Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.02.03-2025.03.01) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 19.06.2024 по делу N 88-17235/2024 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 23.01.2024 N 33-1354/2024 (УИД 52RS0023-01-2023-000285-38)
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: Об обязании устранить нарушения закона.
Решение: Удовлетворено.
Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 23.01.2024 N 33-1354/2024 (УИД 52RS0023-01-2023-000285-38)
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: Об обязании устранить нарушения закона.
Решение: Удовлетворено.
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 января 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего Кочетковой М.В.
судей ФИО11, Маркиной О.Е.
при помощнике судьи ФИО8
с участием прокурора ФИО9
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по апелляционной жалобе ФКУ СИЗО-3 Г. по ФИО3 [адрес], Г. по ФИО3 [адрес]
на решение Вадского районного суда ФИО3 [адрес] от [дата]
по иску ФИО3 прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту неопределенного круга лиц к ФКУ СИЗО-3 Г. по ФИО3 [адрес], Г. по ФИО3 [адрес] об обязании устранить нарушения закона,
заслушав доклад судьи ФИО3 областного суда ФИО11, объяснения представителя ФКУ СИЗО-3 Г. по ФИО3 [адрес], Г. по ФИО3 [адрес], ФИО1 А.В., судебная коллегия
установила:
ФИО3 прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФКУ СИЗО - 3 Г. по ФИО3 [адрес], Г. по ФИО3 [адрес] с требованием ФИО2 устранить нарушения закона.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что ФИО3 прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка соблюдения законов администрацией ФКУ СИЗО-З Г. по ФИО3 [адрес], в результате которой установлено, что вопреки положениям статей 1 и 13 Федерального закона Российской Федерации от [дата] [номер] "Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации" (далее Федеральный закон [номер]), статей 17 и 23 Федерального закона от [дата]
N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее Федеральный закон N 103-ФЗ),
статьи 101 УИК РФ,
статьи 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" от [дата] N 69-ФЗ (далее Закон N 69-ФЗ), требований Федерального закона Российской Федерации от [дата]
N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее Закон N 52-ФЗ) в СИЗО-З не принимаются исчерпывающие меры для обеспечения необходимых надлежащих и безопасных условий для содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, а также работы персонала.
В ноябре 2022 года прокуратурой ФИО3 [адрес] с привлечением ФИО3 прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях и работников отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Вадскому муниципальному округу УНД и ПР ГУ МЧС ФИО1 по ФИО3 [адрес] и территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ФИО3 [адрес] в городском округе [адрес], [адрес], [адрес], городском округе [адрес] проведена проверка, в том числе противопожарного состояния в СИЗО-З, по результатам которой выявлены нарушения
Закона N 69-ФЗ, Федерального
закона от [дата] N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Постановления Правительства Российской Федерации от [дата] [номер] "Об утверждении правил противопожарного режима в Российской Федерации", а также требований гигиены и санитарии.
В частности, в нарушение требований
статей 83 и
84 Федерального закона от [дата] N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 4.8, пункта 11 таблицы 1 СП 486.1311500.2020,
раздела 7 таблицы 2 СП 3.13130.2009 здание столовой не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей при пожаре.
В нарушение
статьи 58 Федерального закона от [дата] N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
пункта 5.4.5 СП 2.13130.2020, пункта 13 Постановления Правительства Российской Федерации от [дата] [номер] "Об утверждении правил противопожарного режима в Российской Федерации" деревянные конструкции чердачных помещений зданий не обработаны огнезащитным покрытием либо не обеспечено проведение повторной их обработки или ежегодное проведение испытаний либо обоснований расчетно-аналитическими методами, подтверждающими соответствие конструкций и инженерного оборудования требованиям пожарной безопасности.
Неисполнение требований
закона о пожарной безопасности угрожает жизни и здоровью, как подозреваемых, обвиняемых и осужденных, так и сотрудников учреждения.
Таким образом, Г. по ФИО3 [адрес] и СИЗО-З не выполняется возложенная на них обязанность соблюдать требования правил пожарной безопасности, принимать меры к устранению нарушений и условий, им способствующим, допускается бездействие, чем нарушается право неопределенного круга лиц на обеспечение пожарной безопасности - состояние защищенности личности от пожара, гарантированное
статьей 37 Закона N 69-ФЗ.
Одновременно, в ходе проверки при привлечении специалистов территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ФИО3 [адрес] в городском округе [адрес], Арзамасском, Ардатовском, Вадском, [адрес], городском округе [адрес] выявлены нарушения требований гигиены и санитарии.
Так, в частности в нарушение
статьи 11 Закона N 52-ФЗ, пункта 2.16 СанПиН 2.3./[дата]-20 в помещениях пищеблока (в горячем цехе, обеденном зале, овощном и моечном отделениях, в подсобных помещениях) нарушена целостность покрытия потолков и стен.
Указанное не только затрудняет проведение текущей уборки, но и создает угрозу попадания посторонних предметов при приготовлении и приеме пищи, возникновения и распространения заболеваний.
Поступивший ответ начальника Г. по ФИО3 [адрес] от [дата] [номер]/ТО/[номер] на представление от [дата] не содержит сведений об устранении указанных нарушений.
Согласно указанному ответу на представление сообщено, что нарушения в сфере пожарной безопасности будут устранены, а мероприятия по обработке деревянных конструкций чердачных помещений зданий и оборудованию здания столовой автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей при пожаре будут выполнены только лишь при условии поступления финансирования.
Исходя из ответа от [дата] [номер]/ТО/[номер], также следует, что причинами и условиями нарушения целостности покрытий стен и потолка в здании пищеблока является ветхость кровли здания, в котором он размещен, и проникновение осадков. В этой связи необходимо осуществить замену кровли на здании пищеблока, что также будет выполнено только лишь при поступлении финансирования.
Согласно предоставленным должностными лицами СИЗО-3 сведениям (справок от [дата]) указанные нарушения до настоящего времени в следственном изоляторе не устранены и продолжают иметь место.
Таким образом, СИЗО-3 и территориальный орган не отрицают наличие вышеуказанных нарушений закона в исправительном учреждении. Между тем, несмотря на принятые меры прокурорского реагирования, действенные меры по устранению выявленных прокуратурой отдельных нарушений закона со стороны администрации СИЗО-3 и территориального органа не приняты.
Приказом Минюста ФИО1 от [дата] [номер] "О ликвидации федеральных казенных учреждений, создании, ликвидации изолированных участков с различными видами режима, помещений, функционирующих в режиме следственных изоляторов, изменении вида режима исправительных учреждений, установлении лимитов наполнения исправительных учреждений и следственных изоляторов, утверждении Перечня исправительных учреждений, на территории которых созданы помещения, функционирующие в режиме следственных изоляторов" установлен лимит наполнения 751 место, в том числе 38 человек для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию из числа осужденных к лишению свободы.
По состоянию на [дата] в СИЗО-3 содержались 587 лиц, в том числе 22 человека, оставленных в следственном изоляторе для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию из числа осужденных к лишению свободы.
Прокурор просил ФИО2 по ФИО3 [адрес] и ФКУ СИЗО-3 Г. по ФИО3 [адрес] в течение 24 месяцев после вступления решения суда в законную силу устранить нарушения Федерального закона Российской Федерации от [дата] [номер]-I "Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации", Федерального
закона от [дата] N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений",
ст. 101 УИК РФ, Федерального
закона "О пожарной безопасности" от [дата] N 69-ФЗ, Федерального
закона от [дата] N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Постановления Правительства Российской Федерации от [дата] [номер] "Об утверждении правил противопожарного режима в Российской Федерации", Федерального
закона Российской Федерации от [дата] N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПиН 2.3./[дата]-20, а именно:
- оборудовать здание столовой системой автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
- обработать огнезащитным покрытием деревянные конструкции чердачных помещений зданий;
- провести ремонт кровли здания, в котором расположен пищеблок.
Помощник ФИО3 прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ФИО10 в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчиков: ФКУ СИЗО - 3 Г. по ФИО3 [адрес], Г. по ФИО3 [адрес], третьего лица ФИО1 на основании доверенности ФИО1 О.В. исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.
Решением Вадского районного суда ФИО3 [адрес] от [дата] постановлено: исковые ФИО3 прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФКУ СИЗО - 3 Г. по ФИО3 [адрес], Г. по ФИО3 [адрес] об обязании устранить нарушения закона, удовлетворить.
ФИО2 по ФИО3 [адрес] и ФКУ СИЗО-3 Г. по ФИО3 [адрес] в течение 24 месяцев после вступления решения суда в законную силу устранить нарушения Федерального закона Российской Федерации от [дата] [номер]-I "Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации", Федерального
закона от [дата] N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений",
ст. 101 УИК РФ, Федерального
закона "О пожарной безопасности" от [дата] N 69-ФЗ, Федерального
закона от [дата] N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Постановления Правительства Российской Федерации от [дата] [номер] "Об утверждении правил противопожарного режима в Российской Федерации", Федерального
закона Российской Федерации от [дата] N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПиН 2.3./[дата]-20, а именно:
- оборудовать здание столовой системой автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
- обработать огнезащитным покрытием деревянные конструкции чердачных помещений зданий;
- провести ремонт кровли здания, в котором расположен пищеблок.
В апелляционной жалобе ФКУ СИЗО-3 Г. по ФИО3 [адрес], Г. по ФИО3 [адрес] поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного при несоответствии выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела. В обоснование доводов жалобы указано, что ФИО1, осуществляющая полномочия собственника федерального имущества, и главного распорядителя средств федерального бюджета производит материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. ФКУ СИЗО-3 Г. по ФИО3 [адрес] проводит работу по устранению имеющихся нарушений закона, а именно заключен государственный контракт и на сайте zakupki.gov.ru размещена информация о проведении электронного аукциона Г. по ФИО3 [адрес] по капитальному ремонту кровли здания столовой ФКУ СИЗО-3. Государственный контракт [номер] по капитальному ремонту кровли здания столовой ФКУ СИЗО-3 был заключен [дата].
Прокурором ФИО3 прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях принесены возражения на апелляционную жалобу, в которых он просит решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам ФИО3 областного суда в порядке, установленном
главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом
ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, выслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со
статьей 2 Конституции Российской Федерации закреплено, что права и свободы граждан являются высшей ценностью государства.
Согласно
ст. ст. 18 и
46 Конституции Российской Федерации права, свободы граждан являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Каждому гарантируется судебная защита прав и свобод.
Государство гарантирует необходимое материально-бытовое обеспечение обвиняемых и осужденных. Данная деятельность означает создание необходимых условий содержания, призванных удовлетворить потребности в одежде, жилище, средствах гигиены и других принадлежностях, способных обеспечить нормальное существование в местах заключения и лишения свободы.
Положениями
статьи 1 Федерального закона от [дата] N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; обязательные требования пожарной безопасности (далее - требования пожарной безопасности) - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии со
статьей 37 Федерального закона от [дата] N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации ФИО2 соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности при эксплуатации зданий и сооружений предусмотрены Федеральным
законом от [дата] N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В соответствии со
статьей 74 УИК РФ следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, на указанные учреждения возложена обязанность, обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных (
статья 13 Закона [номер]), а также возложена ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных (
статья 101 УИК РФ).
Отсутствие надлежащих безопасных условий содержания у подозреваемых, обвиняемых и осужденных негативно сказывается на процессе их исправления, что ухудшает их стимулирование к законопослушному поведению и вызывает обоснованные жалобы.
Исходя из положений
статьи 5 Закона [номер], уголовно исполнительная система включает в себя, в том числе учреждения, исполняющие наказания; территориальные органы уголовно-исполнительной системы; федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.
Г. по ФИО3 [адрес] является территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний, осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений, в том числе ФКУ СИЗО-3 Г. по ФИО3 [адрес], являющегося самостоятельным юридическим лицом и функционируещего в соответствии с Уставом федерального казенного учреждения "СИЗО-3" Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по ФИО3 [адрес]", утвержденном Приказом Федеральной службы исполнения наказаний [номер] от [дата].
Из содержания
статьи 13 Закона Российской Федерации от [дата] [номер] "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" следует, что учреждения, исполняющие наказания, ФИО2 обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО3 прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка соблюдения законов администрацией ФКУ СИЗО-3 Г. по ФИО3 [адрес].
В ходе проведенной проверки установлено, что вопреки положениям
статей 1 и
13 Федерального закона Российской Федерации от [дата] [номер] "Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации",
статей 17 и
23 Федерального закона от [дата] N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений",
статьи 101 УИК РФ,
статьи 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" от [дата] N 69-ФЗ, требований Федерального
закона Российской Федерации от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в СИЗО-З не принимаются исчерпывающие меры для обеспечения необходимых надлежащих и безопасных условий для содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, а также работы персонала.
В ноябре 2022 года прокуратурой ФИО3 [адрес] с привлечением ФИО3 прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях и работников отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Вадскому муниципальному округу УНД и ПР ГУ МЧС ФИО1 по ФИО3 [адрес] и территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ФИО3 [адрес] в городском округе [адрес], Арзамасском, Ардатовском, Вадском, [адрес], городском округе [адрес] проведена проверка, в том числе противопожарного состояния в СИЗО-3, по результатам которой выявлены нарушения
Закона N 69-ФЗ, Федерального
закона от [дата] N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Постановления Правительства Российской Федерации от [дата] [номер] "Об утверждении правил противопожарного режима в Российской Федерации", а также требований гигиены и санитарии.
В нарушение требований
статей 83 и
84 Федерального закона от [дата] N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 4.8, пункта 11 таблицы 1 СП 486.1311500.2020,
раздела 7 таблицы 2 СП 3.13130.2009 здание столовой не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей при пожаре.
В нарушение
статьи 58 Федерального закона от [дата] N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
пункта 5.4.5 СП 2.13130.2020, пункта 13 Постановления Правительства Российской Федерации от [дата] [номер] "Об утверждении правил противопожарного режима в Российской Федерации" деревянные конструкции чердачных помещений зданий не обработаны огнезащитным покрытием либо не обеспечено проведение повторной их обработки или ежегодное проведение испытаний либо обоснований расчетно-аналитическими методами, подтверждающими соответствие конструкций и инженерного оборудования требованиям пожарной безопасности.
Одновременно, в ходе проверки при привлечении специалистов территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ФИО3 [адрес] в городском округе [адрес], Арзамасском, Ардатовском, Вадском, [адрес], городском округе [адрес] выявлены нарушения требований гигиены и санитарии.
В нарушение
статьи 11 Закона N 52-ФЗ,
пункта 2.16 СанПиН [номер] в помещениях пищеблока (в горячем цехе, обеденном зале, овощном и моечном отделениях, в подсобных помещениях) нарушена целостность покрытия потолков и стен.
Указанное не только затрудняет проведение текущей уборки, но и создает угрозу попадания посторонних предметов при приготовлении и приеме пищи, возникновения и распространения заболеваний.
Поступивший ответ начальника Г. по ФИО3 [адрес] от [дата] [номер]/ТО/[номер] на представление от [дата] не содержит сведений об устранении указанных нарушений.
Согласно указанному ответу на представление сообщено, что нарушения в сфере пожарной безопасности будут устранены, а мероприятия по обработке деревянных конструкций чердачных помещений зданий и оборудованию здания столовой автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей при пожаре будут выполнены только лишь при условии поступления финансирования.
Из ответа от [дата] [номер]/ТО/[номер], также следует, что причинами и условиями нарушения целостности покрытий стен и потолка в здании пищеблока является ветхость кровли здания, в котором он размещен, и проникновение осадков. В этой связи необходимо осуществить замену кровли на здании пищеблока, что также будет выполнено только лишь при поступлении финансирования.
Согласно предоставленным должностными лицами СИЗО-3 сведениям (справок от [дата]) указанные нарушения до настоящего времени в следственном изоляторе не устранены и продолжают иметь место.
Разрешая спор, оценив представленные по делу доказательства в соответствии с требованиями
ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным
законом от [дата] N 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
Закона Российской Федерации от [дата] [номер] "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Федеральным
законом N 103-ФЗ, Федеральным
законом Российской Федерации от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", исходя из установленного факта нарушений требований законодательства о пожарной безопасности в зданиях и помещениях ФКУ СИЗО-3 Г. по ФИО3 [адрес], выявленных в ходе проверок, которые не были устранены, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований и возложении на ФКУ СИЗО-3 Г. по ФИО3 [адрес] и Г. по ФИО3 [адрес] обязанность по устранению выявленных нарушений с установлением срока в соответствии со
ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации - в течение 24 месяцев после вступления решения суда в законную силу.
Данные выводы суда представляются правильными, основанными на законе и установленных по делу обстоятельствах, подтвержденных доказательствами, оценка которым дана судом в соответствии с положениями
ст. 55,
56,
59,
60,
67,
71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы жалобы о том, что ФИО1, осуществляющая полномочия собственника федерального имущества, как главный распорядитель средств федерального бюджета, производит материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, в том числе ответчика ФКУ СИЗО-3 Г. по ФИО3 [адрес], который имеет лишь статус их получателя, выводы суда не опровергает и о нарушении норм материального права не свидетельствует.
В силу
ст. 9 Закона РФ от [дата] [номер] "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим
Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.
Доходы от производственной деятельности учреждений, исполняющих наказания, и прибыль федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы после уплаты обязательных платежей в соответствующие бюджеты расходуются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно
ч. 1 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы (
ч. 2 ст. 161 БК РФ).
С учетом предусмотренной
ст. 161 БК РФ,
ст. 9 Закона РФ от [дата] [номер] "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" специфики финансирования и ответственности ведомственного казенного учреждения собственником имущества учреждения, в котором допущены нарушения, и для устранения которых требуется дополнительное финансирование, является Российская Федерация. Названное публичное образование в соответствующей сфере действует посредством главного распорядителя ФИО1 - учредителя казенного учреждения и соответствующих территориальных подразделений (в настоящем случае Г. по ФИО3 [адрес]).
В
статье 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, государство берет на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией.
В силу положений
ст. 13 Закона РФ от [дата] [номер] "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, ФИО2 обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Системы пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре, относятся к системам инженерно-технического обеспечения, устанавливаемых с целью защиты жизни и здоровья граждан.
При разрешении спора, что не оспаривалось ответчиками, установлен факт нарушения требований противопожарной безопасности, что создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Также при разрешении спора, установлен факт нахождение помещения пищеблока (в горячем цехе, обеденном зале, овощном и моечном отделениях, в подсобных помещениях) в техническом состоянии, которое не отвечает санитарно-эпидемиологическим требованиям (нарушена целостность покрытия потолков и стен), что создает угрозу жизни и здоровью, как подозреваемых, обвиняемых и осужденных, так и сотрудников учреждения.
Таким образом, поскольку требования пожарной безопасности и санитарно-гигиенические требования определены законом, их выполнение не относится к административно-хозяйственной деятельности и не определяется усмотрением исправительного учреждения, суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчиков обязанность по оборудованию здание столовой системой автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, по обработке огнезащитным покрытием деревянные конструкции чердачных помещений зданий, по ремонту кровли здания пищеблока. Само по себе понуждение устранить допущенные нарушения закона не может быть расценено в качестве вмешательства в административно-хозяйственную деятельность исправительного учреждения.
Вопреки утверждению заявителя апелляционной жалобы суд не вмешивался в финансовую деятельность органа исполнительной власти, не определял ни размер финансирования, ни его сроки, ни порядок выделения средств, а указал на необходимость принятия мер к соблюдению требований противопожарной безопасности, а также санитарно-эпидемиологическим требованиям. Поскольку обратное приведет к нарушению прав лиц, которым государство обязалось обеспечить условия отбытия наказания, отвечающие требованиям безопасности для жизни и здоровья.
Указание в жалобе на то, что ФКУ СИЗО-3 Г. по ФИО3 [адрес] проводится работа по устранению имеющихся нарушений закона, в том числе, что [дата] заключен государственный контракт [номер] по капитальному ремонту кровли здания столовой, не влечет отмены постановленного судебного решения, поскольку на дату вынесения решения суда выявленные нарушения в полном объеме не были устранены, указанный государственный контракт был заключен после вынесения решения суда.
Допустимых доказательств устранения всех выявленных в ходе проверки нарушений требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства, в том числе ремонта кровли крыши пищеблока, обработки деревянных конструкций чердачных помещений зданий в нарушение
ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком в материалы дела не представлено.
Приведенные доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены судебного решения, поскольку не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, не свидетельствуют о нарушении судом норм материального или процессуального права, а по существу сводятся к иному толкованию норм материального права и иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств. Само по себе несогласие с принятым решением не свидетельствует о его незаконности и необоснованности.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно.
На основании изложенного, руководствуясь
ст. ст. 328 -
330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Вадского районного суда ФИО3 [адрес] от [дата] оставить без изменения, апелляционную жалобу ФКУ СИЗО-3 Г. по ФИО3 [адрес], Г. по ФИО3 [адрес] без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено [дата].