Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.02.03-2025.03.01) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 31.01.2025 по делу N А33-26287/2022
Требование: Об обязании ответчика выполнить по договору аренды лесного участка противопожарные мероприятия.
Решение: Требование удовлетворено.

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 31.01.2025 по делу N А33-26287/2022
Требование: Об обязании ответчика выполнить по договору аренды лесного участка противопожарные мероприятия.
Решение: Требование удовлетворено.


Содержание


ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 января 2025 г. по делу N А33-26287/2022
Резолютивная часть постановления объявлена "21" января 2025 года.
Полный текст постановления изготовлен "31" января 2025 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Морозовой Н.А.,
судей: Петровской О.В., Радзиховской В.В.,
при ведении протокола судебного заседания Таракановой О.М.,
при участии: от истца (Министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края) - Калинихиной Н.А., представителя по доверенности от 15.01.2025 N 86-0551,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Каменское"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "03" июля 2024 года по делу N А33-26287/2022,
установил:
Министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края (ИНН 2463102814, ОГРН 1162468093952, далее - истец) обратилось в Тасеевский районный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Каменское" (ИНН 2436003042, ОГРН 1022400649017, далее - ответчик) об обязании ответчика в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить по договору аренды лесного участка от 16.12.2010 N 523-з следующие противопожарные мероприятия:
- устройство противопожарных минерализованных полос - 25,0 га;
- прочистка противопожарных минерализованных полос - 13,34 га.
Определением Тасеевского районного суда Красноярского края от 09.08.2022 дело передано по подсудности в Арбитражный суд Красноярского края.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 12.10.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спор, привлечено Краевое государственное бюджетное учреждение "Усольское лесничество".
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 07.02.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение "Рослесинфорг".
Истцом произведено изменение наименования на Министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края без проведения реорганизации юридического лица. Изменение наименования подтверждается сведениями из ЕГРЮЛ. Истцом по делу является Российская Федерация в лице Министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 03.07.2024 судом исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы (с учетом дополнений от 20.01.2025) заявитель указывает следующее:
- Министерство лесного хозяйства Красноярского края при внесении изменений в проект освоения лесов фактически констатировало невозможность выполнения противопожарных мероприятий в объемах, включенных в первоначальную редакцию проекта. Без констатации данного факта Министерство лесного хозяйства Красноярского края не смогло бы пройти экспертизу изменений к проекту в 2022 году;
- между сторонами имеется правовая неопределенность в части определения момента, с которого нужно учитывать измененные объемы противопожарных мероприятий в проекте освоения лесов: с момента утверждения проекта в 2019 году или с момента внесения в проект изменений в 2022 году. Если применять к отношениям сторон измененные объемы противопожарных мероприятий только с 2022 года, то решение суда будет неисполнимым, поскольку размеров арендованного земельного участка не хватит для выполнения установленного судом объема мероприятий;
- согласно справке КГБУ "Усольское лесничество" "Информация по договору аренды лесного участка от 16.12.2020 N 523-з ООО "Каменское" долг ответчика по выполнению указанных противопожарных мероприятий за период 2018-2022 гг. составляет 102,95 км - устройство противопожарных миниралезованных полос, 96,28 км - прочистка противопожарных миниралезованных полос. Из данной справки следует, что ООО "Каменское" указанные противопожарные мероприятия в данном объеме никогда не выполняло и не могло выполнить технически;
- Приказом Министерства лесного хозяйства Красноярского края N 1019-э от 19.08.2022 утверждено положительное экспертное заключение, составленное экспертной комиссией из 5 человек, на изменение в проект освоения лесов (регистрационный N 728), однако при рассмотрении настоящего дела истец не обосновал возможность выполнения противопожарных мероприятий в заявленном объеме;
- ни истец, ни суд первой инстанции не указали нормы права, которые регулируют момент, с которого действует измененный проект освоения лесов: с момента утверждения первоначального проекта или с момента утверждения изменений;
- фактически решение суда в оспариваемой редакции является неисполнимым.
Истец представил в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, в котором возразил против удовлетворения жалобы, настаивая на законности и обоснованности обжалуемого судебного акта.
Ответчик представил в материалы дела дополнительные пояснения к апелляционной жалобе, к которым приложены: заявление о проведении государственной экспертизы от 02.08.2022, пояснительная записка, приказ Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 19.08.2022 N 1019-э с приложением экспертного заключения, информация по договору аренды лесного участка от 16.12.2010; 523-з, пояснения инженера общества с ограниченной ответственностью "Каменское" по производству.
В соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд удовлетворил ходатайство ответчика и приобщил к материалам дела вышеуказанные документы.
В судебном заседании представитель истца поддержал возражения на апелляционную жалобу.
Ответчик, Краевое государственное бюджетное учреждение "Усольское лесничество", федеральное государственное бюджетное учреждение "Рослесинфорг", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет"), явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
При изложенных обстоятельствах в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие их представителей.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства.
Между агентством лесной отрасли Красноярского края (арендодателем) и ООО "Каменское" (арендатором) заключен договор от 16.12.2010 N 523/з, согласно пункту 1 которого арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании протокола от 07.12.2010 N 5 о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, сроком на 49 лет, находящийся в государственной собственности, определенный пунктом 2 договора.
Лесной участок, площадью 1415 га, расположен: Красноярский край, Тасеевский район, Усольское лесничество, Суховское участковое лесничество, совхоз "Тасеевский", кварталы NN 79-84, 89, номер учетной записи в государственном лесном реестре: 24-01623-2010-04-3352-1, предназначен для заготовки древесины (пункт 2 договора).
Схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях N 1 и 2 (границы лесного участка определены на кадастровой карте (плане) лесного участка, являющейся неотъемлемой частью договора) (пункт 3 договора).
В соответствии с пунктом 4 договора арендатору передается лесной участок для использования в целях и объемах согласно приложению N 3.
Согласно пункту 5 договора ежегодная арендная плата составляет 199 164 рубля.
В пункте 13 договора указаны обязанности арендатора:
а) использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации настоящим Договором;
б) вносить арендную плату в размерах и сроки, которые установлены настоящим Договором;
в) в установленном порядке разработать и представить Арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы;
г) ежегодно в установленном порядке подавать лесную декларацию;
д) представлять Арендодателю информацию, полученную при проведении лесоустроительных работ на лесном участке;
е) соблюдать требования "Правил пожарной безопасности в лесах", "Правила санитарной безопасности в лесах РФ", в случае возникновения лесного пожара на лесном участке обеспечивать его тушение. Осуществлять противопожарное обустройство лесов на лесном участке, в том числе строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения. посадочных площадок для вертолетов, прокладку противопожарных разрывов, обеспечивать создание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарная техника, оборудование, снаряжение и другие), содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности в объемах, определенных проектов освоения лесов;
ж) осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и приложении N 6 за счет собственных средств;
з) осуществлять на лесном участке разрубку (расчистку) квартальных просек, замену квартальных столбов;
и) при заготовке древесины не допускать: использование русел рек и ручьев в качестве трасс волоков и лесных дорог; повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв за пределами лесосек, захламления лесов промышленными и иными отходами; оставление деревьев, предназначенных для рубки, - недорубов (за исключением оставления на лесосеках компактных участков лесных насаждений, не начатых рубкой, площадью не менее 10 процентов от площади лесосеки), а также завалов и срубленных зависших деревьев, уничтожения подроста и молодняка, подлежащего сохранению; уничтожение или повреждение граничных, квартальных, лесосечных и других столбов и знаков, клейм и номеров на деревьях и пнях; рубку и повреждение деревьев, не предназначенных для рубки и подлежащих сохранению в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе источников обсеменения и плюсовых деревьев, за исключением погибших.
к) приводить лесной участок в прежнее состояние в следующих случаях: при уничтожении верхнего плодородного слоя почвы, уничтожении, повреждении или захламлении искусственных или естественных водотоков, рек, ручьев, осушительных канав, дренажных систем, шлюзов, мостов, других дорожных и гидромелиоративных сооружений, просек, лесохозяйственных и лесоустроительных знаков, дорог; при сносе возведенных временных построек, сооружений и других объектов;
л) в случае прекращения действия настоящего Договора, передать лесной участок Арендодателю по акту приема-передачи, форма которого аналогична форме, указанной в приложении N 5 к настоящему Договору, в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства, с характеристиками лесного участка, установленными проектом освоения лесов на момент завершения пользования;
м) уведомлять Арендодателя об изменении реквизитов не позднее 5 календарных дней со дня их изменения;
н) участвовать в согласованных с Арендодателем мероприятиях по созданию необходимых условий для эффективного использования арендуемого участка;
о) ежеквартально, в установленном порядке представлять отчеты установленные приказом Министерства природных ресурсов от 09.07.2007 N 175:
п) выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
р) арендатор не вправе препятствовать доступу граждан на арендованный лесной участок, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на нем пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 11 Лесного кодекса Российской Федерации. Арендованный лесной участок может быть огорожен только в случаях, предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации;
с) зарегистрировать настоящий договор в течение месяца с момента его подписания сторонами.
В силу пункта 27 договора спорные вопросы, возникающие в ходе исполнения договора, или вопросы, не оговоренные в договоре, разрешаются путем переговоров. В случае если согласие путем переговоров не достигнуто, указанные вопросы подлежат передаче на рассмотрение Арбитражному суду Красноярского края.
Проектом освоения лесных участков к договору предусмотрены объемы и сроки исполнения работ по противопожарному обустройству лесов.
В соответствии с таблицей 4.2 (13) проекта освоения лесов, разработанного к договору аренды, утвержденного приказом от 20.05.2019 N 1308-глр/э, лесопользователю установлены ежегодные виды и объемы мероприятий по противопожарному обустройству лесов.
Отделом охраны и защиты лесов министерства представлена ведомость плановых и фактически выполненных мероприятий на территории Усольского лесничества арендаторами в 2021 году, кроме того, КГБУ "Усольское лесничество" предоставило сведения об объемах исполнения работ по охране, защите и воспроизводству лесов на лесных участках, предоставленных в аренду, согласно данным материалам арендатором не выполнены следующие мероприятия:
- устройство противопожарных минерализованных полос - 25,0 км;
- прочистка противопожарных минерализованных полос - 16.874 км;
- благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах - 2 шт.
В материалы дела представлен проекты освоения лесов к договору, а также изменение в проект, получившее положительное экспертное заключение, утвержденное приказом от 19.08.2022 N 1019-э.
Нарушение требований пожарной безопасности в лесах создает угрозу уничтожения лесных насаждений и населенных пунктов в случае возникновения лесных пожаров. Невыполнение указанных мероприятий затрудняет процесс ликвидации уже возникшего пожара и увеличивает вероятность повышения класса опасности пожарной обстановки.
Ненадлежащее исполнение обязательств по договору послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 76 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.
Согласно части 2 статьи 4 Лесного кодекса Российской Федерации, от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Распоряжением Правительства Красноярского края от 13.07.2016 N 560-р образовано Министерство лесного хозяйства Красноярского края, действующее на основании Положения о министерстве лесного хозяйства Красноярского края утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2016 N 374-п.
Министерство является органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим надзор (контроль) в области лесных отношений.
Постановлением Правительства Красноярского края от 28.12.2023 N 1103-п внесены изменения в Положение о министерстве лесного хозяйства Красноярского края, в частности наименование министерства изменено на министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края.
15.01.2024 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись об изменении наименования министерства лесного хозяйства Красноярского края на министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края.
Таким образом, Министерство является надлежащим истцом по настоящему иску.
Предметом настоящего спора является требование истца об обязании ответчика выполнить мероприятия противопожарные мероприятия.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (лесные отношения).
В соответствии с частью 1 статьи 52 и частью 1 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности, в том числе предупреждение лесных пожаров. Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 1, пункту 3 части 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Указанные меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
В силу части 5 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя: приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.
Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 7 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту "в" пункта 12 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 N 1614 юридические лица, осуществляющие использование лесов обязаны соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.
В соответствии с пунктом 3 Правил пожарной безопасности в лесах, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя:
- предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров);
- мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;
- разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров;
- иные меры пожарной безопасности в лесах.
Нормативы обеспеченности и нормы средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов утверждены Приказом Минприроды России от 28.03.2014 N 161 "Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов" (далее - Приказ Минприроды РФ от 28.03.2014 N 161).
Как верно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, заключенный между сторонами договор по своей правовой природе является договором аренды лесного участка.
К договору разработан проект освоения лесов, положительное экспертное заключение на которое утверждено приказом от 20.05.2019 N 1308-глр/э. Проектом предусмотрены объемы и сроки исполнения работ по противопожарному обустройству лесов.
В соответствии с таблицей 4.2 (13) проекта освоения лесов, разработанного к договору аренды, лесопользователю установлены ежегодные виды и объемы мероприятий по противопожарному обустройству лесов.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик в апелляционной жалобе указывает на невозможность выполнения противопожарных мероприятий в объемах, включенных в первоначальную редакцию проекта.
Апелляционный суд отклоняет данные доводы на основании следующего.
Согласно статье 88 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30.12.2015 N 455-ФЗ) лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляется проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
В силу пункта 9 Состава проекта освоения лесов, порядка его разработки и внесения в него изменений, требований к формату проекта освоения лесов в форме электронного документа, утвержденного Приказ Минприроды России от 16.11.2021 N 864, раздел "Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов" содержит: характеристика территории лесного участка (земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения) по классам пожарной опасности, тематическая лесная карта (отдельным приложением); характеристика водных объектов; обоснование и характеристика проектируемых видов, объемов и сроков выполнения мероприятий по противопожарному обустройству лесов, в том числе с учетом объектов, созданных при использовании лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества, и их территориальное размещение, тематическая лесная карта (отдельным приложением).
В то же время подпунктом "е" пункта 13 договора аренды на общество возложена обязанность соблюдать требования "Правил пожарной безопасности в лесах", "Правила санитарной безопасности в лесах РФ", в случае возникновения лесного пожара на лесном участке обеспечивать его тушение. Осуществлять противопожарное обустройство лесов на лесном участке, в том числе строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения. посадочных площадок для вертолетов, прокладку противопожарных разрывов, обеспечивать создание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарная техника, оборудование, снаряжение и другие), содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности в объемах, определенных проектов освоения лесов.
Следовательно, общество обязано осуществлять противопожарные мероприятия, исходя из проектов освоения лесов, лесовосстановления, действовавших в соответствующий период, в рассматриваемом случае в 2021 года.
При этом нарушение требований пожарной безопасности влечет неготовность лесопользователя к тушению пожара, и при возникновении лесного пожара может привести не только к уничтожению огнем значительной площади лесного фонда, но и повлечь переход лесных пожаров на населенные пункты.
Материалами дел подтверждается, что отделом охраны и защиты лесов министерства представлена ведомость плановых и фактически выполненных мероприятий на территории Усольского лесничества арендаторами в 2021 году, кроме того, КГБУ "Усольское лесничество" предоставило сведения об объемах исполнения работ по охране, защите и воспроизводству лесов на лесных участках, предоставленных в аренду, согласно данным материалам арендатором не выполнены следующие мероприятия:
- устройство противопожарных минерализованных полос - 25,0 км;
- прочистка противопожарных минерализованных полос - 13,34 км;
Нарушение требований пожарной безопасности в лесах создает угрозу уничтожения лесных насаждений и населенных пунктов в случае возникновения лесных пожаров. Невыполнение указанных мероприятий затрудняет процесс ликвидации уже возникшего пожара и увеличивает вероятность повышения класса опасности пожарной обстановки.
Таким образом, в результате бездействия ООО "Каменское" нарушаются Правила пожарной безопасности в лесах. Указанная ситуация в случае возникновения пожара может затруднить процесс ликвидации возникшего пожара и увеличить вероятность повышения класса опасности пожарной обстановки, повлечь неблагоприятное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни и здоровью населения (неопределенного круга лиц).
Представленные ответчиком в материалы дела акты свидетельствуют о выполнении мероприятий за 2022, 2023 годы. Вместе с тем, указанные акты не свидетельствуют о выполнении противопожарных мероприятий за предыдущий период (за 2021 год).
Таким образом, доводы заявителя о наличии между сторонами правовой неопределенности в части определения момента, с которого нужно учитывать измененные объемы противопожарных мероприятий в проекте освоения лесов, не принимается коллегией судей как несостоятельный.
Заявитель жалобы указал, что исполнение требуемых мероприятий не возможно по объективным обстоятельствам - площадь участка, расположение дорог и т.д.
Истец отрицает это обстоятельство, в устном выступлении пояснил, что объективных препятствий исполнить требования нет.
Апелляционный суд исходит из того, что изначально объем мероприятий был определен на основании Проекта освоения лесных участков к договору, который был разработан самим обществом.
В дальнейшем в проект были внесены изменения. Изучив представленные дополнительные пояснения к апелляционной жалобе, к которым приложены: заявление о проведении государственной экспертизы от 02.08.2022, пояснительная записка, приказ Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 19.08.2022 N 1019-э с приложением экспертного заключения, информация по договору аренды лесного участка от 16.12.2010, апелляционный суд отмечает, что в них не содержится констатации того, что ранее указанные объемы не выполнимы.
Вместе с тем, для того, что бы освободить лицо от исполнения обязанности в связи с невозможностью ее исполнения следует установить либо наступление после возникновения обязательства обстоятельства, за которое ни одна из сторон не отвечает, либо виновные действия кредитора (статья 416 Гражданского кодекса Российской Федерации), либо действие обстоятельств непреодолимой силы (статья 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таких сведений в документах нет.
Пояснения инженера общества с ограниченной ответственностью "Каменское" по производству содержат указания на обстоятельства, которые должны быть подтверждены документально - экспертными оценками, заключениями специалистов и т.д. В отсутствие подтверждения эти пояснения также не могут являться достаточным правовым основанием для вывода об отсутствии обязанности.
Апелляционный суд указывает, что фактов, препятствующих соблюдению лесопользователем требований действующего законодательства и условий договора в части выполнения мероприятий по противопожарному обустройству лесов, не установлено.
Ссылка общества на необходимость применения нового проекта освоения лесов является необоснованной, поскольку вновь утвержденный в 2022 году проект освоения лесов не изменяет ранее действовавших условий договора относительно порядка выполнения противопожарных мероприятий, в том числе, в части срока и способа выполнения противопожарных мероприятий.
В нарушение статей 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ ответчиком не представлены надлежащие доказательства выполнения спорных мероприятий по противопожарному обустройству лесов.
Поскольку материалами дела подтверждается факт неисполнения обществом указанных противопожарных мероприятий в рамках договора аренды N 523/з от 16.12.2010, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что требования истца об обязании выполнить противопожарные мероприятия, соответствуют закону.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца в заявленном размере.
Решение суда является законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "03" июля 2024 года по делу N А33-26287/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Н.А.МОРОЗОВА
Судьи
О.В.ПЕТРОВСКАЯ
В.В.РАДЗИХОВСКАЯ