Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.02.03-2025.03.01) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2025 N 04АП-5312/2024 по делу N А19-8259/2024
Требование: Об обязании выполнить противопожарные мероприятия.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2025 N 04АП-5312/2024 по делу N А19-8259/2024
Требование: Об обязании выполнить противопожарные мероприятия.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 января 2025 г. по делу N А19-8259/2024
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2025 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 января 2025 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Венедиктовой Е.А.,
судей Желтоухова Е.В., Марковой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Блохиной А.И. рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Ангарского городского округа на решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 октября 2024 года по делу N А19-8259/2024 по иску Администрации Ангарского городского округа (ОГРН 1153850021797, ИНН 3801131762) к Министерству Лесного комплекса Иркутской области (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859) об обязании выполнить противопожарные мероприятия,
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Истец, Администрация Ангарского городского округа обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Министерству Лесного комплекса Иркутской области с требованием, об обязании выполнить противопожарные расстояния от зданий, сооружений, расположенных на территориях населенных пунктов Ангарского городского округа - п. Звездочка, с. Савватеевка, п. Новоодинск, с. Одинск, з. Якимовка, з. Ивановка, п. Ключевая, п. Стеклянка до границ лесных насаждений не менее 30 метров.
Истец в судебном заседании в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявил об уточнении исковых требований, просил обязать Министерство включить в План противопожарного обустройства лесов на территории Усольского лесничества Иркутской области, утвержденный Министром лесного комплекса Иркутской области от 23.04.2024, выполнение мероприятий по обустройству противопожарных расстояний от зданий, сооружений, расположенных на территориях населенных пунктов Ангарского городского округа - п. Звездочка, с. Савватеевка, п. Новоодинск, с. Одинск, з. Якимовка, з. Ивановка, п. Ключевая, п. Стеклянка до границ лесных насаждений находящихся в ведении министерства лесного комплекса Иркутской области не менее 30 метров. В обоснование иска указал, что в отношении Администрации АГО ежегодно, должностными лицами Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Ангарскому городскому округу Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Иркутской области проводится выездная проверка в рамках надзора за выполнением требований пожарной безопасности. По результатам проверки составляется акт проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица, а также выдается предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности. Объекты защиты (постройки, жилые дома), расположенные в населенных пунктах Ангарского городского округа граничат с лесными насаждениями Усольского лесничества, что подтверждается соответствующими письмами Министерства лесного комплекса Иркутской области и Усольского лесничества. Администрация АГО обращалась в Министерство лесного комплекса Иркутской области о выполнении противопожарных разрывов между населенными пунктами и федеральными лесами. Согласно ответам Министерства создание противопожарных разрывов и минерализованных полос на землях лесного фонда Усольского лесничества вокруг поименованных населенных пунктов АГО невозможно. Лесные участки, смежные с населенными пунктами, относятся к категории защитных лесов или особозащитным участкам эксплуатационных лесов.
Судом в принятии уточнений исковых требований отказано, поскольку истцом фактически заявлено новое требование (одновременно изменены предмет и основание иска).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 07 октября 2024 истцу отказано в удовлетворении требований.
Истец, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить.
По мнению апеллянта, судом не дана правовая оценка фактам обращения истца к министерству лесного комплекса о выполнении противопожарных расстояний от зданий, сооружений, расположенных на территориях населенных пунктов АГО, ответам на обращения о том, что выполнить противопожарные расстояния невозможно, без ссылок на План противопожарного обустройства лесов на территории Усольского лесничества Иркутской области.
Также судом не учтено, что Законом Иркутской области от 10.12.2014 образовано вновь муниципальное образование - Ангарское городское муниципальное образование с 01.01.2015. Границы населенных пунктов АГО в генеральном плане изменены по отношению к имеющимся сведениям в государственном кадастре недвижимости о границах населенных пунктов АГО на момент утверждения Генерального плана 2016. Указанные обстоятельства свидетельствуют о неполном выяснении обстоятельств дела при вынесении решения.
Судом не дана правовая оценка тому, что обезопасить населенные пункты от перехода лесных пожаров, администрация АГО не может в силу того, что леса, граничащие с жилыми домами в населенных пунктах АГО, не принадлежат Ангарскому городскому округу.
Границы лесных насаждений на землях различных категорий устанавливаются органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством. Лесные насаждения, расположенные вокруг населенных пунктов Ангарского городского округа относятся к министерству лесного комплекса Иркутской области. Соответственно обеспечить безопасность зданий и сооружений от перехода лесных пожаров от лесных насаждений, находящихся на землях лесного фонда, в настоящем случае обязано министерство лесного комплекса Иркутской области.
В материалы дела от Министерства Лесного комплекса Иркутской области поступил отзыв на апелляционную жалобу. В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители лиц, участвующих в деле в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 22.11.2024.
Согласно пункту 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам частей 1, 6 статьи 121, статей 122, статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, включая документы, представленные участниками в электронном виде, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в отношении Администрации АГО ежегодно, должностными лицами Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Ангарскому городскому округу Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Иркутской области проводится выездная проверка в рамках надзора за выполнением требований пожарной безопасности.
По результатам проверок составлены акты проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица, а также выданы предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
В настоящее время в качестве основного нарушения Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по Ангарскому городскому округу указывает на отсутствие противопожарных расстояний шириной не менее 30 метров между застройкой населенных поименованных пунктов АГО и лесными массивами, что может способствовать переходу лесных пожаров на территории этих населенных пунктов.
Ежегодно, в проверке требований пожарной безопасности совместно с должностными лицами Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Ангарскому городскому округу участвуют представители Министерства, которые устанавливают, что населенные пункты Ангарского городского округа: Ивановка, Якимовка, Одинск, Звездочка, Савватеевка, Новоодинск, Стеклянка, Ключевая примыкают к лесным насаждениям лесного фонда Министерства лесного комплекса Иркутской области, и не являются собственностью муниципального образования "Ангарский городской округ".
Объекты защиты (постройки, жилые дома), расположенные в населенных пунктах Ангарского городского округа граничат с лесными насаждениями Усольского лесничества, что подтверждается письмами Министерства лесного комплекса Иркутской области и Усольского лесничества.
Администрация АГО неоднократно обращалась в Министерство лесного комплекса Иркутской области о выполнении противопожарных разрывов между поименованными населенными пунктами и федеральными лесами, что подтверждается письмами Администрации АГО от 04.02.2021 N 2/15-151, от 17.03.2021 N 2-15-380, от 11.05.2021 N 2/15-828, от 20.02.2024 N 134/24, однако по настоящее время вопрос о выполнении противопожарных разрывов в спорных населенных пунктах не разрешен.
Согласно ответам Министерства Лесного комплекса Иркутской области создание противопожарных разрывов и минерализованных полос на землях лесного фонда Усольского лесничества вокруг перечисленных населенных пунктов Ангарского городского округа невозможно. Лесные участки, смежные с населенными пунктами, относятся к категории защитных лесов или особозащитным участкам эксплуатационных лесов (письма от 12.02.2021 N 91-131-79/21, от 19.03.2021 N 91-131-156/21, от 23.06.2021 N 02-91-8574/21, от 12.05.2023 N 02-91-5145/23, от 07.03.2024 N 02-91-2568/24).
Приведенные обстоятельства послужили основанием для обращения Администрации АГО в арбитражный суд с иском.
Принимая оспариваемое решение, Арбитражный суд Иркутской области, руководствуясь положениями статей 51, 53, 53.1, 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", СП 4.13130.2013. "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", исходя из того, что ни положения законодательства в области пожарной безопасности, ни положения Лесного кодекса Российской Федерации не содержат норм, обязывающих исполнительный орган государственной власти в сфере лесного хозяйства проводить противопожарные мероприятия на лесных участках, примыкающих к границам муниципального образования, пришел к выводу об отсутствии как правовых, так и фактических оснований для возложения на Министерство обязанности по проведению противопожарного обустройства лесов.
В принятии уточнений, в которых истец просил обязать Министерство включить в План противопожарного обустройства лесов на территории Усольского лесничества Иркутской области, утвержденный Министром лесного комплекса Иркутской области от 23.04.2024, выполнение мероприятий по обустройству противопожарных расстояний от зданий, сооружений, расположенных на территориях населенных пунктов Ангарского городского округа - п. Звездочка, с. Савватеевка, п. Новоодинск, с. Одинск, з. Якимовка, з. Ивановка, п. Ключевая, п. Стеклянка до границ лесных насаждений находящихся в ведении министерства лесного комплекса Иркутской области не менее 30 метров, однако в силу правовой природы измененного требования для целей его рассмотрения судом необходимо соблюдение административного порядка обращения Администрации к Министерству с заявлением о включении лесных участков в план противопожарного обустройства лесов либо о внесении изменений в такой план, судом отказано.
Как указано судом, материалы дела не содержат доказательств обращения истца к ответчику в заявительном порядке о включении либо о внесении изменений в план противопожарного обустройства лесов на территории лесничества лесных участков, граничащих с населенными пунктами, входящими в состав Ангарского городского округа, как не содержат доказательства отказа Министерства во включении участков в план противопожарного обустройства лесов на территории лесничества, следовательно, в рассматриваемом случае изменение искового требования обусловлено не только изменением правовой квалификации и предмета иска, истцом одновременно изменены предмет и основание иска, что противоречит требованиям статьи 49 АПК РФ и разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации. При этом суд разъяснил, что отказ в принятии уточнений исковых требований не препятствует повторному обращению в суд с указанными требованиями при соблюдении необходимого административного порядка соответствующего обращения.
В соответствии с положением ч. 5 и 6 ст. 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения в пределах доводов апелляционной жалобы, а также вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Таких оснований апелляционным судом не установлено.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности (статья 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения юридическими лицами, установлены Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ).
На основании положений статьи 4 Закона N 123-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности как установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; правовое регулирование отношений в области оценки соответствия (часть 1); к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относит технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности (часть 2), к нормативным документам по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований данного федерального закона (пункт 1 части 3).
Согласно положениям статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах (часть 4).
По части 1 статьи 53 ЛК РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя, в том числе предупреждение лесных пожаров (пункт 1). Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов (часть 2). Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3).
В силу статьи 53.1 ЛК РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров (часть 1). Противопожарное обустройство лесов представляет собой комплекс мер, направленных на недопущение распространения лесных пожаров (часть 2). Противопожарное обустройство лесов осуществляется на основании плана противопожарного обустройства лесов на территории лесничества и плана противопожарного обустройства лесов на территории субъекта Российской Федерации (часть 3).
В силу правил части 12 статьи 53.1 ЛК РФ план противопожарного обустройства лесов на территории лесничества разрабатывается и утверждается органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, на пять лет с указанием ежегодных плановых показателей по годам.
План противопожарного обустройства лесов на территории субъекта Российской Федерации разрабатывается уполномоченным исполнительным органом субъектов Российской Федерации, осуществляющим переданные ему полномочия в области лесных отношений, на пять лет с указанием ежегодных плановых показателей по годам и утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный лесной контроль (надзор) (часть 13 статьи 53.1 ЛК РФ).
Порядок разработки и утверждения плана противопожарного обустройства лесов на территории лесничества и его форма, порядок разработки плана противопожарного обустройства лесов на территории субъекта Российской Федерации и его форма устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 15 статьи 53.1 ЛК РФ).
Таким образом, судом сделан верный вывод, что ни положения законодательства в области пожарной безопасности, ни положения Лесного кодекса Российской Федерации не содержат норм, обязывающих исполнительный орган государственной власти в сфере лесного хозяйства проводить противопожарные мероприятия на лесных участках, примыкающих к границам муниципального образования, а соответственно отсутствуют, как правовые, так и фактические основания для возложения на Министерство обязанности по проведению противопожарного обустройства лесов.
При этом, судом верно отмечено, что в силу положений статьи 53.1 ЛК РФ истец не лишен возможности в административном порядке обратиться в Министерство в целях включения спорных лесных участков в план противопожарных мероприятий на территории Усольского лесничества либо внесения изменений в утвержденный план.
Кроме того, Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", полномочия по обеспечению мер пожарной безопасности поселений возложены на органы местного самоуправления поселений и городских округов.
Пунктом 10 части 4 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, материалы по обоснованию проекта планировки территории, подготовка которого согласно части 1 статьи 42 Градостроительного кодекса осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории, должны содержать перечень мероприятий по защите территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе по обеспечению пожарной безопасности и по гражданской обороне.
Доводы жалобы о невозможности выполнения противопожарных мероприятий на территории муниципального образования подлежат отклонению, поскольку истцом выбран неверный способ защиты права. Судом апелляционной инстанции учитывается, что истцом после выполнения досудебных процедур возможно обращение в суд за защитой нарушенных прав.
Суд приходит к выводу о правомерности постановленного по делу решения, в том числе с учетом того, что истец не доказал какие именно его права нарушены и могли бы быть восстановлены в случае удовлетворения исковых требований о заявленном предмете по заявленным основаниям.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 октября 2024 года по делу N А19-8259/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия, путем подачи жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Е.А.ВЕНЕДИКТОВА
Судьи
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
О.А.МАРКОВА