Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.02.03-2025.03.01) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 13.06.2024 N 88-11744/2024 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Челябинского областного суда от 19.12.2023 N 11-16287/2023 (УИД 74RS0027-01-2023-001103-23)
Категория: Споры с органами власти.
Требования: О возложении обязанности.
Обстоятельства: Прокурор указал, что населенные пункты согласно паспортам населенных пунктов, утвержденных главой городского округа, относятся к населенным пунктам, подверженным угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, соответственно в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории данных населенных пунктов вокруг территории данных пунктов должна быть создана противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 10 метров.
Решение: Удовлетворено.


Апелляционное определение Челябинского областного суда от 19.12.2023 N 11-16287/2023 (УИД 74RS0027-01-2023-001103-23)
Категория: Споры с органами власти.
Требования: О возложении обязанности.
Обстоятельства: Прокурор указал, что населенные пункты согласно паспортам населенных пунктов, утвержденных главой городского округа, относятся к населенным пунктам, подверженным угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, соответственно в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории данных населенных пунктов вокруг территории данных пунктов должна быть создана противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 10 метров.
Решение: Удовлетворено.

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 декабря 2023 г. N 11-16287/2023
Дело N 2-1125/2023
74RS0027-01-2023-001103-23
Судья Дюсембаев А.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Давыдовой В.Е.,
судей Бас И.В., Чиньковой Н.В.,
при секретаре Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Кыштымского городского округа Челябинской области на решение Кыштымского городского суда Челябинской области от 19 сентября 2023 года по иску прокурора города Кыштыма Челябинской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Кыштымского городского округа Челябинской области о возложении обязанности провести устройство минерализованной полосы.
Заслушав доклад судьи Бас И.В. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика администрации Кыштымского городского округа Челябинской области ФИО10, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, пояснения прокурора ФИО11, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Кыштыма Челябинской области обратился в суд с иском к администрации Кыштымского городского округа Челябинской области о возложении обязанности провести устройство минерализованных полос вокруг населенных пунктов: <адрес> шириной не менее 10 метров в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований указал на то, что в ходе проведенной проверки соблюдения администрацией Кыштымского городского округа Челябинской области требований законодательства о пожарной безопасности были выявлены нарушения закона, в частности на территории Кыштымского городского округа Челябинской области в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров, а именно: <адрес> не созданы минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры, муниципальные контракты на проведение таких работ не заключены. Прокуратурой города 13 апреля 2023 года главе Кыштымского городского округа Челябинской области вынесено представление, которое рассмотрено, отклонено, допущенные нарушения не устранены. Кроме того, нарушения требований пожарной безопасности в действиях администрации Кыштымского городского округа Челябинской области подтверждаются информацией от 26 апреля 2023 года и актом проверки от 24 апреля 2023 года ОНДиПР по г. Кыштым, Карабаш, Аргаяшскому району. Несоблюдение органом местного самоуправления правил пожарной безопасности и противопожарного режима создает угрозу перехода лесного пожара в населенные пункты и причинения имущественного ущерба жителям поселения, а также перехода огня с земель иных категорий на земли лесного фонда и причинение ущерба Российской Федерации.
Решением Кыштымского городского суда Челябинской области от 19 сентября 2023 года исковые требования прокурора г. Кыштыма Челябинской области удовлетворены; на администрацию Кыштымского городского округа Челябинской области возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести устройство минерализованных полос вокруг населенных пунктов: <адрес> шириной не менее 10 метров.
В апелляционной жалобе администрации Кыштымского городского округа Челябинской области просит отменить или изменить решение суда и принять по делу новое решение.
В обоснование доводов жалобы указывает на то, что в основу искового заявления положен абзац 1 пункта 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479, однако суд выносит решение, основываясь на требованиях абзаца 2 пункта 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации. Кроме того, в обосновании иска прокурор ссылался на пункт 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, который утратил законную силу с 01 марта 2023 года. В суде первой инстанции не получено и не исследовано мнение третьих лиц, которые в судебном заседании не участвовали, однако их права и интересы напрямую будут затронуты при исполнении решения суда. Ответчиком в целях исполнения требований абзаца 2 пункта 70 постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" 20 марта 2023 года был заключен муниципальный контракт N на оказание услуг специальной техники на выполнение земляных работ по опашке минерализованной полосы по периметру населенных пунктов (поселков) Кыштымского городского округа Челябинской области. По состоянию на 16 апреля 2023 года опашка населенных пунктов шириной не менее 1,4 метра выполнена на 100% в качестве иного противопожарного барьера. Создание минерализованной полосы не менее 10 метров за счет границ населенного пункта не представляется возможным, поскольку границы домовладений граждан граничат в непосредственной близости с землями Государственного лесного фонда. Также судом не принято во внимание решение Кыштымского городского суда Челябинской области от 29 апреля 2019 года по делу N 2-19/2019 по аналогичным требованиям, где детального исследовался вопрос о спорных земельных участках населенных пунктов, граничащих с землями Гослесфонда. В материалах дела имеется акт осмотра, составленный заместителем начальника ОНДиПР N ФИО12., из которого следует, что расстояние от надворных построек до лесного массива составляет от одного до одиннадцати метров. Таким образом, исполнение требований прокурора приведут к сплошным рубкам лесного массива, что, в свою очередь, нарушит интересы граждан и Российской Федерации.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор г. Кыштыма Челябинской области указывает на то, что судом при рассмотрении дела установлены и исследованы все обстоятельства, имеющие значение для дела, дана полная, всесторонняя оценка доводам сторон, правильно применены нормы материального права. Полагает, что приводимые ответчиком доводы о незаконности судебного акта основаны на неверном толковании закона. Создание минерализованной полосы не менее 1,4 метра не равнозначно исполнению администрацией Кыштымского городского округа Челябинской области требований абзаца 2 пункта 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, которым определены дополнительные, усиленные меры защиты населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров. Доводы о невозможности обустройства требуемых минерализованных полос шириной не менее 10 метров на землях лесного фонда и вблизи домовладений частных лиц ничем не подтверждены. Ссылка на ранее принятое Кыштымским городским судом Челябинской области решение от 29 апреля 2019 года не имеет правового значения, поскольку не относится к рассматриваемому спору, судебный акт основан на иных обстоятельствах и нормативных актах, установленных и действовавших на момент рассмотрения дела. Кроме того, вопреки доводам ответчика, требования прокурора города не заявлены о необходимости произвести рубку деревьев и позволяют органу местного самоуправления в ходе исполнения решения суда учитывать природные, географические особенности местности и не требуют уточнений.
Представители третьих лиц ГУ Лесами Челябинской области, ГУ МЧС Российской Федерации по Челябинской области на рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили. При таких обстоятельствах, в соответствии со статьей 167, частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся третьих лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Кыштымской городской прокуратурой Челябинской области проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в лесах, по результатам которой выявлены нарушения в деятельности администрации Кыштымского городского округа Челябинской области, в частности установлено, что в <адрес> не созданы минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры, что предусмотрено подпунктом 2 пункта 70 постановления Правительства Российской Федерации N от 16 сентября 2020 года "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации".
13 апреля 2023 года прокурором города в адрес главы Кыштымского городского округа Челябинской области внесено представление о принятии мер по устранению допущенных нарушений законодательства, их причин и условий, им способствующих.
Письмом от 03 мая 2023 года администрация Кыштымского городского округа Челябинской области сообщила прокурору о том, что 20 марта 2023 года МУ "Управление гражданской защиты Кыштымского городского округа" заключен муниципальный контракт N на оказание услуг специальной техники на выполнение земляных работ по опашке минерализованной полосы по периметру населенных пунктов (поселков) Кыштымского городского округа, возможности выполнить работы по устройству противопожарных барьеров до введения особого противопожарного режима не было, поскольку земля в лесной зоне была промерзшая, что не позволило бы выполнить качественную полосу опашки, по состоянию на 16 апреля 2023 года опашка населенных пунктов выполнена на 100%.
Согласно пункту 28 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в том числе организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального, городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах соответствующих территорий отнесены Законом N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения, городского округа, внутригородского района (пункт 9 части 1 статьи 14, пункт 10 части 1 статьи 16, пункт 4 части 1 статьи 16.2).
В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" на период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности.
Судом установлено, что постановлением Правительства Челябинской области N от 11 апреля 2023 года на территории Челябинской области установлен особый противопожарный режим.
В силу абзаца 2 пункта 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N от 16 сентября 2020 года, в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, до начала пожароопасного периода, а также при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима вокруг территории населенных пунктов создаются (обновляются) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что населенные пункты <адрес> относятся к населенным пунктам, подверженным угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а на администрации Кыштымского городского округа Челябинской области как на органе местного самоуправления лежит обязанность по созданию минерализованной полосы вокруг территории населенных пунктов, подверженной угрозе пожаров, шириной не менее 10 метров или иных противопожарных барьеров, которая не исполнена, в связи с чем пришел к обоснованному выводу о том, что заявленные прокурором требования об организации минерализованной полосы шириной не менее 10 метров подлежат удовлетворению.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, проведение опашки минерализованных полос вокруг спорных населенных пунктов не может считаться иным противопожарным барьером, предусмотренным абзацем 2 пункта 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, поскольку ширина такой опашки составляет 1,4 метра, в то время как она должна составлять не менее 10 метров.
Ссылки заявителя жалобы на невозможность создания минерализованной полосы не менее 10 метров в связи с наличием на этой территории частных домовладений граждан и земель Государственного лесного фонда, судебной коллегией отклоняются, поскольку предусмотренная законом обязанность органа местного самоуправления по созданию минерализованной полосы предполагает ее организацию исходя из рельефа местности, в связи с чем администрация округа самостоятельно определяет трассу обустройства минерализованных полос вокруг населенных пунктов.
Также подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы о том, что населенные пункты граничат с лесными участками, в связи с чем обустройство минерализованной полосы на территории, входящей в состав лесов, относящихся к государственной собственности, и примыкающих к границам указанных населенных пунктов, невозможно без вырубки лесных насаждений и перевода земель лесного фонда в земли иных категорий, поскольку материалы дела доказательств, подтверждающих невозможность обустройства минерализованных полос шириной не менее 10 метров на территориях, прилегающих к лесам, вокруг указанных населенных пунктов, не содержат.
Иных доводов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Поскольку все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, неправильного применения норм материального права и нарушения положений действующего процессуального законодательства, судом не допущено, оснований для отмены или изменения оспариваемого решения, вопреки доводам апелляционной жалобы, у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Кыштымского городского суда Челябинской области от 19 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Кыштымского городского округа Челябинской области - без удовлетворения.