Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.02.03-2025.03.01) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14.11.2024 N 88-20705/2024 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.08.2024 N 33-5317/2024 (УИД 86RS0001-01-2024-001010-38)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: 1) О признании незаконным снятия с учета нуждающихся в жилом помещении; 2) Об обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец проходил службу в МЧС России, уволен по выслуге лет. Истец принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, ему предоставлено служебное жилое помещение. Впоследствии он подал ответчику заявление о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, но получил отказ, поскольку не состоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 01.03.2005.
Решение: Удовлетворено.
Апелляционное определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.08.2024 N 33-5317/2024 (УИД 86RS0001-01-2024-001010-38)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: 1) О признании незаконным снятия с учета нуждающихся в жилом помещении; 2) Об обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец проходил службу в МЧС России, уволен по выслуге лет. Истец принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, ему предоставлено служебное жилое помещение. Впоследствии он подал ответчику заявление о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, но получил отказ, поскольку не состоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 01.03.2005.
Решение: Удовлетворено.
СУД ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 августа 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Ишимова А.А.,
судей Галкиной Н.Б., Максименко И.В.,
при секретаре Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (ФИО)18 Г. к Главному управлению МЧС России по ХМАО - Югре о разрешении жилищного спора,
по апелляционной жалобе Главного управления МЧС России по ХМАО - Югре на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.05.2024, которым постановлено:
обязать Главное управление МЧС России по ХМАО - Югре восстановить (ФИО)19 Г. в списке лиц, нуждающихся в обеспечении жильем, со дня подачи рапорта 16.12.1993.
Признать незаконным решение жилищной комиссии Главного управления МЧС России по ХМАО - Югре от 19.10.2016 об отказе (ФИО)20 Г. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обязать Главное управление МЧС России по ХМАО - Югре поставить (ФИО)21 Г. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по заявлению от 22.09.2016.
Отказать в удовлетворении остальной части требований.
Взыскать с Главного управления МЧС России по ХМАО - Югре в пользу (ФИО)22 Г. расходы по уплате государственной пошлины в размере 900 руб.
Заслушав доклад судьи Ишимова А.А., судебная коллегия
установила:
(ФИО)23 Р.Г. обратился в суд с иском о восстановлении на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях по заявлению от 16.12.1993, оспаривании решения жилищной комиссии от 19.10.2016 об отказе в постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты по заявлению от 22.09.2016, взыскании компенсации морального вреда 10 000 руб. Требования мотивированы тем, что истец с 01.12.1993 по 31.12.2008 проходил службу в ГПС МЧС России. Уволен по выслуге срока службы, дающего право на пенсию. С 01.01.2009 по 30.01.2016 работал пожарным, командиром отделения в ПЧ-41 ФГКУ "1 ОФПС по ХМАО - Югре". На основании заявления 16.12.1993 был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В 1999 году ему предоставлено служебное жилое помещение в г. Сургуте (адрес). 22.06.2016 он подал ответчику заявление о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья. Из письма ответчика от 01.06.2022 узнал об отказе в удовлетворении его заявления по мотиву того, что он не состоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 01.03.2005 в системе МЧС России. Считает незаконным указанное решение ГУ МЧС России по ХМАО - Югре.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ГУ МЧС России по ХМАО - Югре приводит противоречивые доводы и требования. Суд не учел, что согласно справке ООО "Стандарт Плюс" от 05.06.2016 (номер) семья истца состоит из шести человек. В рапорте от 16.12.1993 он указал трех человек, в заявлении от 22.06.2016 указано два человека. В исковом заявлении указал в составе семьи четырех человек. Полагает, что указанные обстоятельства свидетельствуют о сомнительности факта постановки истца на учет. По сведениям ЕГРП от 03.10.2016 в декабре 1993 года в собственности супруги истца была квартира общей площадью 55 кв. м, которая была продана в сентябре 1999 года. С учетом указанного жилого помещения обеспеченность семьи истца превышала учетную норму, установленную "Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в области" (утв. постановлением исполкома Тюменского областного СНД и областного СП от 20.04.1986 N 140), поэтому отсутствовали основания для постановки его на учет. Продажа квартиры повлекла ухудшение жилищных условий. В 2015 году ведение учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений и учетные дела были переданы в Главное управление МЧС России по ХМАО - Югре. Учетное дело истца не поступало. Имеющиеся документы подтверждают, что он не состоял на учете для улучшения жилищных условий. Полагает, что истцом пропущен срок исковой давности для оспаривания решения жилищной комиссией Главного управления МЧС России по ХМАО - Югре от 19.10.2016. Между тем, апеллянт просит принять новое решение об удовлетворении требований истца.
В возражениях на апелляционную жалобу (ФИО)24 Р.Г. указывает на несостоятельность изложенных в ней доводов.
В суде апелляционной инстанции представитель истца (ФИО)25 Е.А. просила учесть противоречивые требования апелляционной жалобы и оставить без изменения решение суда.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции правильно установил значимые обстоятельства, надлежаще проверил доводы и возражения сторон и правомерно пришел к изложенным в решении выводам.
В соответствии с
ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Согласно
ст. 6 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам РФ, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.03.2005 федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда РФ по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника или уволенного со службы в учреждениях и органах гражданина РФ определяется в соответствии с
ЖК РФ. Сотрудникам, гражданам РФ, указанным в
ч. 1 настоящей статьи, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата в соответствии со
ст. 4 настоящего Федерального закона с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу
п. 27 "Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах РФ" (утв. постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369) сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам РФ, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.03.2005 федеральными органами исполнительной власти, единовременная социальная выплата предоставляется в порядке и на условиях, установленных настоящими
Правилами для сотрудников.
(ФИО)26 Р.Г. проходил службу в должностях пожарного, старшего пожарного, командира отделения ПЧ-41 ОГПС-1 УГПС МЧС России ХМАО - Югры с 01.12.1993 по 31.12.2008. Уволен по выслуге срока службы, дающего право на пенсию. Выслуга на дату увольнения составила в календарном исчислении 15 лет 1 месяц, в льготном - 22 года 7 месяцев 15 дней.
С 01.01.2009 по 30.01.2016 он работал пожарным, командиром отделения 41 ПЧ ФГКУ "1 ОФПС по ХМАО - Югре".
До 01.03.2005 учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов или по месту работы на предприятиях, в учреждениях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство (
ст. 30 ЖК РСФСР).
Справка Администрации г. Сургута от 28.03.2024 подтверждает, что (ФИО)27 Р.Г. не состоял на учете по месту жительства.
16.12.1993 (ФИО)28 Р.Г. подал начальнику ПЧ-41 рапорт о постановке на учет на получение капитального жилья составом семьи три человека, включая истца, его жену (ФИО)29 Е.Н. и дочь (ФИО)30 А.Р.
В октябре 1999 года на основании ордера, выданного администрацией г. Сургута ему предоставлено служебное жилое помещение в г. Сургуте (адрес).
22.09.2016 истец подал в жилищную комиссию Главного управления МЧС России по ХМАО - Югре заявление о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Решением жилищной комиссии Главного управления МЧС России по ХМАО - Югре от 19.10.2016 истцу отказано в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, поскольку он не состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005.
Представленные в дело списки сотрудников ПЧ-41, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий за 1998, 2000, 2004 годы (утверждены начальником ПЧ-41 и заместителем мэра г. Сургута), письмо ФГКУ "1 ОФПС по ХМАО - Югре" от 21.06.2012 подтверждают факт принятия истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 01.03.2005 на основании заявления от 16.12.1993.
В 2015 году ФГКУ "1 ОФПС по ХМАО - Югре" передало учетные дела сотрудников, работников, пенсионеров Федеральной противопожарной службы нуждающихся в предоставлении жилых помещений и улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.03.2005 и не снятым с учета, сохраняющих право на получение жилья в соответствии с Федеральным
законом от 29.12.2004 N 189-ФЗ - Уральскому филиалу ФКУ "УГЭиЖО МЧС России".
Учетное дело (ФИО)31 Р.Г. было утрачено.
Согласно
ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 01.03.2005 в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным
п. 1,
3 -
6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного
кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном
ЖК РФ, с учетом положений настоящей части.
В силу положений
ч. 1,
2 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей, а также иных категорий граждан, определенных Федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации; выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные
ч. 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Из материалов дела следует, что компетентным органом не принималось решение о снятии истца с учета на улучшение жилищных условий.
Предметом спора по данному делу является вопрос о полномочиях начальника ПЧ-41 и жилищной комиссии ПЧ-41, принявших истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по заявлению от 16.12.1993.
Удовлетворяя частично исковые требования истца, суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что документы о принятии истца на учет и подтверждающие нахождение его на учете составлены уполномоченными лицами.
Вступившим в законную силу апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда ХМАО - Югры от 07.06.2022 по гражданскому делу N 33-3237/2022 установлено, что при выборочной проверке документов, послуживших основанием для принятия на учет лиц, в отношении которых ответчик признает соблюдение порядка принятия на учет, выяснено, что в ПЧ-41 ОГПС-1 действовала жилищная комиссия, полномочия которой регулировались приказами начальника ПЧ-41 ОГПС-1. Так, по решению указанной жилищной комиссии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий были приняты и по настоящее время состоят на учете сотрудники ПЧ-41: (ФИО)32 Г.Е. (по заявлению от 08.09.1997), (ФИО)33 Р.А.о. (по заявлению от 12.08.2000), (ФИО)34 Р.М. (по заявлению от 13.11.2000), (ФИО)35 Н.В. (по заявлению. от 21.02.2022), (ФИО)36 В.Е. (по заявлению от 30.01.2003), (ФИО)37 А.Ф. (по заявлению от 24.07.2003), (ФИО)38 Н.В. (по заявлению от 06.08.2003), (ФИО)39 М.П.о (по заявлению от 25.05.2004).
Представленные в дело документы подтверждают нахождение на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий многочисленных сотрудников ПЧ-41, принятых на учет по решению той же жилищной комиссии, которая принимала аналогичное решение и в отношении истца.
Поскольку ответчик признает полномочия жилищной комиссии ПЧ-41 по принятию на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий иных сотрудников ПЧ-41, но немотивированно отклоняет аналогичные документы в отношении истца, возражения ответчика в указанной части не могут быть приняты.
Подлежит отклонению довод жалобы о безосновательном принятии истца на учет в 1993 году для улучшения жилищных условий из-за несоответствия требованиям обеспеченности жильем по следующим основаниям.
На основании договора приватизации от 19.11.1993 супруга истца (ФИО)40 Е.Н. приобрела в совместную собственность с (ФИО)41 В.С. квартиру в г. Сургуте (адрес) общей площадью 55 кв. м, жилой - 29.4 кв. м.
Согласно
п. 1 ст. 245 ГК РФ если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными. Соответственно, на долю (ФИО)42 Е.Н. приходилось 27,5 кв. м общей площади, 14,7 кв. м жилой площади квартиры.
В соответствии с п. 7 действовавших в 1993 году "Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в области" (утв. постановлением исполкома Тюменского областного СНД и областного СП от 20.04.1986 N 140) нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, установленного в области (постановлением исполкома Тюменского областного Совета народных депутатов и областного Совета профсоюзов от 08.04.1986 N 105 учетная норма жилой площади определена в 8,0 квадратных метра).
С учетом квартиры (ФИО)43 Е.Н. семья истца в составе, указанном в заявлении от 16.12.1993, была обеспечена жилой площадью 4,9 кв. м (14,7 / 3), т.е. менее учетной нормы, поэтому возражения ответчика в данной части являются несостоятельными.
(ФИО)44 Е.Н. продала квартиру 23.09.1999. Отчуждение жилого помещения не повлекло искусственное создание условий для признания семьи истца нуждающейся в улучшении жилищных условий. Согласно нормам действовавшего в то время
ЖК РСФСР - указанная сделка не влечет снятие семьи заявителя с учета.
Из материалов дела следует, что со дня подачи рапорта от 16.12.1993 у истца менялся состав семьи.
В рапорте от 16.12.1993 (ФИО)45 Р.Г. просил поставить на учет свою семью в составе 3 человек.
Ордер на служебное жилое помещение в октябре 1999 года выдан истцу на семью из 4 человек.
В заявлении от 22.09.2016 истец указал в числе членов своей семьи только супругу (ФИО)46 Е.Н.
Из справки ООО "Стандарт Плюс" от 05.08.2016 следует, что семья истца состоит из 7 человек.
Согласно справке ООО "Стандарт Плюс" от 16.02.2024 семья истца состоит из 5 человек.
В исковом заявлении (ФИО)47 Р.Г. сообщил о составе семьи из 4 человек.
По смыслу закона, изменение состава семьи истца, само по себе, не влечет снятие его с учета, поэтому ссылка апеллянта на указанное обстоятельство не влияет на исход дела.
В соответствии с
ч. 1 ст. 196 ГПК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со
ст. 200 настоящего Кодекса.
Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (
п. 1 ст. 200 ГК РФ).
(ФИО)48 Р.Г. обратился в суд с иском 20.02.2024.
Суд первой инстанции отклонил заявление ГУ МЧС России по ХМАО - Югре о применении последствия пропуска истцом срока исковой давности, поскольку не нашел подтверждения факт надлежащего информирования (ФИО)50 Р.Г. в 2016 году о решении комиссии ГУ МЧС России по ХМАО - Югре от 19.10.2016.
Согласно списку внутренних почтовых отправлений от 30.11.2016 копия решения комиссии ГУ МЧС по ХМАО - Югре от 19.10.2016 направлялась истцу через организацию почтовой связи 30.11.2016 ШПИ (номер).
Между тем, из общедоступных сведений на официальном сайте Почты России следует, что в указанном почтовом отправлении ШПИ (номер) не указан адресат. Корреспонденция была возвращено отправителю ГУ МЧС России по ХМАО - Югре.
В нарушение требований
ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлен почтовый конверт ШПИ (номер) для подтверждения факта направления корреспонденции надлежащему адресату.
(ФИО)51 Р.Г. не получил почтовое отправление ШПИ (номер). О нарушении своего права он узнал из ответа на обращение от 31.05.2022, поэтому отсутствуют основания для применения последствия пропуска срока исковой давности.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, поэтому жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь
ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.05.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть
обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Мотивированное определение составлено 30.08.2024.
Председательствующий
А.А.ИШИМОВ
Судьи
Н.Б.ГАЛКИНА
И.В.МАКСИМЕНКО