Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.02.03-2025.03.01) // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 16.01.2025 N 16-453/2025(16-5432/2024)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: 1) Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ за нарушение правил санитарной безопасности в лесах; 2) По ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: 1) Дело направлено на новое рассмотрение; 2) Дело направлено на новое рассмотрение.
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 16.01.2025 N 16-453/2025(16-5432/2024)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: 1) Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ за нарушение правил санитарной безопасности в лесах; 2) По ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: 1) Дело направлено на новое рассмотрение; 2) Дело направлено на новое рассмотрение.
СЕДЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 января 2025 г. N 16-453/2025(16-5432/2024)
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Трапезникова И.И., рассмотрев жалобу защитника акционерного общества "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз" Д., действующего в интересах общества на основании доверенности, на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника отдела Ноябрьского лесничества Управления лесного хозяйства Департамента природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа от 06 февраля 2024 года,
решение судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 апреля 2024 года, решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 июня 2024 года, вынесенные по делу об административных правонарушениях, предусмотренных
частью 2 статьи 8.31 и
частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз",
установил:
постановлением заместителя начальника отдела Ноябрьского лесничества Управления лесного хозяйства Департамента природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа от 06 февраля 2024 года N 16/Н акционерное общество "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз" (далее - АО "Газпромнефть-ННГ", общество) признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных
частью 2 статьи 8.31 и
частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию, с учетом применения положений
части 2,
пункта 2 части 3,
части 6 статьи 4.4 названного Кодекса, в виде административного штрафа в размере 605 000 рублей.
Решением судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 апреля 2024 года (N 12-73/2024), оставленным без изменения решением судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 июня 2024 года (N 7-140/2024), указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба защитника АО "Газпромнефть-ННГ" - без удовлетворения.
В поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции жалобе на указанные судебные акты защитник просит их отменить и возвратить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неверное применение норма права и допущенные при рассмотрении дела процессуальные нарушения в части назначения обществу наказания.
Ямало-Ненецкая природоохранная прокуратура уведомлена о подаче жалобы, отзыв на жалобу от прокуратуры в суд не поступал.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, поступившего в суд 17.12.2024 года, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно
части 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса, за исключением случаев, предусмотренных
частями 3.1 -
3.4 статьи 8.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с
частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от шестидесяти тысяч до девяноста тысяч рублей; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения АО "Газпромнефть-ННГ" к административной ответственности по
части 2 статьи 8.31 и
части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили следующие обстоятельства.
В ходе проверки исполнения законодательства об охране окружающей среды, лесного и земельного законодательства, законодательства о природопользовании, а также законодательства о промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, проведенной в отношении АО "Газпромнефть-ННГ" на основании решения Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора N 130 от 17 июля 2023 года, 24 августа 2023 года осуществлен осмотр территорий эксплуатируемых обществом месторождений, включая Спорышевское месторождение. В ходе осмотра территории в районе кустовой площадки N 25 в квартале 1264 выдела 51 Ноябрьского участкового лесничества обнаружен земельный участок, загрязненный веществом, сходным с нефтепродуктами; в ходе проведения исследований проб почвы, отобранных на данном участке, выявлено превышение содержания нефтепродуктов в почве на загрязненном участке.
Установлено, что загрязненный участок находится в границах земельных участков, предоставленных обществу на основании договоров аренды, и относится к эксплуатационным лесам.
При рассмотрении дела, должностное лицо Департамента природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа, руководствуясь
статьями 50.7,
60.3,
60.12, Лесного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального
закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", положениями
пунктов 20 и
29 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09 декабря 2020 года N 2047,
пункта 15 Правил использования лесов в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Минприроды России от 10 июля 2020 года N 434, а также
пункта 18 Правил использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, утвержденных приказом Минприроды России от 07 июля 2020 года N 417, установив факт загрязнения указанного лесного участка вредными веществами (нефтесодержащей жидкостью) и неблагоприятного воздействия на леса, пришел к выводу о наличии в деянии АО "Газпромнефть-ННГ", допустившего указанные нарушения, состава административного правонарушения, предусмотренного
частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, принимая во внимание положения
статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации, во взаимосвязи с положениями
пунктов 43,
44 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 года N 1614, с учетом положений Федерального
закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", а также того обстоятельства, что постановлением Правительства ЯНАО от 25 мая 2023 года N 447-П "О введении особого противопожарного режима в лесах на территории Ямало-Ненецкого автономного округа" на территории округа с 26 мая по 01 сентября 2023 года введен особый противопожарный режим, с учетом обстоятельств, установленных в ходе проверки, должностное лицо пришло к выводу о том, что обществом также допущены нарушения требований пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного
частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При пересмотре дела по жалобе общества, придя к заключению о том, что обстоятельства совершения АО "Газпромнефть-ННГ" указанных административных правонарушений подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые отвечают требованиям относимости, допустимости, достоверности, и в своей совокупности достаточности, судьи также пришли к выводам о доказанности наличия в действиях АО "Газпромнефть-ННГ" составов административных правонарушений, предусмотренных
частью 2 статьи 8.31 и
частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом обсуждая вопрос об обоснованности назначенного обществу наказания, при проверке доводов жалобы защитника о наличии оснований для изменения наказания и для назначения одного наказания за совершение нескольких правонарушений, выявленных в ходе проверки, по правилам, установленным
частями 5,
6 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьи нижестоящих судебных инстанций указали на отсутствие таких оснований.
Отвергая приведенные защитником доводы, судья городского суда сослался на то, что в ходе проведенной природоохранным прокурором проверки выявлено 73 нарушения, квалифицированных по
части 2 статьи 8.31 и
части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при этом в силу положений
пункта 7 части 3 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" деятельность органов прокуратуры не относится к деятельности органов государственного контроля (надзора) и не осуществляется в порядке, предусмотренном указанным Федеральным
законом, и, поскольку нарушения природоохранного законодательства выявлены не в ходе контрольного мероприятия, осуществляемого в соответствии с Федеральным
законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ, то оснований для применения
частей 5 и
6 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
С указанными выводами согласился судья суда автономного округа.
Между тем судьями нижестоящих судебных инстанций не учтено следующее.
Согласно
статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу требований
части 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Федеральным
законом от 26 марта 2022 года N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", вступившим в силу 06 апреля 2022 года,
статья 4.4 названного Кодекса дополнена
частью 5, согласно которой если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи)
раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Указанным Федеральным
законом статья 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях также дополнена
частью 6, согласно которой если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи)
раздела II данного Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные
частями 2 -
4 данной статьи.
При этом положения
статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержат отсылки к Федеральному
закону от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", такая отсылка содержится только в
примечании к статье 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применительно к
частям 3.1 и
3.2 указанной статьи.
Конституционным Судом Российской Федерации в
Постановлении от 18 июля 2024 года N 39-П особо отмечена необходимость соблюдения закрепленного в
статье 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства всех перед законом, гарантирующего одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории, в том числе при применении правил назначения и исполнения административного наказания, а также приведена правовая позиция, согласно которой однозначное понимание статуса прокуратуры как компетентного субъекта государственного контроля (надзора) - в совокупности с ее полномочием проводить проверки, которые по характеру и степени воздействия на деятельность проверяемого лица могут быть сопоставимы с предусмотренными законодательством о контроле (надзоре) контрольными (надзорными) мероприятиями (действиями), - в системе существующего правового регулирования, во всяком случае, не может игнорироваться при решении вопроса о распространении на лиц, административные правонарушения которых были выявлены в ходе проверки, проведенной органами прокуратуры, тех льготных условий уплаты административных штрафов, которые законодатель связывает с выявлением административного правонарушения при осуществлении контроля (надзора).
С учетом данной правовой позиции, следует признать, что такой же подход необходимо использовать при решении вопроса о распространении на лиц, административные правонарушения которых были выявлены в ходе проверки, проведенной органами прокуратуры, установленных вышеназванной нормой правил при назначении наказания за административные правонарушения, выявленные при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора).
Из материалов настоящего дела следует, что по результатам проведенной прокуратурой проверки в отношении АО "Газпромнефть-ННГ" выявлены нарушения, ответственность за которые предусмотрена
частью 2 статьи 8.31, а также
частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при этом в рамках рассмотрения настоящего дела должностное лицо административного органа при назначении обществу наказания признало возможным применение положений
части 6 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении двух нарушений. С учетом чего выводы судей о невозможности применения к рассматриваемым обстоятельствам правил назначения наказания за административные правонарушения, выявленные при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), противоречат принятому должностным лицом решению, которое признано законным, несмотря на указанные выводы.
В то же время принятые по делу решения не содержат обоснованных и мотивированных выводов относительно невозможности применения положений
частей 5,
6 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении иных, выявленных в ходе проведенной природоохранной прокуратурой проверки, нарушений. При этом материалы настоящего дела не содержат сведений о количестве вынесенных в отношении АО "Газпромнефть-ННГ" постановлений, дате их принятия, и иных сведений, позволяющих установить обстоятельства, имеющие значение для разрешения вопроса о правильности и обоснованности назначенного обществу наказания в рассматриваемом случае.
Между тем, выяснение указанных обстоятельств имеет существенное значение по данному делу об административном правонарушении для решения вопроса о наличии или отсутствии оснований для применения положений
частей 5,
6 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Подобное рассмотрение дела не отвечает установленным
статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с
пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным
кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку по результатам рассмотрения данного дела вынесено постановление о признании АО "Газпромнефть-ННГ" виновным с назначением ему административного наказания (производство по настоящему делу в отношении общества не было прекращено), не имеется препятствий для отмены принятых по делу судебных актов и возвращения дела на новое рассмотрение.
С учетом изложенного,
решение судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 апреля 2024 года, решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 июня 2024 года, вынесенные по делу об административных правонарушениях, предусмотренных
частью 2 статьи 8.31 и
частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз", подлежат отмене, а дело - возвращению в Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела судье следует учесть указанное, в настоящем постановлении, принять меры к полному, всестороннему и объективному выяснению всех обстоятельств дела, получению дополнительных сведений, а также проверить и дать надлежащую правовую оценку доводам заявителя и имеющимся в деле доказательствам по правилам, предусмотренным
статьями 26.2,
26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 30.13 -
30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
решение судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 апреля 2024 года, решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 июня 2024 года, вынесенные по делу об административных правонарушениях, предусмотренных
частью 2 статьи 8.31 и
частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз", отменить.
Дело об административном правонарушении возвратить в Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа на новое рассмотрение.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции
И.И.ТРАПЕЗНИКОВА