Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.02.03-2025.03.01) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 29.01.2025 N 88-717/2025 (УИД 89RS0005-01-2024-000971-62)
Категория: Споры с органами власти.
Требования: О возложении обязанности по принятию мер для устранения нарушений требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Орган местного самоуправления не исполняет возложенную на него законом обязанность по обеспечению территории населенного пункта источниками противопожарного водоснабжения. Отсутствие надлежащего противопожарного водоснабжения может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, имущественного вреда при возникновении пожара.
Решение: Удовлетворено.
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 29.01.2025 N 88-717/2025 (УИД 89RS0005-01-2024-000971-62)
Категория: Споры с органами власти.
Требования: О возложении обязанности по принятию мер для устранения нарушений требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Орган местного самоуправления не исполняет возложенную на него законом обязанность по обеспечению территории населенного пункта источниками противопожарного водоснабжения. Отсутствие надлежащего противопожарного водоснабжения может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, имущественного вреда при возникновении пожара.
Решение: Удовлетворено.
СЕДЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 января 2025 г. N 88-717/2025
Дело N 2-1106/2024
89RS0005-01-2024-000971-62
Мотивированное определение изготовлено 31.01.2025
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Родиной А.К.,
судей Храмцовой О.Н., Ишимова И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело N 2-1106/2024 по иску прокурора города Ноябрьска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации города Ноябрьска о возложении обязанности по принятию мер для устранения нарушений требований пожарной безопасности,
по кассационной жалобе Администрации города Ноябрьска на решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22.04.2024 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.08.2024.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Храмцовой О.Н., выслушав объяснения прокурора Кустикова А.Г., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор обратился в суд с иском о возложении на Администрацию города Ноябрьска обязанности по принятию мер для устранения нарушений требований пожарной безопасности.
Требования мотивировал тем, что отделом надзорной деятельности и профилактической работы города Ноябрьск Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу проведена внеплановая выездная проверка в целях контроля исполнения пункта N 3 предписания от 12.11.2020 N 131/11 на предмет устранения нарушений требований пожарной безопасности в поселке "Северная Нива" Администрации города Ноябрьска в виде отсутствия противопожарного водоснабжения, срок для исполнения которого истек 01.10.2023. По итогам проверки выявлен факт неисполнения указанного пункта предписания. Отсутствие надлежащего противопожарного водоснабжения может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, имущественного вреда при возникновении пожара.
Решением Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22.04.2024 исковые требования прокурора удовлетворены. На Администрацию города Ноябрьска возложена обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда выполнить мероприятия по обустройству противопожарного водоснабжения поселка "Северная Нива" города Ноябрьска Ямало-Ненецкого автономного округа.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам судебной коллегии по гражданским делам Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.08.2024 решение суда в части установления срока исполнения обязанности изменено, установлен срок не позднее 03.11.2025. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация города Ноябрьска просит об отмене принятых по делу судебных актов, ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права.
Ходатайство Администрации города Ноябрьска об участии в судебном заседании посредством видеоконференц-связи на основании
статьи 155.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отклонено в связи с отсутствием организационной возможности проведения судебного заседания с использованием видеоконференц-связи.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании
статей 167,
379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с
частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений.
В соответствии с
пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.
В силу
части 3 статьи 10 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным
законом является расходным обязательством муниципального образования.
На основании
статьи 62 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров
(часть 1).
В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары
(часть 2).
Необходимость обеспечения противопожарного водоснабжения, устройства систем водоснабжения, водопроводных сетей, искусственных водоемов и пожарных резервуаров, использования водных объектов для противопожарных нужд определяется настоящим Федеральным
законом, а требования к их устройству нормативными документами по пожарной безопасности. Запас воды водных объектов и пожарных резервуаров должен обеспечивать расчетные расходы воды на пожаротушение зданий и сооружений с учетом продолжительности тушения пожаров
(часть 3).
Судами установлено, что постановлением Ноябрьского городского суда от 14.12.2023, вступившим в законную силу, начальник управления гражданской обороны и чрезвычайных ситуация администрации города Ноябрьска С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 1 000 руб.
Указанным судебным актом установлено, что на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) от 09.10.2020 N 131 проведена внеплановая выездная проверка с целью исполнения ежегодного плана проведения проверок органов местного самоуправления и должностных лиц на предмет соблюдения обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами, в результате которой установлено, что не реализовано обустройство противопожарного водоснабжения пос. "Северная Нива", в первый этап 2013-2017 гг. согласно постановлению Администрации муниципального образования от 06.06.2016 N П-403 "Об утверждении актуализированных схем водоснабжения и водоотведения муниципального образования город Ноябрьск на 2014-2017 годы", при этом согласно постановлению Администрации муниципального образования от 16.10.2020 N П-1591 "Об утверждении актуализированных схем водоснабжения и водоотведения муниципального образования город Ноябрьск на 2014-2027 годы" обустройство противопожарного водоснабжения поселка запланировано на 2022-2023 годы (включая проектно-изыскательские решения), при этом финансирование данных мероприятий не предусматривается местным бюджетом, что не соответствует положениям
статьи 21 Федерального закона "О пожарной безопасности",
части 4 статьи 6 и
статьи 63 (действующих на момент установления нарушения требований),
части 3 статьи 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и пунктов 5.1, 8.2, 8.5, 8.9, 10.1 - 10.4 СП 8.13130.2020. По результатам проверки Администрации города Ноябрьска выдано предписание от 12.11.2020 N 131/1/1 об устранении выявленных нарушений, в частности, для пункта 3 предписания установлен срок устранения - 01.10.2023.
На основании распоряжения ОНДиПР города Ноябрьск от 30.10.2023 N 100 проведена внеплановая выездная проверка для установления факта устранения ранее выявленных нарушений требований пожарной безопасности, в ходе которой установлено, что предписание от 12.11.2020 N 131/1/1 в части исполнения пункта 3, не исполнено.
17.11.2023 Администрации города Ноябрьска выдано предписание от N 100/1/1 об устранении выявленных нарушений, в котором перечислены указанные выше нарушения, установлен срок устранения - 03.11.2025.
На территории поселка "Северная Нива" расположены два многоквартирных жилых дома: введенный в эксплуатацию в 1992 году восьмиквартирный жилой дом <данные изъяты> в городе Ноябрьке, а также введенный в эксплуатацию в 1997 году восьмиквартирный жилой дом <данные изъяты> в городе Ноябрьске.
Постановлениями Администрации г. Ноябрьска от 01.03.2023 N Р-91 данные многоквартирные дома признаны аварийными и подлежащими расселению.
Распоряжением Администрации г. Ноябрьска от 20.05.2024 N 243-Р сроки расселения указанных многоквартирных домов сокращены с 13.03.2027 до 08.06.2024 (<данные изъяты>), с 13.03.2027 до 08.08.2024 (<данные изъяты>).
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального
закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федерального
закона от 06.10.2003 N 31-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", Федерального
закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", удовлетворяя исковые требования, исходил из статуса муниципального образования, наличия у него установленной законом обязанности осуществлять финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в которых расположен указанный поселок, доказанности факта необеспечения территории поселка противопожарным водоснабжением.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции в той части, в которой на администрацию возложена обязанность выполнить мероприятия по обустройству противопожарного водоснабжения в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда, не согласился, решение суда в указанной части изменил, срок для исполнения обязанности установил не позднее 03.11.2025. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Выводы суда первой (в неизмененной части) и суда апелляционной инстанции основаны на исследовании доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в
статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам материального права, регулирующим возникшие отношения.
Доводы кассационной жалобы о том, что прокурор не уполномочен на осуществление контроля за устранением ранее выявленных органами государственного пожарного надзора нарушений обязательных требований, со ссылкой на то, что в случае неисполнения предписания именно контрольный (надзорный) орган, но не прокурор, вправе обратиться в суд в интересах данного государственного органа, не могут быть приняты во внимание.
На основании
части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Указанные выше положения не ограничивают право прокурора на обращение в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в зависимости от того, осуществляет ли параллельный надзор за той или иной деятельностью какой-либо другой государственный орган или орган местного самоуправления.
В
статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации перечислены способы защиты гражданских прав, среди которых значится такой способ как присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Поскольку по делу установлено неисполнение органом местного самоуправления возложенной на него законом обязанности по обеспечению территории населенного пункта источниками противопожарного водоснабжения, прокурор вправе был обратиться в суд с настоящим иском о понуждении ответчика исполнить данную обязанность, независимо от того, выдано ли данному ответчику другим уполномоченным органом предписание об устранении нарушения и истек ли его срок исполнения.
Вопреки позиции заявителя кассационной жалобы право прокурора на обращение в суд с иском в порядке
статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не обусловлено осуществлением другим уполномоченным органом своих полномочий в области осуществления надзора за соблюдением гражданами и организациями действующего законодательства.
Доводы кассационной жалобы о том, что судами приняты решения о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле (органа государственного пожарного надзора, выдавшего предписание), не могут быть основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, которыми не был разрешен вопрос о правах и обязанностях данного органа.
Доводы кассационной жалобы о том, что к вопросам местного значения муниципального образования город Ноябрьск и к полномочиям Администрации обустройство противопожарного водоснабжения поселка "Северная Нива" не относится, территория указанного поселка не входит в границы населенных пунктов, что подтверждается представленными в материалы дела картой границ населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования г. Ноябрьск, ситуационной схемой размещения территории поселка "Северная Нива" в планировочной структуре г. Ноябрьска, были предметом оценки суда апелляционной инстанции и мотивированно отклонены.
Проверяя аналогичные доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа указала, что материалами дела подтверждается, что поселок Северная Нива расположен в границах муниципального образования города Ноябрьска. Согласно инвентаризационно-технической документации, пос. Северная Нива в период с 1992 года представлял собой подсобное хозяйство на территории города Ноябрьска, в связи с чем исключить его предназначение для развития территории город Ноябрьска оснований не имеется, а формальное отнесение поселка Северная Нива к землям сельхозназначения, с учетом расположения на территории данного поселка двух многоквартирных жилых домов и положений законодательства, не предусматривающих размещение жилой застройки на землях сельскохозяйственного назначения (
статей 77,
78 Земельного кодекса Российской Федерации,
пункта 4 статьи 11 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"), не признано соответствующим закону. Суд апелляционной инстанции, исходя из совокупного толкования нормативных предписаний законодательства о пожарной безопасности и земельного законодательства, установленных фактов наличия на территории поселка Северная Нива города Ноябрьска многоквартирных жилых домов, в которых проживают люди и в отношении которых Администрация города Ноябрьска, как это следует из представленных в материалы дела доказательств, осуществляет правомочия органа местного самоуправления, отклонил доводы жалобы об отсутствии у Администрации города Ноябрьска обязанности осуществлять первичные меры пожарной безопасности к данным объектам.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Приказ МЧС России N 225 имеет дату 30.03.2020. | |
По аналогичным основаниям подлежат отклонению и доводы кассационной жалобы о том, что законодательство (
часть 1 статьи 62,
части 1 и
3 статьи 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
пункт 1.1 Свода правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом МЧС России от 30.03.202 N 225) устанавливает необходимость обеспечения источниками противопожарного водоснабжения исключительно территории населенных пунктов, а не муниципальных образований.
Доводы кассационной жалобы о том, что судами безосновательно отклонены доводы Администрации об отсутствии обязанности выполнить мероприятия по обеспечению противопожарного водоснабжения спорной территории в предписании ГПН от 12.11.2020, об экономической нецелесообразности строительства новых источников противопожарного водоснабжения в связи с расселением многоквартирного дома N 1а и планируемым расселением многоквартирного дома N 2а в I полугодии 2025 года, не могут быть основанием для отмены судебных актов. С учетом того, что ответчиком в материалы дела не представлены доказательства полного расселения многоквартирных домов (на запрос суда апелляционной инстанции представлены сведения о проживании в данных домах в общей сложности 12 человек), у нижестоящих судов отсутствовали основания для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора о возложении обязанности по принятию мер для устранения нарушений пожарной безопасности по указанным причинам (при том, что установленные сроки расселения многоквартирных домов Администрацией не были исполнены, а требования прокурора направлены на устранение нарушений требований пожарной безопасности, в том числе предупреждение причинения значительного вреда при возникновении пожара в результате отсутствия надлежащего противопожарного водоснабжения).
Несогласие с оценкой доказательств и установленными судами обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с
частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Суд первой и апелляционной инстанций при вынесении оспариваемых решений правильно определили нормы материального права, подлежащие применению, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, дали обстоятельный анализ позиции, на которой основывали стороны свои требования в судах первой и апелляционной инстанций.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со
статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь
статьями 379.5,
390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22.04.2024 с учетом апелляционного определения и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.08.2024 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации города Ноябрьска - без удовлетворения.