Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.02.03-2025.03.01) // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 19.02.2025 по делу N А33-21406/2024
Требование: Об обязании выполнить по договору аренды лесного участка противопожарные мероприятия.
Решение: Решение первой инстанции отменено. Требование удовлетворено.
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 19.02.2025 по делу N А33-21406/2024
Требование: Об обязании выполнить по договору аренды лесного участка противопожарные мероприятия.
Решение: Решение первой инстанции отменено. Требование удовлетворено.
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 февраля 2025 г. по делу N А33-21406/2024
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2025 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2025 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Петровской О.В.,
судей: Радзиховской В.В., Хабибулиной Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Солдатовой П.Д.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края (ИНН 2463102814, ОГРН 1162468093952)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 06 декабря 2024 года по делу N А33-21406/2024,
установил:
Министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края (ИНН 2463102814, ОГРН 1162468093952, далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Красфан" (ИНН 2411026288, ОГРН 1162468063075, далее - ответчик; ООО "Красфан") об обязании выполнить за 2023 год по договору аренды лесного участка от 20.08.2021 N 19/12-и в течение 1-го месяца со дня вступления решения суда в законную силу следующие противопожарные мероприятия:
- строительство лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров - 0,5 км;
- реконструкция лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров - 1,0 км;
- эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров - 1,5 км;
- прокладка просек и противопожарных разрывов - 0,8 км;
- прочистка просек и противопожарных разрывов - 1,5 км;
- устройство противопожарных минерализованных полос - 0,8 км;
- прочистка противопожарных минерализованных полос - 1,5 км;
- устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения - 1 шт.;
- благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах - 1 шт.;
- установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих о мерах пожарной безопасности в лесах - 4 шт.
К участию в деле в качестве третьего лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено краевое государственное бюджетное учреждение "Сухобузимское лесничество" (ИНН 2435001420).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 06 декабря 2024 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что в соответствии с таблицей 13 проекта освоения лесов, разработанного к договору аренды лесного участка от 20.08.2021 N 19/12-и, установлены ежегодные виды и объемы мероприятий по противопожарному обустройству лесов. Полагает, что срок исполнения обязанностей арендатора по выполнению противопожарных мероприятий наступил до прекращения договорных отношений. Считает, что по условиям договора аренды лесного участка (пп. "у" п. 3.4.) арендатор обязан в день окончания срока действия договора передать арендодателю лесной участок в состоянии пригодном для ведения лесного хозяйства, с характеристиками лесного участка, установленными проектом освоения лесов на день окончания срока действия договора. Указывает на то, что ООО "Красфан" не отрицается факт невыполнения работ по противопожарному обустройству лесов в 2023 году. По мнению истца, поскольку договором аренды предусмотрена обязанность арендатора ежегодно за свой счет выполнять меры противопожарного обустройства лесов, следовательно, при прекращении договора аренды участок должен быть возвращен арендодателю с учетом выполненных работ за предыдущие периоды в соответствии с проектом освоения лесов.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 15.01.2025 апелляционная жалоба принята к производству. Судебное заседание назначено на 10.02.2025.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
В материалы дела от истца и ответчика поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
При изложенных обстоятельствах в силу
статей 121 -
123,
части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном
главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Распоряжением Правительства Красноярского края от 13.07.2016 N 560-р образовано Министерство лесного хозяйства Красноярского края, действующее на основании Положения о министерстве лесного хозяйства Красноярского края утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2016 N 374-п.
Министерство является органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим надзор (контроль) в области лесных отношений.
Постановлением Правительства Красноярского края от 28.12.2023 N 1103-п внесены изменения в Положение о министерстве лесного хозяйства Красноярского края, в частности наименование министерства изменено на Министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края.
15.01.2024 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись об изменении наименования Министерства лесного хозяйства Красноярского края на Министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края.
20.08.2021 между Министерством лесного хозяйства Красноярского края (арендодатель) и ООО "Красфан" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка для заготовки древесины N 19/12-и, согласно условиям которого арендатор обязался представить, а арендатор обязался принять во временное пользование находящийся в государственной собственности лесной участок с номером учетной записи в государственном лесном реестре 24-03849-2021-03-3345-1, имеющий следующие характеристики:
- площадь: 24 561 га защитных и эксплуатационных лесов;
- местоположение: Красноярский край, Сухобузимский район, Сухооузимское лесничество, Павловское участковое лесничество, кварталы 4, 5, 8, 1.0, 11, 23 - 28, 38-41, 57-61, 76, 78, 93-95, 104-108, являющийся частью земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 24:35:0000000:2578, предназначенный для заготовки древесины,
- категория защитности: леса расположенные в водоохранных зонах, ценные леса: нерестоохранные полосы;
- вид разрешенного использования: заготовка древесины в соответствии с лесохозяйственным регламентом Сухобузимского лесничества.
Лесной участок передан арендатору на основании акта приема-передачи лесного участка (приложение N 6 к договору аренды лесного участка N 19/12-и от 20.08.2021).
Подпунктом "к" пункта 3.4 договора N 19/12-и от 20.08.2021 предусмотрена обязанность арендатора осуществлять меры по предупреждению лесных пожаров в соответствии с законодательством Российской Федерации, проектом освоения лесов и приложением N 7 к договору.
Проектом освоения лесов закреплены обоснование и характеристики видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов с учетом объектов, созданных при использовании лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества, установлен проектируемый ежегодный объем противопожарных мероприятий (таблица 13).
В приложении N 7 к договору приведены объемы и сроки исполнения работ по обеспечению пожарной и санитарной безопасности на арендуемом лесном участке.
Согласно отчету (ППМ) о выполнении работ по противопожарному обустройству лесов за 2023 год, ООО "Красфан" не выполнен следующий объем противопожарных мероприятий:
- строительство лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров - 0,5 км;
- реконструкция лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров - 1,0 км;
- эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров - 1,5 км;
- прокладка просек и противопожарных разрывов - 0,8 км;
- прочистка просек и противопожарных разрывов - 1,5 км;
- устройство противопожарных минерализованных полос - 0,8 км;
- прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление (уход) - 1,5 км;
- устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения - 1 шт.;
- благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах - 1 шт.;
- установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих о мерах пожарной безопасности в лесах - 4 шт.
Из отчета ООО "Красфан" об охране лесов от пожаров по форме 1-ОЛ за январь - декабрь 2023 года следует, что указанный период арендатором мероприятия, предусмотренные договором и проектом освоения лесов, выполнены в следующем объеме: произведена эксплуатация пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря.
В соответствии с пунктом 8 акта выполненных мероприятий на участке лесного фонда представленного в целях заготовки древесины от 01.11.2023 (приложение к акту приема-передачи лесных участков) у арендатора имеются неисполненные обязательства по договору аренды лесного участка от 29.12.2018 N 19/2-и, в том числе: имеется задолженность по выполнению противопожарных мероприятий за период 2022-2023 годы - строительство дорог - 1 км, реконструкция дорог - 2 км, эксплуатация дорог - 3 км, прокладка просек - 1,6 км, прочистка просек - 3 км, устройство минполос - 1,6 км, прочистка минполос - 3 км, устройство водоемов - 2 шт., благоустройство мест отдыха - 2 шт., установка шлагбаумов - 2 шт., установка стендов - 8 шт.
10.04.2024 между сторонами заключено соглашение о расторжении договора аренды лесного участка от 29.12.2018 N 19/2-и. В силу пункта 1 соглашения, договор считается расторгнутым с даты подписания акта приема-передачи лесного участка.
С учетом условий соглашения о расторжении договора, лесной участок возвращен арендодателю 01.01.2024, в подтверждение чего в материалы дела представлен акт приема передачи лесного участка, являющийся приложением к соглашению о расторжении договора аренды.
Как указывает истец, нарушение требований пожарной безопасности в лесах создает угрозу уничтожения лесных насаждений и населенных пунктов в случае возникновения лесных пожаров. Невыполнение указанных мероприятий затрудняет процесс ликвидации уже возникшего пожара и увеличивает вероятность повышения класса опасности пожарной обстановки.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Между сторонами сложились правоотношения, вытекающие из договора аренды лесного участка.
Согласно
статье 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии с
частью 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных
статьей 25 данного Кодекса.
Как указано выше, в приложении N 7 к договору приведены объемы и сроки исполнения работ по обеспечению пожарной и санитарной безопасности на арендуемом лесном участке.
Проектом освоения лесов закреплены обоснование и характеристики видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов с учетом объектов, созданных при использовании лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества, установлен проектируемый ежегодный объем противопожарных мероприятий (таблица 13).
Факт неисполнения ООО "Красфан" противопожарных мероприятий в рамках договора аренды N 19/12-и от 20.08.2021 подтвержден представленным в материалы дела отчетом (ППМ) о выполнении работ по противопожарному обустройству лесов за 2023 год и не оспорен ответчиком.
Невыполнение данных мероприятий является нарушением положений
статей 19 Лесного кодекса Российской Федерации,
подпункта "а" пункта 3,
пункта 5 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановление Правительства РФ от 07.10.2020 N 1614.
Частью 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению (далее также - мероприятия по сохранению лесов), а также мероприятия по лесоустройству осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со
статьями 81 -
84 настоящего Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим
Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.
Согласно
части 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров.
В силу положений
частей 1,
2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров
(часть 1). Противопожарное обустройство лесов представляет собой комплекс мер, направленных на недопущение распространения лесных пожаров
(часть 2). Среди прочих меры противопожарного обустройства лесов включают в себя: создание, содержание и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; создание, содержание и эксплуатацию посадочных площадок, используемых в целях проведения авиационных работ по охране лесов от пожаров; прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; создание, содержание и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов); создание в целях тушения лесных пожаров условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения; проведение гидромелиорации земель; снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений; проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; иные определенные Правительством Российской Федерации меры
(часть 4).
Осуществление противопожарных мероприятий на лесном участке является публично-правовой обязанностью лесопользователя.
Ответчик при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по условиям договора, должен был принять меры по надлежащему исполнению своих обязательств по договору аренды лесного участка. Доказательства отсутствия вины ответчиком не представлены. Ответчиком добровольно приняты на себя обязательства по выполнению противопожарных мероприятий согласно условиям договора аренды лесного участка и проекту освоения лесов. При этом проект освоения лесов составляется самим арендатором, исходя из фактического состояния объекта аренды на основании материалов лесоустройства. Таким образом, принимая на себя обязательство по осуществлению работ по выполнению противопожарных мероприятий, ответчик, не исполняя данные обязательства, не вправе ссылаться на невозможность их исполнения, поскольку никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (
пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом, договор аренды N 19/12-и от 20.08.2021 расторгнут по соглашению сторон, спорный лесной участок возвращен арендодателю 01.01.2024 на основании акта приема-передачи.
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
По условиям договора аренды лесного участка (пп. "у" п. 3.4.) арендатор обязан в день окончания срока действия договора передать арендодателю лесной участок в состоянии пригодном для ведения лесного хозяйства, с характеристиками лесного участка, установленными проектом освоения лесов на день окончания срока действия договора.
Как следует из материалов дела, факт отсутствия проведения запланированных противопожарных мероприятий был выявлен до расторжения договора аренды, а именно 07.06.2024, что подтверждается отчетом (ППМ) о выполнении работ по противопожарному обустройству лесов за 2023 год (т. 1 л.д. 61).
На момент проведения проверки у ответчика имелась обязанность по надлежащему исполнению условий договора, в том числе по проведению противопожарных мероприятий, которая.
Кроме того, в акте приема-передаче лесного участка от 01.01.2024 в пункте 8 указано на неисполненные обязательства по договору аренды от 20.08.2021 N 19/12-и, а именно: у ответчика имеется задолженность по выполнению противопожарных мероприятий за период 2022-2023 годы - строительство дорог 1 км; реконструкция дорог 2 км; эксплуатация дорог 3 км; прокладка просек 1,6 км; прочистка просек 3 км; устройство противопожарных минерализованных полос 1,6 км; прочистка противопожарных минерализованных полос 3 км; устройство водоемов 2 шт.; благоустройство мест отдыха 2 шт., установка шлагбаумов 2 шт., установка стендов 2 шт. (т. 1 л.д. 57).
Доказательств исполнения этой обязанности в объеме, заявленном в иске, ответчиком в материалы дела не представлено.
В силу прямого указания
пункта 4 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.
Довод ответчика о том, что осуществление пожарных мероприятий после передачи лесного участка будет расценено как самовольный захват земель лесного фонда, является несостоятельным, так именно арендодатель требует выполнения противопожарных мероприятий. Ссылка на то, что ответчик уже не является арендатором, в силу чего не имеет права пользоваться лесным участком, также отклоняется, поскольку в случае выполнения противопожарных мероприятий, лесной участок для ранее указанных в договоре аренды целей не предоставляется.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
Аналогичные выводы суда поддержаны судебной практикой А19-20603/2022, А78-11810/2023.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене на основании
пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с принятием нового судебного акта об удовлетворении исковых требований.
В силу
пункта 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно
части 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, разъяснений, данных в
пункте 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" ответчики признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от ее уплаты.
Учитывая, что истец по делу и одновременно заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины, на ответчика возлагается обязанность по уплате в доход федерального бюджета 36 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы.
Руководствуясь
статьями 268,
269,
270,
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 06 декабря 2024 года по делу N А33-21406/2024 отменить. Принять новый судебный акт.
Исковые требования удовлетворить. Обязать общество с ограниченной ответственностью "Красфан" (ИНН 2411026288, ОГРН 1162468063075) выполнить за 2023 год по договору аренды лесного участка от 20.08.2021 N 19/12-и в течение 1-го месяца со дня вступления решения суда в законную силу следующие противопожарные мероприятия:
- строительство лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров - 0,5 км;
- реконструкцию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров - 1,0 км;
- эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров - 1,5 км;
- прокладку просек и противопожарных разрывов - 0,8 км;
- прочистку просек и противопожарных разрывов - 1,5 км;
- устройство противопожарных минерализованных полос - 0,8 км;
- прочистку противопожарных минерализованных полос - 1,5 км;
- устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения - 1 шт.;
- благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах - 1 шт.;
- установку и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих о мерах пожарной безопасности в лесах - 4 шт.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Красфан" (ИНН 2411026288, ОГРН 1162468063075) в доход федерального бюджета 36 000 руб. государственной пошлины.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
О.В.ПЕТРОВСКАЯ
Судьи
В.В.РАДЗИХОВСКАЯ
Ю.В.ХАБИБУЛИНА