Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.01.06-2025.02.01) // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 17.01.2025 N 16-251/2025 (УИД 24RS0008-01-2023-000432-25)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.
Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 17.01.2025 N 16-251/2025 (УИД 24RS0008-01-2023-000432-25)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 января 2025 г. N 16-251/2025
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Михеева С.Н., рассмотрев жалобу представителя администрации Большемуртинского района М. на вступившие в законную силу постановление заместителя директора КГКУ "Лесная охрана" от 18 августа 2024 г.,
решение судьи Свердловского районного суда г. Красноярска от 27 марта 2024г,
решение судьи Красноярского краевого суда от 29 мая 2024 г., вынесенные в отношении администрации Большемуртинского района Красноярского края, по делу об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ,
установил:
постановлением заместителя директора КГКУ "Лесная охрана" от 18 августа 2023 г., администрация Большемуртинского района Красноярского края признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного
ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.
Решением судьи Свердловского районного суда г. Красноярска от 27 марта 2024 г., оставленным без изменения решением судьи Красноярского краевого суда от 29 июня 2024 г., постановление должностного лица от 18 августа 2023 г. оставлено без изменения.
В жалобе заявитель просит об отмене постановления и решений, прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Согласно
ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от шестидесяти тысяч до девяноста тысяч рублей; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Пунктом 10 Правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 г. N 1614 предусмотрено, что со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
Согласно
статье 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за пожарную безопасность несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти и местного самоуправления, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Постановлением Правительства Красноярского края от 18.04.2023 г. N 310-п, с 05 мая 2023 г. с 00:00 час введен особый противопожарный режим до ликвидации причин, вызвавших его введение, в том числе на территории Большемуртинского муниципального района Красноярского края, (л.д. 89-90).
Из протокола по делу об административном правонарушении следует, что в результате поступивших в учреждение материалов проверки о лесном пожаре N 10, установлено, что возгорание произошло на территории государственного лесного фонда КГБУ "Большемуртинское лесничество", Таловское участковое лесничество, КГБУ "Большемуртинское лесничество", квартал N выдела N, в 6,6 км от населенного пункта д. <данные изъяты>. Площадь обнаружения лесного пожара N 10-3,0 га. Низовой, сильный интенсивности лесной пожар N 10 был ликвидирован 04.06.2023 г. в 20:15 час на площади 34 га в Таловском участковом лесничестве, КГБУ "Большемуртинское лесничество", квартала N выделах N N. Причиной лесного пожара послужил переход огня с земель иных категорий. Местом возникновения и (или) распространения пожара является земельный участок без кадастрового номера с географическими координатами N. Информация о правообладателе земельного участка отсутствует. На границе земель иных категорий с лесным участком в названном выше квартале отсутствует очистка от сухой травянистой растительности на полосе не менее 10 м от леса, но присутствует старая минерализованная полоса, покрытая травяным покровом, что не соответствует нормам противопожарной безопасности.
Изложенное явилось основанием для привлечения администрации Большемуртинского района Красноярского края к административной ответственности, предусмотренной
ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ.
Признавая администрацию виновной в совершении вмененного правонарушения, должностное лицо сделал выводы о том, что администрация Большемуртинского района осуществляет полномочия владения и пользования земельным участком с координатами N сославшись на подтверждение своего вывода, в том числе, на ответ администрации Таловского сельсовета от 19.06.2023 N 123 и на письмо КГБУ Большемуртинское лесничество от 18.07.2023 г. N 535.
Однако, из ответа администрации Таловского сельсовета от 19.06.2023 г. следует, что согласно картографических материалов земельный участок, в отношении которого необходимо представить информацию, имеет название урочище "Волково". Данный земельный участок относится к категории земель "Земли сельскохозяйственного назначения" с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, земельный участок на учете не состоит. Право распоряжения земельным участком закреплено за "Агентством по управлению государственным имуществом Красноярского края". Обследуемый земельный участок находится в Краевой собственности, (л.д. 54).
Из ответа на запрос административного органа N 532 от 18.07.2023 г., КГБУ Большемуртинское леснничество представило сведения о том, что лесной участок, расположенный в квартале N, выделе <данные изъяты>, где произошел лесной пожар на площади 34 га, входит в аренду <данные изъяты> договор аренды N от ДД.ММ.ГГГГ, (л.д. 61).
Должностное лицо при назначении администрации административного наказания, привело данные доказательства в подтверждение виновности лица, однако не исследовало их содержание и не дало им правовую оценку в соответствии с требованиями
ст. 26.11 КоАП РФ.
Сделав выводы о том, что приведенный выше земельный участок с географическими координатами находится в пользовании и владении администрации Большемуртинского района, должностным лицом не приведено доводов относительно сведений, полученных по запросу, изложенных выше, тогда как установление данных обстоятельств имеет правовое значение при рассмотрении настоящего дела. Фактически полученные должностным лицом доказательства не проверены и правовой оценки не получили.
При рассмотрении жалоб на постановление о привлечении администрации к ответственности по
ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, судебными инстанциями приведены нормы материального права, при этом обстоятельства, при которых администрацией допущены нарушения не проверены и не установлены, представленные в дело доказательства не получили оценки по правилам требований
ст. 26.11 КоАП РФ. Принятые по делу решения не содержат выводов относительно допустимости и достоверности представленных доказательств, тогда как они являются противоречивыми по обстоятельствам, изложенным выше. Суд фактически не проверил доводы жалоб о том, что названный земельный участок, с которого произошло возгорание, не находился в ведении муниципального образования. Приведенные доводы необходимо было проверить в полном объеме, с учетом приведенных выше ответов, полученных на запрос административного органа, в случае необходимости решить вопрос о дополнительном запросе доказательств, имеющих значение для дела.
Согласно
статье 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с
ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно требований
п. 8 ч. 2,
ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим
Кодексом.
Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
По настоящему делу судами не приняты меры к полному и всестороннему рассмотрению дела, в связи с чем принятые по делу решения подлежат отмене, а дело возвращению судье Свердловского районного суда г. Красноярска на новое рассмотрение.
постановил:
жалобу представителя администрации Большемуртинского района М. удовлетворить частично.
Решение судьи Свердловского районного суда г. Красноярска от 27 марта 2024 г.,
решение судьи Красноярского краевого суда от 29 мая 2024 г., вынесенные в отношении администрации Большемуртинского района Красноярского края, по делу об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ - отменить.
Дело возвратить в Свердловский районный суд г. Красноярска на новое рассмотрение.
Судья
С.Н.МИХЕЕВА