ложного срабатывания АПС, представлены в материалы дела.
Истец указывает, что ложные срабатывания АПС свидетельствуют о ее неисправности и о недостаточном исполнении ответчиком требований пункта 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации", который обязывает руководителя организации организовывать работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивать исправное состояние указанных средств в соответствии с действующим законодательством.
Ложные срабатывания АПС также свидетельствуют о несоблюдении ответчиком требований пункта 6.5 "Защита от ложных срабатываний" "СП 484.1311500.2020. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования", утвержденного приказом МЧС России от 31.07.2020 N 582.
Согласно подпункту 6.5.1 Свода правил защита от ложных срабатываний обеспечивается, в том числе, одним или комбинацией таких мероприятий, как выбор типа ИП (извещатель пожарный), применение ИП, не реагирующих на факторы, схожие, но не связанные с пожаром и которые присутствуют при нормальном функционировании объекта (пыль, пар, резкие перепады температуры (например, при открытии дверей), сценический дым, дым и излучение от сварочных работ, солнечное излучение и т.п.) и др.
Согласно пункту 6.1 Свода правил общими требованиями к системам пожарной сигнализации являются среди прочего своевременное обнаружение пожара, достоверное обнаружение пожара; сбор, обработка и представление информации дежурному персоналу.
Своевременность обнаружения должна обеспечиваться выбором типа и класса ИП, а также размещением ИП в соответствии с требованиями настоящего свода правил. Достоверность обнаружения должна достигаться комплексом следующих мероприятий: выбором типов пожарных извещателей; выбором алгоритма принятия решения о пожаре; защитой от ложных срабатываний.
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлена обязанность руководителей организации содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Ответчик, осознавая, что сигнал при срабатывании АПС (в том числе при ложном срабатывании) повлечет в силу части 5 статьи 22 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пункта 20 Боевого устава, немедленный выезд подразделений пожарной охраны для проведения боевых действий по тушению пожаров в безусловном порядке, и допуская отвлечение сил и средств ФПС ГПС Главного управления на реагирование на ложное срабатывание АПС, не принял достаточных и своевременных мер по недопущению и заблаговременному устранению допущенных нарушений требования законодательства в сфере пожарной безопасности, не обеспечил защиты АПС от ложных срабатываний, а также нахождение АПС в исправном состоянии.
Допущенные нарушения законодательства в области пожарной безопасности выражаются в бездействии, то есть в неисполнении (уклонении от исполнения) ответчиком обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия (пункт 5 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 28.06.2022 г. N 21).
Указанное бездействие повлекло нарушение нормального режима работы пожарно-спасательных подразделений Главного управления, а также создало общественную опасность гибели людей или иных общественно-опасных действий, так как, силы и средства Главного управления могли понадобиться на устранение реальных угроз жизни и здоровью людей при пожарах и других чрезвычайных ситуациях.
Ущерб, причиненный неправомерными действиями ответчика, повлек лишение Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан реальной возможности владеть, пользоваться и распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению, так как, денежные средства, заложенные на целевое обеспечение деятельности подразделений пожарной охраны (тушение пожаров, ликвидации чрезвычайных ситуаций и т.п.) в связи с выездом на ложные вызовы, расходовались не по прямому назначению.
Истец, посчитав, что ему причинен ущерб в связи с выездом на ложные вызовы, обратился к ответчику с претензией от 26.12.2022 исх. N ИВ-169-38570.
Требования, указанные в претензии, не были исполнены ответчиком, в связи с чем, истец обратился с данным иском о взыскании убытков, обусловленных выездом боевых расчетов на ложные срабатывания АПС в размере 12 749,46 руб.
Убытки истца состоят из затрат истца на ГСМ и амортизацию транспортных средств за 15 выездов на ложные срабатывания АПС.
Оценив представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательств, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не установил оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Предъявляя требование о возмещении убытков, кредитор должен доказать их наличие, произвести расчет убытков, в том числе упущенной выгоды, доказать факт неисполнения или ненадлежащего исполнения должником принятого на себя обязательства (противоправность) и наличие причинной связи между поведением должника и наступившими убытками (статья 393 названного Кодекса).
В соответствии со статьей 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
В соответствии с приведенными нормами, а также положениями пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае ненадлежащего исполнения обязательства лицо, которому причинены убытки, вправе требовать их возмещения от контрагента в обязательстве в случае наличия в действиях последнего: факта неправомерного поведения причинителя убытков (неисполнения им своих обязанностей в обязательстве), наличия ущерба и наличия непосредственной причинно-следственной связи между ненадлежащим исполнением обязательства и возникшими убытками, и вины, если это предусмотрено законом или договором.
По смыслу статей 15 и 393 Гражданского кодекса Российской Федерации, кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. Должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков, и представить доказательства, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (статья 404 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При установлении причинной связи между нарушением обязательства и убытками необходимо учитывать, в частности, то, к каким последствиям в обычных условиях гражданского оборота могло привести подобное нарушение. Если возникновение убытков, возмещения которых требует кредитор, является обычным последствием допущенного должником нарушения обязательства, то наличие причинной связи между нарушением и доказанными кредитором убытками предполагается.
Должник, опровергающий доводы кредитора относительно причинной связи между своим поведением и убытками кредитора, не лишен возможности представить доказательства существования иной причины возникновения этих убытков.
Вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Оценив в совокупности в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации фактические обстоятельства дела и представленные доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что истцом доказан факт ненадлежащего исполнения ответчиком нормативных требований по обеспечению надлежащей работы системы АПС, причинно-следственная связь между понесенными убытками и ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств, а также наличие и размер понесенных убытков.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров 22.07.2008 принят Федеральный закон N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статья 1).
Согласно частям 1, 3 статьи 5 Закона N 123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.
Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Автоматическая установка пожарной сигнализации предназначена для обнаружения пожара, а система передачи извещений о пожаре - для передачи сигналов о пожаре в пункт централизованного наблюдения.
Согласно части 7 статьи 83 Закона N 123-ФЗ системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
В соответствии с требованиями пункта 7 статьи 83, пункта 1 статьи 32 Федерального закона N 123-ФЗ установка системы обязательна, в том числе объектов и видов деятельности образовательным организациям.
Одной из основных задач МЧС России является осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах.
Таким образом, деятельность противопожарной службы МЧС РФ (в том числе деятельность по использованию противопожарного оборудования) осуществляется исключительно в целях защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров.
Вместе с тем, истец не должен нести убытки в связи с ложными срабатываниями системы автоматической пожарной сигнализации, при недоказанности ее надлежащего обслуживания.
Согласно пункту 54 постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" (далее - ППР), руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.
При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется, в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем.
Таким образом, проведение регулярного технического обслуживания (ТО) необходимо в силу требований нормативных документов.
В соответствии с пунктом 54 ППР, собственник объекта или руководитель организации обеспечивает исправное состояние АПС и организует ежеквартальную проверку ее работоспособности. Для решения этих задач вменяется проведение регламентных работ по техническому обслуживанию в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей.
Из материалов дела следует, что в целях обслуживания пожарной сигнализации, между ответчиком и ООО "Ремтехсервис - РБ" заключены гражданско-правовые договоры N 0301300038121000253-64 от 28.12.2021 г., N 0301300038122000033-196 от 14.03.2022, N 0301300038122000075-253 от 16.05.2022, N 0301300038122000138-315 от 09.08.2022.
При этом, как верно отмечено судом первой инстанции, ложные вызовы вследствие срабатывания системы пожарной сигнализации были многократными, что объективно подтверждает как неисправность системы пожарной сигнализации, так и отсутствие принятия ответчиком всех необходимых и достаточных мер по обеспечению работы системы пожарной сигнализации в исправном состоянии.
Ссылки ответчика на проведение работ по техническому обслуживанию в соответствии с заключенным договором с ООО "Ремтехсервис - РБ" оцениваются судом апелляционной инстанции критически, поскольку произведенные работы должным образом не устранили неоднократное ложное срабатывание системы АПС.
Ответчиком доказательства отсутствия вины в материалы дела не представлены (пункт 2 статьи 401, пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, допущенные ответчиком технические недостатки работы противопожарной защиты повлекли ложное срабатывание пожарной сигнализации, в качестве реагирования на которые по ложным вызовам осуществлялся выезд личного состава пожарно-спасательной части.
Кроме того, в силу подпункта 1 пункта 6.5.4 ГОСТа Р 59638-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность, утвержденного и введенного в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24.08.2021 N 791-ст введенного в действие с 15.09.2021 (далее - ГОСТ Р 59638-2021), срабатывание СПС в результате воздействия факторов, схожих с факторами пожара или непреднамеренное воздействие на ручной извещатель пожарный, является одной из категорий ложного срабатывания.
Согласно пункту 6.5.6 ГОСТа Р 59638-2021 к факторам, схожим с факторами пожара, относятся явления, вызывающие изменения физических параметров среды, аналогичные определяемым извещателем пожарным в соответствии с их конструктивными особенностями, как проявление пожара, но возникшие по иной причине, не связанной с пожаром. К таким факторам относятся дым (от сварочных работ, табачный и т.д.), пар (например, от душа, связанный с приготовлением пищи или производственными процессами), пыль (строительные и уборочные работы), дым от пригоревшей пищи, высокая влажность, приводящая к образованию тумана, высокие температуры (например, при использовании духовых печей, перегрев за счет солнечной радиации, излучение в инфракрасном диапазоне и т.д.).
Согласно пункту 6.5.8 ГОСТа Р 59638-2021 для всех случаев ложных срабатываний, произошедших по неизвестной причине, необходимо провести расследование и наблюдения, исключающие возникновение ложных тревог в связи с внешними воздействиями.
Если для объекта предусмотрена автоматическая передача извещений о пожаре в пожарно-спасательное подразделение, то требования о допустимой частоте ложных срабатываний не должны превышать следующих значений (исходя из большего значения):
- одно ложное срабатывание на каждые 5000 кв. м площади объекта в год (с округлением до целого в большую сторону);
- шесть ложных срабатываний в год на объект в целом (пункт 6.5.10 ГОСТ Р 59638-2021).
В пункте 6.5.11 ГОСТа Р 59638-2021 указано, что количество ложных срабатываний может быть снижено как организационными мероприятиями (например, применение административных мер воздействия на людей, проводящих хулиганские действия, курящих не в специально отведенных местах, использующих кухонные приборы не в специально отведенных помещениях, нарушающих технологический процесс и т.п.), так и посредством пересмотра принятых в ходе проектирования технических решений, для чего повторно должна быть проведена процедура проектирования с учетом имеющихся данных о выявленных в ходе эксплуатации системы причин ложных срабатываний.
Согласно пункту 6.5.12 ГОСТа Р 59638-2021 если допустимая частота ложных срабатываний превышена и не может быть снижена за счет организационных мероприятий, то рекомендуется в местах с наибольшей частотой ложных срабатываний рассмотреть возможность замены ИП (на более защищенные от установленных причин ложных срабатываний, в том числе на ИП другого типа и/или класса), изменения алгоритмов принятия решения о пожаре, а также изменения расположения ИП.
Ручные ИП, при необходимости, должны быть перенесены от органов управления (выключателей, переключателей, кнопок и т.п.) на большее расстояние, защищены прозрачными крышками и дополнительно снабжены поясняющими надписями, если их активация происходит по ошибке.
При более чем четырех ложных срабатываниях категории "неисправность" одного и того же ИП в год он должен быть заменен.
Согласно пункту 6.5.12 ГОСТа Р 59638-2021 6.5.13 если частота ложных срабатываний в течение года не может быть снижена до приемлемого уровня в соответствии с указанными рекомендациями, то СПС считается не соответствующей настоящему стандарту, и должна быть выполнена ее модернизация (переоснащение) с применением оборудования и технических решений, обеспечивающим более высокий уровень защиты от ложных срабатываний.
Таким образом, национальным стандартом установлена процедура по установлению причин ложных срабатываний и комплекс мероприятий по их устранению, невыполнение которых является не соблюдением указанного стандарта.
В соответствии с пунктами 19, 20 Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 16.10.2017 N 444 выезд подразделений пожарной охраны для проведения боевых действий по тушению пожаров осуществляется при срабатывании пожарной сигнализации, приемно-контрольные приборы которой выведены непосредственно в подразделение пожарной охраны. Выезд подразделений пожарной охраны для проведения боевых действий по тушению пожаров в населенных пунктах и организациях осуществляется в безусловном порядке.
Согласно расчету истца, в результате нарушений вышеуказанных положений законодательства неправомерными действиями ответчиком причинен ущерб в сумме 12 749 руб. 46 коп.
Проверив указанный расчет, суд апелляционной инстанции считает его обоснованным.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о доказанности истцом факта причинения ущерба на сумму 12 749 руб. 46 коп. составляющие расходы, не связанные с тушением пожара и проведением аварийно-спасательных работ).
Ущерб, причиненный неправомерными действиями ответчика, повлек лишение истца реальной возможности владеть, пользоваться и распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению, поскольку денежные средства, заложенные на целевое обеспечение деятельности подразделений пожарной охраны (тушение пожаров, ликвидации чрезвычайных ситуаций и т.п.) в связи с выездом на ложные вызовы, расходовались не по прямому назначению.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о том, что вина ответчика в причинении убытков истцу доказана, в результате чего требование о взыскании убытков заявлено правомерно и подлежит удовлетворению.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, однако не влияют на его обоснованность и законность и не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для изменения решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению по приведенным выше мотивам.
Все доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При указанных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме и не могут быть учтены, как влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.12.2024 по делу N А07-18547/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Городская клиническая больница N 1 города Стерлитамак - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
М.В.ЛУКЬЯНОВА
Судьи
О.Е.БАБИНА
С.В.ТАРАСОВА