Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.02.03-2025.03.01) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2025 N 10АП-24472/2024 по делу N А41-50905/2024
Категория: Споры в сфере охраны окружающей среды.
Требования уполномоченных органов по охране окружающей среды: Об обязании произвести очистку территории лесного фонда.
Обстоятельства: Ответчиком не исполнены обязательства по очистке территории государственного лесного фонда от вала порубочных остатков, спиленной древесины, что является нарушением требований пожарной безопасности в лесах.
Решение: Удовлетворено.


Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2025 N 10АП-24472/2024 по делу N А41-50905/2024
Категория: Споры в сфере охраны окружающей среды.
Требования уполномоченных органов по охране окружающей среды: Об обязании произвести очистку территории лесного фонда.
Обстоятельства: Ответчиком не исполнены обязательства по очистке территории государственного лесного фонда от вала порубочных остатков, спиленной древесины, что является нарушением требований пожарной безопасности в лесах.
Решение: Удовлетворено.

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 февраля 2025 г. N 10АП-24472/2024
Дело N А41-50905/24
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2025 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 февраля 2025 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Погонцева М.И., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Лилицким Г.Ю.,
при участии в судебном заседании:
от АО "Медицина": Чимбирева А.А., по доверенности от 30.10.2024;
от КЛХ МО: не явились, извещены;
от ТУ Росимущества в Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу АО "Медицина" на решение Арбитражного суда Московской области от 15.10.2024 по делу N А41-50905/24, по иску КЛХ МО к АО "Медицина" об обязании, третье лицо: ТУ Росимущества в Московской области,
установил:
Комитет лесного хозяйства МО обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к АО "Медицина" об обязании произвести очистку от порубочных остатков в квартале 1 выделе 8 Химкинского участкового лесничества Истринского филиала ГКУ Мо "Мособллес" в точке координат 55.954273 37.439201.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15.10.2024 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Медицина" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Московской области проверены в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Иные лица участвующие в деле и надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие иных представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru и не заявивших о его отложении, в соответствии с частью 1 статьи 266 и частью 3 статьи 156 АПК РФ.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 21.09.2023 года при осуществлении государственного лесного надзора государственным лесным инспектором выявлен факт нарушения лесного законодательства Российской Федерации в составе земель государственного лесного фонда Химкинского участкового лесничества Истринского филиала ГКУ МО "Мособллес".
При этом установлено, что АО "Медицина", являясь арендатором лесного участка с КН 50:10:0000000:17328, на основании договора аренды N 50-0322-14-12-07 от 25.11.2019 г., расположенного по адресу: Московская область, городской округ Химки, Истринское лесничество, Химкинское участковое лесничество, квартал 1 выделы 4,6,7,8,24,41,43, квартал 2 выделы 2,5,10,29 в нарушении п. 9 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 г. N 1614, в условиях особого противопожарного режима установленного Постановлением Губернатора от 27.04.2023 N 92-ПГ на территории Московской области в квартале 1 выделе 8 Химкинского участкового лесничества, в точке координат 55.954273 37.439201 произведено загрязнение лесного участка порубочными остатками, спиленной древесиной в объеме 120 мЗ.
22.09.2023 должностным лицом ГКУ МО "Мособллес" АО. "Медицина" направлена претензия об устранении выявленных нарушений.
25.09.2023 исх.4242/08 АО "Медицина" направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
Претензия не исполнена, территория государственного лесного фонда не очищена, что подтверждается Актом осмотра территории лесного участка от 17.04.2024 г. Данное обстоятельство послужило основанием для обращения истца в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственник имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
По смыслу приведенных правовых норм обязанность по надлежащему содержанию лесного участка возлагается на арендатора.
Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1614 (далее - Правила N 1614) устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (пункт 1 Правил).
Согласно п. 9 Правил N 1614 запрещается засорение леса отходами производства и потребления.
Пунктом 26 названных Правил установлено, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Пунктами 29, 30 Правил предусмотрено, что срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю.
Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Места рубки (лесосеки) в хвойных равнинных лесах на сухих почвах с оставленной на период пожароопасного сезона заготовленной древесиной, а также с оставленными на перегнивание порубочными остатками отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 07.10.2020 N 1614 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах", меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: а) предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров); б) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; в) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; г) иные меры пожарной безопасности в лесах.
При этом в силу п. 4 названного Постановления бремя соблюдения названных мер распределяется следующим образом: а) органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления - в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся соответственно в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований; б) органами государственной власти субъектов Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в) Федеральным агентством лесного хозяйства - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых в соответствии с ч. 13 ст. 83 ЛК РФ изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов Российской Федерации; г) Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения; д) федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности, - в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности.
В свою очередь, лицами, арендующими земельные участки, в силу п. 5 вышеуказанного Постановления осуществляются только меры, предусмотренные пп. "а" п. 3 Правил пожарной безопасности N 1614 на основании проекта освоения лесов.
Исходя из п. 1 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 N 2047 (далее - Правила N 2047), Правила N 2047 устанавливают единые требования к мерам санитарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению санитарной безопасности в лесах, в том числе при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах.
Подпунктом "а" п. 20 Правил N 2047 предусмотрено, что в лесах не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, установленное законодательством об охране окружающей среды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с п. 1 Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 26.06.2012 "Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области" Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - Комитет) является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что АО "Медицина" является надлежащим ответчиком по делу, исковые требования подлежат удовлетворению.
Фактические обстоятельства дела установлены судом первой инстанции в соответствии с представленными в дело доказательствами, основания для установления иных фактических обстоятельств у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал развернутую оценку доводам участвующих в деле лиц и представленным доказательствам, правильно применил нормы материального и процессуального права.
Все содержащиеся в обжалуемом судебном акте выводы основаны на представленных в материалы дела доказательствах и соответствуют им.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 15.10.2024 по делу N А41-50905/24 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ
Судьи
М.И.ПОГОНЦЕВ
В.Н.СЕМУШКИНА