Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.02.03-2025.03.01) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным
определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 31.07.2024 N 88а-16877/2024 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Рязанского областного суда от 20.03.2024 N 33а-699/2024 (УИД 62RS0004-01-2023-002781-97)
Категория: Споры с МЧС России.
Требования заявителя: О признании недействительным предписания надзорного органа об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Орган местного самоуправления ссылается на то, что он не наделен полномочиями по обеспечению противопожарных расстояний в отношении земельных участков Гослесфонда.
Решение: Удовлетворено в части.
Апелляционное определение Рязанского областного суда от 20.03.2024 N 33а-699/2024 (УИД 62RS0004-01-2023-002781-97)
Категория: Споры с МЧС России.
Требования заявителя: О признании недействительным предписания надзорного органа об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Орган местного самоуправления ссылается на то, что он не наделен полномочиями по обеспечению противопожарных расстояний в отношении земельных участков Гослесфонда.
Решение: Удовлетворено в части.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 марта 2024 г. N 33а-699/2024
УИД 62RS0004-01-2023-002781-97
судья Эктов А.С.
Судебная коллегия по административным делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего: Воейкова А.А.,
судей Логвина В.Н., Митина Д.И.,
при секретарях П., Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца администрации г. Рязани на решение Советского районного суда г. Рязани от 29 ноября 2023 года, которым в удовлетворении административного искового заявления администрации г. Рязани к УНД и ПР ГУ МЧС России по Рязанской области, отделу НД и ПР по городу Рязани УНД и ПР ГУ МЧС России по Рязанской области, ГУ МЧС России по Рязанской области, начальнику отдела НД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по Рязанской области Р., заместителю начальника отдела НД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по Рязанской области Б.Ю. о признании незаконным предписания от 14 апреля 2023 года N об устранении нарушений требований пожарной безопасности - отказано.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Воейкова А.А., объяснения представителей административного истца, администрации г. Рязани, Б.Е., Х., возражения административных ответчиков Р., Б.Ю., представителей административного ответчика, Главного управления МЧС России по Рязанской области, М.Л., М.А., против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Администрация г. Рязани обратилась в суд с административным исковым заявлением к УНД и ПР ГУ МЧС России по Рязанской области, отделу НД и ПР по городу Рязани УНД и ПР ГУ МЧС России по Рязанской области, ГУ МЧС России по Рязанской области, начальнику отдела НД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по Рязанской области Р., заместителю начальника отдела НД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по Рязанской области Б.Ю. о признании незаконным предписания от 14 апреля 2023 года N об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
В обоснование заявленных требований указала, что в период с 4 апреля 2023 года по 14 апреля 2023 года должностными лицами отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Рязани Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Рязанской области проведена внеплановая выездная проверка территории пос.Солотча г. Рязани, о чем составлен акт, согласно которому администрацией г. Рязани не обеспечены противопожарные расстояния от границ застройки в п.Солотча до лесных насаждений; не созданы противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры между землями гослесфонда и землями населенного пункта (п. Солотча).
По результатам проверки 14 апреля 2023 года администрации г. Рязани выдано предписание N об устранении названных нарушений в срок до 1 апреля 2024 года.
31 мая 2023 года решением Главного управления МЧС России по Рязанской области администрации г. Рязани отказано в рассмотрении жалобы от 24.04.2023 об отмене предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, в связи с пропуском срока для обжалования.
Администрация г. Рязани полагает предписание N незаконным, указывает на неправомерность применения положений Федерального
закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и Свода правил
СП 4.13130.2013; а также на проведение МБУ "Дирекция благоустройства города" работ по созданию противопожарных минерализованных полос между землями гослесфонда и землями п. Солотча.
Суд отказал в удовлетворении заявленных требований, постановив указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация г. Рязани просила отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене в части.
Согласно
пункту 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
В силу
абзаца 12 статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее также закон N 69-ФЗ) организация и осуществление федерального государственного пожарного надзора регулируются Федеральным
законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее также закон N 248 ФЗ).
Из материалов административного дела следует, что заместителем начальника управления - начальник отдела организации надзорных и профилактических мероприятий управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Рязанской области ФИО12 28 марта 2023 года вынесено распоряжение N о проведении внеплановой выездной проверки органа местного самоуправления - администрации г. Рязани (место нахождения <адрес>) с 4 по 17 апреля 2023 года с целью контроля за соблюдением органом местного самоуправления требований пожарной безопасности (реализацией полномочий в области пожарной безопасности) в населенных пунктах, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров на основании протокола оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации от 08.02.2023, утвержденного Президентом Российской Федерации от 14.02.2023 N Пр-267.
По результатам проверки 14 апреля 2023 года администрации г. Рязани выдано предписание N об устранении указанных нарушений в срок до 1 апреля 2024 года.
Согласно пункту 1 предписания необходимо обеспечить:
- противопожарные расстояния от границ застройки городского поселения в <адрес> до лесных насаждений не менее 50 метров; от границ застройки городского поселения в <адрес> с индивидуальной и малоэтажной жилой застройкой, а также от жилых домов на приусадебных или садовых земельных участках до лесных насаждений не менее 30 метров; от границ застройки городского поселения в <адрес> с хозяйственными постройками (гаражами, сараями и банями), а также с некапитальными, временными сооружениями (постройками) до лесных насаждений не менее 15 метров. Допущено нарушение
статей 4,
6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
пункта 4.14 Свода правил СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничением распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям";
Согласно пункту 2 предписания необходимо создать:
- противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры между землями гослесфонда и землями населенного пункта (<адрес>) в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территорию населенного пункта (<адрес>), подверженную угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, до начала пожароопасного периода. Допущено нарушение
пункта 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N от 16 сентября 2020 года.
Данное предписание обжаловано администрацией г. Рязани в Главное управление МЧС России по Рязанской области 24.05.2023 с ходатайством о восстановлении срока на его обжалование.
31 мая 2023 года Главное управление МЧС России по Рязанской области отказало в восстановлении срока на подачу жалобы и в рассмотрении жалобы.
Исходя из положений
частей 1 и
3 статьи 42 Федерального закона N 248-ФЗ в их системном толковании, следует, что отказ в рассмотрении жалобы по основанию, предусмотренному в
пункте 2 части 1 статьи 42 Закона N 248-РФ (отказ в восстановлении срока), является результатом досудебного обжалования и может служить основанием для судебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа.
Таким образом, досудебный порядок обжалования является соблюденным, в связи с чем администрация г. Рязани имеет право на судебное обжалование предписания.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о законности предписания N от 14 апреля 2023 года.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о законности пункта 1 предписания.
Согласно
части 2 статьи 69 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее также закон N 123-ФЗ) противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара от лесных насаждений до зданий и сооружений.
В соответствии с
законом N 123-ФЗ утвержден и введен в действие с 29 июля 2013 года свод правил
СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденный
приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288 (далее Свод правил).
В
пункте 1.1 Свода правил в редакции 2013 года говорилось: "Настоящий
свод правил устанавливает требования пожарной безопасности к объемно-планировочным и конструктивным решениям, обеспечивающим ограничение распространения пожара при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений".
Данный
пункт 1.1 Приказом МЧС России от 15.06.2022 N 610 изложен в следующей редакции: "Требования настоящего
свода правил распространяются на объекты защиты при их проектировании, строительстве, изменении функционального назначения, а также при проведении работ по реконструкции, капитальном ремонте и техническом перевооружении в части, соответствующей объему указанных работ".
В результате внесенных изменений требования Свода правил не распространяют свое действие на объекты защиты при эксплуатации зданий и сооружений.
В связи с чем, требования предписания об обеспечении противопожарных расстояний от границ застройки, то есть от застройки зданий и сооружений до лесных насаждений не основано на законе.
Кроме того,
приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 июля 2020 года N 1190 Свод правил
СП 4.13130.2013 включен в перечень документов, применение которых обеспечивается на добровольной основе.
В силу
пункта 4 статьи 16.1 Федерального закона "О техническом регулировании" неприменение стандартов и (или) сводов правил, применение которых обеспечивается на добровольной основе, не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов.
На основании этих норм, соблюдение
СП 4.13130.2013 подлежит обеспечению на добровольной основе (аналогичная правовая позиция изложена в кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 01.11.2023 N 85-КАД23-1-К1).
Исходя из положений
пункта 1 части 1 статьи 17 закона N 294-ФЗ, предписание выносится должностными лицами контролирующего органа в случае установления при проведении проверки нарушений законодательства именно в целях их устранения, следовательно, вынесенное предписание должно отвечать принципам конкретности, определенности и исполнимости (аналогичная правовая позиция также изложена в названном выше определении Верховного Суда Российской Федерации).
В
абзаце 9 пункте 4.14 Свода правил
СП 4.13130.2013 говорится, что противопожарные расстояния от зданий, сооружений до лесных и других древесно-кустарниковых насаждений на землях населенных пунктов (городских лесов, парков, скверов, аллей, садов и т.п.) не нормируются, то есть не подлежат обеспечению противопожарные расстояния, указанные в пункте 1 предписания.
Обжалуемое предписание вынесено на основании протокола осмотра от 4 апреля 2023 года и акта проверки от 14 апреля 2023 года.
Представители администрации г. Рязани указывали на то, что некоторые объекты и насаждения, отраженные в протоколе и акте, находятся на землях населенного пункта г. Рязани (городские леса), наличие этого обстоятельства представители административного ответчика в суде апелляционной инстанции не оспаривали.
Также представители администрации г. Рязани указывали на то, что все указанные в акте и протоколе здания и сооружения не относятся к муниципальной собственности, земельные участки под ними также не относятся к муниципальной собственности или находятся во владении частных лиц (заключены долгосрочные договоры аренды); между данными объектами недвижимости и лесными насаждениями, находящимися в федеральной собственности, отсутствуют муниципальные земли и объекты недвижимости, следовательно, невозможно исполнить пункт 1 предписания об обеспечении противопожарных расстояний, поскольку с одной стороны располагаются объекты частной собственности, а с другой федеральной собственности.
Эти фактические данные по ряду объектов не оспаривались представителями административного ответчика.
Судебная коллегия считает, что при таких обстоятельствах: о не выяснении расположения городских лесов, не учтенных в предписании (акте, протоколе), а также о реальной возможности обеспечения противопожарных расстояний при отсутствии у муниципалитета права собственности (владения) на отраженные в предписании (акте, протоколе) здания (сооружения), с расположенными на них земельными участками, пункт 1 предписания не отвечает принципам конкретности, определенности и исполнимости, заложенным в действующем законодательстве.
Доводы о том, что аналогичные требования к противопожарным расстояниям содержались в ранее действующем законодательстве, в том числе
СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" - несостоятельны, поскольку действие данных правил, утративших силу с 01.08.2020, распространялось на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских поселений и включало основные требования к их планировке (застройке) и не связано с эксплуатацией существующих зданий и сооружений.
Выводы суда первой инстанции о законности пункта 2 предписания N 1 от 14 апреля 2023 года судебная коллегия считает правильными.
Абзацем 2 пункта 70 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" установлено, что в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, до начала пожароопасного периода, а также при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима вокруг территории населенных пунктов создаются (обновляются) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры.
В результате внеплановой выездной проверки установлено нарушение администрацией г. Рязани требования положения об устройстве минерализованных полос на всей протяженности участков границы в районе п. Солотча с лесным фондом.
В суде апелляционной инстанции представитель администрации г. Рязани не оспаривал законность пункта 2 предписания об устройстве минерализованных полос на всей протяженности участков границы в районе п. Солотча с лесным фондом со сроком исполнения до 1 апреля 2024 года.
В материалах дела имеется распоряжение администрация г. Рязани от 16 февраля 2023 года N 201-р, в пункте 4 которого Управлению благоустройства города администрации г. Рязани в срок до 22 апреля 2023 года необходимо провести противопожарные работы с устройством противопожарных разрывов и минерализованных полос на всей протяженности участков границы в районе Солотча с лесным массивом.
Однако, по сведениям МБУ "Дирекция благоустройства города" 14 апреля 2023 года проведена противопожарная опашка Солотчи только в районе лагерей "<скрыто>", "<скрыто>", "<скрыто>", "<скрыто>", районе детского санатория <скрыто>, Ж.К "<скрыто>", ул. <адрес>.
Кроме того, ширина противопожарной минерализованной полосы составляет менее 10 метров, что не соответствует требованиям
пункта 70 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479.
В
подпункте 4 пункта 2 статьи 310 КАС РФ закреплено, что основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное применение норм материального или процессуального права.
По настоящему делу, суд первой инстанции при рассмотрении требований в части признания незаконным п. 1 предписания неправильно применил названные нормы материального права к спорным правоотношениям. В связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит отмене в части признания законным пункта 1 предписания N 1 от 14 апреля 2023 года, в остальной части решение суда отвечает требованиям законности и обоснованности.
определил:
Решение Советского районного суда г. Рязани от 29 ноября 2023 года отменить в части, признать незаконным пункт 1 предписания отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Рязани Главного управления МЧС России по Рязанской области N 1 от 14 апреля 2023 года.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Рязани - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба (представление) через суд первой инстанции во Второй кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Мотивированное определение изготовлено 3 апреля 2024 года.