Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.02.03-2025.03.01) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 26.11.2024 по делу N 33а-18867/2024 (УИД 66RS0009-01-2024-003231-47)
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: Об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности, обеспечить населенные пункты источниками противопожарного водоснабжения, обеспечить уборку мусора, сухой растительности, покос травы на территориях общего пользования.
Обстоятельства: Прокурор указал, что поселки не обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения, в них не производится своевременная уборка мусора, сухой растительности и покос травы, муниципалитетом необходимые меры в целях защиты населенных пунктов от природных пожаров не предприняты, предписания выполнены не в полном объеме.
Решение: Удовлетворено в части.
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 26.11.2024 по делу N 33а-18867/2024 (УИД 66RS0009-01-2024-003231-47)
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: Об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности, обеспечить населенные пункты источниками противопожарного водоснабжения, обеспечить уборку мусора, сухой растительности, покос травы на территориях общего пользования.
Обстоятельства: Прокурор указал, что поселки не обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения, в них не производится своевременная уборка мусора, сухой растительности и покос травы, муниципалитетом необходимые меры в целях защиты населенных пунктов от природных пожаров не предприняты, предписания выполнены не в полном объеме.
Решение: Удовлетворено в части.
СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 ноября 2024 г. по делу N 33а-18867/2024
УИД 66RS0009-01-2024-003231-47
Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Шабалдиной Н.В.,
судей Захаровой О.А., Патрушевой М.Е.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-2261/2024 по административному исковому заявлению прокурора Ленинского района города Нижний Тагил, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Администрации города Нижний Тагил о возложении обязанности по устранению требований пожарной безопасности
по апелляционной жалобе административного ответчика администрации города Нижний Тагил
на решение Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 27 августа 2024 года.
Заслушав доклад судьи Захаровой О.А., объяснения представителя административного истца прокурора Ленинского района города Нижний Тагил, - прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Балакиной И.Н., представителя административного ответчика Администрации города Нижний Тагил М., судебная коллегия
установила:
прокурор Ленинского района города Нижний Тагил, действующий в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит:
возложить обязанность на Администрацию города Нижний Тагил устранить нарушения требований
статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
статей 62,
68 Технического регламента,
пунктов 4.1,
5.1,
10.1 10.11 СП 8.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности",
пунктов 67,
75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 в населенных пунктах, находящихся в границах городского округа Нижний Тагил: поселок Волчевка, поселок Чауж, поселок Канава, поселок А., а именно:
- обеспечить населенные пункты источниками наружного противопожарного водоснабжения в границах застройки в срок до 31 октября 2024 года;
- обеспечить уборку мусора, сухой растительности, покос травы на земельных участках, расположенных в границах указанных населенных пунктов на территориях общего пользования в срок до 1 октября 2024 года.
В обоснование требований указано, что заместителем главного государственного инспектора города Нижний Тагил и Горноуральского городского округа по пожарному надзору <...>3 28 июня 2024 года в прокуратуру района представлена информация об имеющихся фактах нарушения требований пожарной безопасности Администрацией города Нижний Тагил, в состав территории которого входят: поселок А., поселок Канава, поселок Чауж, поселок Волчевка.
Так, указанным должностным лицом в апреле 2023 года проводилось плановое контрольное (надзорное) мероприятие в отношении Администрации города Нижний Тагил, в состав территории которого входят: поселок А., поселок Канава, поселок Чауж, поселок Волчевка. По итогам проведения плановой выездной проверки Администрации города Нижний Тагил выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований пожарной безопасности N 1/1 от 24 апреля 2023 года. В данном предписании указано 14 мероприятий к исполнению, срок устранения определен до 15 апреля 2024 года.
В установленный срок мероприятия по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности не выполнены по следующим пунктам предписания: NN 1, 4, 5, 6, 8, 9, 11, 12, 14. Факт невыполнения предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований пожарной безопасности подтверждается актом внеплановой выездной проверки N 2404/022-66/139-В/АВП от 26 апреля 2024 года, составленным ОНДиПР города Нижний Тагил и Горноуральского городского округа УНДиПР ГУ МЧС России по Свердловской области.
26 апреля 2024 года в адрес Администрации города Нижний Тагил вновь вынесено предписание N 2404/022-66/139-В/ПВП по результатам проверки контроля ранее выданного предписания.
В период с 18 по 21 июня 2024 года на основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от 4 июня 2024 года N 2406/022-66/273-В/РВП начальника ОНДиПР города Нижний Тагил и Горноуральского ГО УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области <...>4 проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что поселки Волчевка, А., Канава, Чауж не обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения в границах застройки в нарушение требований
статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ),
статей 62,
68 Технического регламента,
пунктов 4.1,
5.1,
10.1 10.11 СП 8.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности",
пункта 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 (далее - Правил). В связи с чем 21 июня 2024 года вновь вынесено предписание об устранении выявленных нарушений, учитывая, что в нарушение требований
пункта 67 Правил в населенных пунктах поселков Волчевка, Канава, Чауж, А. не производится своевременная уборка мусора, сухой растительности, покос травы в границах населенных пунктов.
При этом прокурор указывает, что мероприятия по защите населенных пунктов от природных пожаров должны проводиться до начала пожароопасного сезона, эффективность таких мероприятий достигается лишь при системном подходе к проблеме пожарной безопасности.
Указанные выше населенные пункты являются территориями, прилегающими к лесу, вместе с тем, Администрацией города Нижний Тагил в целях защиты населенных пунктов от природных пожаров соответствующие действия до настоящего времени не предприняты.
Решением Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 27 августа 2024 года заявленные прокурором требования удовлетворены частично. На Администрацию города Нижний Тагил возложена обязанность устранить нарушения требований
статьи 19 Закон N 69-ФЗ,
статей 62,
68 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
пунктов 4.1,
5.1,
10.1 -
10.11 СП 8.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности",
пункта 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479, обеспечив поселок Волчевка, находящийся в границах городского округа Нижний Тагил источником наружного противопожарного водоснабжения в границах застройки в срок до 31 октября 2024 года. На Администрацию города Нижний Тагил также возложена обязанность устранить нарушения требований
пункта 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479, обеспечив в поселках Волчевка, Чауж, Канава, А., находящихся в границах городского округа Нижний Тагил, уборку мусора, сухой растительности, покос травы на земельных участках, расположенных в границах указанных населенных пунктов на территориях общего пользования в срок до 1 октября 2024 года. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, административный ответчик Администрация города Нижний Тагил подала на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает на отсутствие оснований для возложения на Администрацию города Нижний Тагил обязанности обеспечить пожарным водоемом поселок Волчевка, население которого менее 50 человек, в связи с чем в таком населенном пункте допускается не предусматривать противопожарное водоснабжение. При этом указывает на наличие в данном поселке подъезда с площадкой (пирсом) с твердым покрытием, пригодных для установки пожарных автомобилей и забора воды для пожарных нужд. Также приводит доводы об отсутствии оснований для возложения обязанности по уборке мусора, сухой растительности, покоса травы на земельных участках, учитывая отсутствие в обжалуемом судебном акте указания на границы уборки указанных территорий, реквизиты кадастровых и межевых планов, географических координат территорий. Кроме того, ссылается на исполнение решения суда в указанной части, что подтверждается актом выполненных работ от 31 июля 2024 года. Также указывает, что предписание от 26 апреля 2024 года является неисполнимым, учитывая отсутствие в нем четких указаний о том, какие нарушения допущены администрацией и какие необходимо совершить действия для устранения выявленных нарушений.
Прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Балакина И.Н. в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражала против доводов апелляционной жалобы, полагая, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Представитель административного ответчика Администрации города Нижний Тагил М. просил об отмене обжалуемого судебного акта.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения административного дела судом апелляционной инстанции, в том числе посредством размещения указанной информации на официальном сайте Свердловского областного суда, в судебное заседание не явились, в связи с чем, руководствуясь
частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела административное дело в их отсутствие.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы и возражения на них, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со
статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со
статьей 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (
часть 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно положениям
пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Как следует из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции, в период с 23 по 26 апреля 2024 года на основании распоряжения N 2404/022-66/139-В/РВП от 12 апреля 2024 года заместителя начальника ОНДиПР ОНДиПР города Нижний Тагил и Горноуральского городского округа УНДиПР ГУ МЧС России по Свердловской области проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля за выполнением предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 24 апреля 2023 года N 1/1 (пункты 1 - 14) и нарушений изложенных в мотивированном предписании о необходимости принятия решения о назначении внеплановой выездной проверки органа местного самоуправления от 11 апреля 2024 года, создающих угрозу жизни и здоровью людей, допущенных Администрацией города Нижний Тагил.
По итогам проверки установлено, что Администрацией города Нижний Тагил не выполнены в срок до 15 апреля 2024 года пункты 1, 4, 5, 6, 8, 9, 11, 12, 14 приведенного выше предписания от 24 апреля 2023 года N 1/1 (л. д. 21 - 24), а именно:
- пункт 1: поселок Волчевка не в полном объеме обеспечен источниками наружного противопожарного водоснабжения в границах застройки в нарушение
статьи 19 Закона N 69-ФЗ,
статей 62,
68 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
пунктов 4.1,
5.1,
10.1 -
10.11 СП 8.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности",
пункта 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479;
- пункт 4: в поселке Волчевка несвоевременно производится покос травы и уборка сухой растительности в границах населенного пункта в нарушение
пункта 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479;
- пункт 5: поселок Чауж не в полном объеме обеспечен источниками наружного противопожарного водоснабжения в границах застройки в нарушение
статьи 19 Закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
статей 62,
68 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
пунктов 4.1,
5.1,
10.1 -
10.11 СП 8.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности",
пункта 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479;
- пункт 6: направление движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения в поселок Чауж не обозначены указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями в нарушение
пункта 48 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479;
- пункт 8: в поселке Чауж несвоевременно производится покос травы и уборка сухой растительности в границах населенного пункта в нарушение
пункта 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479;
- пункт 9: поселок Канава не обеспечен источниками наружного противопожарного водоснабжения в границах застройки в нарушение
статьи 19 Закона N 69-ФЗ,
статей 62,
68 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
пунктов 4.1,
5.1,
10.1 -
10.11 СП 8.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности",
пункта 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479;
- пункт 11: в поселке Канава несвоевременно производится покос травы и уборка сухой растительности в границах населенного пункта в нарушение
пункта 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479;
- пункт 12: поселок А. не в полном объеме обеспечен источниками наружного противопожарного водоснабжения в границах застройки в нарушение
статьи 19 Закона N 69-ФЗ,
статей 62,
68 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
пунктов 4.1,
5.1,
10.1 -
10.11 СП 8.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности",
пункта 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479;
- пункт 14: в поселке А. несвоевременно производится покос травы и уборка сухой растительности в границах населенного пункта в нарушение
пункта 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479.
Указанное подтверждается предписанием N 2404/022-66/139-В/ПВП от 26 апреля 2024 года по результатам проверки контроля ранее выданного предписания.
21 июня 2024 года вновь вынесено предписание об устранении выявленных нарушений, учитывая, что в нарушение требований
пункта 67 Правил в населенных пунктах поселков Волчевка, Канава, Чауж, А. не производится своевременная уборка мусора, сухой растительности, покос травы в границах населенных пунктов.
Сторона ответчика, возражая против удовлетворения требований относительно обеспечения населенных пунктов источниками наружного противопожарного водоснабжения в границах застройки, указывает на то, что наличие противопожарного водоснабжения на территории вышеуказанных населенных пунктов не является обязательным, учитывая численность этих пунктов.
Разрешая требования прокурора в данной части, суд первой инстанции указал, что поскольку положения
части 5 статьи 68 Закона N 123-ФЗ носят разрешительный характер, то есть предусматривают возможность не оборудовать населенные пункты наружными источниками противопожарного водоснабжения численностью менее 50 человек, учитывая, что в поселках Чауж, Канава, А. численность населения составляет менее 50 человек, то необорудование данных поселков источниками наружного противопожарного водоснабжения, с учетом наличия водоснабжающих объектов, которые оборудованы местами водозабора, а также соответствующими знаками в местах водозабора, не может свидетельствовать о бездействии административного ответчика, и как следствие, о необходимости удовлетворения требований прокурора в данной части.
При этом суд указал, что в поселке Волчевка для обеспечения наружного противопожарного водоснабжения используется река Волчевка, в районе улицы Железнодорожная, однако глубина реки не позволяет использовать водный объект в целях пожаротушения в зимнее время, в связи с чем в указанной части требования прокурора признаны обоснованными.
Кроме того, суд первой инстанции указал на наличие оснований для возложения на Администрацию города Нижний Тагил обязанности устранить нарушения требований
пункта 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479, обеспечив в поселках Волчевка, Чауж, Канава, А., находящихся в границах городского округа Нижний Тагил, уборку мусора, сухой растительности, покос травы на земельных участках, расположенных в границах указанных населенных пунктов на территориях общего пользования в срок до 1 октября 2024 года, учитывая, что согласно акту обследования территории от 15 августа 2024 года, то есть в период рассмотрения дела и после подписания акта приема-передачи оказанных услуг от 31 июля 2024 года, обязательные требования пожарной безопасности в поселках Волчевка, Чауж, Канава, А., указанные в предписании N 2404/022-66/139-В/ПВП от 26 апреля 2024 года, не исполнены, что подтверждается фототаблицей к письму от 15 августа 2024 года, выполненной в ходе выезда на территории в указанную дату.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в части наличия оснований для возложения на административного ответчика обязанности по обеспечению поселка Волчевка наружным противопожарным водоснабжением, поскольку они соответствуют нормам действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделаны по результатам исследования и оценки по правилам
статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеющихся в административном деле доказательств.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в обжалуемом решении.
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы административного ответчика в указанной части, поскольку они основаны на неверной оценке обстоятельств административного дела и неправильном толковании норм материального права.
В соответствии с
частью 4 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии с положениями
статьи 63 указанного Федерального закона.
Первичные меры пожарной безопасности включают в себя в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования (
часть 1 статьи 63 Закона N 123-ФЗ), которые в силу
пункта 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" относятся к вопросам местного значения.
Согласно положениям
статье 10 Закона N 69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным
законом является расходным обязательством муниципального образования.
В силу положения
статьи 19 Закона N 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов помимо прочего относятся создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы.
Частям 1,
2 статьи 68 Закона N 123-ФЗ установлено, что территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения. К наружному противопожарному водоснабжению относятся: 1) централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод); 2) водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) пожарные резервуары.
Пунктом 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 предусмотрено, что органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях. При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.
В силу
части 5 статьи 68 Закона N 123-ФЗ допускается не предусматривать противопожарное водоснабжение для населенных пунктов с числом жителей до 50 человек, а также расположенных вне населенных пунктов отдельно стоящих зданий и сооружений классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф1.3, Ф1.4, Ф2.3, Ф2.4, Ф3 (кроме Ф3.4), в которых одновременно могут находиться до 50 человек и объем которых не более 1000 кубических метров.
Доказательства, наличия наружного противопожарного водоснабжения, предусмотренного
статьей 68 Закона N 123-ФЗ, и соответствующего требованиям законодательства в поселке Волчевка, административным ответчиком не представлено. Судебной коллегией отклоняются доводы административного ответчика в части применения к спорным правоотношениям положений
части 5 статьи 68 Закона N 123-ФЗ, учитывая, что данная
норма носит разрешительно-дозволительный характер, а не предписывающий. Учитывая, что жизнь и здоровье каждого человека в Российской Федерации представляет высшую ценность, и не должны подвергаться опасности лишь по причине проживания в малонаселенном пункте, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных
частью 5 статьи 68 Закона N 123-ФЗ, для освобождения органа местного самоуправления от выполнения обязанности обеспечить одним из предусмотренных
частью 2 данной статьи источником наружного противопожарного водоснабжения. Тем более, что администрацией не принимается иных мер относительно обеспечения данного населенного пункта источником наружного противопожарного водоснабжения, то его необорудование источниками наружного противопожарного водоснабжения противоречит вышеприведенным правовым нормам.
При таких обстоятельствах, решение суда в указанной части является законным и обоснованным, оснований, предусмотренных
статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для его отмены и изменения не имеется.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для возложения на администрацию обязанности устранить нарушения требований
пункта 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479, обеспечив в поселках Волчевка, Чауж, Канава, А., находящихся в границах городского округа Нижний Тагил, уборку мусора, сухой растительности, покос травы на земельных участках, расположенных в границах указанных населенных пунктов на территориях общего пользования в срок до 1 октября 2024 года.
Так основанием для возложения на администрацию соответствующей обязанности послужило неисполнение последней предписаний об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности N 1/1 от 24 апреля 2023 года, N 2442/2022-66/139-В/ПВП от 26 апреля 2024 года, N 2406/022-66/273-В/ПВП от 21 июня 2024 года.
Однако суд первой инстанции не учел, что первоначальное предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности N 1/1 от 24 апреля 2023 года носит незаконный характер, поскольку является неисполнимым в связи с отсутствием в нем четких указаний, какие нарушения допущены администрацией и какие действия должна совершить последняя для устранения выявленных нарушений. Указанные выводы содержатся в решении судьи Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 5 сентября 2023 года по делу N 5-360/2024, которым отменено постановление мирового судьи судебного участка N 5 Ленинского судебного района города Нижний Тагил Свердловской области от 24 июня 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, производство по делу прекращено в связи с отсутствием в действиях администрации состава административного правонарушения. Последующие предписания N 2404/2022-66/139-В/ПВП от 26 апреля 2024 года, N 2406/022-66/273-В/ПВП от 21 июня 2024 года вынесены в связи с неисполнением / несвоевременным исполнением администрацией первого предписания, которое носит неисполнимый характер. Учитывая, что выводы, содержащиеся в решении судьи Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 5 сентября 2024 года по делу N 5-360/2024, имеют преюдициальное значение при рассмотрении заявленных в настоящем исковом заявлении требований, то оснований для возложения на администрацию соответствующей обязанности в данном случае не имелось. Кроме того, определением Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 13 сентября 2024 года также содержатся выводы о незаконности предписания N 2404/2022-66/139-В/ПВП от 26 апреля 2024 года.
При таких обстоятельствах, решение суда в указанной части подлежит отмене с принятием нового об оставлении данного требования прокурора без удовлетворения.
В остальной части решение суда лицами, участвующими в деле, в установленном законом порядке, не обжаловано, судебной коллегией проверено, является правильным.
определила:
решение Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 27 августа 2024 года отменить в части возложения на Администрацию города Нижний Тагил обязанности устранить нарушения
пункта 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479, в населенных пунктах, находящихся в границах городского округа Нижний Тагил: поселок Волчевка, поселок Чауж, поселок Канава, поселок А. обеспечить уборку мусора, сухой растительности, покос травы на земельных участках, расположенных в границах указанных населенных пунктов на территориях общего пользования в срок до 1 октября 2024 года. Принять в указанной части новое решение, которым данное требование оставить без удовлетворения.
В остальной части решение этого же суда оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Администрации города Нижний Тагил - без удовлетворения.
Решение суда первой инстанции и апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения через суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.В.ШАБАЛДИНА
Судьи
О.А.ЗАХАРОВА
М.Е.ПАТРУШЕВА