Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.02.03-2025.03.01) // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 16.01.2025 N 16-78/2025
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Отказано.
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 16.01.2025 N 16-78/2025
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Отказано.
СЕДЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 января 2025 г. N 16-78/2025
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Кокоева О.А., рассмотрев жалобу защитника открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Ч. на вступившие в законную силу постановление первого заместителя начальника Главного управления лесами Челябинской области от 3 августа 2021 года N 94, решение судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 16 января 2023 года, решение судьи Челябинского областного суда от 22 февраля 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества "Российские железные дороги",
установил:
постановлением первого заместителя начальника Главного управления лесами Челябинской области от 3 августа 2021 года N 94, открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 540 000 рублей.
Решением судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 16 января 2023 года (N 12-46/2023), оставленным без изменения решением судьи Челябинского областного суда от 22 февраля 2023 года (N 7-133/2023), постановление первого заместителя начальника Главного управления лесами Челябинской области от 3 августа 2021 года N 94 изменено, размер назначенного ОАО "РЖД" наказания снижен до 300 000 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник ОАО "РЖД" просит постановление должностного лица и судебные акты отменить, производство по делу прекратить.
Ознакомившись с доводами жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с
частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции закона на момент совершения административного правонарушения) нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Частями 1,
4 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что леса подлежат охране от пожаров. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах. Согласно
пункту 1 части 1 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включают в себя, в том числе предупреждение лесных пожаров. В силу
части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из положений
частей 1 и
2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя: строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов; прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря; устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения; проведение работ по гидромелиорации; снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений; проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; иные определенные Правительством Российской Федерации меры.
Согласно
части 3 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации указанные в
части 2 настоящей статьи меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду либо используемых на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных
статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, осуществляются арендаторами лесного участка или землепользователями, а в границах сервитута, публичного сервитута - обладателями сервитута, публичного сервитута.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 года N 1614 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, которыми установлены единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и при пребывании граждан в лесах, и которые являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.
Согласно
пункту 37 Правил пожарной безопасности в лесах полосы отвода железных дорог в местах прилегания их к лесным массивам должны быть очищены от сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов, а границы полос отвода должны быть отделены от опушки леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.
Из материалов дела следует, что 26 мая 2021 года в 16-05 часов на территории Аракульского участкового лесничества Каслинского лесничества в квартале N 119 выделе 24 был зафиксирован лесной пожар (на площади 0,9 га с общим ущербом 1 901 482,47 рублей) вдоль железной дороги. Причиной данного пожара стал переход огня с линейного объекта (полоса отвода железной дороги перегон Маук-Кыштым, 143 км) с кадастровым номером 74:09:0000000:105, правообладателем данного участка является ОАО "РЖД".
Также установлено, что данный участок непосредственно примыкает к землям гослесфонда (вышеуказанный квартал 119 выдел 24 Аракульского участкового лесничества Каслинского лесничества), в период пожара в лесном фонде полоса отвода железной дороги не были очищены от валежника, порубочных остатков и других горючих материалов, также граница полосы отвода железной дороги не была отделена от опушки леса противопожарной опашкой шириной от 3-5 метров или противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.
В связи с данными обстоятельствами невыполнения ОАО "РЖД" обязанностей по очистке полосы отвода железной дороги от валежника, порубочных остатков и других горючих материалов, непринятия мер по отделению границы полосы отвода железной дороги от опушки леса противопожарной опашкой шириной от 3-5 метров или противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 3 метров, указывающими на нарушение обществом
пункта 37 Правил пожарной безопасности в лесах, повлекшими возникновение лесного пожара, в отношении ОАО "РЖД" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном
частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении общество привлечено к административной ответственности.
С выводами о наличии в действиях ОАО "РЖД" состава административного правонарушения согласились судьи районного и областного судов, не усмотревшие нарушение требований законности при привлечении юридического лица к административной ответственности
Факт нарушения ОАО "РЖД" правил пожарной безопасности в лесах, повлекшего возникновение лесного пожара, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, которым в ходе рассмотрения дела и пересмотре дела в нижестоящих судебных инстанциях дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями
статей 26.2 и
26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как свидетельствующим в своей совокупности о виновности юридического лица в совершении вмененного административного правонарушения.
В силу
части 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим
Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае всех возможных мер для соблюдения правил пожарной безопасности в лесах ОАО "РЖД" не предпринято, именно невыполнение данным юридическим лицом требований правил пожарной безопасности в лесах
(пункта 37) повлекло возникновение лесного пожара. В связи с изложенным, в действиях юридического лица должностным лицом и судебными инстанциями на основании имеющихся в материалах дела доказательств правильно установлен факт нарушений правил пожарной безопасности, повлекших возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, что указывает на наличие состава административного правонарушения, предусмотренного
частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в
статьях 1.5,
1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Протокол об административных правонарушениях соответствует требованиям
статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем содержатся все необходимые сведения.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся сведения, предусмотренные
статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Выводы, изложенные в постановлении, мотивированы. Постановление должностного лица вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел.
Административное наказание назначено в соответствии с санкцией
части 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приводимые в жалобе доводы со ссылкой на положения
части 1 и
2 статьи 97 Лесного кодекса Российской Федерации (утратили силу на момент рассмотрения дела), а также на положения
статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации,
статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях",
статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях",
подпункта "г" пункта 3 Положения о федеральном государственном лесном контроле (надзоре), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1098, постановления Правительства Челябинской области N 32-П от 31.01.2020, о том, что дело рассмотрено неуполномоченным должностным лицом, являются несостоятельными, вызваны ошибочным толкованием автором жалобы норм права.
Из положений
части 1 статьи 23.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что органы, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), рассматривают дела об административных правонарушениях, в том числе предусмотренных
частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, согласно
части 1 статьи 23.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, в том числе предусмотренных
статьей 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассматривают в пределах своих полномочий соответствии с лесным законодательством и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану).
Частью 1 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что федеральный государственный лесной контроль (надзор) осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению государственного надзора. Осуществление государственного надзора может быть возложено на государственные учреждения, подведомственные федеральному органу исполнительной власти, в пределах полномочий указанного федерального органа исполнительной власти, на государственные учреждения, подведомственные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов.
Согласно
пункту 3 Положения о федеральном государственном лесном контроле (надзоре), утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1098 государственный контроль (надзор) осуществляют уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) органы исполнительной власти, их территориальные органы, подведомственные им государственные учреждения в пределах их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно: а) Федеральное агентство лесного хозяйства - в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, и в случаях, когда полномочия, переданные Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с
частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов Российской Федерации; б) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования - на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения; в) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора), - на землях лесного фонда; г) государственные учреждения, подведомственные органам государственного надзора, - в пределах полномочий органов государственного надзора.
Вопреки мнению подателя жалобы федеральный государственный лесной контроль (надзор) осуществляется не только учреждениями, подведомственными органам государственного надзора, в пределах полномочий органов государственного надзора, но и непосредственно самими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора), на землях лесного фонда.
Согласно
пункту 5 Положения о федеральном государственном лесном контроле (надзоре), помимо перечня должностных лиц государственных учреждений, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора), также высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации утверждается перечень уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) должностных лиц органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Губернатора Челябинской области от 22.12.2006 N 385 утверждено Положение о Главном управлении лесами Челябинской области.
Из положений пункта 1, подпункта 15 пункта 7 Положения о Главном управлении лесами Челябинской области следует, что Главное управление лесами Челябинской области является исполнительным органом Челябинской области, которое в целях реализации возложенной на него задачи, помимо прочего, осуществляет на землях лесного фонда федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах, за исключением случаев, предусмотренных
пунктами 36 и
37 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации.
Доводы жалобы о том, что постановлением Правительства Челябинской области от 31.01.2020 N 32-П утвержден перечень должностных лиц государственного казенного учреждения "Управление лесничествами Челябинской области", подведомственного Главному управлению лесами Челябинской области, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах на территории Челябинской области, за исключением случаев, предусмотренных
пунктами 36 и
37 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации, а также о том, что постановление Правительства Челябинской области от 22.08.2013 г. N 251-П "Об установлении перечня должностных лиц учреждений, подведомственных Главному управлению лесами Челябинской области, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах на территории Челябинской области, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации" утратило силу, вопреки мнению защитника, основанием к отмене принятых по делу постановления должностного лица и решений судей нижестоящих инстанций не являются.
На момент рассмотрения должностным лицом дела действовал утвержденный постановлением Правительства Челябинской области от 18.07.2012 N 385-П Перечень должностных лиц Главного управления лесами Челябинской области, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах на территории Челябинской области, за исключением случаев, предусмотренных
пунктами 36 и
37 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации, в том числе имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях (далее Перечень).
Данный Перечень утратил силу только с изданием постановления Правительства Челябинской области от 20.01.2022 N 16-П.
Согласно пункту 1 указанного Перечня к числу должностных лиц Главного управления лесами Челябинской области, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), относился, в том числе и первый заместитель начальника Главного управления лесами Челябинской области.
Таким образом, первый заместитель начальника Главного управления лесами Челябинской области, рассмотревший по существу настоящее дело об административном правонарушении, предусмотренном
частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО "РЖД", действовал в пределах предоставленных ему полномочий.
При пересмотре дела судьей районного суда, а затем судьей областного суда дело проверено в соответствии с
частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исследованы представленные в материалы дела доказательства, вынесены законные и обоснованные решения. Установив основания для применения положений
частей 3.2,
3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда снизил размер административного штрафа, предусмотренного санкцией.
Нарушений гарантированных
Конституцией Российской Федерации и
статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных
статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 30.13 -
30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление первого заместителя начальника Главного управления лесами Челябинской области от 3 августа 2021 года N 94, решение судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 16 января 2023 года, решение судьи Челябинского областного суда от 22 февраля 2023 года, вынесенные в отношении открытого акционерного общества "Российские железные дороги" по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Ч. - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
О.А.КОКОЕВА