Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.02.03-2025.03.01) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 15.06.2023 N 88-3650/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 18.01.2023 по делу N 33-348/2023 (УИД 27RS0014-01-2022-001117-83)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности по заработной плате; 2) О взыскании компенсации за несвоевременную выплату заработной платы.
Обстоятельства: Факт работы истца в выходные и праздничные дни подтвержден материалами дела.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на оплату услуг представителя, уплату государственной пошлины - удовлетворено в части.

Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 18.01.2023 по делу N 33-348/2023 (УИД 27RS0014-01-2022-001117-83)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности по заработной плате; 2) О взыскании компенсации за несвоевременную выплату заработной платы.
Обстоятельства: Факт работы истца в выходные и праздничные дни подтвержден материалами дела.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на оплату услуг представителя, уплату государственной пошлины - удовлетворено в части.


Содержание


ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 января 2023 г. по делу N 33-348/2023
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Разуваевой Т.А.
судей Пестовой Н.В., Хуснутдиновой И.И.
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 января 2023 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю на решение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 12 октября 2022 года по исковому заявлению Г. к ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России о взыскании заработной платы, компенсации за задержку выплаты заработной платы.
Заслушав доклад судьи Разуваевой Т.А., пояснения представителя ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю Ш., судебная коллегия
установила:
Г. обратился с иском к ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю о взыскании заработной платы, компенсации за задержку выплаты заработной платы, в обоснование заявленных требований указав, что проходил службу по контракту в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю в различных должностях в период с 22 сентября 2005 года по 27 мая 2022 года, а с 1 апреля 2020 года по день увольнения 27 мая 2022 года состоял в должности заместителя начальника учреждения - начальника отдела охраны ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю. Приказом врио начальника УФСИН России по Хабаровскому краю от 25 мая 2022 года он уволен со службы с 27 мая 2022 года по выслуге лет, дающей право на пенсию. При увольнении он узнал об имеющейся у него переработке в количестве 16 дней в связи с привлечением его к исполнению служебных обязанностей в выходные и праздничные дни. 23 мая 2022 года он обратился с рапортом к врио начальника учреждения, в котором просил компенсировать ему дополнительные дни отдыха за исполнение служебных обязанностей в выходные и праздничные дни. 2 июня 2022 года им получен ответ на поданный рапорт, которым ему отказано в выплате компенсации. Истец просил взыскать с ответчиков компенсацию при увольнении в размере 183 743 рублей 36 копеек, проценты за задержку компенсации при увольнении в размере 5 898 рублей 16 копеек, расходы на оплату услуг адвоката по подготовке и изготовлению искового заявления в размере 7 000 рублей.
Определением Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 18 августа 2022 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена ФСИН России.
Решением Советского-Гаванского городского суда Хабаровского края от 12 октября 2022 года исковые требования Г. о взыскании заработной платы, компенсации за задержку выплаты заработной платы удовлетворены частично.
С УФСИН России по Хабаровскому краю в пользу Г. взыскана невыплаченная заработная плата за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности рабочего времени в выходные и нерабочие праздничные дни в размере 63 151 рубля, компенсация за задержку выплаты заработной платы в размере 2 027 рублей 14 копеек, судебные расходы в размере 2 380 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
С УФСИН России по Хабаровскому краю в доход бюджета Советско-гаванского муниципального района Хабаровского края взыскана государственная пошлина в размере 2 155 рублей.
В апелляционной жалобе представитель ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, указывая на несогласие с выводом суда об отсутствии у истца 23 мая 2022 года возможности подать рапорт о предоставлении дополнительного времени отдыха, поскольку истцом лично была определена дата увольнения 27 мая 2022 года, а в случае подачи рапорта на предоставление отгулов дата увольнения могла быть скорректирована истцом. Возможностью использования дополнительного времени отдыха истец мог воспользоваться не только при увольнении, но и ранее, однако с рапортом о предоставлении дополнительных дней отдыха за исполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни он не обратился. Более того, истец как сотрудник, ежемесячно привлекаемый на дежурства в выходные и праздничные дни, не мог не знать об имеющейся у него переработке. Порядок обеспечения сотрудников уголовно-исполнительной системы денежным довольствием утвержден Приказом ФСИН России от 16 августа 2021 года N 701 и не предусматривает выплату компенсации за исполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни. Применение судом норм трудового законодательства при имеющихся нормах специального права, регулирующих рассматриваемые в настоящем деле вопросы, неправомерно. Поскольку ответчик на момент увольнения произвел полный окончательный расчет с истцом, вывод суда о нарушении прав истца и взыскании с ответчика в связи с этим процентов, исходя из норм трудового законодательства, неправомерен. Учреждения, исполняющие наказание, освобождены от уплаты госпошлины, в связи с чем, взыскание с ответчика государственной пошлины не основано на законе.
В возражениях на апелляционную жалобу Г. указывает на несогласие с доводами апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Г. проходил службу по контракту в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю с 22 сентября 2005 года по 27 мая 2022 года.
1 апреля 2020 года между начальником Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю и Г. заключен контракт N 254/2020 о службе у уголовно-исполнительной системе РФ в должности заместителя начальника учреждения - начальника отдела охраны федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю".
Согласно выписке из приказа врио начальника УФСИН России по Хабаровскому краю N 153 от 25 мая 2022 года с Г. - заместителем начальника учреждения - начальником отдела охраны ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю расторгнут контракт, он уволен со службы по пункту 4 части 2 статьи 84 Федерального закона РФ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и внесении изменений в закон РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) 27 мая 2022 года.
23 мая 2022 года Г. подан рапорт о предоставлении компенсации дополнительных дней отдыха за ранее отработанное время за исполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни в связи с предстоящим увольнением.
На указанном рапорте имеется отметка заместителя начальника от 23 мая 2022 года о наличии у Г. дополнительных дней отдыха за ранее отработанное время в количестве 16 дней (128 часов).
Из ответа на рапорт от 2 июня 2022 года следует, что порядок обеспечения сотрудников уголовно-исполнительной системы денежным довольствием утвержден Приказом ФСИН России от 16 августа 2021 года N 701 и не предусматривает выплату компенсаций за исполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни. Сотрудникам с установленной пяти дневной служебной неделей за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха продолжительностью, соответствующей времени исполнения служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни.
Из листа беседы с Г. от 27 мая 2022 года по вопросу прекращения (расторжения) контракта о службе в уголовно-исполнительной системе РФ и увольнении со службы по пункту 4 части 2 статьи 84 Федерального закона от 19 июня 2018 года N 197-ФЗ следует, что должностными лицами ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю проведена беседа с Г., в ходе которой последнему разъяснено право на единовременное пособие при увольнении, размер пособия, право на предоставление отпусков при увольнении (при наличии), выплату компенсации за неиспользованные отпуска, право на медицинское обеспечение, санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых в ведомственных медицинских организациях, право на пенсионное обеспечение, разъяснены иные вопросы, связанные с увольнением со службы в уголовно-исполнительной системе РФ.
В период прохождения службы в должности заместителя начальника учреждения - начальника отдела охраны ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю Г. была установлена пяти дневная рабочая неделя, продолжительность рабочей смены с 08 часов 00 минут по 17 часов 30 минут, перерыв с 13 часов 00 минут до 14 часов 30 минут.
Должностной оклад Г. в период с октября 2021 года по март 2022 года составлял 26 649 рублей.
За период с августа 2021 года по февраль 2022 года Г. привлекался к исполнению служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни в количестве 19 дней, что подтверждается табелями учета использования рабочего времени и расчета заработной платы.
На основании рапорта от 23 мая 2022 года Г. предоставлена компенсация в виде дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в количестве 24 часов (3 рабочих дней) с 24 мая 2022 года по 26 мая 2022 года за 2 дня в сентябре 2021 года и 1 день в октябре 2021 года.
Время работы истца в выходные и нерабочие праздничные дни сверх нормы рабочего времени составило в октябре 2021 года (без учета предоставленного дня отдыха) 36 часов (3 дня), в ноябре 2021 года составило 36 часов (3 дня), в декабре 2021 года составило 48 часов (4 дня), в январе 2022 года составило 40 часов (4 дня), в феврале 2022 года составило 24 часа (2 дня).
Компенсация за оставшиеся 16 дней выполнения служебных обязанностей в указанные выходные и нерабочие праздничные дни истцу на момент увольнения предоставлена не была.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 1, 3, 55, 56, 68 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статей 11, 153, 236 Трудового кодекса РФ, положениями Приказа ФСИН России от 16 августа 2021 года N 701 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации", положениями Приказа Минюста России от 5 августа 2021 года N 132 "Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации", установив, что факт работы истца в течение 16 дней в выходные и праздничные дни нашел свое подтверждение, в период прохождения службы 16 дополнительных дней отдыха истцу предоставлено не было, пришел к выводу о том, что истец имеет право на получение денежной компенсации.
Частично удовлетворяя требования о взыскании невыплаченной заработной платы за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности рабочего времени в выходные и нерабочие праздничные дни и производя расчет невыплаченной заработной платы, суд первой инстанции исходил из нормы рабочего времени при 40-часовой рабочей неделе по производственному календарю в соответствующие периоды, часовой тарифной ставки и количества выходных и нерабочих праздничных дней, в которые истцом выполнялись должностные обязанности.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, которым правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также с произведенным судом первой инстанции расчетом.
Доводы апелляционной жалобы относительно возможности истца подать соответствующий рапорт о предоставлении дополнительных дней отдыха за исполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности рабочего времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни не могут быть признаны судебной коллегией обоснованными, поскольку не свидетельствуют о наличии оснований к отмене обжалуемого решения. Обязанность обеспечивать правильное применение нормы оплаты труда и нормирования труда, выплату заработной платы в установленные сроки возложена на учреждение. Данная выплата определена законом и не зависит от воли работодателя.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы относительно неправомерности применения судом первой инстанции норм трудового законодательства при разрешении вопроса о взыскании невыплаченной заработной платы и компенсации за задержку выплаты заработной платы ввиду следующего.
Из части 6 статьи 55 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее Федеральный закон N 197-ФЗ) следует, что сотрудник в случае необходимости может привлекаться к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона N 197-ФЗ регулирование правоотношений, связанных со службой в уголовно-исполнительной системе, осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, настоящим Федеральным законом, Законом РФ от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы N, Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, нормативными правовыми актами федерального органа уголовно-исполнительной системы в случаях, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
Приказом Минюста России от 5 августа 2021 года N 132 "Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации" утвержден Порядок привлечения сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.
Согласно пункту 3 указанного Порядка сотрудники привлекаются к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании приказа руководителя (начальника) учреждения или органа УИС либо руководителя (начальника) структурного подразделения учреждения или органа УИС. Приказ доводится до сведения сотрудника под подпись.
В целях учета продолжительности выполнения сотрудниками служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в учреждениях (филиалах учреждений) и органах уголовно-исполнительной системы ведутся табели учета использования рабочего времени (пункт 5 указанного Порядка).
В соответствии с пунктом 7 Порядка сотрудники, ответственные за ведение табеля, определяются приказом руководителя (начальника) учреждения или органа УИС. Указанные сотрудники несут ответственность за правильность и полноту заполнения табеля. Заполненный табель, подписанный ответственными должностными лицами, передается в кадровое подразделение с целью учета служебного времени для дальнейшего издания приказов о предоставлении компенсаций и передачи в бухгалтерию (финансовое подразделение) учреждения или органа УИС.
Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации утвержден Приказом ФСИН России от 16 августа 2021 года N 701 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации".
Вместе с тем указанным Порядком вопрос о предоставления денежной компенсации за исполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, вопреки положениям статьи 55 Федерального закона N 197-ФЗ, не урегулирован.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона N 197-ФЗ в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в уголовно-исполнительной системе, применяются нормы трудового законодательства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что вопросы выплаты денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни не урегулированы указанными нормативными правовыми актами, принимая во внимание, что Федеральным законом N 197-ФЗ предусмотрена возможность выплаты такой денежной компенсации, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о применении к спорным правоотношениям норм трудового законодательства.
Вопреки доводам апелляционной жалобы суд пришел к обоснованному выводу о нарушении срока выплат, причитающихся истцу, и, как следствие, о наличии у него права требовать выплаты процентов за нарушение указанного срока, поскольку выполнение истцом служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни подтверждено материалами дела и не оспаривается стороной ответчика, а выплата компенсации за выполнение истцом служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни при увольнении истца не произведена.
Приходя к выводу о взыскании с УФСИН России по Хабаровскому краю в доход бюджета государственной пошлины, суд первой инстанции исходил из того, что налоговые доходы от государственной пошлины исчисляются в бюджеты городских округов.
Из статьи 89 Гражданского процессуального кодекса РФ следует, что льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, органы публичной власти федеральной территории "Сириус", выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции относительно взыскания с УФСИН России по Хабаровскому краю в доход бюджета Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края государственной пошлины, поскольку они сделаны с нарушением приведенных выше норм процессуального права и основаны на неправильном применении норм материального права, а доводы апелляционной жалобы в этой части заслуживают внимания.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 12 октября 2022 года по исковому заявлению Г. к ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России о взыскании заработной платы, компенсации за задержку выплаты заработной платы отменить в части взыскания государственной пошлины.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу.