Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.02.03-2025.03.01) // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2025 N 09АП-78030/2024 по делу N А40-116403/2024
Категория: Споры с органами государственной власти.
Требования заявителя: О признании недействительным предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Заявителем не указаны объективные права и законные интересы, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемым предписанием.
Решение: Отказано.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2025 N 09АП-78030/2024 по делу N А40-116403/2024
Категория: Споры с органами государственной власти.
Требования заявителя: О признании недействительным предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Заявителем не указаны объективные права и законные интересы, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемым предписанием.
Решение: Отказано.
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 января 2025 г. N 09АП-78030/2024
Дело N А40-116403/24
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2025 года
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2025 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Г.М. Никифоровой,
судей: Мухина С.М., Яковлевой Л.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Севент Фло Адженси" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.10.2024 по делу N А40-116403/24, по заявлению ООО "Севент Фло Адженси" (ОГРН 1167746874943, ИНН 9729027007) к 1) Главному управлению МЧС России по г. Москве, 2) Государственному инспектору Басманного района ЦАО г. Москвы по пожарному надзору - инженер 4 РОНПР Управления по ЦАО Главного управления МЧС России по г. Москве майор внутренней службы Трифонову Андрею Игоревичу о признании недействительным предписание,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Коршунова А.М. по доверенности от 27.12.2024;
от заинтересованных лиц: не явились, извещены.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Севент Фло Адженси" (далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Главному управлению МЧС России по г. Москве, Государственному инспектору Басманного района ЦАО г. Москвы по пожарному надзору - инженер 4 РОНПР Управления по ЦАО Главного управления МЧС России по г. Москве майор внутренней службы Трифонову Андрею Игоревичу о признании недействительным предписание 4 РОНПР Управления по ЦАО ГУ МЧС России по г. Москве об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 26.02.2024 N 2401/104-77/3-В/ПВП в части пунктов 1, 3, 6, 9, 10 и 13, как не соответствующее закону и нарушающее права и законные интересы ООО "Севент Фло Адженси" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 28.10.2024 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы общество указало на несоответствие выводов суда, изложенных в решении; неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями
части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Поскольку апелляционная жалоба подана без пропуска срока на обжалование, лица, участвующие в деле, которые были извещены надлежащим образом в суде первой инстанции, признаются извещенными в суде апелляционной инстанции.
Представитель общества в судебном заседании доводы жалобы поддержал, позицию изложил.
В соответствии со
статьями 123,
156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей заинтересованных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке
статей 266,
268 АПК РФ.
Повторно рассмотрев дело по правилам
статей 266,
268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав представителя общества, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения
решения Арбитражного суда города Москвы от 28.10.2024.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, в период с 15.02.2024 по 26.02.2024 Государственным инспектором Басманного района ЦАО г. Москвы по пожарному надзору - инженером 4 РОНПР Управления по ЦАО Главного управления МЧС России по г. Москве Трифоновым Андреем Игоревичем (далее - должностное лицо) в отношении ООО "Севент Фло Адженси" (далее - заявитель) была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности на объекте по адресу: г. Москва, Рубцовская набережная, д. 3 стр. 1 (далее - объект).
По результатам указанной проверки ООО "Севент Фло Адженси" было вручено предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности N 2401/104-77/3-В/ПВП от 26.02.2024 (далее - предписание).
Заявитель обжаловал данное предписание в вышестоящий орган в досудебном порядке, предусмотренном
п. 13 ст. 98 Федерального закона N 248-ФЗ "О государственном и муниципальном контроле в РФ". Жалоба ООО "Севент Фло Адженси" от 12.03.2024 была рассмотрена и удовлетворена частично.
Решением заместителя главного государственного инспектора города Москвы по пожарному надзору - начальника нормативно-технического отдела Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по г. Москве от 01.04.2024 N ДОК-2740 изменен пункт N 10 и отменен пункт N 8 предписания.
В части обжалования пунктов N 1, 3, 6, 9 и 13, Предписание оставлено без изменения, а жалоба без удовлетворения.
Заявитель не согласен с данным предписанием в части пунктов 1, 3, 6, 9, 10 и 13, в связи с чем, обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно
части 1 и
части 3 статьи 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований ПБ несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом (в том числе руководители организаций); лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Статьей 31 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 248) установлено, что под контролируемыми лицами в целях настоящего Федерального
закона понимаются граждане и организации, деятельность, действия или результаты деятельности, которых либо производственные объекты, находящиеся во владении и (или) в пользовании которых, подлежат государственному контролю (надзору), муниципальному контролю.
Пунктом 2 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. N 290 (далее - Положение) установлено, что предметом федерального государственного пожарного надзора является соблюдение контролируемыми лицами требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, сооружениях, на линейных объектах, территориях, земельных участках, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются требования пожарной безопасности, а также оценка их соответствия требованиям пожарной безопасности.
Пунктом 3 Положения установлено, что под контролируемыми лицами понимаются организации и граждане, деятельность, действия или результаты деятельности которых либо находящиеся во владении и (или) в пользовании объекты надзора которых подлежат федеральному государственному пожарному надзору, а также изготовители, исполнители (лица, выполняющие функции иностранного изготовителя), продавцы, подлежащие федеральному государственному пожарному надзору. Контролируемое лицо осуществляет работы по эксплуатации здания, расположенного по адресу: г. Москва, Рубцовская набережная, д. 3, стр. 1, на основании решения общего собрания собственников помещений в здании, оформленного протоколом N 2-2022 от 06.05.2022, а также в соответствии с условиями договора, утвержденного данным решением собственников (далее - Договор).
В соответствии с Договором (п. 1.1) контролируемое лицо организует снабжение помещений Заказчика в здании, расположенном по адресу: г. Москва, Рубцовская наб., дом 3, стр. 1 (далее - здание) коммунальными услугами (электрической и тепловой энергией, холодной водой, отводом канализационных стоков), осуществляет работы по эксплуатации здания и его систем.
Перечень работ и услуг, выполняемых контролируемым лицом при оказании услуг по эксплуатации, содержанию и техническому обслуживанию здания, инженерных сетей и систем здания, и периодичность их выполнения определяются Приложением N 1 к Договору.
Состав вспомогательных помещений, инженерных сетей, систем и оборудования здания, в отношении которых контролируемое лицо осуществляет комплексное эксплуатационно-техническое обслуживание здания содержится в Приложении N 2.
При этом, в соответствии с п. 2.1.3 Договора контролируемое лицо обязано самостоятельно или с привлечением иных юридических лиц и специалистов, имеющих необходимые навыки, оборудование, а в случае необходимости - сертификаты, лицензии и иные разрешительные документы, организовать снабжение помещений Заказчика коммунальными услугами (электрической и тепловой энергией, холодной водой, отводом канализационных стоков), проведение работ по эксплуатации здания и его систем в соответствии с действующим законодательством.
Согласно условиям Договора, а именно: п. 1.6 приложения 1 к Договору - контролируемое лицо осуществляет техническое обслуживание системы оповещения здания и системы автоматической пожарной сигнализации; приложения 2 к Договору - в состав вспомогательных помещений, инженерных сетей, систем и оборудования здания, в отношении которых исполнителем осуществляется комплексное эксплуатационно-техническое обслуживание входит холл (вестибюль) первого этаже здания; контролируемому лицу переданы для осуществления комплексного эксплуатационно-технического обслуживания лестничные клетки общей площадью 657,7 м кв; подпункта 1.1.3 приложения 1 к Договору - контролируемым лицом осуществляется техническое обслуживание строительных конструкций; приложения 1 к Договору - контролируемым лицом осуществляется техническое обслуживание строительных конструкций здания.
Срок действия Договора устанавливается в течение трех лет с момента утверждения собственниками помещений в здании условий договора на общем собрании собственников помещений в здании.
Договор вступает в силу с момента утверждения его условий на общем собрании собственников помещений в здании или с момента, указанного в решении общего собрания собственников помещений в здании. Дата протокола общего собрания собственников помещений в здании, оформленного протоколом N 2-2022 06.05.2022.
В соответствии с
частью 1 статьи 287.5 Гражданского кодекса РФ если иное не предусмотрено законом, собственникам помещений в здании принадлежит на праве общей долевой собственности предназначенное для обслуживания более одного помещения, имущество в этом здании (общее имущество).
Предназначение имущества для обслуживания более одного помещения, может следовать в том числе из его расположения и назначения, определенных при строительстве здания, либо из решения собственников помещений.
Частью 2 статьи 287.5 Гражданского кодекса РФ установлено, что к общему имуществу относятся, в частности механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. Особенности отнесения имущества к общему имуществу устанавливаются законом.
В соответствии с
частью 4 статьи 287.5 Гражданского кодекса РФ собственники помещений в здании совместно владеют, пользуются и в установленных настоящим
Кодексом или другим законом пределах распоряжаются общим имуществом в здании. Согласно сведениям, размещенным в Едином государственном реестре недвижимости, правом по распоряжению, владению и пользованию (правом собственности) нежилыми помещениями в здании наделены более 5 физических и юридических лиц.
В соответствии с требованиями установленными
частью 1 статьи 55.25 Градостроительного кодекса РФ в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.
В соответствии с требованиями установленными
частями 2 и
3 статьи 55.25 Градостроительного кодекса РФ в случае, если число собственников здания, сооружения составляет два и более, решения по вопросам эксплуатации здания, сооружения в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения принимаются по соглашению всех таких собственников, а в случае, если число собственников здания, сооружения превышает пять, решения по вопросам эксплуатации здания, сооружения в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения, в том числе о привлечении на основании договора физического или юридического лица в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения, принимаются на общем собрании таких собственников.
Частью 3 статьи 55.25 Градостроительного кодекса РФ установлено, что в случае привлечения в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физического или юридического лица собственник здания, сооружения или лицо, владеющее зданием, сооружением на ином законном основании, обязаны передать этому лицу результаты инженерных изысканий, проектную документацию, исполнительную документацию.
В соответствии с требованиями установленными
частью 4 статьи 55.25 Градостроительного кодекса РФ периодичность, состав подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию, по поддержанию надлежащего технического состояния зданий, сооружений (включая необходимые наблюдения, осмотры) должны определяться в соответствии с проектной документацией, результатами контроля за техническим состоянием зданий, сооружений индивидуально для каждого здания, сооружения исходя из условий их строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации. Учитывая изложенное, возможно сделать вывод о том, что обязанность по поддержанию надлежащего технического состояния здания в целом, в том числе по соблюдению требований пожарной безопасности содержащихся в пунктах 1, 3, 6, 9, 10 и 13 предписания, лежит на контролируемом лице (лице, привлеченном на основании договора собственниками здания, в целях обеспечения его безопасной эксплуатации).
В ходе проведения внеплановой выездной проверки в отношении контролируемого лица по адресу: г. Москва, Рубцовская набережная, д. 3, стр. 1, грубых нарушений требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), предусмотренных
ч. 2 ст. 90 ФЗ N 248, не допущено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь
ст. 39,
43 ФЗ N 248, Главное управление МЧС России по г. Москве решило жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Севент Фло Адженси" (ОГРН 1167746874943, ИНН 9729027007) на решение контрольного (надзорного) органа, а именно предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 26.02.2024 N 2401/104-77/3-В/ПВП, удовлетворить частично.
Пункт 10 предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 26.02.2024 N 2401/104-77/3-В/ПВП изложить в следующей редакции: "При эксплуатации эвакуационного пути и выхода не обеспечивается соблюдение проектных решений (в части количества и объемно-планировочных решений эвакуационных путей и выхода) в соответствии с требованиями
части 4 статьи 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
На первом этаже заблокирован дверной проем эвакуационного выхода на лестничную клетку (лестничная клетка А согласно плана 1 этажа к выписке из ЕГРН).
Место выявления нарушения: (лестничная клетка А согласно плана 1 этажа к выписке из ЕГРН). Наименование нормативного правового акта и его структурная единица:
Пункт 23 Постановление Правительства Российской Федерации 1479 от 16.09.2020 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" Нарушенное обязательное требование: При эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений в части объемно-планировочных решений эвакуационных путей и выходов в соответствии с требованиями
части 4 статьи 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Срок устранения нарушения: 26.08.2024".
Таким образом, предписание 4 РОНПР Управления по ЦАО Главного управления МЧС России по г. Москве об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 26.02.2024 N 2401/104-77/3-В/ПВП в части пунктов 1, 3, 6, 9, 10 и 13, обоснованно и законно.
Вопреки доводам апеллянта обжалуемое предписание не содержит конкретных указаний на способ его исполнения обязанным лицом, соответственно Общество вправе выбрать указанный способ исполнения самостоятельно.
В нарушение действующих правовых норм заявителем не указаны объективные права и законные интересы, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемым предписанием.
В силу
части 1 статьи 66 АПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны представлять доказательства. Эта обязанность основана на
статье 65 АПК РФ, в соответствии с которой каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с
частью 1 статьи 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Следовательно, нежелание представить доказательства должно квалифицироваться исключительно как отказ от опровержения того факта, на наличие которого аргументированно, со ссылкой на конкретные документы, указывает процессуальный оппонент.
При рассмотрении дела и принятии обжалуемого решения судом первой инстанции были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы искового заявления, изложенные выше, признанные судами необоснованными, в связи с чем оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта (
часть 4 статьи 270 АПК РФ), при принятии решения судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь
статьями 176,
266 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.10.2024 по делу N А40-116403/24 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Г.М.НИКИФОРОВА
Судьи
С.М.МУХИН
Л.Г.ЯКОВЛЕВА