Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.02.03-2025.03.01) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным
определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 14.05.2024 N 88а-10966/2024 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Севастопольского городского суда от 05.12.2023 по делу N 33а-4165/2023 (УИД 92RS0001-01-2023-002583-03)
Категория: Споры с органами власти в сфере строительства и жилищных отношений.
Требования: О признании незаконным решения об отказе в признании садового дома жилым домом.
Обстоятельства: Истец полагает, что оспариваемый отказ принят с существенными нарушениями норм действующего законодательства, влечет нарушение прав и законных интересов истца.
Решение: Удовлетворено.
Апелляционное определение Севастопольского городского суда от 05.12.2023 по делу N 33а-4165/2023 (УИД 92RS0001-01-2023-002583-03)
Категория: Споры с органами власти в сфере строительства и жилищных отношений.
Требования: О признании незаконным решения об отказе в признании садового дома жилым домом.
Обстоятельства: Истец полагает, что оспариваемый отказ принят с существенными нарушениями норм действующего законодательства, влечет нарушение прав и законных интересов истца.
Решение: Удовлетворено.
СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 декабря 2023 г. по делу N 33а-4165/2023
Дело N 92RS0001-01-2023-002583-03
Судья Просолов В.В.
Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи - Бояриновой Е.В.,
судей - Орловой С.В., Исаева С.Н.,
при секретаре - Б.,
с участием представителя административного истца К.М. - Н., представителя административного ответчика Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя - К.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску К.М. к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя о признании незаконным решения об отказе в признании садового дома жилым домом, по апелляционной жалобе административного ответчика Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя на решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 29 августа 2023 года,
заслушав доклад судьи Бояриновой Е.В., судебная коллегия,
установила:
К.М. обратилась в суд с административным иском к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя, в котором просила признать незаконным решение административного ответчика N 88 от 17.05.2023 об отказе в признании садового дома жилым домом и возложить на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление К.М. от 14 апреля 2023 года N 1679/01-02-04-08/01/23.
Административный иск обоснован тем, что К.М. является собственником земельного участка N<данные изъяты><данные изъяты> кадастровый номер N и находящегося на нем садового дома, площадью 311,3 кв. м, кадастровый N, расположенных по адресу: Российская Федерация, <адрес>, <адрес>. Сведения о земельном участке и садовом доме внесены в ЕГРН.
14 апреля 2023 года К.М. обратилась в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя с заявлением о предоставлении государственной услуги "Выдача решения о признании садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, <адрес>, N.
Решением Департамента Архитектуры и градостроительства города Севастополя от 17 мая 2023 года N 88 в предоставлении испрашиваемой государственной услуги отказано по причине не предоставления заявителем документов, которые требуются для принятия решения о признании садового дома жилым домом, так как представленное заключение по обследованию технического состояния объекта не подтверждает соответствие садового дома требованиям к его надежности и безопасности. С учетом
приказа Министерства культуры Российской Федерации от 12 августа 2016 года N 1864 "Об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место "Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита", расположенного в городе Севастополе" (в соответствии с требованиями к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах данной территории (режим использования Р-4-4, участок С-17), протяженность фасада здания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером N, не должна превышать 9 м, а согласно сведениям, полученным с использованием государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города Севастополя, протяженность уличного фасада садового дома составляет 9,26 м и 14,82 м. Административный истец полагает, что отказ является необоснованным.
Решением Балаклавского районного суда города Севастополя от 29 августа 2023 года административный иск удовлетворен.
Решение Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 17 мая 2023 года N 88 об отказе в признании садового дома жилым домом признано незаконным, на Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя возложена обязанность в течение десяти рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление К.М. о признании садового дома жилым домом.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, представитель административного ответчика подал апелляционную жалобу.
В апелляционной жалобе просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска отказать.
В обоснование жалобы указывает, что 14 апреля 2023 года административный истец направила в Департамент заявление о предоставлении государственной услуги "Выдача решения о признании садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", зарегистрированное под N 1679/01-02-04-08/01/23, в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги "Выдача решения о признании садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", утвержденным Приказом Департамента от 1 апреля 2019 года N 61 (далее - Административный регламент).
В результате анализа документов, предусмотренных
разделом 2.6 Административного регламента, на предмет соответствия жилого строения требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, установленным
постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), а также требованиям строительных, пожарных и санитарно эпидемиологических норм, действующих на территории Российской Федерации в отношении объектов жилищного строительства Департаментом 17.05.2023 было подготовлено обжалуемое решение N 88 об отказе в признании садового дома жилым домом (жилого дома садовым домом).
Основанием для принятия обжалуемого отказа послужило не предоставление заявителем документа, предусмотренного пп. "в" пункта 56 Положения и пп. 2 п. 2.9.1 Административного регламента.
Предоставленное заявителем заключение по обследованию технического состояния объекта, не является документом, требуемым для принятия решения о признании садового дома жилым домом, так ка не подтверждает соответствие садового дома требованиям к надежности и безопасности, установленным
ч. 2 ст. 5 Федерального
закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
В заключении по обследованию технического состояния объекта, подготовленном ООО "Проект", которое было представлено административным истцом в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, отсутствует исчерпывающая информация и материалы, подтверждающие соответствие здания, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, предъявляемым к признанию жилым домом, требованиям сводов правил, включенных в Приказ Госстандарта от 02.04.2020 N 687 "Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закона N 384-ФЗ), а именно:
СП 42.13330.2016 "СНиП 2.07.01-89 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", с учетом
приказа Министерства культуры Российской Федерации от 12.08.2016 N 1864 "Об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место "Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита", расположенного в городе Севастополе" (в соответствии с требованиями к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах данной территории (режим использования Р-4-4, участок С-17), протяженность фасада здания, N, не должна превышать 9 м).
Согласно сведениям, полученным с использованием государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города Севастополя, протяженность уличного фасада данного садового дома составляет 9, 26 м и 14, 82 м.
А также
пункты 6.5,
6.7 СП 53.13330.2019 "СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения" (согласно сведениям, полученным с использованием государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города Севастополя, расстояние от обследуемого садового дома до границы соседнего участка с кадастровым номером N, составляет менее 3,0 м, а расстояние до дома, расположенного на данном земельном участке, составляет менее 6,0 м.
При этом, в заключении отсутствует исчерпывающая информация и материалы, доказывающие, что несоблюдение вышеуказанных требований не повлечет за собой нарушений требованиям Федерального
закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений.
Частью 1 статьи 6 Федерального закона N 384-ФЗ определен перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального
закона, который утвержден
постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2020 N 985 (далее - обязательный перечень).
Согласно
п. 14.22 СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89, который включен в обязательный перечень, при планировке и застройке городских и сельских поселений следует соблюдать требования законодательства по охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), предусматривать решения, обеспечивающие их сохранение, использование их градостроительного потенциала.
Согласно данному
пункту, режим охраны и использования достопримечательных мест, относящиеся к объектам культурного наследия, определяется Федеральным
законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации.
Также в соответствии с
п. 14.25 СП 42.13330.2016, при планировке и застройке городских и сельских поселений запрещается предусматривать снос, перемещения и другие изменения состояния объектов культурного наследия.
Согласно
статье 5.1 Федерального закона N 73-ФЗ, на территории достопримечательного места разрешается осуществление ограниченного строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства при условии сохранения особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению. Также на территории достопримечательного места разрешается ведение хозяйственной деятельности, не противоречащей требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия и позволяющей обеспечить функционирование объекта культурного наследия в современных условиях.
Требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место "Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита" утверждены приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12.08.2016 N 1864.
Таким образом, требования
приказа N 1864 вытекают из норм
СП 42.13330.2016 и
73-ФЗ и применимы для соблюдения требований безопасной эксплуатации зданий на территории достопримечательного места.
Учитывая, что меняется функциональное назначение здания, то требования данного
приказа применяются, как при рассмотрении уже не садового дома, а индивидуального жилого дома со всеми ограничениями и требованиями, которые накладываются на территорию объекта культурного наследия.
Согласно сведений государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, из ресурсной группы "Достопримечательное место" земельный участок заявителя, на котором расположено здание, имеет режим использования (режим использования Р-4-4, участок С-17), протяженность фасада здания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером N, не должна превышать 9,0 м).
Предоставленное административным истцом заключение по обследованию технического состояния объекта не является документом, требуемым для принятия решения о признании садового дома жилым домом, поскольку в заключении отсутствует исчерпывающая информация предусмотренная нормами Федерального
закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", обоснованная одним из способов, указанных в
статье 15 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Согласно свидетельству о праве собственности на недвижимое имущество от 27.06.2011, выданному Фондом коммунального имущества Севастопольского городского Совета - свидетельство выдано собственнику К.М. на объект: садовый дом площадью 196,9 кв. м с хозяйственными постройками: пристройкой, террасой, уборной, мощением. Адрес объекта: <адрес> садовое товарищество (<адрес>), 48. Основание: Решение сессии Севастопольского городского Совета N 339 от 12.11.2002 года, приказ Фонда коммунального имущества Севастопольского городского Совета. Дата: 19.07.2010. N.
Данными технического паспорта на садовый дом, выданного КП "Бюро технической инвентаризации и государственной регистрации объектов недвижимого имущества" Севастопольского городского Совета в 2010 году, подтверждается, что год постройки садового дома - 2007; площадь - 196,9 кв. м. Содержащийся в техническом паспорте план строения свидетельствует, что по состоянию на 2010 год протяженность фасада садового дома составляла более 9 м и более 14 м соответственно.
Согласно, межведомственного запроса Департаменту была предоставлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости N КУВИ-001/2023-91622924 от 18.04.2023 (далее - выписка ЕГРН) относительно объекта недвижимости, а именно земельного участка с кадастровым номером N, которая не содержит сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, расположенных на земельном участке административного истца. Из сведений, указанных в выписке ЕГРН годом завершения строительства садового дома административного истца отмечен 2017 год. Таким образом, на момент завершения строительства
приказ Министерства культуры Российской Федерации уже действовал.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Представитель административного ответчика в суде апелляционной инстанции жалобу, по доводам в ней изложенным, поддержал, просил ее удовлетворить, отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Представитель административного истца в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить без изменения решение суда первой инстанции, как законное и обоснованное.
Заинтересованные лица в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом и заблаговременно, при таких обстоятельствах, в соответствии со
статьей 150,
частью 6 статьи 226 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав судью-докладчика, представителя административного ответчика и пояснения представителя административного истца, проверив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений
статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (
статья 226 КАС РФ).
Как установлено судом и следует из материалов дела, К.М. является собственником земельного участка N площадью 678 кв. м, кадастровый номер N и находящегося на нем садового дома, площадью 311,3 кв. м, кадастровый N, расположенных по адресу: Российская Федерация, <адрес>, <адрес>.
Право собственности на земельный участок у административного истца возникло на основании Государственного акта на право собственности на земельный участок серии ЯЕ, N, выданного ДД.ММ.ГГГГ Главным управлением земельных ресурсов <адрес>; Соглашения о перераспределении земель, выданного 30.08.2021 Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.
Сведения о земельном участке и его правообладателе внесены в ЕГРН.
Право собственности на садовый <адрес>, расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, <адрес>, у административного истца возникло на основании свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество от 27.06.2011.
Сведения о садовом доме внесены в ЕГРН. Согласно выписке из ЕГРН от 20.10.2021 кадастровый номер здания N, площадь 311,3 кв. м, назначение: "нежилое", наименование: "садовый дом", количество этажей - 3, вид разрешенного использования "нежилое (нежилое здание)", год завершения строительства 2017. Статус записи об объекте недвижимости: "актуальные, ранее учтенные". Вид, номер, дата государственной регистрации права: собственность N
Согласно представленным суду стороной административного истца сведениям, указанный садовый дом К.М. использует для постоянного проживания, проживает в нем круглогодично. То есть, данный садовый дом является фактическим местом жительства административного истца.
ДД.ММ.ГГГГ представителем административного истца через МФЦ в Департамент архитектуры и градостроительства <адрес> подано заявление о предоставлении государственной услуги "Выдача решения о признании садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" в отношении жилого дома, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, <адрес>, N, которое зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ N.
Вместе с заявлением, во исполнение положений подпункта "в" пункта 56 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом административным истцом представлен технический отчет по результатам проведения обследования технического состояния объекта, подтверждающий соответствие садового дома по адресу: Российская Федерация, <адрес>, <адрес>, здание 48, требованиям, предъявляемым к жилым домам, выполненное ООО "Проект".
Решением Департамента Архитектуры и градостроительства города Севастополя N 88 от 17.05.2023 года административному истцу отказано в предоставлении государственной услуги "Выдача решения о признании садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом".
В решении об отказе в предоставлении государственной услуги административный ответчик указал следующее: предоставленное заявителем заключение по обследованию технического состояния объекта не является документом, требуемым для принятия решения о признании садового дома жилым домом, так как не подтверждает соответствие садового дома требованиям к надежности и безопасности, установленным
частью 2 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". В заключении по обследованию технического состояния объекта, подготовленном ООО "Проект", отсутствует исчерпывающая информация и материалы, подтверждающие соответствие здания, расположенного по адресу: г. Севастополь, Балаклавский м. о., ТСН "СНТ "Энергетик-5", здание 48, предъявляемым к признанию жилым домом, требованиям сводов правил, включенных в
Приказ Росстандарта от 02.04.2020 N 687 "Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384-ФЗ), а именно:
-
СП 42.13330.2016 "СНиП 2.07.01-89 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", с учетом
приказа Министерства культуры Российской Федерации от 12.08.2016 N 1864 "Об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место "Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита", расположенного в городе Севастополе" (в соответствии с требованиями к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах данной территории (режим использования Р-4-4, участок С-17), где расположен садовый дом (КН N), протяженность уличного фасада здания не должна превышать 9,0 м. Согласно сведениям, полученным с использованием государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города Севастополя, протяженность уличного фасада садового дома составляет 9,26 м и 14,82 м.
-
пункты 6.5,
6.7 СП 53.13330.2019 "СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения" (согласно сведениям, полученным с использованием государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города Севастополя, расстояние от обследуемого садового дома до границы соседнего участка с кадастровым номером N, составляет менее 3,0 м, а расстояние до дома, расположенного на данном земельном участке, составляет менее 6,0 м. При этом, в заключении отсутствует исчерпывающая информация и материалы, доказывающие, что несоблюдение вышеуказанных требований не повлечет за собой противоречий требованиям Федерального
закона от 30.12.2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Вышеуказанные выводы сделаны Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя (далее - Департамент) с учетом следующего:
приказ Министерства культуры Российской Федерации от 12.08.2016 N 1864 "Об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место "Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита", расположенного в городе Севастополе" вступил в силу в 2016 году, а согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, строительство садового дома (КН N) завершено в 2017 году.
В заключении отсутствует исчерпывающая информация (материалы), предусмотренная нормами Федерального
закона от 30.12.2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", и обоснованная одним из способов, указанных в
статье 15 Закона N 384-ФЗ, которые доказывают, что несоблюдение требований стандартов и сводов правил, указанных в настоящем отказе, не повлечет за собой нарушений требований
Закона N 384-ФЗ.
Заключение не подтверждает соответствие садового дома требованиям к надежности и безопасности, установленным
статьей 8 Закона N 384-ФЗ, так как не содержит информацию (материалы), доказывающую, что несоблюдение требований стандартов и сводов правил, указанных в настоящем отказе, не повлечет за собой нарушений норм, установленных в
статье 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
При условии устранения выявленных причин для отказа в признании садового дома жилым домом, возможно повторно обратиться в Департамент с аналогичным заявлением.
Суд первой инстанции разрешая административный иск установил, что административный истец на законных основаниях стала собственником земельного участка и расположенного на нем садового дома в 2007 - 2008 годах. Принадлежащие административному истцу земельный участок и садовый дом как в период вхождения города Севастополя в состав государства Украина, так и в российском правовом поле, являются объектами недвижимости, сведения о которых имеют статус "актуальные, ранее учтенные". Год завершения строительства садового дома 2007, то есть, объект капитального строительства - садовый дом, принадлежащий административному истцу на праве собственности, был завершен строительством в 2007 году и при завершении строительства уже имел протяженность фасада здания более 9 и более 14 метров соответственно. В связи с чем пришел к выводу, что в данном случае нормативы, установленные
приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12.08.2016 N 1864 не применимы к сложившейся правовой ситуации, а довод административного ответчика о том, что год завершения строительства садового дома 2017 не соответствуют действительности по изложенным выше основаниям.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции и, проверяя его на соответствие требованиям
статьи 176 КАС РФ, указывает следующее.
Частью 2 ст. 23 ЖК РФ предусмотрено, что для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
1) заявление о переводе помещения;
2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);
4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;
5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения);
6) протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение;
7) согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение.
Согласно
части 1 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.
В соответствии с
частью 2 статьи 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Частью 3 статьи 15 ЖК РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным
Кодексом, другими федеральными законами.
В силу
части 1 статьи 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований
Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае несоблюдения предусмотренных
ст. 22 ЖК РФ условий перевода помещения (
п. 3 ч. 1 ст. 24 ЖК РФ).
Согласно требованиям
ч. 2,
ч. 4 ст. 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц. В помещение после его перевода из жилого помещения в нежилое помещение должна быть исключена возможность доступа с использованием помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям.
Перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.
Статьей 24 (п. 1 ч. 1) предусмотрено, что отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае:
1) непредставления определенных
ч. 2 ст. 23 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Согласно
части 3 статьи 23 Федерального закона от 29.07.2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" садовый дом может быть признан жилым домом, жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с
ЖК РФ, другими федеральными законами (
части 3,
4 статьи 15 ЖК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47 (ред. от 27.07.2020 г.) утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (Далее Положение).
В силу пункта 55 Положения садовый дом признается жилым домом и жилой дом - садовым домом на основании решения органа местного самоуправления муниципального образования, в границах которого расположен садовый дом или жилой дом.
Подпунктом "в" пункта 56 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 27.07.2020) "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" предусмотрено, что для признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом собственник садового дома или жилого дома (далее в настоящем разделе - заявитель) представляет в уполномоченный орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о предоставлении государственной услуги заключение по обследованию технического состояния объекта, подтверждающее соответствие садового дома требованиям к надежности и безопасности, установленным
частью 2 статьи 5,
статьями 7,
8 и
10 Федерального закона от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", выданное индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, которые являются членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий (в случае признания садового дома жилым домом).
В соответствии с пунктом 61 Положения решение об отказе в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом принимается, в частности, при непредставлении заявителем документов, предусмотренных подпунктами "а" и (или) "в" пункта 56 данного Положения.
Аналогичные положения закреплены в Административном регламенте предоставления государственной услуги "Выдача решения о признании садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", утвержденном Приказом Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 01.04.2019 г. N 61.
Как верно указал суд первой инстанции, административным истцом в Департамент Архитектуры и градостроительства города Севастополя, то есть в орган, уполномоченный решать вопрос о признании садового дома жилым домом, были поданы все предусмотренные действующим законодательством РФ документы: паспорт гражданина РФ на имя К.М.; заключение по обследованию технического состояния объекта; выписки из ЕГРН на земельный участок и на здание; сертификат соответствия; технический паспорт; свидетельство о праве собственности.
Разделом II Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 27.07.2020) "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" установлены требования, которым должно отвечать жилое помещение. К ним относятся: Расположение в жилых зонах согласно условиям градостроительного зонирования, или на территории ведения садоводства и огородничества. Работоспособность несущих конструкций, отсутствие повреждений и деформаций, при которых есть угроза обрушения. Наличие инженерных систем: водоснабжения, водоотведения, электричества. Если район газифицирован, понадобится газоснабжение. Оптимальная теплоизоляция наружных конструкций. Защита помещения от проникновения талой воды, дождя, снега. Наличие минимум одной комнаты, санузла, кухни. Отметка пола должна располагаться выше отметки земли. Размещение жилых помещений в подвалах и цокольных этажах запрещено. Соответствие требованиям помещений в плане уровня шума, электромагнитного излучения.
Из представленного в материалы дела Заключения о техническом состоянии, подготовленного ООО "Проект", следует, что по результатам обследования технического состояния объекта, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, <адрес> N, заказчику К.М. 21.11.2022 было выдано заключение, подтверждающее соответствие садового дома, расположенного по вышеуказанному адресу, действующим нормам и правилам, предъявляемым для жилых зданий и сооружений на территории Российской Федерации.
Для проведения обследования технического состояния объекта, заказчиком в адрес экспертной организации была представлена следующая документация:
- копия выписки ЕГРН на садовый участок по адресу: <адрес>, <адрес> уч. N;
- копия выписки ЕГРН на садовый дом по адресу: <адрес>, <адрес> уч. N;
- копия технического паспорта на садовый дом по адресу: <адрес>, <адрес> уч. N;
- копия паспорта К.М.
Из указанного заключения следует, что объектом технического обследования является садовый дом, который представляет собой отдельно стоящее здание, предназначенное для проживания одной семьи. Здание является изолированным недвижимым имуществом, индивидуально-определенным зданием, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного характера, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с проживанием в нем. В здании созданы условия для отдыха, сна, приготовления и приема пищи, а также для другой деятельности, обычно осуществляемой в жилище. В доме предусмотрено отопление, вентиляция, централизованные водоснабжение и канализация, электроснабжение. К участку предусмотрен подъезд в виде асфальтобетонного покрытия.
Согласно технико-экономическим показателям объекта - садового дома установлено, что садовый дом расположен на земельном участке площадью 678 кв. м; общая площадь здания - 311,3 кв. м; этажность здания - 3; протяженность фасадов - 9,3 м х 14,9 м; высота основных помещений - 2,5 м; высота вспомогательных помещений - 2,5 м.
Учитывая "
СП 30-102-99 Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства", следует, что здание не имеет нормируемые отступы до границы земельного участка, а именно с западной стороны (2,0 м). При сложившихся условиях застройки предоставляется возможность принять во внимание противопожарные проезды и разрывы.
Расстояние до домов на соседнем участке удовлетворяют действующие нормативные требования, так как соседний садовый дом с западной стороны располагается относительно рассматриваемого здания в пределах требуемых противопожарных норм. Расстояние между фасадами домов 5,5 м, что соответствует СП 4.13130.2013
п. 4.13), при этом здания не имеют оконных проемов, расположенных друг против друга; наружная отделка выполнена из штукатурки по негорючим минераловатным плитным листам утеплителя. Расстояние от зданий указано с учетом свеса кровли. Все вышеперечисленные мероприятия препятствуют распространению пожара при его возникновении, а также устраняют риск возгорания конструкций при возникновении очага пожара в соседнем здании. Существующее расстояние между зданиями обеспечивает беспрепятственный доступ при тушении пожара со всех сторон.
Экспертным заключением по техническому обследованию результатов садового дома, установлено, что техническое состояние объекта вредного влияния на окружающую среду не оказывает, угрозу жизни и здоровью людей не создает, технические решения при строительстве садового дома, соответствуют требованиям нормативов и технических документов (СП, СНиП, СанПиН, строительным нормам, принятым на территории РФ), а также соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, несущие и ограждающие конструкции строения находятся в работоспособном состоянии, нарушения работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого строения отсутствуют, обеспечено безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования.
Согласно оценке технического состояния строительных конструкций и инженерных сетей объекта обследования: жилой дом является завершенным объектом строительства, эксплуатируется.
Строительные конструкции и основание здания обладают достаточной прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе эксплуатации не возникло угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, имуществу лиц, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.
Здание отвечает критериям, предъявляемым
ч. 2 ст. 5,
ст. ст. 7,
8 и
10 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" у жилым зданиям, а именно:
- безопасность здания, связанная с эксплуатацией обеспечивается посредством соблюдения требований Федерального
закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" от 30.12.2009 N 384-ФЗ и требований стандартов и сводов правил, включенных в
части 1 и
7 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" от 30.12.2009 N 384-ФЗ, согласно перечней, утвержденных
Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521 (
ч. 2 ст. 5 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" от 30.12.20009 N 384-ФЗ);
- строительные конструкции и основание здания обладают прочностью и устойчивостью, достаточной, чтобы в процессе эксплуатации не возникло угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, имуществу лиц, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате возможного разрушения, деформации, повреждения части здания (
ст. 7 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" от 30.12.20009 N 384-ФЗ);
- в процессе эксплуатации здания исключена возможность возникновения пожара, обеспечивается предотвращение или ограничение опасности задымления здания или сооружения при пожаре и воздействия опасных факторов пожара на людей и имущество, обеспечивается защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на здание, а также в случае возникновения пожара соблюдаются требования, предусмотренные
ст. 8 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" от 30.12.20009 N 384-ФЗ).
В соответствии с выводами специалистов, сделанным по результатам обследования технического состояния объекта, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, <адрес>, N: строение (садовый/жилой дом) общей площадью 311,3 кв. м, соответствует требованиям к надежности и безопасности, установленным
ч. 2 ст. 5,
ст. ст. 7,
8 и
10 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и является жилым домом.
С учетом установленных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к выводу, что принадлежащий истцу садовый дом соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям в случае признания садового дома (нежилого помещения) жилым домом.
Кроме того, суд первой инстанции дал верную оценку нормативам, установленным
приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12.08.2016 N 1864, который не применим к сложившейся правовой ситуации, поскольку указанный год завершения строительства садового дома 2017 не соответствуют действительности в силу следующего.
В соответствии с
приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12.08.2016 N 1864 "Об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место "Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита", расположенного в городе Севастополе":
пункт 56. В границах регламентного участка Р-4-4 выделяются участки с-1 - с-24.
Пункт 57 указывает, что в границах участков С-1 - С-24 (территории садоводческих товариществ и дачных коллективов с объектами инфраструктуры разрешается:
п. 57.1. размещение объектов и сооружений жизнеобеспечения садоводческих товариществ в соответствии с установленными видами разрешенного использования;
п. 57.2 изменение существующего вида разрешенного использования земельных участков для индивидуальной жилой застройки, объектов обслуживания населения, отдыха, спорта, здравоохранения, создания парков, рекреационных зон, с учетом утвержденных генеральных планов.
Пунктом 58 устанавливаются требования к градостроительному регламенту для участков С-1 - С-24:
п. 58.1. предельная высота застройки - 8 м;
Из совокупности требований, изложенных в
пунктах 57 -
59 приказа Министерства культуры РФ от 12.08.2016 N 1864 "Об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место "Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита", расположенного в городе Севастополе" следует, что они распространяются на объекты капитального строительства, для которых, согласно нормам
ст. 51 ГрК РФ, необходимо получение в уполномоченном органе разрешения на строительство, которое представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, ППТиПМ, при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям ППТиПМ при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством РФ. В случае, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации установленным в соответствии с
п. 7 ст. 36 ГрК РФ требованиям к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке.
Материалами дела установлено и не оспаривается сторонами в суде первой инстанции, что административный истец на основании Государственного акта на право собственности на земельный участок, серия: ЯЕ, N, выданного ДД.ММ.ГГГГ Главным управлением земельных ресурсов города Севастополя, на законных основаниях является собственником земельного участка N, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, <адрес>", а также собственником расположенного на указанном земельного участке садового дома на основании свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество от 27.06.2011.
Согласно свидетельству о праве собственности на недвижимое имущество от 27.06.2011, выданному Фондом коммунального имущества Севастопольского городского Совета - свидетельство выдано собственнику К.М. на объект: садовый дом площадью 196,9 кв. м с хозяйственными постройками: пристройкой, трассой, уборной, мощением. Адрес объекта: <адрес>, "<адрес> (<адрес>), N. Основание: Решение сессии Севастопольского городского Совета N от ДД.ММ.ГГГГ, приказ Фонда коммунального имущества Севастопольского городского Совета. Дата: ДД.ММ.ГГГГ. N.
Данными технического паспорта на садовый дом, выданного КП "Бюро технической инвентаризации и государственной регистрации объектов недвижимого имущества" Севастопольского городского Совета в 2010 году, подтверждается, что год постройки садового дома - 2007; площадь - 196,9 кв. м. Содержащийся в техническом паспорте план строения свидетельствует, что по состоянию на 2010 год протяженность фасада садового дома составляла - более 9 м и более 14 м соответственно.
На основании технического паспорта садового дома 18.01.2011 Инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля в городе Севастополе К.М. был выдан Сертификат соответствия двухэтажного садового дома общей площадью 196,9 кв. м с хозяйственными постройками по адресу: <адрес>, <адрес> государственным стандартам, строительным нормам и правилам.
Копия указанного Сертификата в пакете с другими документами была приложена административным истцом к заявлению о предоставлении государственной услуги и представлена в материалы дела.
Кадастровым паспортом на здание от ДД.ММ.ГГГГ N подтверждается, что садовый дом с кадастровым номером N введен в эксплуатацию в 2007 году.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют, что административный истец на законных основаниях стала собственником земельного участка и расположенного на нем садового дома в 2007 - 2008 годах.
Принадлежащие административному истцу земельный участок и садовый дом как в период вхождения города Севастополя в состав государства Украина, так и в российском правовом поле, являются объектами недвижимости, сведения о которых имеют статус "актуальные, ранее учтенные". Год завершения строительства садового дома 2007, то есть, объект капитального строительства - садовый дом, принадлежащий административному истцу на праве собственности, был завершен строительством в 2007 году и при завершении строительства уже имел протяженность фасада здания более 9 и более 14 метров соответственно.
Согласно сведениям ЕГРН здание имеет площадь 311,3 кв. м и годом завершения строительства указан 2017 год. Однако, в данном случае речь идет о вводе в эксплуатацию третьего этажа в результате проведенной реконструкции объекта, за счет которого и увеличилась общая площадь здания. При этом кадастровый номер здания и данные, характеризующие протяженность фасадов здания не изменились. Данный факт подтверждается идентичностью плана строения, содержащегося в Техническом паспорте на садовый дом от 2010 года и Схемой расположения объекта недвижимости (садового дома) на земельном участке от 04.03.2021, а также данными ГПЗУ от 03.07.2023.
Судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, проверены доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, правильно применен закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, выводы суда мотивированы и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, в связи с чем оснований, для отмены или изменения, не имеется.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами районного суда и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения иного судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, по существу они направлены на переоценку установленных судом первой инстанции фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств.
На основании изложенного и руководствуясь
статьями 307 -
311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда, -
определила:
решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 29 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.