Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.02.03-2025.03.01) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 07.02.2025 N 16-76/2025 (УИД 74RS0002-01-2021-007125-31)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Удовлетворено в части.

Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 07.02.2025 N 16-76/2025 (УИД 74RS0002-01-2021-007125-31)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Удовлетворено в части.


Содержание


СЕДЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 февраля 2025 г. N 16-76/2025(16-4653/2024)
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Данилкина А.Л., рассмотрев жалобу защитника открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Челогузова И.Е. на вступившие в законную силу постановление первого заместителя начальника Главного управления лесами Челябинской области N 91 от 03 августа 2021 года, решение судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 16 января 2023 года, решение судьи Челябинского областного суда от 22 февраля 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества "Российские железные дороги",
установил:
постановлением первого заместителя начальника Главного управления лесами Челябинской области N 91 от 03 августа 2021 года открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", общество, юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 520 000 рублей.
Решением судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 16 января 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Челябинского областного суда от 22 февраля 2023 года, постановление должностного лица изменено, размер административного штрафа снижен до 250 000 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник ОАО "РЖД" Челогузов И.Е. выражает несогласие с указанными выше актами, просит их отменить, производства по делу прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности) нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно частям 1, 4 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
В силу положений, изложенных в пункте 1 части 1 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя, в том числе предупреждение лесных пожаров.
Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации).
Из содержания частей 1 и 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя: строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов; прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря; устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения; проведение работ по гидромелиорации; снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений; проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; иные определенные Правительством Российской Федерации меры.
Согласно части 3 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации указанные в части 2 настоящей статьи меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду либо используемых на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, осуществляются арендаторами лесного участка или землепользователями, а в границах сервитута, публичного сервитута - обладателями сервитута, публичного сервитута.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 года N 1614 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, которыми установлены единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и при пребывании граждан в лесах, и которые являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.
В соответствии с пунктом 37 Правил пожарной безопасности в лесах полосы отвода железных дорог в местах прилегания их к лесным массивам должны быть очищены от сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов, а границы полос отвода должны быть отделены от опушки леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.
При рассмотрении дела установлено, что 25 мая 2021 года в 14:30 часов на территории Аракульского участкового лесничества Каслинского лесничества в квартале N 63 выделы 36, 40 был зафиксирован лесной пожар (на площади 0,3 га с общим ущербом 345 510,84 рублей) вдоль железной дороги. Причиной пожара стал переход огня с земельного участка с кадастровым номером 74:09:0000000:105, занятого полосой отвода железной дороги перегон Маук-Кыштым 136 км, правообладателем которого является ОАО "РЖД".
Данный участок (квартал N 63 выделы 36, 40 Аракульского участкового лесничества Каслинского лесничества) непосредственно примыкает к землям гослесфонда, в период пожара в лесном фонде в полосе отвода горела сухая трава, древесная и кустарниковая растительность, пожар с участка полосы отвода железной дороги распространился по ветру на восток и перешел на земли гослесфонда, сама полоса отвода не очищена от сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов, а граница полосы отвода не отделена от опушки леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.
В связи с данными обстоятельствами в отношении ОАО "РЖД" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении общество привлечено к административной ответственности.
С выводами о наличии в действиях ОАО "РЖД" состава административного правонарушения согласились судьи районного и областного судов, не усмотревшие нарушение требований законности при привлечении юридического лица к административной ответственности.
Факт совершения ОАО "РЖД" административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, которым в ходе рассмотрения дела и пересмотре дела в нижестоящих судебных инстанциях дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями статей 26.2 и 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как свидетельствующим в своей совокупности о виновности юридического лица в совершении вмененного административного правонарушения.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а не часть 2.1.
В силу части 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае всех возможных мер для соблюдения правил пожарной безопасности в лесах ОАО "РЖД" не предпринято, именно невыполнение данным юридическим лицом требований правил пожарной безопасности в лесах (пункта 37) повлекло возникновение лесного пожара.
В связи с изложенным, в действиях ОАО "РЖД" должностным лицом и судебными инстанциями на основании имеющихся в материалах дела доказательств правильно установлен факт нарушения правил пожарной безопасности, повлекших возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, что указывает на наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административных правонарушениях составлен уполномоченным должностным лицом в присутствии защитника общества, соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, копия протокола вручена.
В ходе рассмотрения дела требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся сведения, предусмотренные статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Выводы, изложенные в постановлении, мотивированы. Постановление должностного лица вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел.
Административное наказание назначено в соответствии с санкцией части 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приводимые в жалобе доводы со ссылкой на положения части 1 и 2 статьи 97 Лесного кодекса Российской Федерации (утратили силу на момент рассмотрения дела), а также на положения статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", статьи 2 Федерального закона от 03 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", подпункта "г" пункта 3 Положения о федеральном государственном лесном контроле (надзоре), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года N 1098, постановления Правительства Челябинской области N 32-П от 31 января 2020 года, о том, что дело рассмотрено неуполномоченным должностным лицом, являются несостоятельными, вызваны ошибочным толкованием автором жалобы норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 23.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), рассматривают дела об административных правонарушениях, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 23.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, в том числе предусмотренных статьей 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассматривают в пределах своих полномочий соответствии с лесным законодательством и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану).
Частью 1 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что федеральный государственный лесной контроль (надзор) осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению государственного надзора. Осуществление государственного надзора может быть возложено на государственные учреждения, подведомственные федеральному органу исполнительной власти, в пределах полномочий указанного федерального органа исполнительной власти, на государственные учреждения, подведомственные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов.
Согласно пункту 3 Положения о федеральном государственном лесном контроле (надзоре), утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года N 1098 государственный контроль (надзор) осуществляют уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) органы исполнительной власти, их территориальные органы, подведомственные им государственные учреждения в пределах их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно: а) Федеральное агентство лесного хозяйства - в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, и в случаях, когда полномочия, переданные Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов Российской Федерации; б) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования - на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения; в) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора), - на землях лесного фонда; г) государственные учреждения, подведомственные органам государственного надзора, - в пределах полномочий органов государственного надзора.
Вопреки мнению подателя жалобы федеральный государственный лесной контроль (надзор) осуществляется не только учреждениями, подведомственными органам государственного надзора, в пределах полномочий органов государственного надзора, но и непосредственно самими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора), на землях лесного фонда.
В силу пункта 5 Положения о федеральном государственном лесном контроле (надзоре), помимо перечня должностных лиц государственных учреждений, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора), также высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации утверждается перечень уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) должностных лиц органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Губернатора Челябинской области от 22 декабря 2006 года N 385 утверждено Положение о Главном управлении лесами Челябинской области.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
Здесь и далее по тексту, видимо, допущены опечатки: пункты 36 и 37 в статье 81 Лесного кодекса РФ отсутсвуют.
Из положений пункта 1, подпункта 15 пункта 7 Положения о Главном управлении лесами Челябинской области следует, что Главное управление лесами Челябинской области является исполнительным органом Челябинской области, которое в целях реализации возложенной на него задачи, помимо прочего, осуществляет на землях лесного фонда федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации.
Ссылки в жалобе на то, что постановлением Правительства Челябинской области от 31 января 2020 года N 32-П утвержден перечень должностных лиц государственного казенного учреждения "Управление лесничествами Челябинской области", подведомственного Главному управлению лесами Челябинской области, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах на территории Челябинской области, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации, а также о том, что постановление Правительства Челябинской области от 22 августа 2013 года N 251-П "Об установлении перечня должностных лиц учреждений, подведомственных Главному управлению лесами Челябинской области, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах на территории Челябинской области, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации", утратило силу, основанием к отмене принятых по делу постановления должностного лица и решений судей нижестоящих инстанций не являются.
На момент рассмотрения должностным лицом дела действовал утвержденный постановлением Правительства Челябинской области от 18 июля 2012 года N 385-П Перечень должностных лиц Главного управления лесами Челябинской области, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах на территории Челябинской области, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации, в том числе имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях (далее - Перечень).
Данный Перечень утратил силу только с изданием постановления Правительства Челябинской области от 20 января 2022 года N 16-П.
Согласно пункту 1 указанного Перечня к числу должностных лиц Главного управления лесами Челябинской области, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), относился, в том числе и первый заместитель начальника Главного управления лесами Челябинской области.
Таким образом, первый заместитель начальника Главного управления лесами Челябинской области, рассмотревший по существу настоящее дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО "РЖД", действовал в пределах предоставленных ему законом полномочий.
При пересмотре дела судьями районного и областного судов дело проверено в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исследованы представленные в материалы дела доказательства, вынесены законные и обоснованные решения. Установив основания для применения положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда снизил размер административного штрафа, предусмотренного санкцией.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых решений, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление первого заместителя начальника Главного управления лесами Челябинской области N 91 от 03 августа 2021 года, решение судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 16 января 2023 года, решение судьи Челябинского областного суда от 22 февраля 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества "Российские железные дороги" оставить без изменения, жалобу защитника Челогузова И.Е. - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции
А.Л.ДАНИЛКИНА