Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.01.06-2025.02.01) // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 18.12.2024 N 16-5168/2024 (УИД 53RS0002-01-2024-001191-73)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ за повторное нарушение требований пожарной безопасности, совершенное на объекте защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска.
Решение: Удовлетворено.
Постановление Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 18.12.2024 N 16-5168/2024 (УИД 53RS0002-01-2024-001191-73)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ за повторное нарушение требований пожарной безопасности, совершенное на объекте защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска.
Решение: Удовлетворено.
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 декабря 2024 г. N 16-5168/2024
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рябинин К.В., рассмотрев жалобу защитника акционерного общества "Боровичский комбинат огнеупоров" (далее - АО "БКО") Ф. на вступившие в законную силу постановление судьи Боровичского районного суда Новгородской области от 07 июня 2024 года и
решение судьи Новгородского областного суда от 23 июля 2024 года, вынесенные в отношении АО "БКО" по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 2.1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
установил:
постановлением судьи Боровичского районного суда Новгородской области от 07 июня 2024 года, оставленным без изменения
решением судьи Новгородского областного суда от 23 июля 2024 года, АО "БКО" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 2.1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, защитник АО "БКО" Ф. просит вышеуказанные судебные акты отменить или изменить, ссылаясь на ненадлежащую оценку судебными инстанциями имеющихся в деле доказательств и неправильное толкование норм материального и процессуального права.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
В соответствии с
частью 1 статьей 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 8.32 и
11.16 настоящего Кодекса и
частями 6,
6.1 и
7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с
частью 2.1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 настоящей статьи, если оно совершено на объекте защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска, и выражается в необеспечении работоспособности или исправности источников противопожарного водоснабжения, электроустановок, электрооборудования, автоматических или автономных установок пожаротушения, систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре или систем противодымной защиты либо в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности.
В соответствии со
статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) обязательными требованиями пожарной безопасности (требования пожарной безопасности) признаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушением требований пожарной безопасности является невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных: в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный
закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарнотехнической продукции и продукции общего назначения (
часть 1 статьи 1 названного закона). Его положения обязательны для исполнения, в частности, при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты
(часть 2 статьи 1).
Техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой: установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (
пункт 1 части 1 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ); к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности (
часть 2 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ); к нормативным документам по пожарной безопасности относятся: национальные стандарты, своды правил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального
закона; стандарты организаций, содержащие требования пожарной безопасности, а также специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (
часть 3 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ).
Согласно
части 1 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным
законом, а также одного из следующих условий: выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в
пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона (национальные стандарты, своды правил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона); пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным
законом; выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, который согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с
частью 7 настоящей статьи.
В силу требований
статьи 37 Федерального закона N 69-ФЗ руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций (
статья 38 Федерального закона N 69-ФЗ).
Требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности, установлены
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 (далее - Правила противопожарного режима).
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения АО "БКО" к административной ответственности по
части 2.1 статьи 20.4 КоАП РФ явилось нарушение требований
статей 2,
4,
6,
53,
54,
83,
89,
91,
134,
таблиц 28,
29 Федерального закона N 123-ФЗ, пунктов 23, 25, 36, 37, 50, 54 Правил противопожарного режима, пунктов 4.1.1 - 4.1.4, 4.2.2, 4.2.5, 4.2.7, 4.2.9, 4.2.10, 4.2.13, 4.2.16, 4.3.5, 4.3.12, 4.4.6, 4.4.11, 7.1.5, таблицы 6 Свода правил СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденного Приказом МЧС России от 19 марта 2020 года N 194 (в редакции Приказа МЧС России от 21 ноября 2023 года N 1203, далее по тексту - СП 1.13130.2020), пунктов 7.6.1, 7.6.3, 7.6.4 Свода правил СП 52.13130.2016 "Естественное и искусственное освещение", утвержденного и введенного в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 7 ноября 2016 года N 777/пр (далее - СП 52.13130.2016), пунктов 3.1 - 3.5, 4.1, таблицы 1, подпунктов 1, 14 таблицы 2 Свода правил СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", утвержденного Приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 года N 173 (далее - СП 3.13130.2009), пунктов 31.2, 31.3 приложения 3 Требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2021 года N 1464.
Указанные нарушения выявлены 22 марта 2024 года в 15 часов 00 минут на объекте защиты, отнесенном к категории высокого риска - здании дома культуры АО "БКО", расположенном по адресу: <адрес>, и выразились в необеспечении работоспособности или исправности источников противопожарного водоснабжения, электрооборудования, автоматических установок пожаротушения, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре и в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности, а именно:
- отсутствует техническая (исполнительная) документация на системы противопожарной защиты объекта (фактически отсутствует документация (сведения) на СПСиСОУЭ (нарушены
пункт 54 Правил противопожарного режима,
статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ);
- руководитель организации не обеспечил исправное состояние, своевременное обслуживание и ремонт внутреннего Противопожарного водопровода (пожарный кран, установленный в зальном помещении кафе (помещение по тех. паспорту N N находится в неисправном состоянии, своевременное обслуживание не проведено) (нарушены
пункты 50,
54 Правил противопожарного режима,
статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ);
- выходы из помещений и этажей на лестничные клетки не оборудованы дверями с приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах (фактически уплотнения отсутствуют (не пригодны), некоторые двери имеют сквозные отверстия) (нарушены
пункт 23 Правил противопожарного режима,
статьи 4,
6,
89 Федерального закона N 123-ФЗ,
пункт 4.4.6 СП 1.13130.2020);
- в здании не предусмотрено эвакуационное освещение в соответствии с требованиями норм (фактически эвакуационное освещение не работает: 1 -ый этаж - лестничная клетка у выхода наружу, зрительный зал у выхода в фойе, кафе у бара, фойе у фотозоны, помещение гардероба, тамбур у помещения гардероба, коридор у помещения коридора (вход у кассы), лестничная клетка у помещения коридора; 2-ой этаж - коридор у отдела по работе с детьми и подростками, лестничная клетка левое крыло, каб. N N (помещение по тех. паспорту N N), коридор 2 этажа (левая часть у кабинета директора), лестничная клетка левое крыло, балкон зрительного зала (не работают 3 светильника), коридор у кабинета завхоза, каб. N N 3-ий этаж - коридор у выхода на лестничную клетку (правая сторона), коридор левое крыло, лестничная клетка при переходе со 2-го этажа на 3-й этаж, у каб. N N; отсутствует эвакуационное освещение: в подвальном этаже, 2-м этаже в коридоре соединяющем лестничные клетки около выходов с балкона зрительного зала (помещение по тех паспорту N N), кабинетах NN N (зальные помещения, помещения по тех. паспорту NN N (фактически планировка помещения изменена)), 3-м этаже (помещение по тех. паспорту N Ю) (нарушены
пункты 23,
36,
37,
54 Правил противопожарного режима,
статьи 6,
89 Федерального закона N 123-ФЗ,
пункт 4.3.12 СП 1.13130.2020, пункты 7.6.1, 7.6.3, 7.6.4 СП 52.13130.2016);
- установленная система оповещения людей о пожаре не соответствует требованиям норм (фактически в здании установлена система 2-го типа) (нарушены пункт 54 Правил противопожарного режима, статьи 6, 54, 83, 91 Федерального закона N 123-ФЗ, пункты 3.1 - 3.5, 4.1, таблица 1, подпункты 1, 14 таблицы 2 СП 3.13130.2009);
- из части помещений первого, с части второго и третьего этажей здания дома культуры (часть здания за зрительным залом) (по тех. паспорту следующие помещения: первый этаж - NN 17, 30, 24, 22, 21, 20, 19, 23, 18, 29, 25, 28, 27, 26; второй этаж - NN 13, 15, 14, 16, 19, 18, 17; третий этаж - NN 9, 10, 11,12) отсутствуют эвакуационные выходы (фактически с этажей имеются выходы через лестничные клетки (помещения по тех. паспорту NN 9, 12, 13, 19, 18, 29 (лестничные клетки с 1-го по 3-й этаж)), которые не являются эвакуационными, так как проходят через лестничные клетки, которые не имеет обособленных выходов наружу, отделенных от подвального этажа (нарушены статьи 2, 6, 53, 89 Федерального закона N 123-ФЗ, пункты 4.1.1 - 4.1.4, 4.2.2, 4.2.5, 4.2.7, 4.2.9, 4.2.10, 4.2.13, 4.2.16, 4.4.11, 7.1.5, таблица 6 СП 1.13130.2020);
- на путях эвакуации в лестничных клетках второго этажа на втором этаже (помещения по тех. паспорту NN 1, 27, входы из помещений (помещения по тех. паспорту NN 2, 26) имеется перепад высоты менее 0,45 м (нарушены пункт 23 Правил противопожарного режима, статьи 6, 53, 89 Федерального закона N 123-ФЗ, пункт 4.3.5 СП 1.13130.2020);
- под колосниками сцены, проемы сцены не оборудованы автоматическими установками пожаротушения, а также складские помещения (склады декораций, бутафории, реквизита), кладовые, столярная мастерская, помещения объемных декорации, помещения производственного назначения и обслуживания сцены также не оборудованы автоматическими установками пожаротушения (нарушены пункты 31.2, 31.3 приложения 3 Требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2021 года N 1464, статьи 4, 6, 83 Федерального закона N 123-ФЗ);
- в здании (помещение зрительного зала) при высоте лестниц более 45 см не предусмотрены ограждения с поручнями (нарушены пункты 23 Правил противопожарного режима, статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ, пункты 4.1.1 - 4.1.4, 4.2.2, 4.2.5, 4.2.7, 4.2.9, 4.2.10, 4.2.13, 4.2.16, 4.3.5 СП 1.13130.2020;
- лестничные клетки (помещения по тех. паспорту NN 5, 38), ведущие с помещений 2 и 3 этажей, имеющие выход наружу на прилегающую к зданию территорию через фойе-вестибюль (помещения по тех. паспорту NN 3, 4), отделенный от примыкающих коридоров и помещений перегородками с дверями, которые не имеют устройства для самозакрывания и уплотнения в притворах, не оборудованы противопожарными дверями 1-го типа из лестничных клеток в вестибюль (здание II степени огнестойкости) (двери по факту отсутствуют) (нарушены статьи 2, 6, 53, 89 Федерального закона N 123-ФЗ, пункты 4.1.1 - 4.1.4, 4.2.2, 4.2.5, 4.2.7, 4.2.9, 4.2.10, 4.2.13, 4.2, 16, 4.4.11, 7.1.5, таблица 6 СП 1.13130.2020;
- при устройстве эвакуационных выходов из двух лестничных клеток (помещения по тех. паспорту NN 5, 38) через общий фойе-вестибюль (помещение по тех. паспорту NN 3, 4) ни одна из указанных лестничных клеток (требуется минимум одна), кроме выхода в вестибюль, не имеет выход непосредственно наружу (нарушены статьи 2, 6, 53, 89 Федерального закона N 123-ФЗ, пункты 4.1.1, 4.1.2, 4.1.3, 4.1.4, 4.2.2, 4.2.5, 4.2.7, 4.2.9, 4.2.10, 4.2.13, 4.2.16, 4.4.11, 7.1.5, таблица 6 СП 1.13130.2020);
- на объекте контроля (надзора) не хранится документация, подтверждающая класс пожарной опасности и показатели пожарной опасности примененных декоративно-отделочные материалов на путях эвакуации (коридора, лестничные клетки, тамбура, вестибюль, фойе и др.), в зальных помещениях (зрительный зал; зальные помещения на 2 и 3 этажах, кафе (зал для приема пищи) и др.) (фактически представлены часть актов, в которых отсутствует информация о применении материалов в соответствии с требованиями норм, также представлены документы на занавес и кресла в зрительном зале) (нарушены
пункт 25 Правил противопожарного режима,
статьи 6,
134,
таблицы 28,
29 Федерального закона N 123-ФЗ).
Ранее вступившим в законную силу 22 марта 2024 года постановлением главного государственного инспектора Боровичского, Любытинского и Хвойнинского районов по пожарному надзору от 21 декабря 2023 года N 93 АО "БКО" привлечено к административной ответственности по
части 1 статьи 20.4 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде предупреждения.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО "БКО" к административной ответственности, предусмотренной
частью 2.1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения АО "БКО" административного правонарушения, предусмотренного
частью 2.1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается представленными в материалах дела доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями
статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями
статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований
статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, лицо, не выполнившее требования пожарной безопасности, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с
частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным
Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, судебные инстанции сочли, что АО "БКО" имело возможность для соблюдения норм применимого законодательства, за нарушение которых
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы, изложенные в настоящей жалобе, фактически являлись предметом проверки предыдущих судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в обжалуемых судебных актах. Аналогичные по существу доводы жалобы направлены на переоценку установленных судебными инстанциями обстоятельств, а потому не могут являться правовым основанием к их отмене.
Административное наказание назначено АО "БКО" ниже низшего размера, предусмотренного санкцией
части 2.1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу
пунктов 2 -
4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь
статьями 30.13 и
30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Боровичского районного суда Новгородской области от 07 июня 2024 года и
решение судьи Новгородского областного суда от 23 июля 2024 года, вынесенные в отношении акционерного общества "Боровичский комбинат огнеупоров" по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 2.1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника акционерного общества "Боровичский комбинат огнеупоров" Ф. - без удовлетворения.
Судья
Третьего кассационного суда
общей юрисдикции
К.В.РЯБИНИН