Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.02.03-2025.03.01) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 02.09.2024 по делу N 88-22011/2024 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Пензенского областного суда от 02.04.2024 N 33-1008/2024 (УИД 58RS0008-01-2023-002553-87)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности за сверхурочную работу; 2) О взыскании компенсации за задержку выплат; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что был привлечен к работе сверх установленной продолжительности служебного времени.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.

Апелляционное определение Пензенского областного суда от 02.04.2024 N 33-1008/2024 (УИД 58RS0008-01-2023-002553-87)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности за сверхурочную работу; 2) О взыскании компенсации за задержку выплат; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что был привлечен к работе сверх установленной продолжительности служебного времени.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.


Содержание


ПЕНЗЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 апреля 2024 г. N 33-1008/2024
Дело N 2-1705/2023
Судья Федулаева Н.К.
УИД N 58RS0008-01-2023-002553-87
Судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Терехиной Л.В.,
судей Герасимовой А.А., Елтищева К.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кругловой Ю.С., секретарем Б.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда по докладу судьи Елтищева К.В. гражданское дело по иску Б.А. к ФКУ ИК-4 УФСИН России по Пензенской области о взыскании денежной компенсации, процентов за нарушение установленного срока выплаты, компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе Б.А. на решение Железнодорожного районного суда г. Пензы от 29 ноября 2023 г., которым постановлено:
"исковые требования Б.А. к ФКУ ИК-4 УФСИН России по Пензенской области о взыскании денежной компенсации, процентов за нарушение установленного срока выплаты, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения".
установила:
Б.А. обратился в суд с иском к ФКУ ИК-4 УФСИН России по Пензенской области о взыскании денежной компенсации, процентов за нарушение установленного срока выплаты, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указал, что 29 октября 2010 г. был принят на службу в уголовно-исполнительную систему на основании приказа ФБУ ИК-4 от 28 октября 2010 г. N 415-лс. 13 февраля 2023 г. на основании рапорта с ним - старшим лейтенантом внутренней службы, начальником караула отдела охраны ФКУ ИК-4 УФСИН России по Пензенской области был расторгнут контракт по п. 4 ч. 2 ст. 84 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) Федерального закона "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации" и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", в связи с чем он был уволен со службы в уголовно-исполнительной системе. Согласно графикам сменности у него за 12 месяцев 2019 г. отработано сверхустановленной продолжительности 291 час (сверхурочные в 1,5 размере); за 4 квартал 2021 г. отработано сверхустановленной продолжительности 172 час. (сверхурочные в 1,5 размере), за 1, 2, 3 квартала 2022 г. отработано сверхустановленной продолжительности 383 час. (сверхурочные в 1,5 размере), за 4 квартал 2022 г. отработано сверхустановленной продолжительности 71 час. (сверхурочные в 1,5 размере), за 1 квартал 2023 г. (январь, февраль) отработано сверхустановленной продолжительности 60 час. (сверхурочные в 1,5 размере). Следовательно, общая сумма задолженности денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверхустановленной законом продолжительности рабочего времени за период с 2019 г. по 2023 г. составляет 210263 руб. Приказы о компенсации за сверхурочное время путем предоставления дополнительных дней (часов) отдыха на его имя не принималось. Обращения в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Пензенской области, в УФСИН России по Пензенской области положительных результатов не дало. Согласно сообщениям прокуратуры Железнодорожного района г. Пензы от 10 мая 2023 г., 20 июля 2023 г. случаев невыплаты денежных средств при увольнении за ненормированные служебные дни не установлено.
В связи с тем, что при увольнении ответчик не произвел выплату всех сумм денежного довольствия, в частности денежную компенсацию за выполнение служебных обязанностей сверх установленной законом продолжительности рабочего времени, считает, что ответчик обязан выплатить проценты в сумме 19666,60 руб. Кроме того, полагает, что с ответчика подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 10000 руб.
В ходе судебного разбирательства истец неоднократно изменял исковые требования в порядке статьи 39 ГПК РФ, окончательно просил взыскать денежную компенсацию за выполнение служебных обязанностей сверх установленной законом продолжительности рабочего времени за период с января по декабрь 2019 г., с октября 2021 г. по декабрь 2022 г. в размере 159573 руб., проценты за нарушение установленного срока выплаты за период с 14 февраля 2023 г. по 9 ноября 2023 г. в размере 26659,33 руб., компенсацию морального вреда 10000 руб.
Определением Железнодорожного районного суда г. Пензы от 9 ноября 2023 г. производство по делу в части исковых требований Б.А. к ФКУ ИК-4 УФСИН России по Пензенской области о взыскании денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной законом продолжительности рабочего времени за 2023 г. прекращено в связи с отказом истца от исковых требований в указанной части.
Железнодорожный районный суд г. Пензы постановил вышеуказанное решение.
Не согласившись с данным решением Б.А. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение Железнодорожного районного суда г. Пензы от 29 ноября 2023 г. отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Указывает, что в представленном ответчиком табеле учета использования рабочего времени за спорный период поименованы сверхурочные часы, что свидетельствует о подтверждении данного факта ответчиком. Из табеля использования рабочего времени следует, что истцом фактически исполнялись служебные обязанности на основании графика сменности несмотря на то, что приказом ВРИО начальника ФКУ ИК-4 УФСИН России по Пензенской области был установлен ненормированный рабочий день.
Не согласен с выводом суда о пропуске истцом срока на обращение в суд с иском о взыскании денежной компенсации за сверхурочную работу, поскольку трудовые отношения между истцом и ответчиком прекращены 13 февраля 2023 г., соответственно, о нарушении своего права он узнал именно в эту дату.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ФКУ ИК-4 УФСИН России по Пензенской области С. просит решение районного оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, полагает необоснованными, поскольку при вынесении решения суд выяснил все обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Б.А. доводы жалобы поддержал, просил суд решение отменить, исковые требования удовлетворить.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ФКУ ИК-4 УФСИН России по Пензенской области и УФСИН России по Пензенской области С., действующая на основании доверенностей и представившая диплом о высшем юридическом образовании, просила в удовлетворении жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив применительно к ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения, судебная коллегия приходит в следующему.
В силу абзаца первого статьи 21 Федерального закона от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы" до принятия Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", вступившего в силу с 1 августа 2018 г., основания и порядок прохождения службы и увольнения сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы были урегулированы Положением о порядке прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1, абз. 4 ст. 44 которого предусматривалось, что в необходимых случаях сотрудники органов внутренних дел могут привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленного времени, а также в ночное время, в выходные и праздничные дни. В этих случаях им предоставляется компенсация в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о труде.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в уголовно-исполнительной системе, ее прохождением и прекращением регулируются специальными нормативными актами, в том числе, Федеральным законом от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", вступившим в силу с 1 августа 2018 г. (далее - Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ).
В соответствии с п. п. 1 - 7 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ регулирование правоотношений, связанных со службой в уголовно-исполнительной системе, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации; данным Федеральным законом; Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе; нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний; нормативными правовыми актами федерального органа уголовно-исполнительной системы в случаях, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в ч. 1 названной выше статьи, к правоотношениям, связанным со службой в уголовно-исполнительной системе, применяются нормы трудового законодательства Российской Федерации (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ).
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 55 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ служебным временем признается время, в течение которого сотрудник в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкцией и условиями контракта должен исполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к служебному времени.
Согласно ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в уголовно-исполнительной системе в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, - 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя.
Ненормированный служебный день устанавливается для сотрудников, замещающих должности руководителей (начальников) из числа должностей старшего и высшего начальствующего состава. Приказом руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя может устанавливаться ненормированный служебный день для сотрудников, замещающих иные должности, определяемые перечнем должностей в уголовно-исполнительной системе, утверждаемым федеральным органом уголовно-исполнительной системы. Сотрудникам, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с ч. 6 ст. 60 настоящего Федерального закона (ч. 5 ст. 55 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ).
В силу ч. 6 ст. 55 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ сотрудник в случае необходимости может привлекаться к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Согласно ч. 6 ст. 60 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ сотрудникам устанавливается дополнительный отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью не менее 3 и не более 10 календарных дней предоставляется сотрудникам в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
В силу п. 14 приложения 11 приказа Минюста России от 5 августа 2021 г. N 132 "Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации" дополнительный отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью 10 календарных дней предоставляется всем сотрудникам, замещающим должности в уголовно-исполнительной системе, ежегодно в соответствии с графиком отпусков на основании рапорта, в котором указывается дата начала и место проведения указанного отпуска.
Право на дополнительный отпуск за ненормированный служебный день возникает у сотрудника независимо от фактической продолжительности его службы сверх установленной для него нормальной продолжительности служебного времени (п. 15 Приложения 11 Приказа Минюста России от 5 августа 2021 г. N 132).
В соответствии ч. 18 ст. 2 Федерального Закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" порядок обеспечения сотрудников денежным довольствием определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 56 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ режим служебного времени сотрудника устанавливается правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы. Особенности режима служебного времени сотрудника могут определяться законодательством Российской Федерации, должностной инструкцией и контрактом.
Приказом ФСИН России от 24 ноября 2021 г. N 1076, вступившим в законную силу с 26 декабря 2021 г., утвержден перечень должностей в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, при замещении которых сотрудникам уголовно-исполнительной системы Российской Федерации может устанавливаться ненормированный служебный день, согласно приложению, в котором под номером 116 поименован начальник караула.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями вышеуказанных норм права, оценивая представленные в материалы дела доказательства в совокупности, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Б.А.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что основанием для выплаты денежной компенсации за сверхурочную работу за 2019 г. служит рапорт сотрудника с соответствующим решением органа уголовно-исполнительной системы о привлечении к сверхурочной работе, однако рапортов истцом в спорный период не подавалось, приказов начальника ФКУ ИК-4 УФСИН России по Пензенской области о привлечении к сверхурочной работе не выносилось.
Кроме того, 16 августа 2021 г. Приказом ФСИН России N 701 утвержден новый Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, который не предусматривает выплату денежной компенсации за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.
Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с выводом суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований, поскольку он основан на правильном применении к спорным правоотношениям норм материального права, подтверждается представленными при разрешении спора доказательствами, которым судом дана соответствующая оценка, отвечающая требованиям статьи 67 ГПК РФ, мотивирован и подробно изложен в решении суда.
Как следует из материалов дела, Б.А. в период с 29 октября 2010 г. по 13 февраля 2023 г. проходил службу в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Пензенской области: с 29 октября 2010 г. по 29 января 2011 г. - стажером по должности младшего инспектора отдела охраны; с 29 января 2011 г. по 11 марта 2011 г. - в должности младшего инспектора отдела охраны; с 11 марта 2011 г. по 26 мая 2011 г. - в должности младшего инспектора 2 категории отдела охраны; с 26 мая 2011 г. по 1 ноября 2017 г. - в должности младшего инспектора 1 категории отдела охраны; с 1 ноября 2017 г. по 13 февраля 2023 г. - в должности начальника караула отдела охраны.
Приказом от 13 февраля 2023 г. N 39-лс Б.А. уволен со службы по п. 4 ч. 2 ст. 84 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) 13 февраля 2023 г.
Как следует из содержания приказа об увольнении Б.А. подлежит выплате денежная компенсация за основной отпуск за 2023 г. в количестве 30 дней полностью, за дополнительный отпуск за ненормированный служебный день за 2023 г. в количестве 10 дней из расчета 1/12 части дополнительного отпуска за каждый полный месяц исполнения служебных обязанностей в году увольнения и за дополнительный отпуск за стаж службы в уголовно-исполнительной системе за 2023 г. в количестве 5 дней из расчета 1/12 части дополнительного отпуска за каждый полный месяц исполнения служебных обязанностей в году увольнения.
Из справки ФКУ ИК-4 УФСИН России по Пензенской области следует, что при увольнении со службы Б.А. было начислено и выплачено:
1. денежное довольствие за период с 1 февраля 2023 г. по 13 февраля 2023 г. в размере 30573,32 руб. (расчет произведен в соответствии с требованиями пункта 8 части 1 приложения к приказу ФСИН России от 16 августа 2021 г. N 701 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации"),
2. материальная помощь за 2023 г. в сумме 31333 руб. (пункт 6 приложения к приказу ФСИН России от 16 августа 2021 г. N 702 "Об утверждении Порядка выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам уголовно-исполнительной системы Российской Федерации";
3. денежная компенсация за неиспользованные отпуска в сумме 51887,52 руб. (расчет произведен в соответствии с требованиями пункта 61, 63 приказа ФСИН России от 16 августа 2021 г. N 701), а именно: за неиспользованный основной отпуск за 2023 г. в количестве 30 дней в сумме 49812,02 руб., за неиспользованный дополнительный отпуск за стаж службы за 2023 г. в количестве 5 дней пропорционально периоду службы в году увольнения из расчета 1/12 часть отпуска за каждый полный месяц службы в сумме 697,37 руб., за дополнительный отпуск за ненормированный служебный день за 2023 г. в количестве 10 дней пропорционально периоду службы в году увольнения из расчета 1/12 часть отпуска за каждый полный месяц службы в сумме 1378,13 руб., единовременное пособие при увольнении в размере двух окладов денежного содержания в сумме 62666 руб. (расчет произведен в соответствии с требованиями п. 2 ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Согласно Правилам внутреннего трудового распорядка ФКУ ИК-4 УФСИН России по Пензенской области, утвержденным Приказом врио начальника ФКУ ИК-4 УФСИН России по Пензенской области от 2 февраля 2018 г. N 61, для сотрудников отдела охраны устанавливается начало и окончание рабочего времени: 1 смена: начало 08.00, окончание - 18.00, 2 смена: начало 18.00, окончание 08.00 следующего дня, в выходные и праздничные дни: 1 смена: начало - 09.00, окончание - 18.00, 2 смена: начало 18.00, окончание 09.00 следующего выходного или праздничного дня. Выплата сотрудникам денежного довольствия за текущий месяц производится один раз 20 числа.
Как следует из Правил внутреннего трудового распорядка ФКУ ИК-4 УФСИН России по Пензенской области, утвержденных Приказом начальника ФКУ ИК-4 УФСИН России по Пензенской области 30 апреля 2020 г. N 164, для сотрудников отдела охраны учреждения, замещающих штатные должности начальника караула, устанавливается рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, определенному графиком дежурств (сменности).
В соответствии с предоставленными ответчиком табелями учета использования рабочего времени за спорный период (с января по декабрь 2019 г., с октября 2021 г. по декабрь 2022 г.), листами нарядов 2 караула отдела охраны ФКУ Ик-4 УФСИН России по Пензенской области за период с января 2019 г. по декабрь 2019 г., с августа 2021 г. по декабрь 2021 г., графиками несения службы старшего и среднего начальствующего состава отдела охраны за период с декабря 2021 г. по февраль 2023 г., а также справкой начальника ОК и РЛС ФКУ Ик-4 УФСИН России по Пензенской области Б.А. в 2019 г. сверх установленной продолжительности рабочего времени отработано 411 часов, в период с октября 2021 г. по декабрь 2021 г. - 172 часа, в 2022 г. - 454 часов.
Как следует из приказов ФКУ ИК-4 УФСИН России по Пензенской области о выплате денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в сверхурочное время от 24 декабря 2019 г. N 246-лс, от 21 августа 2020 г. N 131-лс, от 30 октября 2020 г. N 172-лс, от 25 января 2021 г. N 23-лс, от 11 мая 2021 г. N 140-лс, от 17 августа 2021 г. N 236-лс, от 30 сентября 2021 г. N 271-лс в период с 1 января 2019 г. по 21 августа 2021 г. Б.А. выплачивалась денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной законом продолжительности рабочего времени:
- за 11 месяцев 2019 г. в количестве 120 часов в сумме 18435,28 руб.,
- за 1 и 2 кварталы 2020 г. в количестве 127 часов в сумме 19421,94 руб.,
- за 3 квартал 2020 года в количестве 138 часов в сумме 21104.16 руб.,
- за 4 квартал 2020 г. в количестве 137 часов в сумме 20951,23 руб.,
- за 1 квартал 2021 г. в количестве 73 часов в сумме 11540,38 руб.,
- за 2 квартал 2021 г. в количестве 121 часов в сумме 19128,57 руб.,
- за период с 1 июля 2021 г. по 21 августа 2021 г. в количестве 32 часов в сумме 5058,80 руб.
Согласно представленному истцом расчету размер денежной компенсации за сверхурочную работу за 2019 год составляет - 57748 руб., за период с октября по декабрь 2022 г. - 19947 руб., за 2022 г. - 81878 руб.
Представителем ФКУ ИК-4 УФСИН России представлен контррасчет, согласно которому денежная компенсация за сверхурочную работу за 2019 г. составляет 43583,2 руб., за октябрь - декабрь 2021 г. - 15082,33 руб., за 2022 г. - 61 748, 13 руб.
Приказом врио начальника ФКУ ИК-4 УФСИН России по Пензенской области от 16 сентября 2021 г. N 265-лс старшему лейтенанту внутренней службы Б.А., начальнику караула отдела охраны ФКУ ИК-4 УФСИН России по Пензенской области, установлен ненормированный служебный день, что истцом не оспаривалось.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд, в том числе, исходил их того, что в заявленный в иске период до 2 октября 2021 г. действовал Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной систем, утвержденный Приказом ФСИН России от 27 мая 2013 г., который утратил силу в связи с изданием Приказа ФСИН России от 16 августа 2021 г. N 704).
Указанным Порядком установлено, что выплата сотрудникам денежного довольствия за текущий месяц производится один раз в период с 20 по 25 число (пункт 8); в этот же срок выплачивается денежное довольствие по перерасчетам в связи с присвоением специального звания, назначением на иную штатную должность, изменением размера ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) и по другим основаниям, влекущим изменение размеров денежного довольствия (п. 9).
В силу п. 17 Порядка за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, сверх установленной законом продолжительности рабочего времени (далее - сверхурочная работа), выплачиваются денежные компенсации (далее - денежная компенсация) в следующих размерах: 1) оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни производится в размере одинарной часовой ставки сверх должностного оклада, если работа в выходной, нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере двойной часовой ставки сверх должностного оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени. Исчисление часовой ставки осуществляется в соответствии с п. 16 Порядка; 2) сверхурочная работа оплачивается за первые два часа в полуторном размере, а за последующие часы - в двойном размере часовой ставки, исчисленной в соответствии с п. 16 Порядка.
Денежная компенсация выплачивается на основании соответствующего приказа, в котором указывается количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация для каждого сотрудника (п. 19 Порядка).
Служба в выходные, нерабочие праздничные дни и в сверхурочное время может быть компенсирована предоставлением дополнительных дней (часов) отдыха. В количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация, не включается время, за которое сотруднику предоставлена компенсация в виде дополнительных дней (часов) отдыха соответствующей продолжительности (п. 20 Порядка).
В соответствии с п. 14.3 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Минюста России от 6 июня 2005 г. N 76 (действовавшей до 21 августа 2021 г.), сотрудники могут при необходимости привлекаться к службе сверх установленного времени, службе в выходные и праздничные дни по письменному приказу за подписью начальника учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, в штате которого состоит сотрудник, с предоставлением соответствующих компенсаций. В приказе указываются причины, вызвавшие необходимость сверхурочной работы, сотрудники, привлекаемые к такой работе, и ее продолжительность.
В неотложных случаях приказ может быть отдан устно с последующим оформлением письменно не позднее трех суток.
Учет времени, отработанного сверхурочно, ведется самим сотрудником и руководителем органа уголовно-исполнительной системы, подписавшим приказ о сверхурочной работе, или, по его поручению, руководителем бригады, старшим группы и т.п.
Данные учета отражаются в рапорте лица, осуществляющего учет, с указанием количества часов, отработанных конкретным сотрудником сверхурочно в каждый рабочий день.
Рапорт с соответствующим решением начальника учреждения или органа уголовно-исполнительной системы о привлечении к сверхурочной работе является основанием для оплаты этой работы.
Указанные выплаты производятся сверх денежного содержания, положенного при нормальном режиме рабочего времени.
Разделом V Правил внутреннего трудового распорядка ФКУ ИК-4 УФСИН России по Пензенской области установлено, что в случаях, обусловленных действующим трудовым законодательством РФ, ведомственными нормативными документами, работники учреждения могут привлекаться к исполнению должностных обязанностей за пределами установленной продолжительности рабочего (служебного) времени, а также в выходные и праздничные дни по отдельному приказу начальника учреждения (работодателя). В таких случаях предоставляются работникам дополнительные дни отдыха или оплата согласно ст. ст. 152, 153 ТК РФ. Начальники отделов, отделений и служб обязаны организовать учет рабочего (служебного) времени подчиненных сотрудников и работников, в том числе времени, отработанного каждым сотрудником и работником сверхурочно.
Таким образом, сотрудник в случае необходимости может привлекаться к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний; в этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели; в случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника (то есть в случае подачи им рапорта) вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация, которая выплачивается на основании соответствующего приказа, в котором указывается количество часов, за которые выплачивается компенсация.
При этом судом первой инстанции достоверно установлено, что в период службы в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Пензенской области Б.А. в заявленный им период 2019 г. в установленном законом порядке с рапортами о выплате денежной компенсации не обращался, приказов руководителя ФКУ ИК-4 УФСИН России о привлечении Б.А. к сверхурочной работе не издавалось.
Согласно п. 7 приложения 11 приказа Минюста России от 5 августа 2021 г. N 132 "Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации" сотрудникам, замещающим должности, для которых установлен ненормированный служебный день, за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени денежная компенсация не предоставляется. За выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени им предоставляется дополнительный отпуск за ненормированный служебный день в соответствии с ч. 6 ст. 60 Федерального закона N 197-ФЗ.
Суд первой инстанции, установив, что за заявленный истцом период 2021-2022 г.г. Б.А. предоставлялись дополнительные отпуска в количестве 10 дней за ненормированный служебный день, в связи с чем, по мнению судебной коллегии, обоснованно не усмотрел оснований для взыскания денежных средств за указанный период.
Факт предоставления дополнительных дней к отпуску истец также подтвердил в ходе судебного заседания суда апелляционной инстанции.
Довод апелляционной жалобы об обращении в суд с иском в установленный законом срок не может являться основанием для отмены решения суда, поскольку он основан на неверном толковании норм права.
Приходя к выводу о пропуске истцом срока для обращения в суд с требованием о взыскании денежной компенсации, суд тщательно исследовал все обстоятельства, послужившие причиной пропуска установленного срока обращения в суд, вывод суда об отсутствии уважительных причин, объективно препятствующих истцу своевременно обратиться для защиты своих прав, является правомерным, поскольку этот вывод сделан с учетом и надлежащей оценки всей совокупности фактических обстоятельств дела при правильном применении и толковании положений ст. 392 ТК РФ.
Кроме того, основанием для отказа в удовлетворении исковых требований истца послужил не только факт пропуска истцом срока обращения в суд, но и отсутствие оснований для удовлетворения иска при разрешении спора по существу.
Доводы жалобы истца повторяют позицию, изложенную им в суде первой инстанции, которой дана полная и всесторонняя оценка.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд неправильно оценил имеющиеся в деле доказательства, в частности табели учета использования рабочего времени, судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку из содержания оспариваемого судебного акта следует, что судом первой инстанции с соблюдением требований ст. ст. 12, 55, 56, 195, ч. 1 ст. 196 ГПК РФ, в качестве доказательств, отвечающих ст. ст. 59, 60 ГПК РФ, приняты во внимание представленные в материалы дела письменные доказательства в их совокупности, которым дана оценка как того требует ст. 67 ГПК РФ.
Иные доводы апелляционной жалобы не нуждаются в дополнительной проверке, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, основаны на ошибочном толковании норм материального права, направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить основанием для отмены решения суда.
Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Пензы от 29 ноября 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Б.А. - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 8 апреля 2024 г.