Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.02.03-2025.03.01) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 12.02.2025 N 88а-52/2025 (УИД 34RS0008-01-2024-004348-71)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным и отмене решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, обязании восстановить на учете.
Обстоятельства: Установлено, что истец и члены его семьи являлись нуждающимися в улучшении жилищных условий как до момента отчуждения доли в праве на жилое здание, так и после ее отчуждения.
Решение: Удовлетворено.


Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 12.02.2025 N 88а-52/2025 (УИД 34RS0008-01-2024-004348-71)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным и отмене решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, обязании восстановить на учете.
Обстоятельства: Установлено, что истец и члены его семьи являлись нуждающимися в улучшении жилищных условий как до момента отчуждения доли в праве на жилое здание, так и после ее отчуждения.
Решение: Удовлетворено.

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 февраля 2025 г. N 88а-52/2025
N 2а-2778/2024
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К.,
судей Аняновой О.П., Раптановой М.А.
рассмотрела кассационную жалобу УФСИН России по Волгоградской области на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 21 июня 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 12 сентября 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению С. к УФСИН России по Волгоградской области, ФСИН России об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К., судебная коллегия
установила:
С. обратилась в Центральный районный суд г. Волгограда с административным исковым заявлением, в котором просила: признать незаконным решение комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) единовременной социальной выплаты (далее - ЕСВ) для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) от 29 февраля 2024 года о снятии С. с учета на получение ЕСВ на основании подпункта "б" пункта 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации" (далее - постановление N 369); возложить на комиссию ФСИН обязанность восстановить С. на учете для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения с 2 ноября 2016 года с составом семьи 2 человека.
В обоснование административного иска С. указала, что являлась сотрудником УИС Волгоградской области с <данные изъяты> годы. <данные изъяты> года она поставлена на учет ФСИН России на получение ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 2 человека - она и ее несовершеннолетняя дочь ФИО1, <данные изъяты> года рождения. 15 сентября 2023 года она подала рапорт с приложением повторного пакета документов для перечисления суммы ЕСВ. <данные изъяты> года на заседании комиссии было принято решение о снятии административного истца с учета на получение ЕСВ на основании подпункта "б" пункта 15 Правил, утвержденных постановлением N 369. Считает, что приведенные в оспариваемом решении обстоятельства не могут свидетельствовать о том, что С. совершала умышленные действия в целях создания искусственного ухудшения жилищных условий, которые могут привести к состоянию, требующему участия со стороны государства в обеспечении их другим жильем. Жилье, как таковое, у С. отсутствовало, и получение в наследство 1/6 доли от дачного домика и последующая его продажа не могут рассматриваться как умышленное ухудшение жилищных условий. Ссылается на то, что решение о снятии с учета на получение ЕСВ нарушает ее права на социальное обеспечение как бывшего сотрудника системы исполнения наказания, более 10 лет отслужившей в органах ФСИН России, лишает ее право на обеспечение жильем.
Решением Центрального районного суда г. Волгограда от 21 июня 2024 года административный иск удовлетворен. Признано незаконным решение комиссии от 29 февраля 2024 года N 2 о снятии С. с учета на получение ЕСВ на основании подпункта "б" пункта 15 Правил, утвержденных постановлением N 369. На комиссию возложена обязанность восстановить С. на учете для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения с 15 мая 2014 года с составом семьи 2 человека.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 12 сентября 2024 года решение Центрального районного суда г. Волгограда от 21 июня 2024 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 15 ноября 2024 года, УФСИН России по Волгоградской области ставит вопрос об отмене вышеприведенных судебных актов как принятых с нарушением норм материального и процессуального права.
Определением судьи от 9 января 2025 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В возражениях относительно кассационной жалобы представитель С. по доверенности А. выражает несогласие с доводами жалобы.
Лица, участвующие в деле, в заседание суда кассационной инстанции не явились, УФСИН России по Волгоградской области заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие данных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, изучив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения не допущены судами первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 статьи 226 КАС РФ, в полном объеме.
Как видно из материалов дела, С. проходила службу в УИС с <данные изъяты> <данные изъяты> года, была уволена по статье <данные изъяты> (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) приказом УФСИН России по Волгоградской области от 28 апреля 2023 года N с должности младшего инспектора 2 категории отдела охраны <данные изъяты>
Согласно протоколу от 2 ноября 2016 года N 89 составом семьи 2 человека административный истец поставлен на учет для получения ЕСВ с 15 мая 2014 года.
Заявлением от 15 сентября 2023 года (вх. <данные изъяты> от 29 сентября 2023 года) С. гарантировала, что изменения в ее учетном деле на получение ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения отсутствуют, а также сообщала об отсутствии у нее условий, указанных в пунктах 3 - 5 и 7 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 283-ФЗ). С пунктом 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации ознакомлена, также сообщала об отсутствии у нее и членов ее семьи принятого, но незарегистрированного наследственного недвижимого имущества.
С. с <данные изъяты> года и ее дочь ФИО1 с <данные изъяты> года по настоящее время зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении (трехкомнатной квартире) общей площадью 54,5 кв. м, по адресу: <адрес> принадлежащем на праве собственности ФИО2., что следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 21 сентября 2023 года.
Согласно копии свидетельства о регистрации по месту жительства дочери, выписки из домовой книги (архивные сведения до 17 апреля 2018 года), копии лицевого счета, адресной справки ОП N УМВД России по г. Волгограду от 15 августа 2023 года, по вышеуказанному адресу всего зарегистрировано 5 человек (административный истец с дочерью, ФИО3 ФИО4., ФИО5.).
Административным истцом были представлены сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности и членам семьи от 15 сентября 2023 года, согласно которым денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений, субсидии в виде БФП и ГЖС они не получали.
В соответствии со справкой УФСИН России по Волгоградской области от 20 сентября 2023 года С. за период службы в УИС БФП, ГЖС не получала, служебным жилым помещением и жилым помещением по договору социального найма не обеспечивалась.
УФСИН России по результатам проверки документов, поступивших от С., установлено, что представленные сведения и документы соответствуют требованиям пункта 5 Правил, утвержденных постановлением N 369. Проверена актуальность, точность и достоверность имеющихся сведений. В ходе проверки нарушения (недостатки, разночтения) не выявлены.
Так, представлены выписка и уведомление из ЕГРН от 21 сентября 2023 года в отношении административного истца и ее дочери о правах на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимого имущества, расположенные на территории Российской Федерации.
Согласно выписке из ЕГРН от 21 сентября 2023 года административному истцу с 27 декабря 2017 года по 15 октября 2021 года (дата государственной регистрации прекращения права) на праве общей долевой собственности (доля в праве 1/6) принадлежало жилое здание площадью 35 кв. м, по адресу: <адрес>, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 21 декабря 2017 года, и земельный участок (доля в праве 1/6), по этому же адресу.
Исходя из копии свидетельств о праве на наследство по закону от 21 декабря 2017 года, наследство, на которое выдано свидетельство, состоит из 1/2 доли в праве собственности на дом, находящийся по адресу: <адрес>, представляющий собой жилое строение, площадью 35 кв. м; право собственности на 1/6 долю в праве собственности на жилой дом подлежит регистрации в ЕГРН и земельный участок.
В заявлении от 15 сентября 2023 года ФИО20 указала, что ей на праве общей долевой собственности (1/6 доля в праве) на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 21 декабря 2017 года принадлежал жилой дом, который был продан 11 октября 2021 года.
С. снята с регистрационного учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с тем, что ею не соблюдены условия подпункта "б" пункта 15 Правил, утвержденных постановлением N 369.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах УИС, а также граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах УИС, регулируются Законом N 283-ФЗ.
В силу части 1 статьи 1 Закона N 283-ФЗ названный Закон регулирует, в том числе отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах УИС.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на ЕСВ признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Закона N 283-ФЗ.
В частности, ЕСВ предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4 Закона N 283-ФЗ), является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Закона N 283-ФЗ).
Частью 5 статьи 4 Закона N 283-ФЗ предусмотрено, что ЕСВ предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
В соответствии с частью 8 статьи 4 Закона N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение ЕСВ совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение ЕСВ совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение ЕСВ не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); с обменом жилыми помещениями; с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; с выделением доли собственниками жилых помещений; с отчуждением жилых помещений или их частей.
Постановлением N 369 утверждены Правила предоставления ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах УИС, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, далее - Правила).
В соответствии с пунктом 4 Правил принятие сотрудника на учет для получения ЕСВ осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения ЕСВ сотрудник представляет в комиссию заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 4 Закона N 283-ФЗ во взаимосвязи с пунктом 11 Правил при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления ЕСВ учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
В случае, если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Закона N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение ЕСВ не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил).
Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения ЕСВ на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение ЕСВ не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
Аналогичные положения содержатся в статье 53 ЖК РФ, предусматривающей, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции исходили из того, что С. и члены ее семьи являлись нуждающимися в улучшении жилищных условий как до момента отчуждения 1/6 доли в праве на жилое здание (обеспеченность общей площадью составляла 10,9 кв. м (54,5 кв. м на 5 человек), так и после заключения договора купли-продажи 1/6 доли в праве на жилое здание площадью 35 кв. м (35 кв. м / 6 = 5,8 кв. м), что в любом случае менее установленной в пункте 2 части 3 статьи 4 Закона N 283-ФЗ для данной категории лиц учетной нормы в 15 кв. м. Действия С. по продаже 1/6 доли в праве на жилое здание площадью 35 кв. м по адресу: <адрес>, не может расцениваться как намеренные действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, то есть приведшие к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении, и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов.
Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны обоснованными, поскольку они не содержат новых обстоятельств, которые бы опровергали выводы судов, сводятся к оспариванию правомерности выводов об установленных фактических обстоятельствах и в соответствии со статьей 328 КАС РФ не являются основаниями для отмены судебного акта в кассационном порядке.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными, вопреки доводам кассационной жалобы, исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 21 июня 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 12 сентября 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу УФСИН России по Волгоградской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 18 февраля 2025 года.