Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.02.03-2025.03.01) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24.12.2024 N 88а-23054/2024 (УИД 59RS0001-01-2024-002324-69)
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: О признании незаконным бездействия исправительного учреждения.
Обстоятельства: Поскольку нарушения законодательства исправительного учреждения в полном объеме не устранены в установленный срок, прокурор обратился в суд с административным иском.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение в части.
Кассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24.12.2024 N 88а-23054/2024 (УИД 59RS0001-01-2024-002324-69)
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: О признании незаконным бездействия исправительного учреждения.
Обстоятельства: Поскольку нарушения законодательства исправительного учреждения в полном объеме не устранены в установленный срок, прокурор обратился в суд с административным иском.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение в части.
СЕДЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 декабря 2024 г. N 88а-23054/2024
Дело N 2а-1624/2024
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Степанова П.В.,
судей Тетюева С.В. и Феофиловой Л.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 32 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю" на решение Дзержинского районного суда города Перми от 7 июня 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 21 августа 2024 года по административному делу N 2а-1624/2024 по административному исковому заявлению Пермского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту прав, свобод, законных интересов неопределенного круга лиц к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 32 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю", Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по устранению нарушений уголовно-исполнительного законодательства и законодательства о пожарной безопасности, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанова П.В., возражения против удовлетворения кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трошкиной А.В., судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
Пермский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях (далее - прокурор) после проведения проверки в ФКУ ИК-32 ГУФСИН России по Пермскому краю (далее - ФКУ ИК-32) соблюдения уголовно-исполнительного законодательства и законодательства о пожарной безопасности направил в адрес исправительного учреждения и ГУФИН России по Пермскому краю представления об устранении выявленных нарушений, в том числе в части содержания и оборудования транспортных средств, используемых для перемещения осужденных лиц, соблюдения правил противопожарного режим и требований нормативных актов в сфере противопожарной защиты.
Поскольку нарушения законодательства ФКУ ИК-32 в полном объеме не устранены в установленный срок, прокурор обратился в суд с административным иском.
Решением Дзержинского районного суда города Перми от 07 июня 2024 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 21 августа 2024 года, административный иск удовлетворен частично, бездействие ФКУ ИК-32, в части не устранения выявленных нарушений уголовно-исполнительного законодательства признано незаконным и на ФКУ ИК-32 возложена обязанность в срок до 31 декабря 2025 года устранить нарушения уголовно-исполнительного законодательства, а именно:
- специальные автомобили "АЗ" ГАЗ-3221 с г/н <...> и "АМ" УАЗ-390995 с г/н <...> оборудовать автоматической установкой порошкового пожаротушения моторного отсека;
- изолировать туалеты в помещениях ШИЗО и ПКТ с целью обеспечения приватности;
- в помещении общежития отряда N 8 (второго этажа) расположение трубопровода на лестничной площадке между первым и вторым этажами и выступающего из плоскости стены на высоте до 2,2 м от поверхности площадки лестницы привести в соответствие с требованиями
ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ,
п. 4.4.9 СП 1.13130.2020;
- в помещении общежития отряда N 2 (первого этажа) перепад высот в общем коридоре (у дверного проема выхода на лестничную клетку) привести в соответствие. В местах перепада высот оборудовать лестницы с числом ступеней не менее трех или пандусы с уклоном не более 1:6, согласно требованиям
ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ,
п. 4.3.5 СП 1.13130.2020;
- в помещении общежития отряда N 10 (второго этажа) произвести обработку металлических конструкций лестничных маршей до требуемой степени огнестойкости в соответствие с требованиями
ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ,
п. 5.4.3 СП 2.13130.2020;
- в помещении общежития отряда N 7 (третьего этажа) обеспечить выполнение высоты эвакуационного выхода к свету из здания не менее 1,9 м, в соответствие с требованиями
ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ, п. 4.2.18 СП 1.13130.2020;
- в здании столовой учреждения, в помещениях различных категорий по взрывопожарной и пожарной опасности оборудовать противопожарные преграды (отсутствуют противопожарные двери между помещениями пищеблока, в стенах помещения цеха пекарни оборудованы окна), в соответствии с требованиями
ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ, п. п. 4.1, 4.2, 6.1.47 СП 4.13130.2013;
- в здании столовой учреждения произвести работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности, обеспечивающие исправное состояние указанных средств, а именно: произвести ремонтные работы по восстановлению работоспособности пожарных извещателей в помещении макаронного цеха, в соответствии с требованиями
п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479;
- в здании столовой учреждения пожарные извещатели в помещении макаронного цеха разместить в соответствии с требованиями
п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479,
п. 6.6.32 СП 484.1311500.2020;
- в помещении здания фабрики помещения различных категорий по взрывопожарной и пожарной опасности оборудовать противопожарными преградами (отсутствуют противопожарные двери между помещениями, между помещениями и лифтовыми шахтами (грузоподъемных механизмов), согласно требованиям
ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ, п. п. 4.1, 4.2, 6.1.47 СП 4.13130.2013;
- в помещении здания фабрики обеспечить выдачу сигналов управления от системы пожарной сигнализации в системы инженерно-технического обеспечения здания, а именно: обеспечить взаимодействие системы пожарной сигнализации с системой вентиляции цехов, согласно требованиям
п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479,
п. п. 7.1.3,
7.1.13 СП 484.1311500.2020.
В удовлетворении остальной части требований прокурора отказано.
В кассационной жалобе (поступила в суд первой инстанции 19 ноября 2024 г.) ФКУ ИК-32 просит принятые по делу судебные акты отменить, в части возложения соответствующих обязанностей на исправительное учреждение, в удовлетворении административного искового заявления прокурора отказать в полном объеме, либо изменить срок, установленный для исполнения возложенных решением суда обязанностей - 31 декабря 2028 год.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с
частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено кассационным судом общей юрисдикции в отсутствие неявившихся лиц, поскольку неявка участвующих в деле лиц, своевременно извещенных судом кассационной инстанции о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, препятствием к рассмотрению жалобы не является.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (
часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что судебными инстанциями при рассмотрении настоящего дела были допущены такого рода нарушения.
При рассмотрении настоящего дела суды неправильно применили нормы материального и процессуального права и не учли следующего.
Согласно
части 4 статьи 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Федеральный
закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее также - Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ) определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения
(часть 1 статьи 1).
В силу положений поименованного федерального закона каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, целью создания которой является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре (
части 1 и
2 статьи 5); пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Федеральным
законом "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании" и нормативными документами по пожарной безопасности.
Частями 2 и
4 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ предусмотрено, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным
законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон "О техническом регулировании"), федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. В случае, если положениями Федерального
закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ (за исключением положений
статьи 64,
части 1 статьи 82,
части 7 статьи 83,
части 12 статьи 84,
частей 1 и
1 статьи 97 названного федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений указанного федерального
закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений упомянутого федерального
закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования названного федерального
закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Для вновь проектируемых систем обеспечения пожарной безопасности, в том числе с учетом положений
части 4 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ в рамках капитального ремонта, реконструкции, технического перевооружения, применяются положения названного федерального
закона и нормативных документов по пожарной безопасности, которые включены в
Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 февраля 2023 г. N 318.
Своды правил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований названного федерального
закона, относятся к нормативным документам по пожарной безопасности
(пункт 1 части 3 этой же статьи).
Из материалов дела следует, что прокуратурой проведена проверка в ходе которой выявлены помимо прочего выявлены нижеприведенные нарушения свода правил
СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 19 марта 2020 года N 194 (далее - СП 1.13130.2020):
Так, в соответствии с
пунктом 4.2.18 СП 1.13130.2020 высота эвакуационных выходов в свету должна быть, как правило, не менее 1,9 м, в соответствии с
пунктом 4.3.5 СП 1.13130.2020 в полу на путях эвакуации, как правило, не допускаются перепады высот менее 0,45 м и выступы, за исключением порогов в дверных проемах высотой не более 50 мм и иной высоты для специально оговоренных случаев. При наличии таких перепадов и выступов, в местах перепада высот следует предусматривать лестницы с числом ступеней не менее трех или пандусы с уклоном не более 1:6. А в соответствии с
пунктом 4.4.9 СП 1.13130.2020 в лестничных клетках не допускается размещать трубопроводы с горючими газами и жидкостями, встроенные шкафы, кроме встроенных шкафов для коммуникаций и пожарных кранов, открыто проложенные электрические кабели и провода (за исключением электропроводки для слаботочных устройств и для освещения коридоров и лестничных клеток), предусматривать выходы из грузовых лифтов и грузовых подъемников, а также размещать оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте до 2,2 м от поверхности проступей и площадок лестниц.
При этом, в силу
пункта 1.1 СП 1.13130.2020 данный
свод правил устанавливает требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам из помещений, зданий и сооружений (далее - здания), а также требования пожарной безопасности к эвакуационным путям для наружных технологических установок. Требования свода правил распространяются на объекты защиты при их проектировании, изменении функционального назначения, а также при проведении работ по реконструкции, капитальном ремонте и техническом перевооружении в части, соответствующей объему указанных работ.
Наличие указанных нарушений исправительным учреждением не оспаривается, вместе с тем ФКУ ИК-32 в ходе судебного разбирательства последовательно ссылалась на то, что спорное здание 1962 года постройки, имеет 100% амортизацию, поэтому выполнение всех требований названного
свода правил не представляется возможным. В частности для увеличения высоты эвакуационного выхода требуется частичный демонтаж несущей балки.
Указанные возражения административного ответчика оставлены судами без внимания.
При разрешении настоящего административного дела судами не исследовался вопрос, позволяют ли технические характеристики здания исправительного учреждения, построенного в соответствии со строительными нормами, действовавшими на период его возведения выполнить требования
СП 1.13130.2020. Не выяснение данных обстоятельств может повлечь нарушение конституционного принципа исполнимости судебного решения, поскольку защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт неисполним.
Кроме того, по общему правилу положения
СП 1.13130.2020 на объекты защиты, запроектированные, построенные и эксплуатирующиеся по ранее действующим нормативным документам по пожарной безопасности, не распространяются.
При этом, названный акт включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального
закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ.
Положениями
части 4 статьи 16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ определено, что неприменение стандартов и (или) сводов правил, включенных в перечень документов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов, не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов.
Вышеизложенное позволяет прийти к выводу о том, что в силу положений
части 4 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ на административного ответчика не должно возлагаться бремя ответственности по устранению не допущенных им нарушений
СП 1.13130.2020, выполнение которого, кроме того, обеспечивается на добровольной основе.
Как следует из материалов дела, иные нарушения, обозначенные прокурором в административном исковом заявлении, по существу устранены, либо находиться в стадии устранения.
Данное обстоятельство не принято во внимание нижестоящими судебными инстанциями.
Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (
пункты 2 и
4 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Одним из принципов административного судопроизводства являются законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (
пункт 3 статьи 6,
статья 9 Кодекса).
Между тем, обжалуемые судебные акты приведенным требованиям не соответствуют, являются незаконными и подлежат отмене в части возложения обязанности на ФКУ ИК-32 по устранению нарушения требований
СП 1.13130.2020, с направлением административного дела в этой части на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное, всесторонне и полно исследовать имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, правильно применив нормы материального и процессуального права, принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь
статьями 328,
329 и
330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
определила:
решение Дзержинского районного суда г. Перми от 7 июня 2024 года и апелляционное
определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 21 августа 2024 года отменить в части возложения обязанности на федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 32 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю" устранить нарушения требований свода правил
СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 19 марта 2020 г. N 194, административное дело в указанной части направить на новое рассмотрение в Дзержинский районный суд города Перми.
В остальной части обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационных жалобы, представления исключается из указанного выше шестимесячного срока.
Настоящее определение изготовлено в полном объеме 28 декабря 2024 года.