Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.01.06-2025.02.01) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Второго кассационного суда общей юрисдикции от 24.12.2024 N 16-7229/2024
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Удовлетворено в части, размер административного штрафа уменьшен.


Постановление Второго кассационного суда общей юрисдикции от 24.12.2024 N 16-7229/2024
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Удовлетворено в части, размер административного штрафа уменьшен.

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 декабря 2024 г. N 16-7229/2024
Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Зюлин М.А., рассмотрев жалобу Н. на вступившие в законную силу постановления государственного инспектора г. Твери по пожарному надзору, старшего инспектора ОНД и ПР по г. Твери NN 8, 9, 10 от 15 февраля 2023 года, решение судьи Московского районного суда г. Твери от 28 ноября 2023 года, решение судьи Тверского областного суда от 7 февраля 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО4,
установил:
постановлением государственного инспектора г. Твери по пожарному надзору, старшего инспектора ОНД и ПР по г. Твери N 8 от 15 февраля 2023 года, Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
постановлением государственного инспектора г. Твери по пожарному надзору, старшего инспектора ОНД и ПР по г. Твери N 9 от 15 февраля 2023 года, Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
постановлением государственного инспектора г. Твери по пожарному надзору, старшего инспектора ОНД и ПР по г. Твери N 10 от 15 февраля 2023 года, Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Определением судьи Московского районного суда г. Твери от 28 ноября 2023 года дела об административных правонарушениях в отношении ИП Н. объединены в одно производство на основании статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением судьи Московского районного суда г. Твери от 28 ноября 2023 года вышеуказанные постановления изменены, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей, в остальной части постановления оставлены без изменения.
Решением судьи Тверского областного суда от 7 февраля 2024 года, решение судьи Московского районного суда г. Твери от 28 ноября 2023 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции, Н. просит отменить вышеуказанные постановления должностного лица и состоявшиеся по настоящему делу судебные акты.
Прокуратура Заволжского района г. Твери, извещенная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче названной выше жалобы, в установленный срок возражения на нее не представила.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 названного кодекса и частями 6, 6.1 и 7 данной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, Н. является собственником помещений по адресу: <адрес> с 19 июля 2016 года, <адрес> - с 27 февраля 2020 года. В указанных помещениях индивидуальный предприниматель осуществляет свою хозяйственную деятельность, в том числе, по таким видам как "Деятельность по предоставлению мест для краткосрочного проживания" и "Аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом" в виде организации пансионата по уходу за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания.
Прокуратурой Заволжского района г. Твери проведена проверка соблюдения ИП Н. законодательства о пожарной безопасности при осуществлении деятельности по уходу за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания на указанных объектах.
По результатам проведенной проверки установлено, что при предоставлении услуг на указанных объектах допущены следующие нарушения законодательства о пожарной безопасности:
1. Руководитель организации осуществляет деятельность по оказанию услуг круглосуточного проживания людей по классу функционального назначения Ф1.1 "специализированные дома престарелых и инвалидов (неквартирные)" в здании, относящемся к классу функциональной пожарной опасности Ф1.4 "одноквартирные жилые дома" без приведения здания в соответствие с требованиями норм по новому классу функциональной пожарной опасности, разработке и согласования в установленном порядке проектной и рабочей документации к объемно-планировочному и конструктивному исполнению, в том числе разработке и реализации на объекте систем противопожарной защиты, соответствующей фактическому использованию здания по функциональному назначению Ф1.1 (ч. 3 ст. 80 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ, п. 16 "н" Правил);
2. Не все помещения, входящие в перечень подлежащих оборудованию системой автоматической пожарной сигнализацией, оборудованы такими системами, а именно подсобное помещение подвального этажа (под лестницей) в доме 11 по ул. Стрежневая, помещение гардероба на 1 м этаже, подсобное помещение кухни на 1 м этаже, чердачное помещение - в <адрес> помещения цокольного этажа - в <адрес> (ч. 3 ст. 4, ст. ст. 6, 83 Федерального закона N 123-ФЗ, табл. А.1 СП 484.1311500.2020 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования", п. п. 4.4, 4.9 таблица 1, поз. 7 СП 486.1311500.2020 "Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности", приложение А, п. А4, таблица 1, поз. 6.1 СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования");
3. Здания не оснащены системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2 типа, а также отсутствуют персональные устройства оповещения со световым, звуковым и с вибрационным сигналом оповещения (ч. 3 ст. 4, ст. 6, ст. 84 Федерального закона N 123-ФЗ, табл. 1-2 СП 3.13130.2020 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности");
4. На объекте защиты в тамбуре и коридоре входной группы, на лестничном марше между 1-м и 2-м этажами в доме 11 по <адрес>, и в тамбуре и коридоре входной группы в доме <адрес>, размещена мебель, оборудование и друге предметы, препятствующие свободной эвакуации людей в случае пожара, а также блокирующие дверь эвакуационного выхода (п. "ж", п. 27 "б" Правил);
5. На применяемые облицовочные и декоративно-отделочные материалы для стен и потолков на путях эвакуации объекта защиты, не представлены сертификаты соответствия соответствующей декоративной отделки показателям пожарной опасности, установленными положениями Технического регламента о требованиях пожарной безопасности (ч. ч. 6, 7 ст. 134, табл. 27 - 29 Федерального закона 123-ФЗ, п. 25 Правил);
6. Руководитель организации не предоставил в Главное управление МЧС России по Тверской области и в его структурное подразделение отдел надзорной деятельности и профилактической работы декларацию пожарной безопасности (ч. 5 ст. 6, ст. 64 Федерального закона N 123-ФЗ);
7. Система пожарной сигнализации не обеспечивает автоматическое дублирование сигнала о пожаре в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре (ч. 7 ст. 83 Федерального закона N 123-ФЗ);
8. В помещении котельной в <адрес>, и в помещениях электрощитовых в <адрес> осуществляется складирование горючих материалов (п. 35 "е" Правил);
9. Со 2-го и 3-го этажей зданий отсутствуют вторые эвакуационные выходы (ч. 3 ст. 4, п. 1 ч. 1 ст. 6, ч. 3 ст. 89 Федерального закона N 123-ФЗ);
10. В месте расположения контрольно-приемного прибора системы автоматической пожарной сигнализации отсутствуют сведения о защищаемых помещениях в домах 11, 11а по ул. Стрежневая (п. 10 Правил);
11. В зданиях находятся пациенты, не способные передвигаться самостоятельно, при этом руководителем организации не обеспечено наличие носилок (нормативное значение количества носилок из расчета 1 носилки на 5 пациентов) (п. 6, п. 116 Правил);
12. Обслуживающий персонал не обеспечен исправными ручными электрическими фонарями (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхании и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого дежурного (п. 6, п. 116 Правил);
13. На объекте защиты в <адрес> помещениям производственного назначения (в цокольном этаже помещение электрощитовой и газовой котельной) не присвоена категория по взрывопожарной и пожарной опасности с обозначением их категорий и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны (ч. 3 ст. 4, ст. 6 Федерального закона N 123-ФЗ, п. 5.1.2 СП 4.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям");
14. Поэтажные коридоры не отделены от лестничных клеток противопожарными стенами и противопожарными заполнениями проемов (дверьми), препятствующими распространению опасных факторов пожара (дыма, огня, высоких температур) на путях эвакуации (ч. 3 ст. 4; п. 1 ч. 1 ст. 6, ст. 37, ст. 88, табл. 23, 24 Федерального закона N 123-ФЗ, п. 4.4.6 СП 1.13130.2020 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы");
15. Размещение дымовых пожарных извещателей осуществлено без учета площади защищаемых помещений (по углам), что исключает своевременное обнаружение пожара системой в любой точке защищаемого помещения (ч. 3 ст. 4, ст. 6 Федерального закона N 123-ФЗ, п. п. 6.6.5, 6.6.36 СП 484.1311500.2020 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования");
16. Помещение котельной не отделено противопожарными преградами требуемым пределом огнестойкости (ч. 3 ст. 4, ст. 6 Федерального закона N 123-ФЗ, п. п. 5, 1:2, 502,6 СП 4.13130.2013 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям");
17. Вентиляционные каналы (воздуховоды) не очищены от жировых и пылевых отложений (п. 43 Правил);
18. Огнетушители, расположенные в помещениях на каждом этаже зданий, загромождены (ограничен доступ) предметами мебели и другими предметами (п. 6 "е" Правил);
19. Коммуникационные отверстия в стенах не заделаны негорючими составами, обеспечивающими соответствующий предел огнестойкости и ограничение распространения опасных факторов пожара через них (п. 15 Правил);
20. Документы (акты выполненных работ, рабочий проект, протоколы испытаний), подтверждающие выполнение огнезащитной обработки деревянных конструкций кровли зданий по адресам: <адрес>, огнезащитными составами, не представлены (п. 13 Правил, п. 5.4.5 СП 2.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты");
Кроме вышеуказанного по адресу: <адрес> допущены следующие нарушения законодательства о пожарной безопасности:
- В здании произведено изменение объемно-планировочных решений, а именно в помещение котельной расположенном в техническом помещение с отдельным входом с улицы, ранее отделенном от смежных помещений (коридора, ведущего на верхние этажи, помещений склада, электрощитовой, прачечной) противопожарной стеной без проемов, устроен проход (разобрана противопожарная стена), проем в стене, разделяющий помещение котельной поэтажного коридора технического (цокольного) этажа и прачечной, без заполнения вновь образованного проема противопожарной дверью (п. 23 Правил);
- Помещение производственного назначения (котельной с двумя газовыми котлами), расположенное в цокольном этаже, не отделено от смежных помещений общественного назначения (коридора, ведущего на верхние этажи, помещений склада, электрощитовой, прачечной) противопожарной стеной 1 типа (ч. 3 ст. 4, ст. 6 Федерального закона N 123-ФЗ, п. 5.1.2, п. 5.2.6 СП 4.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям");
- Дымоходы газовых котлов выведены в систему общедомовой вентиляции здания (п. 41 "в" Правил);
- В вентиляционных каналах общеобменной вентиляции дома в нарушение требований норм допускается прокладка электрических кабелей (ч. 3 ст. 4, ст. 6 Федерального закона N 123-ФЗ, п. 2.3.135 Правил устройства электроустановок);
- Выход из поэтажного коридора в единственную лестницу на каждом этаже кроме первого блокируется створками (калиткой) с навесным замком (п. 27 "а" Правил);
- На объекте защиты из помещения приготовления пищи (кухни) дверь открывается не по направлению эвакуации людей при пожаре (ч. 3 ст. 4, п. 1 ч. 1 ст. 6, ч. 3 ст. 89 Федерального закона N 123-ФЗ, п. 4.2.22 СП 1.13130.2020 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы");
- На объекте защиты помещениям производственного назначения (в цокольном этаже помещение электрощитовой и газовой котельной) не присвоена категория по взрывопожарнои и пожарной опасности с обозначением их категорий и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны (ч. 3 ст. 4, ст. 6 Федерального закона N 123-ФЗ, п. 12 Правил, п. 5.1.2 СП 4.131302020 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям");
- Коммуникационные отверстия в стенах не заделаны негорючими составами, обеспечивающими соответствующий предел огнестойкости и ограничение распространения опасных факторов пожара через них (п. 15 Правил)
- Под лестницей цокольного этажа расположены посторонние предметы, утроен гардероб (п. 16 "к" Правил);
- Допускается курение табака (сигарет) (п. 11 Правил);
- В объеме лестничной клетки в цокольном этаже установлены промышленные холодильники (п. 16 "к" Правил).
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения индивидуального предпринимателя Н. к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Установленные обстоятельства подтверждается собранными по делу доказательствами, перечисленными в обжалуемых судебных актах, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия Н. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций, они не опровергают наличие в действиях Н. объективной стороны состава вмененного административного правонарушения, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых актов не является.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено Н. в пределах санкции части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований для применения положений статьи 2.9 и 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлено.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Второго кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановления государственного инспектора г. Твери по пожарному надзору, старшего инспектора ОНД и ПР по г. Твери N 8, 9, 10 от 15 февраля 2023 года, решение судьи Московского районного суда г. Твери от 28 ноября 2023 года, решение судьи Тверского областного суда от 7 февраля 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО5, оставить без изменения, жалобу Н. - без удовлетворения.
Судья
Второго кассационного суда
общей юрисдикции
М.А.ЗЮЛИН