Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.01.06-2025.02.01) // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2025 N 18АП-13812/2024 по делу N А07-25881/2023
Требование: О признании недействительным представления Министерства финансов Республики Башкортостан.
Решение: Решение первой инстанции отменено. Требование удовлетворено.
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2025 N 18АП-13812/2024 по делу N А07-25881/2023
Требование: О признании недействительным представления Министерства финансов Республики Башкортостан.
Решение: Решение первой инстанции отменено. Требование удовлетворено.
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 января 2025 г. N 18АП-13812/2024
Дело N А07-25881/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 января 2025 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Киреева П.Н., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.09.2024 по делу N А07-25881/2023.
В судебном заседании принял участие представитель:
Министерства финансов Республики Башкортостан - Файзуллин Р.В. (доверенность от 30.12.2022, диплом).
Администрация муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным представления Министерства финансов Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Министерство финансов, Министерство) от 26.04.2023 N М16-29-05-8.
Судом первой инстанции привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство образования и науки Республики Башкортостан, общество с ограниченной ответственностью "Алюмастер".
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано.
Администрация в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что, по пункту 1 представления Минфина РБ от 26.04.2023 N М16-29-05-8 (далее - представление) показатели результативности предоставления субсидии, указанные в п. 4.3.7 соглашения б/н от 09.08.2022, 2 ед. и 4,17% соответственно, достигнуты в полном объеме, требование о возврате в бюджет Республики Башкортостан суммы 3 196 270 руб. 58 коп. неправомерно. По пункту 2 представления считает, что плановые значения результатов использования субсидии, предоставленной на основании соглашения от 15.02.2022 N 80652000-1-2022-007, достигнуты, а требование о возврате в бюджет Республики Башкортостан суммы 12 641 955,74 руб. неправомерно, наличие отдельных замечаний, устраненных в рамках исполнения гарантийных обязательств, не свидетельствует о недостижении показателей результативности использования субсидии. По пункту 3 представления отмечает, что субсидия в сумме 9 936 440,40 руб. направлена на ремонт слаботочных сетей и установку системы экстренного оповещения об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации и системы автоматической пожарной сигнализации, что соответствует пункту 4.3.4 соглашения от 15.02.2022 N 80658000-1-2022-007, следовательно, требование о возврате в бюджет Республики Башкортостан суммы 9 936 440,40 руб. неправомерно, нецелевого использования бюджетных средств не допущено. По пунктам 4, 5 представления ссылается на то, что работы на сумму 112 928,57 в МОБУ СОШ с. Нурлино выполнены в полном объеме в сроки, установленные пунктом 4.1.4. соглашения от 15.02.2022 N 80652000-1-2022-007, а именно до 1 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, подрядной организацией ООО "АльянсСтрой" выполнены работы по капитальному ремонту здания МОБУ СОШ с. Авдон на сумму 1 372 523,2 руб. в полном объеме, кроме того, для завершения комплексного ремонта подрядной организацией ООО "АльянсСтрой" выполнены дополнительные работы по капитальному ремонту МОБУ СОШ с. Авдон, не учтенные сметной документацией, на общую сумму 2266 062,0 руб., информация о нарушениях, при условии их устранения не подлежала отражению в представлении в соответствии с
частью 5 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ). Аналогично по пункту 6 представления - муниципальная программа "Развитие образования МР Уфимский район РБ" была приведена в соответствие с требованиями постановлением N 386 от 21 марта 2023 г. "О внесении изменений в постановление администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 8 ноября 2013 г. N 2029 "О муниципальной программе "Развитие образования муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан" на 2014-2024 годы"). В план реализации Программы включены мероприятия по капитальному ремонту зданий муниципальных общеобразовательных организаций, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия. Считает, что Министерство финансов не вправе требовать в представлении возврата конкретных сумм, а должно только указывать на устранение нарушений, только в случае неустранения нарушений в установленный в представлении срок Министерство финансов направляет предписание непосредственно с требованием о возврате денежных средств.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство финансов ссылалось на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
По причине отсутствия в материалах дела Соглашения от 09.08.2022 N б/н, возражений Администрации с приложениями на акт проверки от 10.02.2023 N 451-23, информации о результатах их рассмотрения Министерством, муниципальных контрактов от 13.09.2022 N 08013000128220000870001, от 20.04.2022 N 0801300012822000027001, от 19.04.2022 N 0801300012822000028001, документов об их исполнении судом апелляционной инстанции указанные документы, поступившие от Администрации исследованы и приобщены к материалам дела протокольным определением от 25.12.2024, а контракты и документы об их исполнении получены и исследованы судом с официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со
статьями 123,
156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном
главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между Министерством образования и науки Республики Башкортостан и Администрацией заключено Соглашение от 09.08.2022 N б/н о предоставлении в 2022 году бюджету Администрации субсидии в целях софинансирования расходных обязательств, установленных постановлением Администрации от 08.11.2013 N 2029 "О муниципальной программе "развитие образования муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан" (с последующими изменениями и дополнениями), в сумме 36 570 601 руб. 60 коп.
В целях исполнения обязательств по Соглашению от 09.08.2022 N б/н, в частности, между муниципальным общеобразовательным бюджетным учреждением средняя общеобразовательная школа с. Нурлино муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (Заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "ГрандТрейдОйл" (подрядчик) 13.09.2022 заключен муниципальный контракт N 08013000128220000870001, согласно пунктам 1.1, 1.2 которого предметом Контракта является: "Благоустройство территории МОБУ СОШ с. Нурлино", подрядчик обязуется в установленный Контрактом срок выполнить работы: "Благоустройство территории МОБУ СОШ с. Нурлино" (далее - "Работы"), расположенного по адресу: 450513, Республика Башкортостан, Уфимский район, с. Нурлино, ул. Школьная, д. 22 (далее - "Объект"). Цена контракта составляет 20 159 512 (двадцать миллионов сто пятьдесят девять тысяч пятьсот двенадцать) рублей 80 копеек, в том числе НДС - 3 359 918 (три миллиона триста пятьдесят девять тысяч девятьсот восемнадцать) рублей 80 копеек (пункт 2.1). Источник финансирования: за счет субсидий из бюджета Республики Башкортостан, выделенных на иные цели - 19 151 537,16 руб.; за счет субсидий из бюджета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, выделенных на иные цели - 1 007 975,64 руб. (пункт 3.1).
Между Министерством образования и науки Республики Башкортостан и Администрацией заключено Соглашение N 80652000-1-2022-007 от 15.02.2022 о предоставлении в 2022 г. субсидии из бюджета Республики Башкортостан бюджету муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан на софинансирование расходов, возникающих при реализации приоритетного регионального проекта, направленного на реализацию мероприятий по модернизации школьной системы образования Республики Башкортостан (далее - Модернизация) на сумму 150 052 064,14 руб.
В целях исполнения обязательств по Соглашению N 80652000-1-2022-007 от 15.02.2022 между муниципальным общеобразовательным бюджетным учреждением средняя общеобразовательная школа с. Нурлино муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (Заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью производственно-строительная компания "АЛЮМАСТЕР" (Подрядчик) заключен муниципальный контракт от 19.04.2022 N 0801300012822000028001, согласно пунктам 1.1, 1.2 которого предметом Контракта является: "Капитальный ремонт здания МОБУ СОШ с. Нурлино по адресу: РБ, Уфимский район, с. Нурлино, ул. Школьная, д. 22", Подрядчик обязуется в установленный Контрактом срок выполнить работы: "Капитальный ремонт здания МОБУ СОШ с. Нурлино по адресу: РБ, Уфимский район, с. Нурлино, ул. Школьная, д. 22" (далее - "Работы"), расположенного по адресу: 450513, Республика Башкортостан, Уфимский район, с. Нурлино, ул. Школьная, д. 22 (далее - "Объект"). Цена контракта составляет 59906276,40 рубля (пункт 2.1). Источник финансирования: 49 698 644,00 рубля из бюджета Российской Федерации, 9 466 408,39 рубля из бюджета Республики Башкортостан, 741 224,01 рубля за счет бюджета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан.
А также муниципальный контракт от 20.04.2022 N 0801300012822000027001, заключенный между муниципальным общеобразовательным бюджетным учреждением средняя общеобразовательная школа с. Авдон муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "АльянсСтрой" (Подрядчик), согласно пунктам 1.1, 1.2 которого предметом Контракта является:: "Капитальный ремонт здания МОБУ СОШ с. Авдон по адресу: РБ, Муниципальный район Уфимский район, с. Авдон, ул. 60 лет СССР, дом 2", подрядчик обязуется в установленный Контрактом срок выполнить работы: "Капитальный ремонт здания МОБУ СОШ с. Авдон по адресу: РБ, муниципальный район Уфимский район, с. Авдон, ул. 60 лет СССР, дом 2" (далее - "Работы"), расположенного по адресу: 450580, Республика Башкортостан, муниципальный район Уфимский район, с. Авдон, ул. 60 лет СССР, дом 2 (далее - "Объект"). Цена контракта составляет 75 761 294,53 рубля из них: 63 537 826,88 рубля из бюджета Российской Федерации, 12 102 443,22 рубля из бюджета Республики Башкортостан, 121 024,43 рубля за счет бюджета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (пункты 2.1, 3.1).
В соответствии с приказом Министерства финансов от 29.12.2023 N 451 "О назначении контрольного мероприятия" в отношении Администрации проведена проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления из бюджета Республики Башкортостан бюджету муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан субсидии либо иного межбюджетного трансферта, выделенных на реализацию мероприятий государственной программы "Развитие образования в Республике Башкортостан".
Проверяемый период с 01.01.2021 по 15.01.2023.
Объект контроля - Администрация муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан.
По результатам контрольного мероприятия составлен акт от 10.02.2023 N 451-23.
07.03.2023 Администрация направила в адрес Министерства возражения на акт проверки от 10.02.2023 N 451-23 с приложением подтверждающих их документов.
17.03.2023 Министерство, рассмотрев представленные возражения, сообщила Администрации, что доводы, изложенные в возражениях, признаны необоснованными.
26.04.2023 Министерством финансов в адрес Администрации направлено представление N М16-29-05-8, с которым не согласилась Администрация и обратилась в суд с настоящим заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявления Администрации, суд первой инстанции пришел к выводу, что представление Министерства финансов от 26.04.2023 года N М16-29-05-8 направлено Администрации в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации, нарушение прав и законных интересов заявителя не допущено.
Заслушав объяснения представителя Министерства финансов, исследовав и оценив в порядке
статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
На основании
части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено
частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из изложенного следует, что для признания ненормативного правового акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с
пунктом 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций).
Согласно
пункту 1 статьи 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе,
контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также в случаях, предусмотренных настоящим
Кодексом, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов;
контроль за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), в том числе отчетов о реализации государственных (муниципальных) программ, отчетов об исполнении государственных (муниципальных) заданий, отчетов о достижении значений показателей результативности предоставления средств из бюджета.
В соответствии с
пунктом 2 статьи 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, в том числе:
проводятся проверки, ревизии и обследования;
направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
В соответствии с
пунктом 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего
Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и требования, обязательные для исполнения в сроки, установленные представлением.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17.12.2013 N 593 Министерство финансов Республики Башкортостан определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Башкортостан по внутреннему государственному финансовому контролю.
В соответствии с пунктом 2.3, 2.5 Положения о Министерстве финансов Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.12.2012 N 488, Министерство является органом исполнительной власти Республики Башкортостан уполномоченным на осуществление в пределах своей компетенции внутреннего государственного финансового контроля; осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Башкортостан и муниципальных нужд муниципальных образований Республики Башкортостан в пределах полномочий, установленных законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, Министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Башкортостан по внутреннему государственному финансовому контролю, вправе проводить проверки и направлять представления объектам контроля.
На основании
пункта 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого
главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Согласно
статье 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе на принципах эффективности использования бюджетных средств, прозрачности (открытости), адресности и целевого характера бюджетных средств.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (
статья 38 БК РФ).
Нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (
пункт 1 статьи 306.4 БК РФ).
В силу
статьи 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств предусматривает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (
статья 162 БК РФ).
Согласно
статье 6 БК РФ межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно
статье 135 БК РФ межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме, в том числе субсидий местным бюджетам и иных межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно
пункту 3 статьи 139 БК РФ правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Условием предоставления субсидии бюджету муниципального образования является заключение соглашения о предоставлении из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии бюджету муниципального образования, предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств.
В пункте 1 представления Министерством выявлено, что в нарушение пункта 12 Правил предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований Республики Башкортостан из бюджета Республики Башкортостан на реализацию мероприятий по развитию образовательных организаций, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан от 21 февраля 2013 года N 54 "О государственной программе "Развитие образования в Республике Башкортостан" (Приложение N 19) (далее - Порядок N 19, действовал в спорный период), пункта 4.3.7 Соглашения N б/н от 09.08.2022 Администрацией в 2022 году не достигнут показатель результативности предоставления субсидий на реализацию мероприятий по развитию образовательных организаций:
плановое значение показателя результативности "количество муниципальных образовательных организаций, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, укрепления материально-технической базы, единиц" - 2 ед.; фактическое значение составляет - 22 ед.;
плановое значение показателя результативности "доля муниципальных образовательных организаций, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, укрепления материально-технической базы, в общей численности муниципальных образовательных организаций, % - 4,17%; фактическое значение - 64,71%.
Сумма средств, подлежащих возврату в бюджет Республики Башкортостан в связи с недостижением плановых показателей результативности предоставления субсидии, рассчитанная в соответствии с пунктом 15 Порядка N 25, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 21 февраля 2013 года N 54 "О государственной программе "Развитие образования в Республике Башкортостан" (Приложение N 25) (далее - Порядок N 25, действовал в спорный период), пунктом 18 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из бюджета Республики Башкортостан бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30.12.2019 N 796 (далее - Правила N 796) и пунктом 4.3.2 соглашения N б/н от 09.08.2022, составляет 3 196270,58 руб.
По пункту 1 представления Министерство потребовало от Администрации в срок до 30.07.2023 устранить нарушение и принять меры по устранению его причин и условий, в том числе:
- обеспечить возврат средств в размере 3 196 270 руб. 58 коп. в бюджет Республики Башкортостан.
Как следует из материалов дела, между Министерством образования и науки Республики Башкортостан и Администрацией заключено Соглашение от 09.08.2022 N б/н о предоставлении в 2022 году бюджету Администрации субсидии в целях софинансирования расходных обязательств, установленных постановлением Администрации от 08.11.2013 N 2029 "О муниципальной программе "развитие образования муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан" (с последующими изменениями и дополнениями), в сумме 36 570 601 руб. 60 коп. (материалы электронного дела от 24.12.2024).
В соответствии с пунктом 12 Порядка N 19 муниципальные образования обеспечивают достижение плановых значений результата использования субсидий, определенных соглашениями.
Оценка эффективности использования субсидии осуществляется Министерством на основании сравнения установленных соглашением плановых значений и достигнутых значений следующих показателей результата использования субсидии, а именно:
количество муниципальных образовательных организаций, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, укрепления материально-технической базы, единиц;
доля муниципальных образовательных организаций, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, укрепления материально-технической базы, в общей численности муниципальных образовательных организаций, %.
В соответствии с подпунктом 1.27 Перечня целевых индикаторов и показателей государственной программы "Развитие образования в Республике Башкортостан", утвержденного постановлением Правительства РБ от 21.02.2013 N 54 "О государственной программе "Развитие образования в Республике Башкортостан" (далее - Перечень, действовал в спорный период), показатель результативности предоставления субсидии:
доля муниципальных образовательных организаций, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, укрепления материально-технической базы в общей численности муниципальных образовательных организаций, %, рассчитывается следующим образом:
Дав = Оав / О x 100%, где:
Дав - доля муниципальных образовательных организаций, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, укрепления материально-технической базы, в общей численности муниципальных образовательных организаций;
Оав - число муниципальных образовательных организаций, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, укрепления материально-технической базы, в общей численности муниципальных образовательных организаций;
О - общее число муниципальных общеобразовательных организаций. Источник данных - данные муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан.
Как следует из акта проверки и пункта 1 представления, Министерство в целях определения достигнутых значений показателей результата предоставления субсидии по Соглашению от 09.08.2022 N б/н руководствовалось сведениями статистической отчетности по форме ОО-2 (здания общеобразовательных организаций муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан) за 2021 год: всего организаций - 34, в т.ч., в аварийном состоянии - 0, в т.ч., требуют капитальный ремонт - 24.
На основании сведений статистической отчетности по форме ОО-2 за 2021 год Министерство определило достигнутые Администрацией значения показателей результата предоставления субсидии:
количество муниципальных образовательных организаций, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, укрепления материально-технической базы, единиц, 22, (24 - 2 = 22), при плановом значении - 2 единицы;
доля муниципальных образовательных организаций, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, укрепления материально-технической базы, в общей численности муниципальных образовательных организаций, 64,71%, где 22/34 x 100 = 64,71%, при плановом значении - 4,17%.
В соответствии с пунктом 18 Правил N 796 в случае, если муниципальным образованием Республики Башкортостан по состоянию на 31 декабря года допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктом "г" пункта 11 настоящих Правил, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений результатов использования субсидии в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащих возврату из местного бюджета в бюджет Республики Башкортостан в срок до 1 мая года, следующего за годом предоставления субсидии (Vвозврата), рассчитывается по формуле:
Vвозврата = (Vсубсидии x k x m / n) x 0,1
Поскольку Министерство пришло к выводу, что плановое значение показателей результативности предоставления субсидии по Соглашению от 09.08.2022 N б/н Администрацией в 2022 г. не достигнуто, то на основании пункта 18 Правил N 796 определило объем средств, подлежащих возврату из местного бюджета в бюджет Республики Башкортостан, в размере 3 196 270 руб. 58 коп., с чем согласился суд первой инстанции.
Между тем, Министерством финансов и судом первой инстанции не учтено следующее.
Согласно пункту 4.3.7 Соглашения от 09.08.2022 N б/н предусмотрено обеспечение достижения значений показателей результативности предоставления субсидии:
количество муниципальных образовательных организаций, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, укрепления материально-технической базы - 2 ед.;
доля муниципальных образовательных организаций, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, укрепления материально-технической базы, в общей численности муниципальных образовательных организаций - 4,17%.
Перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, определен в приложении N 1 к соглашению б/н от 09.08.2022, и предусматривает 2 единицы - МОБУ СОШ с. Нурлино и МОБУ СОШ с. Авдон.
Для определения достигнутых значений показателей результативности предоставления субсидии Администрация правильно исходила из количества образовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, укрепления материально-технической базы, в 2022 г. (переменная формулы "Оав", предусмотренной пунктом 1.27 Перечня), равное 2 единицам, что соответствует Перечню мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, определенному в приложении N 1 к соглашению б/н от 09.08.2022, где указано 2 единицы образовательных учреждений - МОБУ СОШ с. Нурлино и МОБУ СОШ с. Авдон.
В то время как Министерство определило этот показатель из статистической отчетности по форме ОО-2 (здания общеобразовательных организаций муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан) за 2021 год, равный 22 единицам, что не соответствует ни году предоставления субсидии, ни правилам определения этого показателя, предусмотренным пунктом 1.27 Перечня.
Аналогичным образом для определения переменной формулы "О", предусмотренной пунктом 1.27 Перечня, Администрация правильно определило количество образовательных учреждений, входящих в 2022 г. в систему образования муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, равное 48 единицам, в то время как Министерство этот показатель получило из статистической отчетности по форме ОО-2 (здания общеобразовательных организаций муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан) за 2021 год, равный 34, что не соответствует ни году предоставления субсидии, ни правилам определения этого показателя, предусмотренным пунктом 1.27 Перечня.
С учетом вышеизложенного, расчет достигнутых значений показателей результативности предоставления субсидии по Соглашению от 09.08.2022 N б/н выглядит следующим образом:
- количество муниципальных образовательных организаций, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, укрепления материально-технической базы - 2 ед., что соответствует Перечню мероприятий, в целях софинансирования которых предоставлена субсидия, определенному в приложении N 1 к соглашению б/н от 09.08.2022, где указано 2 единицы - МОБУ СОШ с. Нурлино и МОБУ СОШ с. Авдон;
- доля муниципальных образовательных организаций, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, укрепления материально-технической базы, в общей численности муниципальных образовательных организаций, - 4,17%, согласно формуле пункта 1.27 Перечня: Дав = Оав/О x 100%, то есть 2 единицы образовательных учреждений, требующих капитального ремонта, укрепления материально-технической базы /48 (общее количество образовательных учреждений муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в 2022 г.) x 100% = 4,17%.
Кроме того, на обращение Администрации в Министерство образования и науки Республики Башкортостан, последнее в письме от 22.02.2023 N 1835 указало, что субсидия на развитие образовательных организаций в 2022 г. в сумме 34742071,52 рубля выделена на проведение благоустройства территорий 2 школ, показатели результативности использования субсидии достигнуты: завершены ремонтные работы на 2 объектах (материалы электронного дела от 24.12.2024).
Суд отмечает, что при определении значений показателей результативности предоставления субсидии, установленных пунктом 4.3.7 Соглашению от 09.08.2022 N б/н, Министерство не учитывает, что субсидия предоставлена на проведение благоустройства территорий 2 общеобразовательных учреждений, поэтому за счет ее средств объективно невозможно благоустроить территории 22 общеобразовательных учреждений, а именно этот показатель для определения показателя результативности использования субсидии ошибочно использовало Министерство.
Таким образом, Администрацией в 2022 г. достигнуты значения показателей результативности предоставления субсидии, установленные пунктом 4.3.7 Соглашению от 09.08.2022 N б/н, а именно: 2 ед. и 4,17%, тем самым обеспечена результативность использования выделенных ей бюджетных ассигнований, в связи с чем требование Министерства, изложенное в пункте 1 представления, обеспечить Администрации возврат средств в размере 3196270,58 руб. в бюджет Республики Башкортостан является незаконным и необоснованным.
В пункте 2 представления Министерством выявлено, что в нарушение пункта 10 Порядка N 25, пункта 4.3.3. Соглашения от 15.02.2022 N 80652000-1-2022-007 Администрацией в 2022 году не достигнут показатель результативности предоставления субсидии:
плановое значение показателя результативности "количество зданий муниципальных общеобразовательных организаций, приведенных в нормативное состояние путем проведения капитального ремонта и оснащения за счет субсидий на реализацию мероприятий по модернизации школьной системы образования" - 2 ед., фактически здания муниципальных общеобразовательных организаций не приведены в нормативное состояние в соответствии с требованиями к выполнению работ по капитальному ремонту объектов, определяемыми действующими нормативными документами в области строительства, эксплуатации зданий и сооружений и санитарной защиты населения (СП, ГОСТ, СНИП, САНПИН), а именно:
- имеются трещины в отделке стен первого этажа МОБУ СОШ с. Авдон;
- отсутствуют устройства для самозакрывания дверей эвакуационных выходов МОБУ СОШ с. Нурлино и МОБУ СОШ с. Авдон.
По пункту 2 представления Министерство потребовало от Администрации в срок до 30.07.2023 устранить нарушение и принять меры по устранению его причин и условий, в том числе:
- привести здания МОБУ СОШ с. Нурлино и МОБУ СОШ с. Авдон в соответствие с требованиями к выполнению работ по капитальному ремонту объектов, определенными действующими нормативными документами в области строительства, эксплуатации зданий и сооружений и санитарной защиты населения (СП, ГОСТ, СНИП, САНПИН), либо обеспечить возврат средств в размере 12 641 955 руб. 74 коп. в бюджет Республики Башкортостан.
Как следует из материалов дела, между Министерством образования и науки Республики Башкортостан и Администрацией заключено соглашение N 80652000-1-2022-007 от 15.02.2022 о предоставлении в 2022 г. субсидии из бюджета Республики Башкортостан бюджету муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан на софинансирование расходов, возникающих при реализации приоритетного регионального проекта, направленного на реализацию мероприятий по модернизации школьной системы образования Республики Башкортостан (далее - Модернизация) на сумму 150 052 064,14 руб.
Согласно пункту 4.3.3 Соглашения от 15.02.2022 N 80652000-1-2022-007 Администрация обязуется обеспечить достижение следующих значений результатов использования Субсидии:
количество зданий муниципальных общеобразовательных организаций, приведенных в нормативное состояние путем проведения капитального ремонта и оснащения за счет субсидий на реализацию мероприятий по модернизации школьной системы образования - 2 ед.
Проверкой установлено, что средства субсидии использованы на капитальный ремонт 2 школ: МОБУ СОШ с. Авдон и МОБУ СОШ с. Нурлино.
Согласно письму Минпросвещения России от 20.05.2022 N АБ-1367/02 "О направлении методических рекомендаций "Модернизация школьных систем образования" (вместе с "Методическими
рекомендациями по осуществлению в субъектах Российской Федерации мероприятий по реализации
программы "Модернизация школьных систем образования") (далее - Методические рекомендации), требования к выполнению работ по капитальному ремонту объектов определяются действующими нормативными документами в области строительства, эксплуатации зданий и сооружений и санитарной защиты населения (СП, ГОСТ, СНИП, САНПИН), в первую очередь
СП 251.1325800.2016. "Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования", утвержденным и введенным в действие
Приказом Минстроя России от 17.08.2016 N 572/пр (далее - СП 251.1325800.2016).
Согласно
постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (далее - СП 2.4.3648-20)
СанПиН 2.4.2.2821 признан утратившим силу.
Согласно
пункту 2.5.3 СП 2.4.3648-20 стены и потолки помещений не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком, должны иметь отделку, допускающую влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств.
В соответствии с
пунктом 7.3.11 СП 251.1325800.2016 расположение и число эвакуационных путей и выходов следует определять в соответствии с требованиями
СП 1.13130, утвержденных Приказом МЧС России от 19.03.2020 N 194 "Об утверждении свода правил "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" (далее - СП 1.13130.2020).
Согласно
пунктам 4.2.24,
7.12.6 СП 1.13130.2020 двери эвакуационных выходов из помещений и коридоров, защищаемых противодымной вентиляцией, а также двери, установленные в перегородках, разделяющих коридоры здания, должны быть оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнением в притворах.
В случае если по условиям технологии двери, расположенные на путях эвакуации, необходимо эксплуатировать в открытом положении, они должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими их автоматическое закрывание при пожаре.
Для двупольных дверей следует предусматривать устройство самозакрывания с координацией последовательного закрывания полотен.
Для разделения коридоров допускается использование перегородок из негорючих материалов с ненормируемым пределом огнестойкости и дверями, имеющими устройства самозакрывания и уплотнения в притворах.
Министерство указало, что поскольку имеются трещины в отделке стен первого этажа МОБУ СОШ с. Авдон; отсутствуют устройства для самозакрывания дверей эвакуационных выходов МОБУ СОШ с. Нурлино и МОБУ СОШ с. Авдон, то здания указанных муниципальных общеобразовательных организаций не приведены в нормативное состояние в соответствии с требованиями к выполнению работ по капитальному ремонту объектов.
Выводы Министерства по пункту 2 представления суд первой инстанции посчитал законными и обоснованными.
Между тем, Министерством и судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 10 Порядка N 25 муниципальное образование обеспечивает достижение планового значения результата использования субсидии, установленного соглашением.
Оценка эффективности использования субсидии осуществляется Министерством на основании сравнения планового и достигнутого значений результата использования субсидии - "количество объектов, в которых в полном объеме выполнены мероприятия по капитальному ремонту общеобразовательных организаций и их оснащению средствами обучения и воспитания, единицы".
Согласно пункту 4.3.3 Соглашения от 15.02.2022 N 80652000-1-2022-007 Администрация обязана обеспечивать достижение значений результатов использования Субсидии, установленных в соответствии с приложением N 2 к настоящему Соглашению, являющимся его неотъемлемой частью, а именно: количество зданий муниципальных общеобразовательных организаций, приведенных в нормативное состояние путем проведения капитального ремонта и оснащения за счет субсидий на реализацию мероприятий по модернизации школьной системы образования - 2 единицы.
В соответствии с пунктом 4.1.4 Соглашения от 15.02.2022 N 80652000-1-2022-007 в случае если Муниципалитетом по состоянию на 31 декабря года предоставления Субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных пунктом 4.3.3 настоящего Соглашения, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении результатов использования Субсидии в году, следующем за годом предоставления Субсидии, установленной в соответствии с Правилами предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, и в срок до 1 апреля года, следующего за годом предоставления Субсидии, указанные нарушения не устранены, рассчитать в соответствии с пунктами 16, 19, 19(1) Правил формирования, предоставления и распределения субсидий объем средств, подлежащий возврату из Бюджета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в Бюджет Республики Башкортостан, и направить Муниципалитету требование о возврате средств Субсидии в Бюджет Республики Башкортостан в указанном объеме.
Администрацией при подаче возражений на акт проверки указано, что подрядной организацией ООО "АльянсСтрой" предоставлено гарантийное письмо от 28.12.2022 N 8 по устранению выявленных недостатков в рамках гарантийных обязательств в срок до 10.03.2023 в МОБУ СОШ с. Авдон: трещины в отделке стен первого этажа, установку ранее демонтированных устройств для самозакрывания дверей эвакуационных выходов; а также подрядной организацией ООО ПСК "Алюмастер" предоставлено гарантийное письмо от 25.02.2023 по устранению выявленных недостатков в рамках гарантийных обязательств в срок до 01.03.2023 в МОБУ СОШ с. Нурлино установку устройств для самозакрывания дверей эвакуационных выходов, 07.03.2023 указанные работы в МОБУ СОШ с. Нурлино выполнены в полном объеме (материалы электронного дела от 24.12.2023).
Администрацией также указано, что ООО "СТК-Проект" проведена экспертиза по выявленным недостаткам в отделке стен первого этажа МОБУ СОШ с. Авдон (трещина в штукатурке первого этажа начального крыла МОБУ СОШ с. Авдон) и по состоянию на 03.03.2023 зафиксирована трещина в штукатурном слое в кирпичном столбе на первом этаже здания, имеющая усадочный характер в штукатурном слое, что не ухудшает техническое состояние и не оказывает влияние на несущую способность данного кирпичного столба, подлежит устранению в рамках исполнения гарантийных обязательств.
Следовательно, недостатки, выявленные в ходе эксплуатации зданий образовательных организаций, частично устранены подрядчиками в рамках гарантийных обязательств по муниципальным контрактам.
Как следует из карточек контрактов от 20.04.2022 N 0801300012822000027001 и от 19.04.2022 N 0801300012822000028001 официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок, на основании акта о приемке выполненных работ от 20.09.2022 работы по капитальному ремонту МОБУ СОШ с. Авдон выполнены и приняты, работы по капитальному ремонту МОБУ СОШ с. Нурлино также выполнены и приняты на основании акта о приемки выполненных работ от 19.12.2022.
С учетом того, что указанными актами подтверждены факты выполнения капитального ремонта двух школ муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан за счет средств субсидии, а выявленные в ходе проверки недостатки работ являются несущественными и устранимыми и фактически частично устранены подрядчиками, что означает достижение Администрацией значения результата использования субсидии, а именно: количество зданий муниципальных общеобразовательных организаций, приведенных в нормативное состояние путем проведения капитального ремонта и оснащения за счет субсидий на реализацию мероприятий по модернизации школьной системы образования - 2 единицы, и по условиям пункта 4.1.4. Соглашения от 15.02.2022 N 80652000-1-2022-007 исключало расчет Министерством объема средств, подлежащего возврату в бюджет Республики Башкортостан.
На основании изложенного, требование пункта 2 представления является незаконным и необоснованным.
В пункте 3 представления Министерством выявлено, что в нарушение пункта 4.3.4 Соглашения от 15.02.2022 N 80652000-1-2022-007,
статьи 158 БК РФ Администрацией в 2022 году не обеспечено соблюдение условий, целей и порядка, установленных при предоставлении субсидии на реализацию мероприятий по модернизации школьной системы образования Республики Башкортостан, а именно: МОБУ СОШ с. Нурлино и МОБУ СОШ с. Авдон средства субсидии в объеме 9 936 440,40 руб. использованы на мероприятия по выполнению требований антитеррористической защищенности на объектах капитального ремонта, которые в соответствии с условиями предоставления субсидии обеспечиваются без привлечения средств субсидии.
По пункту 3 представления Министерство потребовало от Администрации в срок до 30.07.2023 устранить нарушение и принять меры по устранению его причин и условий, в том числе:
- обеспечить возврат средств в размере 9 936 440,40 руб. в бюджет Республики Башкортостан.
Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 4.3.4 Соглашения от 15.02.2022 N 80652000-1-2022-007 Администрация обязуется обеспечивать реализацию без привлечения средств Субсидии следующих мероприятий на объектах капитального ремонта:
- обеспечение в отношении объектов капитального ремонта
требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Муниципалитета, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" (далее - Постановление N 1006).
Стоимость работ, относящихся к требованиям
Постановления N 1006, и подлежащих финансированию без привлечения средств субсидии из бюджета Республики Башкортостан составляет:
Требования Постановления N 1006 | Наименование принятых работы и материалов |
МОБУ СОШ с. Нурлино | МОБУ СОШ с. Авдон |
оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации | Устройство системы автоматической пожарной сигнализации (-1 787 936,40) | Устройство системы автоматической пожарной сигнализации (-4 289 379,60) |
оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) | | Оборудование на 1-м этаже помещения охраны (-105 936,00) |
оборудование объектов (территорий) системой контроля и управления доступом | Оборудование объекта системой контроля и управления доступом (-1 963 156,80) | Оборудование объекта системой контроля и управления доступом (-1 790 031,60) |
Министерство пришло к выводу, что в нарушение пункта 4.3.4 Соглашения от 15.02.2022 N 80652000-1-2022-007 Администрацией допущено нецелевое использование средств субсидии на сумму 9 936 440,40 руб., субсидии направлены на выполнение мероприятий по антитеррористической защищенности на объектах капитального ремонта, которые в соответствии с условиями предоставления субсидии должны реализовываться без привлечения средств субсидии, с которым согласился суд первой инстанции.
Между тем, Министерством и судом первой инстанции не учтено следующее.
Пунктами 24,
25,
26 Постановления N 1006 к мероприятиям по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) отнесены мероприятия по оборудованию объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; по оборудованию на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); по оборудованию объектов (территорий) системой контроля и управления доступом.
Как следует из материалов дела, в рамках капитального ремонта зданий МОБУ СОШ с. Авдон и МОБУ СОШ с. Нурлино осуществлено устройство системы автоматической пожарной сигнализации; оборудование объекта системой контроля и управления доступом; оборудование на 1-м этаже помещения охраны.
Указанные работы включают в себя ремонт слаботочных систем, а именно: системы контроля и управления доступом, системы охранной сигнализации, системы видеонаблюдения, системы передачи тревожных сообщений, демонтаж ранее имеющегося оборудования и монтажу оборудования, демонтированного во время ремонтных работ.
В силу
пункта 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Пунктом 1 Порядка N 25 установлен перечень работ по капитальному ремонту зданий муниципальных общеобразовательных организаций, подлежащих софинансированию из бюджета Республики Башкортостан в рамках реализации мероприятий по капитальному ремонту муниципальных общеобразовательных организаций, устанавливается в соответствии с укрупненным перечнем работ по капитальному ремонту, указанному в приложении к настоящим Правилам, согласно пунктам 13, 14 которого в состав включены работы по ремонту слаботочных сетей и систем пожаротушения.
Таким образом, в силу требований Градостроительного
кодекса Российской Федерации и Порядка N 25 указанные виды работы входят в состав работ по капитальному ремонту, в том числе, зданий муниципальных общеобразовательных учреждения и являются обязательными для выполнения.
Как указывала Администрация при подаче возражений на акт проверки, установленные на объектах образования СОУЭ для целей оповещения людей при пожаре, чрезвычайных ситуациях (гражданской обороны) не могут подменять собой СОУЭ для оповещения людей при совершении или угрозе совершения террористического акта, а также его проявлений.
В соответствии с требованиями Федерального
закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федерального
закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", утвержденных Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 173, на объектах МОБУ СОШ с. Нурлино и МОБУ СОШ с. Авдон установлена автоматическая пожарная сигнализация.
Требованиями данных нормативных правовых документов установлено, что автоматическая пожарная сигнализация предназначена для оповещения людей и создания условий для эвакуации людей при пожаре. Автоматическая пожарная сигнализация не является элементом системы для создания антитеррористической защищенности объекта.
Также в соответствии с техническими характеристиками автоматической пожарной сигнализации диапазон напряжения составляет 10,2 В до 20,4 В, согласно национальному стандарту Российской Федерации
ГОСТ Р 56602-2015 "Слаботочные системы. Кабельные системы. Термины и определения", утвержденному
Приказом Росстандарта от 02.10.2015 N 1446-ст, данная система является слаботочной (материалы электронного дела от 24.12.2024, приложение N 5 к возражению).
Суд отмечает, что отсутствие выполнения обязательных работ по ремонту слаботочных сетей и систем пожаротушения в рамках капитального ремонта муниципальных общеобразовательных учреждений свидетельствовало бы о недостижении Администрацией значения результата использования субсидии: здания муниципальных общеобразовательных организаций не были бы приведены в нормативное состояние.
Таким образом, средства субсидии в сумме 9 936 440,40 руб. использованы Администрацией на ремонт слаботочных сетей, установку системы экстренного оповещения об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации и системы автоматической пожарной сигнализации, что соответствует цели ее использования - софинансирование мероприятий по капитальному ремонту зданий муниципальных общеобразовательных организаций на основании Соглашения от 15.02.2022 N 80658000-1-2022-007.
Следовательно, требование пункта 3 представления о возврате в бюджет Республики Башкортостан суммы 9 830 504,4 руб. является неправомерным, Администрацией не допущено нецелевого использования средств субсидии.
Министерством в пункте 4 представления установлено, что в нарушение пункта 1.2 Соглашения от 15.02.2022 N 80652000-1-2022-007, пункта 20 Порядка N 25,
пункта 1 статьи 72,
статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации Администрацией в 2022 году не обеспечено соблюдение условий, целей и порядка, установленных при предоставлении субсидии на реализацию мероприятий по модернизации школьной системы образования Республики Башкортостан, а именно: МОБУ СОШ с. Нурлино средства субсидии в объеме 116 633,69 руб. использованы на оплату фактически невыполненных работ.
Пунктом 4 представления Министерство потребовало от Администрации в срок до 30.07.2023 устранить нарушение и принять меры по устранению его причин и условий, в том числе:
- выполнить недостающие объемы работ, либо обеспечить возврат средств в размере 116 633 руб. 69 коп. в бюджет Республики Башкортостан.
Как следует из материалов дела, в ходе контрольного обмера по объекту "Капитальный ремонт здания МОБУ СОШ с. Нурлино по адресу: РБ, Уфимский район, с. Нурлино, ул. Школьная, д. 22" установлены следующие отклонения:
1. Приняты и оплачены объемы работ и материалов "Гладкая облицовка стен, столбов, пилястр и откосов (без карнизных, плинтусных и угловых плиток) без установки плиток туалетного гарнитура на клее из сухих смесей: по кирпичу и бетону" в количестве 20,44 м2. По факту контрольного осмотра данный объем отсутствует.
2. Приняты и оплачены объемы работ и материалов "Устройство: подвесных потолков типа "Армстронг" по каркасу из оцинкованного профиля в количестве 13,2 м2. По факту контрольного осмотра данный объем отсутствует.
3. Приняты и оплачены объемы работ и материалов "Устройство: подвесных потолков типа "Армстронг" по каркасу из оцинкованного профиля" в количестве 14,03 м2. По факту контрольного осмотра данный объем отсутствует.
4. Приняты и оплачены объемы работ и материалов "Устройство металлических ограждений: с поручнями из поливинилхлорида" в количестве 133 м. По факту контрольного осмотра поручень из поливинилхлорида в количестве 135,6 м отсутствует.
5. Приняты и оплачены объемы работ и материалов "Светильник светодиодный ДПО-36 Вт 3200Лм IP20 Sport236 (Полистирол)" в количестве 2 шт. По факту контрольного обмера данный объем материала отсутствует.
6. Приняты и оплачены объемы работ и материалов "Устройство плинтусов: деревянных" в количестве 13,1 м2. По факту контрольного осмотра указанные плинтуса отсутствуют.
7. Приняты и оплачены объемы работ и материалов "Установка радиаторов: чугунных" в количестве 1,295 кВт. По факту контрольного осмотра радиаторы отсутствуют.
8. Приняты и оплачены объемы работ и материалов "Радиаторы отопительные чугунные марка: МС-140, высота полная 588 мм, высота монтажная 500 мм" в количестве 1,295 кВт. По факту контрольного осмотра радиаторы отсутствуют.
9. Приняты и оплачены объемы работ и материалов "Установка дверного доводчика к металлическим дверям" в количестве 2 шт. По факту контрольного осмотра доводчики отсутствуют.
Выявленные расхождения представлены в акте контрольного осмотра N 1 от 24.01.2023.
Администрация с возражения на акт проверки указала, что ООО "Алюмастер" выполнены недостающие виды и объемы работ, замечания, указанные в акте контрольного осмотра N 1 от 24.01.2023, представив акт от 07.03.2023, подписанный сторонами контракта от 19.04.2022 N 0801300012822000028001:
1. По разделу 1. Ремонт помещений (N 21, 24, 25, 26, 28а, 29) пищеблока - облицовка стен плиткой керамической 20,44 м2.
2. По разделу 4. Ремонт помещений 1 этажа - устройство подвесного потолка "Армстронг" 13,21 м2.
3. По разделу 6. Ремонт помещений 2 этажа - устройство подвесного потолка "Армстронг" 14,03 м2.
4. По разделу 9. Электроосвещение спортивного зала - установка светильника светодиодного ДПО-36 в количестве 2 шт.
5. По разделу 10. Ремонт актового зала - устройство плинтусов деревянных в количестве 13,1 м2.
6. Установка радиатора МС-140 по согласованию с заказчиком выполнена на первом этаже - запасной выход N 2.
7. Запасный выход N 2 ООО ПСК "Алюмастер" установлены дверные доводчики в количестве 9 шт.
Также суд отмечает, что согласно условиям пункта 10.1 контракта от 19.04.2022 N 0801300012822000028001, заключенному между МОБУ СОШ с. Нурлино ООО производственно-строительная компания "АЛЮМАСТЕР", сторонами установлен гарантийный срок и (или) объем предоставления гарантий качества работ: 5 лет с момента подписания сторонами акта выполненных работ, в частности, работы по устройству поручня из поливинилхлорида в количестве 135,6 м подлежали выполнению подрядчиком в период гарантийного срока в порядке, установленном контрактом.
С учетом изложенного, вывод Министерства, изложенный в пункте 4 представления о том, что средства субсидии в указанном объеме использованы Администрацией на оплату фактически невыполненных работ не соответствует обстоятельствам дела.
Министерством в пункте 5 представления установлено, что в нарушение пункта 1.2 Соглашения от 15.02.2022 N 80652000-1-2022-007, пункта 20 Порядка N 25,
пункта 1 статьи 72,
статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации Администрацией в 2022 году не обеспечено соблюдение условий, целей и порядка, установленных при предоставлении субсидии на реализацию мероприятий по модернизации школьной системы образования Республики Башкортостан, а именно: МОБУ СОШ с. Авдон средства субсидии в объеме 2448 319,61 руб. использованы на оплату фактически невыполненных работ.
Пунктом 5 представления Министерство потребовало от Администрации в срок до 30.07.2023 устранить нарушение и принять меры по устранению его причин и условий, в том числе:
- выполнить недостающие объемы работ, либо обеспечить возврат средств в размере 2 448 319 руб. 61 коп. в бюджет Республики Башкортостан.
Как следует из материалов дела, в ходе контрольного обмера по объекту "Капитальный ремонт здания МОБУ СОШ с. Авдон по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район с. Авдон, ул. 60 лет СССР, д. 2", установлены отклонения:
1. Приняты и оплачены объемы работ и материалов по объекту: "Капитальный ремонт помещений литер А и Литер А1 МОБУ СОШ с. Авдон Уфимского района Республики Башкортостан" на сумму 1 857 254,40 руб. По факту контрольного осмотра данный объем отсутствует.
2. Приняты и оплачены объемы работ и материалов по объекту: "Капитальный ремонт здания и кровли МОБУ СОШ с. Авдон Уфимского района Республики Башкортостан" на сумму 594 989 руб. По факту контрольного осмотра данный объем отсутствует.
Выявленные расхождения отражены в акте контрольного осмотра N 4 от 25.01.2023.
Сумма средств, выплаченных за фактически невыполненные работы, составила 2 452 243,2 руб., в том числе за счет средств бюджета Республики Башкортостан в сумме 2 448 319,61 руб.
Администрация в возражениях на акт проверки по указанным обстоятельствам и в заявлении в суд указывала, что в ходе контрольного обмера выявлены расхождения объемов работ, указанных в актах выполненных работ с фактически выполненными работами с привязкой к конкретным помещениям объекта.
При этом на основании
п. п. 2.5.2,
2.5.3 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (далее - СП 2.4.3648-20) подрядная организация ООО "АльянсСтрой" выполнила работы по ремонту потолков, стен, полов во всех помещениях здания МОБУ СОШ с. Авдон (лит. А и лит. А1).
В этой связи согласно протоколу технического совещания от 29.07.2022 с участием представителей сторон контракта и муниципального автономного учреждения "Управления землеустройства, архитектуры и строительства муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее - МАУ "УЗАиС"), осуществлявшего технический надзор за выполнением работ на объекте на основании договора от 26.04.2022 N 166, произведено распределение видов и объемов работ по помещениям на объекте, подрядчику указано на подготовку локальных сметных расчетов (материалы электронного дела от 24.12.2024, приложение N 7 к возражениям).
Приемка работ на объекте проводилась с учетом протокола технического совещания от 29.07.2022 в совокупности по всем помещениям и видам работ в здании МОБУ СОШ с. Авдон (лит. А и лит. А1), в связи с чем и выявлены расхождения объемов выполненных работ применительно к конкретным помещениям, указанных в акте контрольного осмотра N 4 от 25.01.2023.
Как указывалось выше, в силу обязательных требований
пунктов 2.5.2,
2.5.3 СП 2.4.3648-20 в образовательных учреждениях полы не должны иметь дефектов и повреждений и должны быть выполненными из материалов, допускающих влажную обработку и дезинфекцию. Стены и потолки помещений не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком, должны иметь отделку, допускающую влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств.
Согласно пункту 1.2 контракта от 20.04.2022 N 0801300012822000027001, заключенного между МОБУ СОШ с. Авдон (Заказчик) и ООО "АльянсСтрой" (Подрядчик), подрядчик обязуется в установленный Контрактом срок выполнить работы: "Капитальный ремонт здания МОБУ СОШ с. Авдон по адресу: РБ, муниципальный район Уфимский район, с. Авдон, ул. 60 лет СССР, дом 2" (далее - "Работы"), расположенного по адресу: 450580, Республика Башкортостан, муниципальный район Уфимский район, с. Авдон, ул. 60 лет СССР, дом 2 (далее - "Объект").
В соответствии с пунктом 1.3 контракта работы, предусмотренные пунктом 1.2 настоящего Контракта, Подрядчик должен выполнить в соответствии со сметной документацией (Приложение N 2), являющееся неотъемлемой частью Контракта, проектом сметы контракта (Приложение N 3), являющееся неотъемлемой частью Контракта, ведомостью объемов конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ (Приложение N 4), являющееся неотъемлемой частью Контракта, в соответствии с Градостроительным
кодексом Российской Федерации, согласно строительным нормам, правилам, действующему законодательству Российской Федерации и Республики Башкортостан и настоящему Контракту.
Контракт заключен на сумму 68 875 851,30 руб.
Дополнительным соглашением от 28.04.2022 N 1 к контракту изменен порядок оплаты по контракту без изменения цены контракта и сметной документации.
Дополнительным соглашением от 25.08.2022 N 2 контракту изменен срок выполнения по контракту без изменения цены контракта и сметной документации.
Дополнительным соглашением от 20.09.2022 N 3 к контракту цена контракта увеличена до 75761294,53 руб., в Приложение N 2 к контракту Сметная документация внесены изменения, дополнена локальными сметными расчетами N 1.1 "Капитальный ремонт здания и кровли МОБУ СОШ с. Авдон. Изменения к ЛСР N 1" и N 2.1 "Капитальный ремонт помещений Литер А и Литер А1 в МОБУ СОШ с. Авдон. Изменения к ЛСР N 2", сводный сметный расчет стоимости строительства "Капитальный ремонт здания МОБУ СОШ с. Авдон по адресу: РБ, муниципальный район Уфимский район, с. Авдон, ул. 60 лет СССР, дом 2" изложен в новой редакции.
Дополнительным соглашением от 20.09.2022 N 4 к контракту в Приложение N 2 к контракту Сметная документация внесены изменения: локальный сметный расчет N 1 изложен "Капитальный ремонт здания и кровли МОБУ СОШ с. Авдон изложен в новой редакции, локальный сметный расчет N 2 "Капитальный ремонт помещений Литер А и Литер А1 в МОБУ СОШ с. Авдон" изложен в новой редакции, сводный сметный расчет стоимости строительства "Капитальный ремонт здания МОБУ СОШ с. Авдон по адресу: РБ, муниципальный район Уфимский район, с. Авдон, ул. 60 лет СССР, дом 2" изложен в новой редакции.
Указанные изменения связаны с проведением повторной государственной экспертизы N 02-1-1-2-064220-2022 от 07.09.2022 по объекту "Капитальный ремонт здания и кровли МОБУ СОШ с. Авдон", N 02-1-1-2-064503-2022 от 07.09.2022 по объекту "Капитальный ремонт помещений зданий Литер А и Литер А1 в МОБУ СОШ с. Авдон" по причинам пересчета сметной стоимости объектов из базисного уровня цен 2001 г. в текущие цены на 2 квартал 2022 г. с индексами изменения сметной стоимости, а также в связи с заменой строительных ресурсов на аналоги.
Поскольку техническое решение сторон контракта, оформленное протоколом от 29.07.2022, касалось перераспределения видов и объемов работ (без дополнительных работ) на основании стоимости единицы работы без превышения размера твердой цены контракта и согласно сводному сметному расчету стоимости строительства, то указанное перераспределение видов и объемов работ не требовало внесения изменений в контракт.
Администрацией с учетом протокола технического совещания от 29.07.2022 с возражениями на акт проверки представлен акт замера и распределения фактических объемов работ по объекту по каждой позиции, отраженной в акте контрольного осмотра N 4 от 25.01.2023, из которого следует, что работы по объекту "Капитальный ремонт помещений литер А и Литер А1 МОБУ СОШ с. Авдон Уфимского района Республики Башкортостан" фактически выполнены на сумму 1 372 523,20 рублей (материалы электронного дела от 24.12.2024, приложение N 6 к возражениям).
Администрацией также указано, что для завершения капитального ремонта подрядной организацией ООО "АльянсСтрой" выполнены дополнительные объемы работ стоимостью 2 266 062,0 руб. (представлен локальный сметный расчет, включающий в себя выполнение дополнительных работ по разделу 1. Фасад, по разделу 2. Отделочные работы (стены и полы)), согласованные заказчиком и подрядчиком в протоколе технического совещания от 29.07.2022 (материалы электронного дела от 24.12.2024, приложение N 12 к возражениям), при этом оплата выполненных работ сверх твердой цены контракта заказчиком в пользу подрядчика не производилась.
Довод Министерства о том, что оформление актов приемки выполненных работ КС-2 производилось заказчиком без учета технического решения от 29.07.2022, не отменяет факт выполнения подрядчиком работ стоимостью, соответствующей сводному сметному расчету и твердой цене контракта.
Таким образом, контракт от 20.04.2022 N 0801300012822000027001 исполнен в полном объеме, работы приняты и оплачены заказчиком на сумму 75 761 294,53 руб. в соответствии со сметной документацией.
С учетом изложенного, вывод Министерства, изложенный в пункте 5 представления о том, что средства субсидии в указанном объеме использованы Администрацией на оплату фактически невыполненных работ не соответствует обстоятельствам дела.
Министерством в пункте 6 представления установлено, что в нарушение пункта 5 Порядок N 25, пункта 4.3.1. Соглашения от 15.02.2022 N 80652000-1-2022-007 Администрацией в 2022 году не обеспечено выполнение условия предоставления субсидии, а именно: в муниципальной программе не предусмотрен перечень мероприятий по капитальному ремонту зданий муниципальных общеобразовательных организаций, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия.
Пунктом 6 представления Министерство потребовало от Администрации в срок до 30.07.2023 устранить нарушение и принять меры по устранению его причин и условий, в том числе:
включить в муниципальную программу перечень мероприятий по капитальному ремонту зданий муниципальных общеобразовательных организаций, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия.
Согласно пункту 5 Порядка N 25 одним из условий предоставления субсидии является наличие в муниципальном образовании утвержденной правовым актом муниципального образования муниципальной программы, включающей мероприятия по капитальному ремонту и оснащению зданий муниципальных общеобразовательных организаций средствами обучения и воспитания, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия.
В соответствии с пунктом 4.3.1 Соглашения от 15.02.2022 N 80652000-1-2022-007 Администрация обязуется обеспечивать выполнение условий предоставления субсидии.
Постановлением Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 08.11.2013 N 2029 утверждена муниципальная программа "Развитие образования муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан" на 2014-2018 годы".
Постановлениями Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 09.03.2022 N 269, от 19.10.2022 N 1395 в муниципальную программу внесены изменения, действие программы продлено до 2024 года.
Министерством установлено, что в муниципальной программе отсутствуют мероприятия по капитальному ремонту зданий муниципальных общеобразовательных организаций, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в связи с чем Министерство в пункте 6 представления потребовало от Администрации включить в муниципальную программу перечень мероприятий по капитальному ремонту зданий муниципальных общеобразовательных организаций.
Администрацией указано, что до направления Министерством представления постановлением от 21.03.2023 N 386 "О внесении изменений в постановление администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 8 ноября 2013 г. N 2029 "О муниципальной программе "Развитие образования муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан" на 2014-2024 годы" в план реализации Программы включены мероприятия по капитальному ремонту зданий муниципальных общеобразовательных организаций, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия.
Доводы Министерства о не указании Администрацией в возражениях на акт проверки об устранении указанного нарушения, а также сам факт устранения нарушения не является основанием для отказа в выдаче представления ввиду необходимости устранение причин и условий допущенного нарушения подлежат отклонению.
По смыслу
пункта 2 статьи 270.2 БК РФ представление должно содержать требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения, а требование об устранении нарушения должно обладать свойством исполнимости для его выполнения объектом контроля.
Вместе с тем, из содержания пункта 6 представления следует указание Министерства на устранение нарушения и принятие мер по устранению его причин и условий путем совершения Администрацией конкретных действий, фактически ею исполненных за месяц до направления представления.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие спорного нарушения на момент направления оспариваемого представления, суд приходит к выводу о несоответствии пункта 6 представления требованиям
пункта 2 статьи 270.2 БК РФ.
На основании изложенного, принимая во внимание, что Администрацией достигнуты показатели результативности использования средств субсидий по Соглашению от 09.08.2022 N б/н и по Соглашения от 15.02.2022 N 80652000-1-2022-007, не допущено нецелевое расходование средств субсидии по Соглашению от 15.02.2022 N 80652000-1-2022-007, не установлены факты оплаты в рамках муниципальных контрактов от 20.04.2022 N 0801300012822000027001, от 19.04.2022 N 0801300012822000028001 фактически невыполненных работ, а также Администрацией до направления ей представления издано постановление о включении в программу "Развитие образования муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан" на 2014-2024 годы" мероприятий по капитальному ремонту зданий муниципальных общеобразовательных организаций, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, то оспоренное представление не соответствует Бюджетному
кодексу Российской Федерации,
Закону о контрактной системе,
постановлению Правительства Республики Башкортостан от 21 февраля 2013 года N 54 "О государственной программе "Развитие образования в Республике Башкортостан",
Правилам формирования, предоставления и распределения субсидий из бюджета Республики Башкортостан бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30.12.2019 N 796, условиям названных Соглашений о предоставлении субсидий, и нарушает права и законные интересы Администрации в экономической сфере, незаконно возлагает на Администрацию обязанности по совершению конкретных действий, в связи с чем подлежит признанию недействительным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании
части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании
пунктов 3,
4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь
статьями 176,
268 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.09.2024 по делу N А07-25881/2023 отменить.
Заявления Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан удовлетворить.
Признать недействительным представление Министерства финансов Республики Башкортостан от 26.04.2023 N М16-29-05-8.
Отменить принятые обеспечительные меры определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.08.2023 по настоящему делу в виде приостановления действия представления Министерства финансов Республики Башкортостан от 26.04.2023 N М16-29-05-8.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Е.В.БОЯРШИНОВА
Судьи
П.Н.КИРЕЕВ
А.П.СКОБЕЛКИН