Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.02.03-2025.03.01) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 17.01.2025 N 16-296/2025 (УИД 66RS0007-01-2024-005158-95)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.

Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 17.01.2025 N 16-296/2025 (УИД 66RS0007-01-2024-005158-95)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.


Содержание


СЕДЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 января 2025 г. N 16-296/2025
Дело N 66-002-2024/2246
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Кокоева О.А., рассмотрев жалобу Б. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора города Екатеринбурга по пожарному надзору N 66-002-2024/2246 от 24 мая 2024 года, решение судьи Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 4 июля 2024 года, решение судьи Свердловского областного суда от 14 августа 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Б.,
установил:
постановлением государственного инспектора города Екатеринбурга по пожарному надзору N 66-002-2024/2246 от 24 мая 2024 года, оставленным без изменения решением судьи Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 4 июля 2024 года (N 12-354/2024) и решением судьи Свердловского областного суда от 14 августа 2024 года (N 72-703/2024), Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Б. выражает несогласие с указанными выше постановлением должностного лица и судебными актами, просит об их отмене и прекращении производства по делу.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Из материалов дела следует и установлено должностным лицом и судебными инстанции, что 20 апреля 2024 года в 12:13 часов, при проведении рейда в рамках патруля патрульно-контрольной группы по соблюдению обязательных требований пожарной безопасности в период действия противопожарного режима, установленного постановлением администрации г. Екатеринбурга N 859 от 12 апреля 2024 года "об установлении особого противопожарного режима на территории муниципального образования "город Екатеринбург" и дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия" (далее - постановление N 859), на территории <адрес> (земельный участок с кадастровым номером N) выявлен факт не осуществления своевременной уборки мусора и других горючий материалов (отходов) Б., в нарушении требований пунктов 67, 68 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 (далее - Правила противопожарного режима в Российской Федерации).
Изложенное явилось основанием для привлечения Б. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются протоколом об административном правонарушении; рапортом государственного инспектора по пожарному надзору, фототаблицей к нему, в котором зафиксировано складирование мусора и горючего материала у дома <адрес>; выпиской из ЕГРН в отношении земельного участка, иными доказательствами, получившими оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод должностного лица и судебных инстанций о наличии в действиях Б. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.
Действия Б. квалифицированы по части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и законодательства в области пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
В силу статьи 34 названного Федерального закона граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного закона.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Согласно пункта 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 (далее - Правила противопожарного режима в Российской Федерации), правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы. Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.
В силу пункта 68 Правил противопожарного режима в Российской Федерации на территориях общего пользования, прилегающих к жилым домам, садовым домам, объектам недвижимого имущества, относящимся к имуществу общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, а также в лесах, лесопарковых зонах и на землях сельскохозяйственного назначения запрещается устраивать свалки горючих отходов.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69- Федерального закона "О пожарной безопасности" особый противопожарный режим - дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.
В силу статьи 30 этого же Федерального закона особый противопожарный режим может устанавливаться на соответствующих территориях в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях.
На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).
Таким образом, требования и дополнительные требования пожарной безопасности могут устанавливаться как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях правового регулирования.
Постановлением администрации г. Екатеринбурга от 12 апреля 2024 года N 859 установлен особый противопожарный режим с 13 апреля 2024 года до особого распоряжения на территории муниципального образования город Екатеринбург.
Доводы о применении положений части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по настоящему делу и утрате действия постановления администрации г. Екатеринбурга от 12 апреля 2024 года N 859, основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права.
Нарушение Б. требований пунктов 67, 68 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479, в период действия особого противопожарного режима, установленного постановлением администрации г. Екатеринбурга от 12 апреля 2024 года N 859, установлены должностным лицом и судебными инстанциями на основании представленных в материалы дела доказательств и сомнений не вызывают.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует об ошибочности выводов должностного лица и судей о виновности Б. в совершении административного правонарушения. Вопреки доводам жалобы, представленные в материалы дела доказательства подтверждают обстоятельства имевшихся нарушений требований пожарной безопасности, вину Б., допустившего наличие данных нарушений.
Приведенные заявителем в рассматриваемой жалобе доводы, в том числе о том, что Б. не является субъектом вмененного ему административного правонарушения, аналогичны доводам, которые являлись предметом исследования и проверки предыдущих судебных инстанций, обоснованно были признаны несостоятельными с приведением мотивов в обжалуемых судебных актах. Оснований не согласиться с такими выводами не усматривается.
В данном случае Б. является субъектом вмененного административного правонарушения, с учетом его ответственности, как собственника земельного участка. Факт владения Б. лишь ? доли в праве общей долевой собственности на указанный земельный участок, не освобождает его как правообладателя указанного недвижимого имущества от обязанности соблюдения требований пожарной безопасности, в том числе от обязанности производить своевременную уборку мусора и допускать размещение горючих материалов на территориях общего пользования, прилегающих к объектам недвижимого имущества.
Обстоятельства, послужившие основанием для привлечения Б. к административной ответственности, зафиксированы в протоколе об административном правонарушении, который вопреки доводам жалобы, отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не содержит недостатков, влекущих признание его недопустимым доказательством.
Доводы жалобы о составлении протокола об административном правонарушении в отсутствие Б., были предметом рассмотрения судей нижестоящих инстанций и обоснованно отклонены по мотивам, указанным в обжалуемых судебных актах, оснований для переоценки которых не имеется. Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что должностным лицом и судами допущены нарушения норм материального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел. Наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы, исходя из характера и степени потенциальной опасности, а также обстоятельств совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований для признания вменяемого Б. деяния малозначительным и освобождения от административной ответственности на основании статьи 2.9 названного Кодекса не имеется.
Судьями районного и областного судов дело проверено в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, всем доводам жалоб дана полная и объективная оценка.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление государственного инспектора города Екатеринбурга по пожарному надзору N 66-002-2024/2246 от 24 мая 2024 года, решение судьи Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 4 июля 2024 года, решение судьи Свердловского областного суда от 14 августа 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Б., оставить без изменения, его жалобу - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции
О.А.КОКОЕВА