Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.01.06-2025.02.01) // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 16.12.2024 N 16-5124/2024 (УИД 39RS0001-01-2023-006547-09)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.
Постановление Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 16.12.2024 N 16-5124/2024 (УИД 39RS0001-01-2023-006547-09)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 декабря 2024 г. N 16-5124/2024
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рябинин К.В., рассмотрев жалобу защитника федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта" (далее - ФГАОУ ВО "БФУ им. И.Канта") М. на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городскому округу "Город Калининград" - заместителя главного государственного инспектора городского округа "Город Калининград" по пожарному надзору от 03 ноября 2023 года,
решение судьи Ленинградского районного суда города Калининграда от 16 января 2024 года и
решение судьи Калининградского областного суда от 27 февраля 2024 года, вынесенные в отношении ФГАОУ ВО "БФУ им. И.Канта" по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
установил:
постановлением заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городскому округу "Город Калининград" - заместителя главного государственного инспектора городского округа "Город Калининград" по пожарному надзору от 03 ноября 2023 года, оставленным без изменения
решением судьи Ленинградского районного суда города Калининграда от 16 января 2024 года и
решением судьи Калининградского областного суда от 27 февраля 2024 года, ФГАОУ ВО "БФУ им. И.Канта" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300000 рублей.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, защитник ФГАОУ ВО "БФУ им. И.Канта" М. просит постановление должностного лица и судебные решения отменить, ссылаясь на ненадлежащую оценку судебными инстанциями имеющихся в деле доказательств и допущенные процессуальные нарушения.
Изучение материалов дела и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
В соответствии с
частью 1 статьей 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 8.32 и
11.16 настоящего Кодекса и
частями 6,
6.1 и
7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
В соответствии со
ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) организации в лице их руководителей несут обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности, а также выполнению предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны.
В силу
ч. 1 ст. 38 Федерального закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут, в частности, собственники и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований названного Технического регламента (
часть 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").
Как следует из материалов дела, на основании решения начальника ОНДиПР по ГО Город Калининград УНДиПР ГУМЧС России по Калининградской области от 19 сентября 2023 года N- П/РВП в период с 20 сентября 2023 г. по 29 сентября 2023 г. проведена плановая выездная проверка, согласованная с органами прокуратуры (учетный номер КНМ N в отношении ФГАОУ ВО "БФУ им. И.Канта" в здании общежития, находящегося по адресу: <адрес> на предмет соблюдения требований пожарной безопасности.
По результатам названной проверки должностным лицом административного органа составлен акт плановой выездной проверки N-П/АВП от 29 сентября 2023 года.
Названной проверкой выявлены следующие нарушения ФГАОУ ВО "БФУ им. И.Канта" требований пожарной безопасности:
- помещение, в котором расположена лестница, ведущая из подвала здания, при его размещении в объеме эвакуационной лестничной клетки, не отделено от эвакуационной части лестничной клетки противопожарной перегородкой 1-го типа (нарушение
части 4 статьи 89 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности");
этажи здания (со второго по девятый) не обеспечены двумя эвакуационными выходами (нарушение
пункта 4.2.9 Свода правил СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы");
на первом этаже здания на путях эвакуации выгорожено помещение для дежурного с применением материала (пластика) с неустановленными показателями пожарной опасности (нарушение
ч. 6 ст. 87 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
п. 6.7.1 СП 2.13130.2020).
не обеспечено категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с
главами 5,
7,
8 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" помещений складского назначения, расположенных на 1 этаже здания.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФГАОУ ВО "БФУ им. И.Канта" к административной ответственности, предусмотренной
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения ФГАОУ ВО "БФУ им. И.Канта" административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается представленными в материалах дела доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями
статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями
статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований
статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, лицо, не выполнившее требования пожарной безопасности, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с
частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным
Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и судебные инстанции сочли, что ФГАОУ ВО "БФУ им. И.Канта" имело возможность для соблюдения норм применимого законодательства, за нарушение которых
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы, изложенные в настоящей жалобе, фактически являлись предметом проверки предыдущих судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в обжалуемых судебных актах. Аналогичные по существу доводы жалобы направлены на переоценку установленных судебными инстанциями обстоятельств, а потому не могут являться правовым основанием к их отмене.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Административное наказание назначено ФГАОУ ВО "БФУ им. И.Канта" в пределах санкции
части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с требованиями
статей 3.1,
3.5 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств, характера совершенного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в сфере пожарной безопасности, с учетом того, что выявленные нарушения требований пожарной безопасности при возникновении пожара могут повлиять на безопасность жизни и здоровья людей, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями.
Вопреки доводам жалобы, существенных процессуальных нарушений, являющихся основанием для отмены оспариваемых актов, не установлено.
Обстоятельств, которые в силу
пунктов 2 -
4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь
статьями 30.13 и
30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городскому округу "Город Калининград" - заместителя главного государственного инспектора городского округа "Город Калининград" по пожарному надзору от 03 ноября 2023 года,
решение судьи Ленинградского районного суда города Калининграда от 16 января 2024 года и
решение судьи Калининградского областного суда от 27 февраля 2024 года, вынесенные в отношении федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта" по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта" М. - без удовлетворения.
Судья
Третьего кассационного суда
общей юрисдикции
К.В.РЯБИНИН