Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.02.03-2025.03.01) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 25.11.2024 по делу N 88-31295/2024 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Мордовия от 31.07.2024 N 33-1387/2024 (УИД 13RS0023-01-2024-000558-16)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности за сверхурочную работу; 2) О взыскании задолженности за работу в выходные и нерабочие праздничные дни; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: О нарушении своего права на выплату денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, сверх установленной законом продолжительности служебного времени истец, получая ежемесячно денежное довольствие, знал, как знал и о том, что дополнительные дни отдыха ему не были предоставлены, денежная компенсация не выплачена.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Мордовия от 31.07.2024 N 33-1387/2024 (УИД 13RS0023-01-2024-000558-16)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности за сверхурочную работу; 2) О взыскании задолженности за работу в выходные и нерабочие праздничные дни; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: О нарушении своего права на выплату денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, сверх установленной законом продолжительности служебного времени истец, получая ежемесячно денежное довольствие, знал, как знал и о том, что дополнительные дни отдыха ему не были предоставлены, денежная компенсация не выплачена.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 июля 2024 г. N 33-1387/2024
Дело N 2-591/2024 УИД 13RS0023-01-2024-000558-16
Судья Скуратович С.Г.
Докладчик Романова О.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Пужаева В.А.,
судей Куманевой О.А., Романовой О.А.,
при секретаре А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 31 июля 2024 г. в г. Саранске гражданское дело по иску С.Д.С. к Федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия" о взыскании денежной компенсации за работу сверх установленной продолжительности служебного времени, в выходные и праздничные дни, компенсации морального вреда по апелляционной жалобе истца С.Д.С. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 17 мая 2024 г.
Заслушав доклад судьи Романовой О.А., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
С.Д.С. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия" (далее - ФКУ "СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия") о взыскании денежной компенсации за работу сверх установленной продолжительности служебного времени, в выходные и праздничные дни, компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований указал, что является капитаном внутренней службы в уголовно-исполнительной системе в должности инспектора отдела режима и надзора ФКУ "СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия". 16 июня 2023 г. им в адрес ответчика направлен рапорт о предоставлении денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные (праздничные) дни и сверх установленного рабочего времени за период с 2021 г. по 2023 г. Однако, письмом от 20 июля 2023 г. ему разъяснено право на предоставление отгулов со ссылкой на приложение <N> приказа Министерства юстиции Российской Федерации <N> от 5 августа 2021 г. "Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации". 21 июля 2023 г. истцом в адрес ответчика направлен рапорт о предоставлении дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные (праздничные) дни и сверх установленного рабочего времени за период работы 2021 г., 2022, 2023 г. включительно. Письмом ФКУ "СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия" от 22 августа 2023 г. истцу разъяснено право на дни отдыха в количестве 3 дней за последний год, а именно за июнь, ноябрь 2022 г., январь, февраль, апрель, май, июнь 2023 г. Вместе с тем за указанный период согласно табелям учета рабочего времени им отработано сверх установленной нормы 60 часов, что соответствует периоду не менее 7 дополнительных дней отдыха. Кроме того, ответчиком предложены дни отдыха за год, тогда как в рапорте указан период с 2021 г. по 2023 г. В устной форме руководством ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия до него доведена информация, что запрашиваемая им выплата не положена, поскольку ему предоставляются дополнительные дни отдыха за ненормированный рабочий день. Однако за ненормированный рабочий день предоставляется дни, исходя из того, что он прибывает на службу на час раньше рабочего времени. Учитывая изложенное, отказ ответчика о предоставлении денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные (праздничные) дни и сверх установленного рабочего времени за период с 2021 г., 2022 г., 2023 г. не правомерен. Незаконными действиями ответчика ему причинены нравственные страдания, выразившиеся в переживании, необходимости добиваться справедливости путем обращения к ответчику и в суд.
С учетом увеличения исковых требований просил взыскать с ФКУ "СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия" денежную сумму за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, праздничные (выходные) дни в размере 311065 рублей 40 копеек, компенсацию морального вреда 60000 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 15000 рублей.
Определением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 11 марта 2024 г. к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 17 мая 2024 г. исковые требования С.Д.С. к ФКУ "СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия" оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец С.Д.С. просит
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 17 мая 2024 г. отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме. Считает, что к заявленным правоотношениям необходимо применять нормы Трудового
кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), который имеет большую юридическую силу, чем Федеральный
закон от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" и
Приказ Министерства юстиции Российской Федерации N 132 от 5 августа 2021 г. Выражает несогласие с выводами суда первой инстанции о том, что выплаты за выполнение служебных обязанностей сверх установленного рабочего времени за отчетные периоды 2021 г., 2022 г., 2023 г. ему не положены, так как предоставляются дополнительные дни отдыха за ненормированный рабочий день. Выполнение служебных обязанностей в выходные (праздничные) дни и сверх установленного рабочего времени являются разными видами привлечения сотрудников к исполнению служебных обязанностей. За ненормированный рабочий день положены дополнительные дни отдыха, поскольку он прибывал на службу раньше начала рабочего времени. По мнению апеллянта,
Приказ Министерства юстиции Российской Федерации N 132 от 5 августа 2021 г. ограничивает сотрудников, занимающим должности, на которых установлена пятидневная служебная неделя, в выплатах, предусмотренных
статьей 153 ТК РФ. Считает неправомерным вывод суда первой инстанции о пропуске срока обращения в суд за разрешением индивидуального служебного спора. Он является действующим сотрудником уголовно-исполнительной системы, в связи с чем к заявленным правоотношениям должны применяться положения
пункта 5 главы 1 приказа Министерства юстиции Российской Федерации N 701 от 16 августа 2021 г., в соответствии с которым денежное довольствие, причитающееся сотруднику и своевременно не выплаченное или выплаченное в меньшем, чем следовало, размере, выплачивается за весь период, в течение которого сотрудник имел право на него, но не более чем за три года, предшествовавшие дню установления недоплаты или предъявления претензии. Обращение с настоящим исковым заявлением последовало 16 февраля 2024 г., соответственно, выплата должна быть произведена за период с марта по декабрь 2021 г., 2022 г., 2023 г., январь 2024 г. Кроме того, суд необоснованно посчитал неприменимыми при рассмотрении спора нормы
Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2018 г. N 26-П,
Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2023 г. N 35-П. Обращает внимание, что судом первой инстанции не учтено, что выплата денежной компенсации должна быть произведена в соответствии с
пунктом 9 главы 1 вышеуказанного приказа.
По его мнению, в соответствии со
статьей 129,
149 ТК РФ необходимо приравнивать выплаты за работу сверх установленной нормальной продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни к дополнительным выплатам, предусмотренным пунктом 2 вышеуказанного приказа и
пунктом 17 статьи 2 Федерального закона N 283-ФЗ от 30 декабря 2012 г. "О социальных гарантиях сотрудников некоторых Федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Сумма денежного довольствия на момент подачи иска 16 февраля 2024 г. составляла 57927 рублей 30 копеек, из которых: оклад в соответствии с замещаемой должностью - 19976 рублей, оклад в соответствии с присвоенным специальным званием - 14647 рублей, ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы - 8655 рублей 75 копеек, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы - 3995 рублей 20 копеек, премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей - 8655 рублей 75 копеек, ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание - 1977 рублей 60 копеек.
В возражениях на апелляционную жалобу истца С.Д.С. представитель ответчика Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия А.И. просила решение суда оставить без изменения.
Истец С.Д.С. в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика ФКУ "СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия", третьего лица Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия П. в судебном заседании просила решение Ленинского районного суда г. Саранска от 17 мая 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Рассмотрев дело в соответствии с положениями
частей первой и
второй статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что приказом ФКУ "СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия" <N> от 6 февраля 2019 г. утверждены правила внутреннего трудового распорядка ФКУ "СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия" (далее - Правила), в соответствии с которыми в учреждениях установлена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями (суббота, воскресенье). Нормальная продолжительность служебного (рабочего) времени учреждения не может превышать 40 часов в неделю.
Для сотрудников и работников, исполняющих должностные обязанности по графику дежурства (сменности), начало и окончание служебного (рабочего) времени определяется графиками дежурств (сменности). График дежурств (сменности) после утверждения начальником учреждения, доводится до сведения сотрудников и работников, не позднее чем за месяц до введения его в действие.
Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится с их письменного согласия по письменному распоряжению работодателя (пункт 5.5. Правил).
В соответствии с пунктом 6.6 Правил приказ о службе в выходные и праздничные дни и табель, подтверждающий службу в указанные дни, являются основанием для предоставления сотрудникам соответствующей компенсации (дополнительная оплата или предоставление других дней отдыха) (т. 2, л.д. 186-192).
Приказом ФКУ "СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия" <N> от 28 сентября 2021 г. Об установлении ненормированного служебного дня сотрудникам ФКУ "СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия" установлен ненормированный служебный день, в том числе старшему лейтенанту внутренней службы инспектору отдела режима и надзора С.Д.С. (т. 1, л.д. 237-244, т. 2, л.д. 178-185).
Истец С.Д.С. работает в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия в должности инспектора отдела режима и надзора с 1 октября 2018 г. по настоящее время и с 17 января 2022 г. имеет звание капитан внутренней службы, что подтверждается контрактами о службе в уголовно-исполнительной системе (т. 1, л.д. 19-20, т. 3, л.д. 83-85).
На основании приказа ФКУ "СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия" <N> от 19 августа 2021 г. "О выплате денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей за работу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени сотрудникам отдела режима и надзора, дежурной службы за февраль 2021 г." старшему лейтенанту внутренней службы инспектору отдела режима и надзора С.Д.С. выплачена денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной законом продолжительности рабочего времени за февраль 2021 г. 29 часов в размере двойной часовой ставки, 38 часов в размере полуторной часовой ставки (т. 1, л.д. 149-150).
Из сообщения ФКУ "СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия" от 20 июля 2023 г. следует, что согласно Приложению <N> приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 5 августа 2021 г. N 132 "Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации" денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленного рабочего времени, в праздничные (выходные) дни в размере 91540 рублей за 2021 г., 2022 г., 2023 г. выплачивается сотрудникам, которые работают по графику сменности, а сотрудникам, работающим по пятидневной рабочей неделе, предоставляется отгул и дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день.
21 июля 2023 г. С.Д.С. обратился с рапортом на имя начальника ФКУ "СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия", в котором просил предоставить ему отгулы за выполнение служебных обязанностей сверх установленного времени и праздничные (выходные) дни.
Согласно сообщению ФКУ "СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия" от 22 августа 2023 г. в ФКУ "СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия" была проведена проверка табелей учета рабочего времени за 2021 г., 2022 г., 2023 г., по итогу которой С.Д.С. имеет право на дополнительные дни отдыха за ранее отработанное время в количестве 3 дней за последний год, а именно за июнь, ноябрь 2022 г., январь, февраль, апрель, май, июнь 2023 г., в связи с чем истцу разъяснено право дополнительно обратиться с рапортом о предоставлении дополнительных дней отдыха.
Указанные обстоятельства установлены судом, подтверждаются материалами дела и, соответственно, сомнений в их достоверности не вызывают.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с учетом представленных письменных доказательств, руководствовался Федеральным
законом от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе РФ и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ),
Порядком обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, утвержденным приказом ФСИН России от 27 мая 2013 г. N 269 (далее - Порядок, утвержденный приказом ФСИН России от 27 мая 2013 г. N 269),
Приказом Минюста России от 5 августа 2021 г. N 132 "Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации" (далее - Приказ Минюста России от 5 августа 2021 г. N 132),
Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Минюста России от 6 июня 2005 г. N 76 (далее - Инструкция от 6 июня 2005 г. N 76) и исходил из того, что привлечение к службе сверх установленного времени службы (сверхурочные), а также в выходные и праздничные дни за весь период не компенсировано по вине самого сотрудника С.Д.С., не выполнившего определенные нормативными положениями, обязательные условия по реализации права на предоставление дополнительных дней отдыха за указанный период - подача рапорта, согласованного с непосредственным руководителем, с соблюдением срока такого обращения. Доказательств отказа ответчика в предоставлении истцу дополнительных дней за исполнение служебных обязанностей в выходные и праздничные дни, суду не представлено.
Учитывая, что в ходе рассмотрения дела не установлено нарушение трудовых прав истца со стороны ответчика, суд первой инстанции не нашел оснований для удовлетворения заявленного искового требования о взыскании компенсации морального среда.
Разрешая ходатайство ответчика о применении к заявленным исковым требованиям срока исковой давности, суд первой инстанции руководствовался
статьей 74 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ) и исходил из того, что о нарушении своего права на выплату денежной компенсации за работу в выходные и нерабочие праздничные дни истец С.Д.С., получая ежемесячно денежное довольствие 25 числа текущего месяца, знал, что дополнительные дни отдыха ему не предоставлены, денежная компенсация не выплачена, в связи с чем пришел к выводу о пропуске срока для обращения в суд за разрешением индивидуального служебного спора.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены правильного по существу решения суда.
Регулирование правоотношений, связанных со службой в учреждениях уголовно-исполнительной системы осуществляется в соответствии с Федеральным
законом от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", вступившим в силу с 1 августа 2018 г.
В соответствии с
пунктами 1 -
7 части 1 статьи 3 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ регулирование правоотношений, связанных со службой в уголовно-исполнительной системе, осуществляется в соответствии с
Конституцией Российской Федерации; данным Федеральным
законом;
Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Федеральным
законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе; нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний; нормативными правовыми актами федерального органа уголовно-исполнительной системы в случаях, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным
законом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в
части 1 названной выше статьи, к правоотношениям, связанным со службой в уголовно-исполнительной системе, применяются нормы трудового законодательства Российской Федерации (
часть 2 статьи 3 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ).
В соответствии с положениями
статьи 55 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ служебным временем признается время, в течение которого сотрудник в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкцией и условиями контракта должен исполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к служебному времени.
Как следует из положений
части 2 статьи 55 вышеуказанного Закона, нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в уголовно-исполнительной системе в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, - 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя.
Ненормированный служебный день устанавливается для сотрудников, замещающих должности руководителей (начальников) из числа должностей старшего и высшего начальствующего состава. Приказом руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя может устанавливаться ненормированный служебный день для сотрудников, замещающих иные должности, определяемые перечнем должностей в уголовно-исполнительной системе, утверждаемым федеральным органом уголовно-исполнительной системы. Сотрудникам, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с
частью 6 статьи 60 данного Федерального закона.
Сотрудник в случае необходимости может привлекаться к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация (
часть 6 статьи 55 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ).
Порядок предоставления сотруднику дополнительного отпуска, дополнительных дней отдыха и порядок выплаты денежной компенсации, которые предусмотрены
частями 5 и
6 настоящей статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (
часть 10 статьи 55 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ).
Согласно
части 1,
2 статьи 56 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ режим служебного времени сотрудника устанавливается правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы. Особенности режима служебного времени сотрудника могут определяться законодательством Российской Федерации, должностной инструкцией и контрактом. Режим служебного времени сотрудника должен предусматривать определенное количество служебных и выходных дней в неделю, продолжительность служебного дня и перерыва в течение служебного дня.
Приказом ФКУ "СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия" <N> от 1 февраля 2021 г. введен режим особых условий и организации службы в период режима особых условий ФКУ "СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия", утвержден список сотрудников, заступающих по 12-часовому графику без возможности выхода за пределы учреждения в период с 26 января 2021 г. по 9 февраля 2021 г., утвержден порядок организации несения службы сотрудников, заступающих по 12-часовому графику без возможности выхода за пределы учреждения, предоставлении дней отдыха за фактически отработанное время, в соответствии с которым сотрудникам дежурных смен, указанных в Приложении N 1 предоставлены дни отдыха с 10 февраля 2021 г. по 22 февраля 2021 г.
Согласно Приложению <N> в период с 26 января 2021 г. по 9 февраля 2021 г. С.Д.С. был привлечен к двухнедельному режиму работы без возможности выхода за пределы учреждения, а именно с 8 часов 00 минут до 20 часов 00 минут.
Приказом ФКУ "СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия" <N> от 19 февраля 2021 г. утвержден график работы среднего и старшего начальствующего состава ФКУ "СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия" во время несения службы по усиленному варианту в феврале 2021 г., в числе которых привлечен С.Д.С. 22 февраля 2021 г.
Приказом ФКУ "СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия"<N> от 5 марта 2021 г. утвержден график работы среднего и старшего начальствующего состава ФКУ "СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия" во время несения службы по усиленному варианту в марте 2021 г., в соответствии с которым С.Д.С. привлечен к службе на время несения службы про усиленному варианту 5 марта 2021 г. (т. 2, л.д. 230-233, 234)
Согласно приказу ФКУ "СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия" <N> от 30 апреля 2021 г. утвержден график работы среднего и старшего начальствующего состава ФКУ "СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия" во время несения службы по усиленному варианту в апреле 2021 г. и мае 2021 г., в числе которых привлечен С.Д.С. 2 мая 2021 г. и 10 мая 2021 г.
За привлечение к службе сверхустановленного времени в апреле и мае 2021 г. предоставить отгулы за ранее отработанное время сотрудникам среднего и старшего начальствующего состава ФКУ "СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия" (т. 2, л.д. 235-236, 237, 238).
С.Д.С. на основании приказа ФКУ "СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия" <N> от 11 июня 2021 г. "Об утверждении графика работы среднего и старшего начальствующего состава ФКУ "СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия" на время несения службы по усиленному варианту в июне 2021 г." привлечен к несению службы по усиленному варианту 11 июня 2021 г.
В соответствии с указанным приказом за привлечение к службе сверхустановленного времени в июне 2021 г. определено предоставить отгулы за ранее отработанное время сотрудникам среднего и старшего начальствующего состава ФКУ "СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия" (т. 2, л.д. 239-240, 241).
Приказом ФКУ "СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия" <N> от 16 сентября 2021 г. утвержден график работы среднего и старшего начальствующего состава ФКУ "СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия" на время несения службы по усиленному варианту в сентябре 2021 г., в соответствии с которым С.Д.С. привлечен к несению службы по усиленному варианту 17 сентября 2021 г. (т. 2, л.д. 242, 243-244).
В соответствии с графиком несения службы по усиленному варианту, утвержденному приказом ФКУ "СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия" <N> от 30 декабря 2021 г., С.Д.С. привлечен к службе по усиленному варианту 30 декабря 2021 г., 4 января 2022 г., 7 января 2022 г.
Как следует из указанного приказа, за привлечение к службе сверхустановленного времени в декабре 2021 г. и январе 2022 г. предоставить отгулы за ранее отработанное время сотрудникам младшего, среднего и старшего начальствующего состава ФКУ "СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия" (т. 2, л.д. 245, 246-247).
Согласно приказу ФКУ "СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия" <N> от 29 апреля 2022 г. С.Д.С. привлечен 2 мая 2022 г. с 08 часов 00 минут до 08 часов 00 минут на время несения службы по усиленному варианту. Приказано за привлечение к службе сверхустановленного времени в апреле 2022 г. и мае 2022 г. предоставить отгулы за ранее отработанное время (т. 2, л.д. 248-249, 250, 251).
Приказом ФКУ "СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия" <N> от 9 июня 2022 г. "Об утверждении графика несения службы" С.Д.С. привлечен на службу во время несения службы по усиленному варианту 10 июня 2022 г. (т. 3, л.д. 1, 2)
Приказом ФКУ "СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия" <N> от 3 ноября 2022 г. "Об утверждении графика несения службы" С.Д.С. привлечен на службу на период организации службы по усиленному варианту 4 ноября 2022 г. (т. 3, л.д. 3-4, 5).
С.Д.С. 8 января 2023 г. на основании приказа ФКУ "СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия" <N> от 30 декабря 2022 г. "Об утверждении графика несения службы" привлечен на период организации службы с 17 часов 00 минут 30 декабря 2022 г. до 09 часов 00 минут 9 января 2023 г. (т. 3, л.д. 6-7, 8)
Приказом ФКУ "СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия" <N> от 22 февраля 2023 г утвержден график несения службы личным составом ФКУ "СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия" на период организации службы с 17 часов 00 минут 22 февраля 2023 г. до 09 часов 00 минут 27 февраля 2023 г. В соответствии с данным приказом С.Д.С. привлечен к службе 22 февраля 2023 г. (т. 3, л.д. 9-10, 11).
28 апреля 2023 г. на основании приказа ФКУ "СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия" <N> утвержден график несения службы с 17 часов 00 минут 28 апреля 2023 г. до 2 мая 2023 г. и с 17 часов 00 минут 5 мая 2023 г. до 09 часов 00 минут 10 мая 2023 г. В соответствии с Приложением N 1, являющимся неотъемлемой частью приказа, С.Д.С. привлечен к службе 30 апреля 2023 г. и 6 мая 2023 г.
В соответствии с приказом ФКУ "СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия" <N> от 9 июня 2023 г. "Об утверждении графика несения службы" С.Д.С. привлечен 12 июня 2023 г. для несения службы на период с 17 часов 00 минут 9 июня 2023 г. до 09 часов 00 минут 13 июня 2023 г. (т. 3, л.д. 15, 16)
Приказом ФКУ "СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия" <N> от 7 ноября 2023 г. утвержден график несения службы и привлечении к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, выходные дни и нерабочий праздничный день, в соответствии с которым С.Д.С. привлечен 4 ноября 2023 г. (т. 3, л.д. 17-18, 19).
Согласно сообщению ФКУ "СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия" от 27 февраля 2024 г. <N> на основании рапорта старшего лейтенанта внутренней службы С.Д.С. от 26 октября 2021 г. ему предоставлен дополнительный отпуск за ненормированный служебный день за 2021 г. - с 1 по 10 ноября 2021 г. (приказ СИЗО-1 от 3 ноября 2021 г. <N> отозван в связи со служебной необходимостью с 7 ноября 2021 г. (приказ СИЗО-1 от 3 ноября 2021 г. <N>). На основании рапорта старшего лейтенанта внутренней службы С.Д.С. от 30 ноября 2021 г. ему предоставлена неиспользованная часть дополнительного отпуска за ненормированный служебный день за 2021 г. с 1 по 4 декабря 2021 г. (приказ СИЗО-1 от 10 декабря 2021 г. <N>); на основании рапорта капитана внутренней службы С.Д.С. от 19 июля 2023 г. ему предоставлен дополнительный отпуск за ненормированный служебный день за 2022 г. - с 28 июля по 6 августа 2022 г. (приказ СИЗО-1 от 4 августа 2023 г. <N>); на основании рапорта капитана внутренней службы С.Д.С. от 1 февраля 2023 г. ему предоставлен дополнительный отпуск за ненормированный служебный день за 2023 г. - с 5 по 14 марта 2023 г. (приказ СИЗО-1 от 14 февраля 2023 г. <N>).
Из справки ФКУ "СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия" от 10 апреля 2024 г. <N> следует, что капитану внутренней службы С.Д.Н., инспектору отдела режима и надзора ФКУ "СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия" предоставлены дополнительные дни отдыха за ранее отработанное время: 13, 14, 15 января 2021 г. за работу в особых условиях с 29 декабря 2020 г. по 12 января 2021 г.; 10, 11, 12 февраля 2021 г. за работу в особых условиях с 26 января 2021 г. по 9 февраля 2021 г.; 20 февраля за ранее отработанное время в феврале 2020 г.; 16 января 2023 г. за 8, 9 января 2023 г.; 16, 17 марта 2023 г. за работу 22, 23 февраля 2023 г.
Согласно справке ФКУ "СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия" от 10 апреля 2024 г. <N> капитану внутренней службы С.Д.Н., инспектору отдела режима и надзора ФКУ "СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия" на основании приказа от 28 сентября 2021 г. <N> установлен ненормированный служебный день.
Из справки ФКУ "СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия" от 19 апреля 2024 г. <N> следует, что С.Д.Н. на основании графиков отпусков предоставлены:
за 2021 г. - часть основного отпуска за 2021 г. с 15 марта 2021 г. по 3 апреля 2021 г., часть основного отпуска за 2021 г. и дополнительный отпуск за стаж службы в уголовно-исполнительной системе за 2021 г. с 17 июня 2021 г. по 12 июля 2021 г., дополнительный отпуск за ненормированный служебный день за 2021 г. с 1 по 10 ноября 2021 г. (отозван в связи со служебной необходимостью с 7 ноября 2021 г.), неиспользованная часть дополнительного отпуска за ненормированный служебный день за 2021 г. с 1 декабря 2021 г. по 4 декабря 2021 г.;
за 2022 г. - часть основного отпуска и дополнительный отпуск за стаж службы в уголовно-исполнительной системе за 2022 г. с 14 февраля 2022 г. по 10 марта 2022 г., дополнительный отпуск за ненормированный служебный день за 2022 г. с 28 июля 2022 г. по 6 августа 2022 г., часть основного отпуска за 2022 г. с 16 декабря 2022 г. по 6 января 2023 г.;
за 2023 г. - дополнительный отпуск за стаж службы в уголовно-исполнительной системе за 2023 г. и дополнительный отпуск за ненормированный служебный день за 2023 г. - с 28 февраля 2023 г. по 14 марта 2023 г., основной отпуск за 2023 г. с 30 ноября 2023 г. по 15 января 2024 г.
Согласно справке ФКУ "СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия" от 19 апреля 2024 г. <N> С.Д.Н. были использованы дополнительные дни отдыха за ранее отработанное время:
в апреле 2021 г. - 12 апреля 2021 г., 19 апреля 2021 г.; в мае 2021 г. - 17 мая 2021 г., 28 мая 2021 г.; в июне 2021 г. - 4 июня 2021 г.; в июле 2021 г. - 30 июля 2021 г.; в августа 2021 г. - 9 августа 2021 г., 23 августа 2021 г.; в сентябре 2021 г. - 3 сентября 2021 г., 15 сентября 2021 г., 30 сентября 2021 г.; в октябре 2021 г. - 4 октября 2021 г., 11 октября 2021 г., 25 октября 2021 г.; в декабре 2021 г. - 20 декабря 2021 г.
в января 2022 г. - 14 января 2022 г., 28 января 2022 г.; в феврале 2022 г. - 11 февраля 2022 г.; в апреле 2022 г. - 4 апреля 2022 г., 8 апреля 2022 г., 22 апреля 2022 г.; в мае 2022 г. - 16 мая 2022 г., 23 мая 2022 г.; в июне 2022 г. - 3 июня 2022 г., 17 июня 2022 г.; в июле 2022 г. - 1 июля 2022 г., 11 июля 2022 г., 22 июля 2022 г.; в августе 2022 г. -12 августа 2022 г., 22 августа 2022 г., 26 августа 2022 г.; в сентябре 2022 г. - 12 сентября 2022 г., 23 сентября 2022 г.; в октябре 2022 г. - 3 октября 2022 г., 14 октября 2022 г.; в ноябре 2022 г. - 21 ноября 2022 г.
в январе 2023 г. - 16 января 2023 г., 19 января 2023 г.; в феврале 2023 г. - 10 февраля 2023 г.; в марте 2023 г. - 16 марта 2023 г., 17 марта 2023 г., 24 марта 2023 г.; в апреле 2023 г. - 7 апреля 2023 г., 28 апреля 2023 г.; в мае 2023 г. - 2 мая 2023 г., 15 мая 2023 г., 26 мая 2023 г.; в июне 2023 г. - 9 июня 2023 г., 16 июня 2023 г.; в июле 2023 г. - 10 июля 2023 г., 31 июля 2023 г.; в августе 1 августа 2023 г., 11 августа 2023 г., 28 августа 2023 г.; в сентябре 2023 г. - 4 сентября 2023 г., 8 сентября 2023 г., 22 сентября 2023 г.; в октябре 2023 г. - 9 октября 2023 г., 16 октября 2023 г.; в ноябре 2023 г. - 7 ноября 2023 г., 10 ноября 2023 г., 21 ноября 2023 г.
в январе 2024 г. - 22 января 2024 г., 29 января 2024 г.
Разрешая требования истца с учетом имеющихся в материалах гражданского дела документов, суд первой инстанции пришел к выводу, что за период с марта по август 2021 г. служба сверх установленного рабочего времени, а также в выходные и праздничные дни подлежит компенсации в количестве 10 дней отдыха или денежной компенсации в размере 15 913 руб. 56 коп., за период с сентября 2021 г. по январь 2024 г. за работу в выходные и праздничные дни в количестве 13,5 дополнительных дней отдыха. Также судом установлено, что дополнительные дни отдыха С.Д.С. предоставлялись без рапорта по устному согласованию с непосредственным руководителем.
Учет времени, отработанного сверхурочно, ведется самим сотрудником и руководителем органа уголовно-исполнительной системы, подписавшего приказ о сверхурочной работе, или, по его поручению, руководителем бригады, старшим группы и т.п.
Данные учета отражаются в рапорте лица, осуществляющего учет, с указанием количества часов, отработанных конкретным сотрудником сверхурочно в каждый рабочий день.
Рапорт с соответствующим решением начальника учреждения или органа уголовно-исполнительной системы о привлечении к сверхурочной работе является основанием для оплаты этой работы.
Приказ о службе в выходные и праздничные дни и табель, подтверждающий службу в указанные дни, являются основанием для предоставления сотрудникам соответствующей компенсации (дополнительная оплата или предоставление других дней отдыха).
С учетом вышеуказанных норм права, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что служба сверх установленного времени, а также в выходные и праздничные дни за весь период не компенсирована по вине самого сотрудника С.Д.С., не выполнившего обязательные условия по реализации права на предоставление дополнительных дней отдыха за указанный период, а именно подача рапорта, согласованного с непосредственным руководителем, с соблюдением срока такого обращения.
Из системного анализа указанных выше нормативно-правовых актов следует, что выплата денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени может осуществляться в текущем году и только по просьбе сотрудника, изложенной в рапорте, то есть носит заявительный характер. В отсутствие волеизъявления сотрудника, выраженного в форме поданного рапорта о предоставлении дней отдыха, являющихся обязательным условием реализации права на получение этой компенсации, ее выплата по инициативе работодателя невозможна.
Вопреки доводам жалобы рапорт, поданный С.Д.С. 21 июля 2023 г., не свидетельствует об отказе работодателя предоставить ему дни отдыха.
Доводы истца о наличии оснований для применения норм трудового права при разрешении спора были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана обоснованная правовая оценка исходя из положений действующего законодательства.
Доводы жалобы об отсутствии оснований для применения норм Федерального
закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ относительно сроков обращения в суд за разрешением настоящего спора сводятся к ошибочному толкованию истцом норм материального права.
Согласно правовой позиции, изложенной в
Определении Конституционного Суда РФ от 28.02.2019 N 465-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина М. на нарушение его конституционных прав частью 4 статьи 72 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусмотренный
частью 4 статьи 72 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" трехмесячный срок для обращения в суд за разрешением служебного спора (за исключением споров, связанных с увольнением со службы в органах внутренних дел) направлен на достижение оптимального согласования интересов сторон служебных правоотношений. Сам по себе этот срок не может быть признан неразумным и несоразмерным, поскольку направлен на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав сотрудника органов внутренних дел и является достаточным для обращения в суд. Лицам, не реализовавшим свое право на обращение в суд в указанный срок по уважительным причинам, предоставляется возможность восстановить этот срок в судебном порядке.
При этом закрепление в
части второй статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации правила о том, что за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм (в том числе в случае возникновения такого спора при увольнении работника), представляет собой установление специального срока для защиты права на оплату труда для граждан, работающих по трудовому договору, и само по себе не предполагает обязательного установления аналогичных норм в отношении лиц, занятых профессиональной деятельностью, связанной с осуществлением публичных функций, в том числе сотрудников органов внутренних дел.
Ссылка истца на
приказ Министерства юстиции Российской Федерации N 701 от 16 августа 2021 г. не обоснована, поскольку данный
приказ не содержит норм, устанавливающих срок для разрешения служебного спора.
Наличие в специальном законодательстве нормы относительно сроков обращения в суд за разрешением служебного спора исключает возможность применения к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, норм гражданского и трудового законодательства, устанавливающих иные сроки исковой давности.
Схожая правовая позиция отражена в определениях Первого кассационного суда общей юрисдикции от 5 августа 2020 г. по делу N 88-10572/2020, от 25 сентября 2023 г. по делу N 88-26686/2023.
Судом первой инстанции обосновано признана несостоятельной ссылка истца на
постановление Конституционного Суда РФ от 28 июня 2018 г. N 26-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 153 Трудового кодекса российской Федерации в связи с жалобами граждан Д.В. Апухтина, К.К. Багирова и других", поскольку указанное
Постановление содержит толкование норм, касающихся граждан, занимающих должности гражданского персонала воинской части Министерства обороны РФ, к каковым С.Д.С. не относится.
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что действующим законодательством с 22 августа 2021 г. денежная компенсация за работу в выходные и праздничные нерабочие дни не предусмотрена, оснований для удовлетворения исковых требований С.Д.С. о выплате денежной компенсации за привлечение к службе сверх установленного времени службы, в выходные и праздничные дни у суда первой инстанции не имелось.
Другие доводы апелляционной жалобы по существу повторяют позицию заявителя при рассмотрении дела в суде первой инстанции, которая была проверена и получила надлежащую судебную оценку, нашедшую отражение в оспариваемом судебном постановлении, и в целом сводятся к несогласию заявителя с выводами суда, основанными на оценке представленных по делу доказательств, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на субъективном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
В судебном решении приведено толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам
статьи 67 ГПК РФ.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда является законным и обоснованным, по доводам апелляционной жалобы отмене или изменению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшегося по настоящему делу судебного постановления, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь
пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 17 мая 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу С.Д.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
В.А.ПУЖАЕВ
Судьи
О.А.РОМАНОВА
О.А.КУМАНЕВА
Мотивированное апелляционное определение составлено 7 августа 2024 г.
Судья
О.А.РОМАНОВА