Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.02.03-2025.03.01) // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 30.01.2025 по делу N 16-28/2025, 16-7596/2024 (УИД 50RS0048-01-2023-005066-37)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.
Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 30.01.2025 по делу N 16-28/2025, 16-7596/2024 (УИД 50RS0048-01-2023-005066-37)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.
ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 января 2025 г. по делу N 16-28/2025(16-7596/2024)
50RS0048-01-2023-005066-37
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Козлов А.М., рассмотрев жалобу С. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Московской области по пожарному надзору от 13 июня 2023 года,
решение судьи Химкинского городского суда Московской области от 11 сентября 2023 года,
решение судьи Московского областного суда от 07 ноября 2023 года, вынесенные в отношении генерального директора акционерного общества "Метровагонмаш" С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения судьи Химкинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и
решением судьи Московского областного суда от 07 ноября 2023 года, генеральный директор акционерного общества "Метровагонмаш" (далее АО "Метровагонмаш") С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, С. просит об отмене указанных актов, вынесенных по настоящему делу об административном правонарушении, и прекращении производства по делу.
Нормами
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлен срок на подачу жалоб на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении рассматриваемой категории, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов, в связи с чем заявленное С. ходатайство о восстановлении срока на подачу указанной жалобы не основано на нормах закона.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения С. к административной ответственности) нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 8.32 и
11.16 этого Кодекса и
частями 6,
6.1 и
7 данной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Согласно
статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" обязательные требования пожарной безопасности это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (далее - Закон N 69-ФЗ).
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный
закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 утверждены
Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила N 1479), которые устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
В
статье 37 Закона N 69-ФЗ закреплена обязанность соблюдения требований пожарной безопасности.
Исходя из положений
статьи 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции
(часть 1).
Лица, указанные в
части первой этой статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством
(часть 3).
Из материалов дела следует, что 01 июня 2023 года при проведении в отношении АО "Метровагонмаш", расположенного по адресу: <адрес>, внеплановой выездной проверки с целью контроля за исполнением ранее выданного предписания по устранению нарушений и исполнению требований нормативных документов в области пожарной безопасности были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- в производственном здании цеха N в нарушении
пункта 16 Правил антресоль выполнена из горючих материалов;
- на центральной проходной в нарушении
подпункта "а" пункта 27 Правил допущено устройство порогов в объеме лестничной клетки;
- в столовой в нарушение положений
части 4 статьи 4 статьи 151 Закона N 123-ФЗ,
пункта 6.5.6 СНиП 41-01-2003 "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха",
пункта 6.32* СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений",
пункта 4.4.9 Свода правил СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" радиаторы отопления выступают из плоскости стен, в лестничной клетке N установлены на высоте, не превышающей 2,20 м от уровня пола;
- в здании отдела кадров в нарушении
пункта 26 Правил N 1479 запоры на двери эвакуационного выхода N не обеспечивают ее свободное открывание изнутри без ключа, в нарушение
таблицы N 28 Закона N 123-ФЗ допущена отделка путей эвакуации лестничной клетки на уровне 1 и 2 этажа горючими материалами, не представлены документы, подтверждающие показатели пожарной опасности материалов отделки на пути эвакуации и допустимость применения этих материалов;
- в здании заводоуправления в нарушение
таблицы N 28 Закона N 123-ФЗ допущена отделка путей эвакуации лестничной клетки горючими материалами, не представлены документы, подтверждающие показатели пожарной опасности материалов отделки на пути эвакуации (коридоров 2-4 этажей) и допустимость применения этих материалов;
- на фасаде здания цеха N в нарушение
пункта 33 Правил рекламный баннер "Трансмашхолдинг" выполнен из горючих материалов, сертификат пожарной безопасности не представлен;
- в котельной в нарушение таблицы N
Закона N 123-ФЗ допущена отделка путей эвакуации коридоров 3 этажа административно-бытовой части горючими материалами.
Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения заявителем жалобы не оспариваются и подтверждены собранными по делу доказательствами, перечисленными в обжалуемых актах, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам
статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод должностного лица и судебных инстанций о наличии в действиях С. состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Утверждение в настоящей жалобе о том, что С. не является субъектом вмененного административного правонарушения, поскольку избран на должность генерального директора АО "Метровагонмаш" 12 апреля 2023 года и он не имел возможности исполнить предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 10 ноября 2021 года, не влечет отмену состоявшихся по делу актов.
По настоящему делу С. как должностное лицо привлечен к административной ответственности не в связи с неисполнением указанного предписания, а в связи с выявленными нарушениями требований пожарной безопасности АО "Метровагонмаш".
Учитывая, что на день выявления данных нарушений С. являлся генеральным директором данного общества, то он в соответствии с положениями
статьи 38 Закона N 69-ФЗ несет ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.
Наличие в ООО "Метровагонмаш" лица, ответственного за обеспечение пожарной безопасности, не освобождает С. от административной ответственности в случае выявления факта совершения в указанном обществе административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности.
Требования
статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные
статьей 26.1 названного Кодекса.
Деяние С. квалифицировано по
части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного
Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Постановление о привлечении С. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного
частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом проверки в ходе производства по делу, не нашли своего подтверждения и правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых актах.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что должностным лицом и судами допущены нарушения норм материального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено С. в пределах санкции
части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для должностных лиц.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены в порядке, установленном
статьями 30.6,
30.9, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответственно.
Обстоятельств, которые в силу
пунктов 2 -
4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь
статьями 30.13 и
30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление государственного инспектора Московской области по пожарному надзору от 13 июня 2023 года,
решение судьи Химкинского городского суда Московской области от 11 сентября 2023 года,
решение судьи Московского областного суда от 07 ноября 2023 года, вынесенные в отношении генерального директора акционерного общества "Метровагонмаш" С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу С. - без удовлетворения.
Судья
А.М.КОЗЛОВ