Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.02.03-2025.03.01) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Московского городского суда от 20.11.2024 N 33-54599/2024 (УИД 77RS0007-02-2024-001481-34)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения комиссии, обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретении или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истец проходил службу в системе исполнения наказаний. Истец не согласен с доводом ответчика об ухудшении жилищных условий истцом и принятием в связи с этим решения об изменении даты постановки на учет.
Решение: Отказано.
Апелляционное определение Московского городского суда от 20.11.2024 N 33-54599/2024 (УИД 77RS0007-02-2024-001481-34)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения комиссии, обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретении или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истец проходил службу в системе исполнения наказаний. Истец не согласен с доводом ответчика об ухудшении жилищных условий истцом и принятием в связи с этим решения об изменении даты постановки на учет.
Решение: Отказано.
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 ноября 2024 г. N 33-54599/2024
Дело N 2-2151/2024
УИД 77RS0007-02-2024-001481-34
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи ... А.В.,
и судей фио, фио,
при ведении протокола помощником судьи ... А.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело по апелляционной жалобе истца ... А.С. на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 19 августа 2024 г., которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований ... ... к ... о признании незаконным решения комиссии ФСИН России от 01.11.2016 г. N 88 в части постановки истца и членов его семьи на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 29.04.2015 г., обязании поставить истца составом семьи из четырех человек на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретении или строительства жилого помещения с 12.05.2014 г., отказать;
установила:
фио обратился в суд с иском к ... (далее - ФСИН России) о признании незаконным решения комиссии ФСИН России от 01.11.2016 г. N 88 в части постановки истца и членов его семьи на учет на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с 29.04.2015 г., обязании поставить истца составом семьи из четырех человек на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее - ЕСВ) с 12.05.2014 г.
В обоснование заявленных требований истец указал, что он проходил службу в ФКУ ИК-3 УФСИН России по адрес. 12.05.2015 г. обратился в территориальную подкомиссию УФСН России по адрес о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Указанной комиссией принято решение о направлении рапорта истца в комиссию ФСИН России. 09.07.2021 г. истец обратился к директору ФСИН России с заявлением о предоставлении информации о результатах рассмотрения его обращения по вышеуказанному вопросу. Письмом ФСИН России от 03.08.2021 г. фио проинформирован о постановке его на учет для получения ЕСВ с 29.04.2015 г. составом семьи из трех человек (выписка из протокола от 01.11.2016 г. N 88). По мнению истца дата постановки на учет с 29.04.2015 г. является незаконной и подлежит замене на 12.05.2014 г. - с момента обращения истца с рапортом о постановке на учет на получение ЕСВ. Также истец не согласен с доводом ответчика об ухудшении жилищных условий истцом, и принятии в связи с этим решения - об изменении даты постановки на учет по истечении пяти лет с момента предоставления информации за пятилетний срок.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит истец фио по доводам апелляционной жалобы.
В заседание судебной коллегии истец не явился, извещен надлежащим образом, обеспечил явку своего представителя по доверенности фио, в связи с чем судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие истца в порядке
ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с
частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя истца по доверенности фио, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика по доверенности фио, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции такого характера существенных нарушений норм материального и норм процессуального права не допущено, оснований к отмене судебного решения не имеется.
Суд первой инстанции при разрешении спора руководствовался Федеральным
законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники), регулируются Федеральным
законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ) (
часть 1 статьи 1 данного Закона).
В соответствии с
частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в
ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (
пункты 1,
2 части 3 статьи 4 Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу
ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты, Правила).
Согласно
ч. 1 указанных Правил, правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение и строительство жилого помещения (далее - единовременная социальная выплата) сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), а также в установленных Федеральным
законом "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон) случаях - членам семей сотрудников и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы).
Часть 8 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ предусматривает, что сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); с обменом жилыми помещениями; с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; с выделением доли собственниками жилых помещений; с отчуждением жилых смещений или их частей.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании решения комиссии ФСИН России по адрес от 01.11.2016 г. (протокол N 88) фио поставлен на учет для получения ЕСВ, составом из трех человек (истец фио, дочь истца - ... фио, паспортные данные, сын истца - фио, паспортные данные).
В выписке из протокола указано, что ранее заявитель с детьми с 29.04.2010 г. по 05.06.2012 г. были постоянно зарегистрированы в жилом помещении общей площадью 42,64 кв. м, по адресу: адрес, ул. фио, д. 16, кв. 1, принадлежащая на праве собственности фио
Ранее до 29.04.2010 г. заявитель с детьми были постоянно зарегистрированы в жилом помещении общей площадью 73,04 кв. м, по адресу: адрес, принадлежащем на праве собственности отцу истца - фио
При постановке истца на учет в комиссию на получение ЕСВ были учтены все вышеуказанные обстоятельства, в том числе обеспеченность истца жилой площадью до 29.04.2010 г., то есть до снятия истца с регистрационного учета из квартиры, принадлежащей на праве собственности отцу истца, то есть по истечении пяти лет с момента предоставления указанной информации ответчику.
Как усматривается из материалов дела 13.01.2003 г. отец истца фио, приобрел по договору купли-продажи у фиоС, жилой дом, общей площадью 73,04 кв. м, по адресу: адрес.
При обращении в комиссию ФСИН России путем подачи рапорта от 12.05.2014 г. в подкомиссию территориальную подкомиссию УФСН России по адрес о принятии истца на учет, он предоставил выписку из похозяйственной книги, согласно которой на площади 73,04 кв. м, по адресу: адрес зарегистрировано 3 человек. Сведений о регистрации иных лиц, истцом при обращении в жилищную комиссию не представлено.
При рассмотрении спора, представленная выписка из похозяйственной книги по указанному адресу не содержит полных и достоверных сведений о выбытии (снятии) с регистрационного учета лиц, проживающих в доме N 22 по адресу: адрес.
Согласно положениям
пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ в системной взаимосвязи с
пунктом 11 Правил при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит общая площадь жилого помещения, занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или в силу правоотношений собственности, вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в
части 8 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (
пункт 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Из приведенных нормативных положений следует, что комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных
частью 3 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. Наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в
пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной платы, заверенных в установленном порядке.
Помимо нуждаемости в жилом помещении обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Разрешая спор, суд руководствовался
ст. ст. 30,
31 ЖК адрес
ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369, и правомерно пришел к выводу, что в действиях ФСИН России при определении даты постановки на учет ... А.С. для получения ЕСВ какие-либо нарушения отсутствуют.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции. Данные выводы основаны судом на материалах дела, к ним он пришел в результате обоснованного анализа письменных доказательств, которым дал надлежащую оценку в соответствии с положениями
ст. 67 ГПК РФ во взаимосвязи с нормами действующего законодательства.
В апелляционной жалобе истец указывает на то, что действия по изменению места регистрации не были совершены им с намерением приобретения права состоять на учете на получение единовременной социальной выплаты, поскольку имели место до принятия Федерального
закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2013 г., когда он не знал и не мог знать о наличии проекта этого
Закона.
Указанные доводы не могут быть приняты судебной коллегией во внимание.
Согласно
ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Аналогичные положения содержатся в
статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, из которых следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются намеренные действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в
определении от 10.10.2016 года N 47-КГ16-10, действия сотрудника по снятию с регистрационного учета по месту жительства в жилом помещении, в котором он как член семьи собственника был обеспечен общей площадью жилого помещения более 15 кв. метров, а также его добровольный отказ от права пользования этим жилым помещением и регистрация по месту жительства в жилом помещении, где обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека составляет менее 15 кв. метров, могут свидетельствовать об ухудшении его жилищных условий, о намеренном создании ситуации нуждаемости в жилье.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что совершение К. действий по прекращению его регистрации в жилом помещении обоснованно расценены комиссией ФСИН России как совершение действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, с намерением приобретения права на получение единовременной социальной выплаты в большем размере.
Таким образом, положениями действующего Федерального
закона от 30 декабря 2012 года N 283, регулирующего порядок приобретения сотрудником права состоять на учете на получение единовременной социальной выплаты, и положениями Жилищного
кодекса Российской Федерации предусмотрено такое обязательное условие как принятие сотрудника на учет не ранее чем через пять лет со дня совершения им или членами его семьи действий, повлекших ухудшение жилищных условий.
Принятие на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий, основано на вытекающем из
Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости, направлено на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления жилищных гарантий за счет средств федерального бюджета.
Принцип 5-летнего ценза для принятия на жилищный учет с момента ухудшения жилищных условий является общим принципом обеспечения жильем, был закреплен в
ст. 53 ЖК РФ и до принятия
ФЗ от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ, а потому доводы апелляционной жалобы истца, несостоятельны.
Несогласие в апелляционной жалобе с выводами суда в отношении представленных доказательств и установленных по делу обстоятельств, не могут повлечь отмену решения, поскольку согласно положениям
ст. ст. 56,
59,
67 ГПК РФ суд самостоятельно определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые бы нуждались в дополнительной проверке, направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве оснований к отмене решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь
статьями 328,
329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Замоскворецкого районного суда адрес от 19 августа 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение составлено 30 января 2025 г.