Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.01.06-2025.02.01) // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2025 N 17АП-5023/2024-АК по делу N А50-3673/2024
Требование: О привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2025 N 17АП-5023/2024-АК по делу N А50-3673/2024
Требование: О привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 января 2025 г. N 17АП-5023/2024-АК
Дело N А50-3673/2024
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2025 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 января 2025 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,
судей Васильевой Е.В., Шаламовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Голдобиной Е.Ю.,
при участии:
от заинтересованного лица: Красноперов С.В., паспорт, выписка ЕГРЮЛ;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке
статей 121,
123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, общества с ограниченной ответственностью "Система. Безопасность."
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 03 мая 2024 года
по делу N А50-3673/2024
по заявлению Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю (ИНН 5902293442,ОГРН 1065902059123) в лице 11 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Чайковскому городскому округу и Еловскому муниципальному округу
к лицу, привлекаемому к административной ответственности, обществу с ограниченной ответственностью "Система. Безопасность." (ИНН 5903018745, ОГРН 1065903010931)
установил:
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю в лице 11 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Чайковскому городскому округу и Еловскому муниципальному округу (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Система. Безопасность." (далее - заинтересованное лицо, общество, ООО "Система. Безопасность.") к административной ответственности, предусмотренной
частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 03.05.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, общество обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит изменить/исключить мотивировочную часть решения, считает, что вина в действиях общества отсутствует.
В обоснование доводов жалобы и представленных к ней уточнений заинтересованное лицо указывает, что в проверяемый период, при составлении протокола об административном правонарушении и привлечении за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) на объекте защиты - ГБУ ПК "Чайковский ДИПИ" работы осуществляло иное юридическое лицо, и, следовательно, другой руководитель. В судебном акте не отражены в полном объеме результаты оценки доказательств. Также судом были необоснованно отклонены ходатайства об истребовании доказательств. Заявитель жалобы настаивает на том, что в силу норм действующего законодательства в области пожарной безопасности ответственным на объекте защиты, является руководитель учреждения, в отношении которого проводилось контрольное (надзорное) мероприятие.
Заявителем представлен отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
26.07.2024 от заинтересованного лица поступило ходатайство о приобщении к материалам дела письменных пояснений.
Суд определил приобщить указанные пояснения к материалам дела на основании
ст. 81 АПК РФ.
В судебном заседании 29.07.2024 представители ООО "Система. Безопасность." заявили письменное ходатайство об отводе судей Трефиловой Е.М., Шаламовой Ю.В.
Заявление представителей заинтересованного лица об отводе судей рассмотрено в порядке
ч. 2 ст. 25 АПК РФ и определением от 29.07.2024 признано подлежащим отклонению в связи отсутствием оснований, предусмотренных
ст. 18 АПК РФ.
Определением от 30.07.2024 производство по делу N А50-3673/2024 приостановлено до рассмотрения Арбитражным судом Уральского округа кассационной жалобы по делу N А50-3674/2024.
Определением от 05.11.2024 назначено судебное заседание для решения вопроса о возобновлении производства по делу и рассмотрения апелляционной жалобы ООО "Система. Безопасность." на решение Арбитражного суда Пермского края от 03 мая 2024 года по делу N А50-38002/2023 в этом же судебном заседании на 14.01.2025 в 14 час. 15 мин.
В заседании суда апелляционной инстанции протокольным определением производство по делу возобновлено.
14.01.2025 от ООО "Система. Безопасность." поступила уточненная дополнительная апелляционная жалоба.
Судом указанный документ приобщен к материалам дела на основании
статьи 81 АПК РФ.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица на доводах жалобы настаивал, просил решение отменить.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в порядке
ст. 156,
266 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном
статьями 266,
268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в период с 04.12.2023 по 12.12.2023 на основании решения о проведении выездной проверки N 2311/011-59/56-П/РВП от 13.11.2023, проведена плановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности на объектах защиты, расположенных по адресам: г. Чайковский, ул. Декабристов, 5а, п. Марковский, военный городок N 1, д. 59.
В ходе проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, связанные с эксплуатацией автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, а именно: по адресу: Пермский край, Чайковский городской округ, п. Марковский, военный городок N 1, д. 59:
настенный речевой оповещатель, установленный в коридоре (N 54 согласно технического паспорта 2 этажа лит. А), расположен на расстоянии менее 150 мм от перекрытия (вплотную).
ст. ст. 4,
83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации";
п. 4.4 СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности";
настенный речевой оповещатель, установленный в коридоре (N 50 согласно технического паспорта 3 этажа лит. Б), расположен на расстоянии менее 150 мм от перекрытия (100 мм).
ст. ст. 4,
83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; -
пп. 54 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации";
п. 4.4 СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности";
настенный речевой оповещатель, установленный в коридоре (N 52 согласно технического паспорта 3 этажа лит. Б), расположен на расстоянии менее 150 мм от перекрытия (110 мм).
ст. ст. 4,
83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
п. 54. Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации";
п. 4.4 СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности";
над эвакуационным выходом из коридора (N 49 согласно технического паспорта 2-го этажа лит. В) в лифтовой холл (N 52 согласно технического паспорта 2-го этажа лит. В) световой оповещатель "Выход" размещен не над выходом (на стене рядом с выходом).
ст. 4,
ст. 52,
ст. 84 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
п. 23,
п. 36,
п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479;
п. 5.3 СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре";
настенный речевой оповещатель, установленный в коридоре (N 108 согласно технического паспорта 1 этажа лит. Д), расположен на расстоянии менее 150 мм от перекрытия (80 мм).
ст. ст. 4,
83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации";
п. 4.4 СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности";
настенный речевой оповещатель, установленный в коридоре (N 120 согласно технического паспорта 1 этажа лит. Д), расположен на расстоянии менее 150 мм от перекрытия (100 мм).
ст. ст. 4,
83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123 "Технический регламент о требованиях пожарный безопасности";
п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации";
п. 4.4 СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности";
настенный речевой оповещатель, установленный в коридоре (N 109 согласно технического паспорта 1 этажа лит. Д), расположен на расстоянии менее 150 мм от перекрытия (80 мм).
ст. ст. 4,
83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в. Российской Федерации";
п. 4.4 СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности";
настенный речевой оповещатель, установленный в коридоре (N 111 согласно технического паспорта 1 этажа лит. Д), расположен на расстоянии менее 150 мм от перекрытия (100 мм).
ст. ст. 4,
83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации";
п. 4.4 СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности";
настенный речевой оповещатель, установленный в коридоре (N 105 согласно технического паспорта 2 этажа лит. Д), расположен на расстоянии менее 150 мм от перекрытия (100 мм).
ст. ст. 4,
83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации";
п. 4.4 СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности";
настенный речевой оповещатель, установленный в коридоре (N 111 согласно технического паспорта 2 этажа лит. Д), расположен на расстоянии менее 150 мм от перекрытия (80 мм).
ст. ст. 4,
83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации";
п. 4.4 СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности";
настенный речевой оповещатель, установленный в коридоре (N 107 согласно технического паспорта 2 этажа лит. Д), расположен на расстоянии менее 150 мм от перекрытия (100 мм).
ст. ст. 4,
83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации";
п. 4.4 СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности";
настенный речевой оповещатель, установленный в коридоре (N 109 согласно технического паспорта 2 этажа лит. Д), расположен на расстоянии менее 150 мм от перекрытия (80 мм).
ст. ст. 4,
83 Федерального закона от 22.07.2008 N - 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации";
п. 4.4 СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности";
настенный речевой оповещатель, установленный в коридоре (N 109 согласно технического паспорта 2 этажа лит. Д), расположен на расстоянии менее 150 мм от перекрытия (100 мм).
ст. ст. 4,
83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации";
п. 4.4 СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности";
настенный речевой оповещатель, установленный в коридоре (N 106 согласно технического паспорта 3 этажа лит. Д), расположен на расстоянии менее 150 мм от перекрытия (100 мм).
ст. ст. 4,
83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации";
п. 4.4 СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности";
настенный речевой оповещатель, установленный в коридоре (N Ю6 согласно технического паспорта 3 этажа лит. Д), расположен на расстоянии менее 150 мм от перекрытия (100 мм).
ст. ст. 4,
83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации";
п. 4.4 СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности";
настенный речевой оповещатель, установленный в коридоре (N 108 согласно технического паспорта 3 этажа лит. Д), расположен на расстоянии менее 150 мм от перекрытия (100 мм).
ст. ст. 4,
83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479. "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации";
п. 4.4 СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности";
настенный речевой оповещатель, установленный в коридоре (N 110 согласно технического паспорта 3 этажа лит. Д), расположен на расстоянии менее 150 мм от перекрытия (80 мм).
ст. ст. 4,
83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации";
п. 4.4 СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности";
настенный речевой оповещатель, установленный в коридоре (N 114 согласно технического паспорта 4 этажа лит. Д), расположен на расстоянии менее 150 мм от перекрытия (110 мм).
ст. ст. 4,
83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации";
п. 4.4 СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности";
складское помещение (категории В2 по пожарной опасности) в техническом этаже (N 1 согласно технического паспорта технического этажа лит. Д) не оснащено пожарной сигнализацией.
п. 5.2 прил. 3,
п. 3 Требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2021 года N 1464;
складское помещение (категории В2 по пожарной опасности) в техническом этаже (N 1 согласно технического паспорта технического этажа лит. Д) не оснащено системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
п. 21 прил. 5,
п. 8 Требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2021 года N 1464;
складское помещение (категории В2 по пожарной опасности) в техническом этаже (N 15 согласно технического паспорта технического этажа лит. Д) не оснащено пожарной сигнализацией.
п. 5.2 прил. 3,
п. 3 Требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2021 года N 1464;
складское помещение (категории В2 по пожарной опасности) в техническом этаже (N 15 согласно технического паспорта технического этажа лит. Д) не оснащено системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
п. 21 прил. 5,
п. 8 Требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2021 года N 1464;
складское помещение (категории В2 по пожарной опасности) в техническом этаже (N 3 согласно технического паспорта технического этажа лит. Д) не оснащено пожарной сигнализацией.
п. 5.2 прил. 3,
п. 3 Требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2021 года N 1464;
складское помещение (категории В2 по пожарной опасности) в техническом этаже (N 3 согласно технического паспорта технического этажа лит. Д) не оснащено системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
п. 21 прил. 5,
п. 8 Требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2021 года N 1464;
складское помещение (категории В2 по пожарной опасности) в техническом этаже (N 14 согласно технического паспорта технического этажа лит. Д) не оснащено пожарной сигнализацией.
п. 5.2 прил. 3,
п. 3 Требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2021 года N 1464;
складское помещение (категории В2 по. пожарной опасности) в техническом этаже (N 14 согласно технического паспорта технического этажа лит. Д) не оснащено системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
п. 21 прил. 5,
п. 8 Требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2021 года N 1464;
складское помещение (категории В2 по пожарной опасности) в техническом этаже (N 6 согласно технического паспорта технического этажа лит. Д) не оснащено пожарной сигнализацией.
п. 5.2 прил. 3,
п. 3 Требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2021 года N 1464;
складское помещение (категории В2 по пожарной опасности) в техническом этаже (N 6 согласно технического паспорта технического этажа лит. Д) не оснащено системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
п. 21 прил. 5,
п. 8 Требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2021 года N 1464;
складское помещение (категории В2 по пожарной опасности) в техническом этаже (N 8 согласно технического паспорта технического этажа лит. Д) не оснащено пожарной сигнализацией.
п. 5.2 прил. 3,
п. 3 Требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2021 года N 1464;
складское помещение (категории В2 по пожарной опасности) в техническом этаже (N 8 согласно технического паспорта технического этажа лит. Д) не оснащено системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
п. 21 прил. 5,
п. 8 Требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2021 года N 1464;
соединительные линии системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре с речевым оповещением не обеспечены системой автоматического контроля их работоспособности (при отключении светового оповещателя "Выход" над дверью эвакуационного выхода в вестибюле (N 42 согласно технического паспорта 1-го этажа лит. Б), информация о потере работоспособности не поступила).
ст. ст. 4,
6,
83,
84 Федерального закона от 22.07.2008 N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации";
п. 3.4 СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Требования пожарной безопасности";
соединительные линии системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре с речевым оповещением не обеспечены системой автоматического контроля их работоспособности (при отключении речевого оповещателя в коридоре (N 57 согласно технического паспорта 1-го этажа лит. Б), информация о потере работоспособности не поступила).
ст. ст. 4,
6,
83,
84 Федерального закона от 22.07.2008 N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации";
п. 3.4 СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности";
по адресу: Пермский край, г. Чайковский, ул. Декабристов, 5а:
не обеспечено исправное состояние системы пожарной сигнализации, а именно: в помещении (N 57 по эксплуатации к плану II этажа технического паспорта здания) снят дымовой пожарный извещатель.
п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479;
не обеспечено исправное состояние системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, а именно: в помещении (N 23 по эксплуатации к плану II этажа технического паспорта здания) не исправен световой оповещатель "Выход"
ст. 4,
п. 1 ч. 1 ст. 84 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479,
п. 5.1 свода правил
СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Требования пожарной безопасности";
в помещении (N 4 по экспликации к плану III этажа технического паспорта здания) расстояние от дымового пожарного извещателя до конструкции, выступающей от перекрытия на расстояние более 0,25 м, составляет менее 0,5 м (по факту вплотную).
ст. 4,
ч. 6 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479, п. 13.3.6 свода правил
СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", п. 6.6.36 свода правил
СП 484.1311500.2020 "Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования";
в помещение (N 125 по экспликации к плану III этажа технического паспорта здания) допущено хранение хозяйственного инвентаря, при этом оно не защищено автоматической пожарной сигнализацией.
ст. 4,
ч. 1 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
п. 38 приложения 3 Требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, утв.
Постановлением Правительства РФ от 01.09.2021 N 1464;
п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479; п. 48 табл. 3 свода правил
СП 486.1311500.2020 "Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности";
кабельные линии системы противопожарной защиты (системы обнаружения пожара и оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре) обеспечивают сохранность работоспособности в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения ею функций и эвакуации людей в безопасную зону (время составляет не менее 15 мин), при этом в проектной документации не подтверждено время эвакуации людей из здания.
ст. ст. 1,
4,
6,
52,
53,
54,
82,
83,
84,
103,
104,
145,
146 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479; п. 4.8, п. 4.9 свода правил
СП 6.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности",
п.п. 3.1,
3.2,
3.3 ГОСТ Р 53316-2009 "Кабельные линии. Сохранение работоспособности в условиях пожара. Метод испытания"; Сертификат соответствия N РОСС 1Ш.31675.04ПКБ0.ОС42.Н002060; Протокол сертификационных испытаний от 16.04.2022 N 1225.
По результатам проверки составлен Акт выездной проверки от 15.12.2023 N 2311/011-59/56-П/АВП.
Административным органом установлено, что обслуживание автоматической установки пожарной сигнализации системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в помещениях зданий Государственного бюджетного учреждения Пермского края "Чайковский дом-интернат для престарелых и инвалидов" по адресам: Пермский край, Чайковский городской округ, п. Марковский, военный городок N 1, 59; Пермский край, г. Чайковский, ул. Декабристов, д. 5а, согласно договору от 14.12.2022 N 493 осуществляет общество "Система. Безопасность.".
ООО "Система.Безопасность." имеет лицензию МЧС России от 10.05.2006 N 59-Б/00373 на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Таким образом, административный орган пришел к выводу, что общество "Система.Безопасность.", действующее на основании лицензии МЧС России от 10.05.2006 N 59-Б/00373, являясь поставщиком услуг, осуществляя предпринимательскую деятельность, направленную на систематическое получение прибыли, выполняя работы и оказывая услуги, предусмотренные лицензией, не выполнил лицензионные требования и условия, предусмотренные Положением о лицензировании производства работ по монтажу ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выразившееся в нарушении обязательных для исполнения требований нормативных правовых актов по пожарной безопасности в здании и помещениях Государственного бюджетного учреждения Пермского края "Чайковский дом-интернат для престарелых и инвалидов".
Результаты проверки послужили основанием для составления 12.02.2024 в отношении ответчика протокола N 20 об административном правонарушении, действия (бездействие) ООО "Система. Безопасность." квалифицированы административным органом по
ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Протокол составлен в отсутствие законного представителя ООО "Система. Безопасность.", которое о времени и месте составления протокола извещено надлежащим образом.
Из материалов дела следует, что извещение о составлении протокола об административном правонарушении от 31.01.2024 было направлено в адрес ООО "Система.Безопасность." 31.01.2024 заказным почтовым отправлением N 61776291004478 по адресу места регистрации юридического лица. Указанное почтовое отправление ответчиком не получено, возвращено отправителю 12.02.2024 из-за истечения сроков хранения.
Полномочия должностного лица административного органа по составлению протокола об административном правонарушении (в частности по
п. 4 ст. 14.1 КоАП РФ) предусмотрены
частью 3 статьи 28.3 КоАП РФ.
На основании
части 3 статьи 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Система.Безопасность." к административной ответственности по
части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Сделав вывод о наличии в действиях общества состава вменяемого правонарушения, суд первой инстанции отказал в привлечении общества к административной ответственности по
части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, ввиду истечения срока давности привлечения к административной ответственности.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в соответствии со
статьей 71 АПК РФ, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно
части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу
части 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В примечании к данной статье указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Объективная сторона правонарушения выражается в занятии лицом, имеющим специальное разрешение (лицензию), видом предпринимательской деятельности на основании указанного специального разрешения (лицензии) с грубым нарушением лицензионных требований и условий.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного
частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, является лицо, имеющее специальное разрешение (лицензию).
Субъективная сторона данного деяния выражается в непринятии всех зависящих от него мер для соблюдения лицензионных требований.
Административное правонарушение, предусмотренное
частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, относится к правонарушениям с формальным составом. В данном случае угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
С 01.01.2021 вступило в силу
Постановление Правительства РФ от 28.07.2020 N 1128 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" (далее - Положение о лицензировании).
К грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности относятся нарушения требований, предусмотренных подпунктом "б" и (или) "д" пункта 4 настоящего Положения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ (пункт 5 Положения о лицензировании).
Согласно части 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ, исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 4 Положения о лицензировании лицензионными требованиями при осуществлении лицензируемой деятельности являются, в том числе выполнение лицензиатом требований к работам (услугам), составляющим лицензируемую деятельность, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу статьи 6 Технического регламента пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Федеральный
закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям.
Согласно
пункту 2 части 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
По правилам пункта 1 части 2 статьи 1 этого же Закона положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения, в том числе при техническом обслуживании объектов защиты.
В пункте 17 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 разъяснено, что при квалификации действий лица по
части 3 статьи 14.1 КоАП РФ следует иметь в виду, что согласно
статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положением о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых обязательно при ее осуществлении.
Согласно
статье 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) к нормативному регулированию, в том числе относится техническое регулирование в области пожарной безопасности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Исходя из указанных норм, при заключении и исполнении договоров на техническое обслуживание средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, лицензиату необходимо проводить их обследование на предмет соответствия нормативным документам по пожарной безопасности. В случае выявления нарушений, о них необходимо уведомлять собственника объекта защиты, а также отражать в соответствующем акте обследования.
Обязательные для соблюдения требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности содержатся в
Правилах противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479.
В соответствии с пунктом 54 Правил N 1479 руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.
При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем.
На объекте защиты хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем.
При эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке.
Информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
К выполнению работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения привлекаются организации или индивидуальные предприниматели, имеющие специальное разрешение, если его наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с
частью 1 статьи 54 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее по тексту - Федеральный закон N 123-ФЗ), системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.
Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технически регламентах (
пункт 1 части 1 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ).
Частью 2 статьи 82 Федерального закона N 123-ФЗ установлено, что кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортировки подразделений пожарной охраны в зданиях и сооружениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций.
В соответствии с
частью 1 статьи 84 Федерального закона N 123-ФЗ оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях должны осуществляться одним из следующих способов или комбинацией следующих способов: 1) подача световых, звуковых и (или) речевых сигналов во все помещения с постоянным или временным пребыванием людей; 2) трансляция специально разработанных текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники при пожаре; 3) размещение и обеспечение освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени; 4) включение эвакуационного (аварийного) освещения; 5) дистанционное открывание запоров дверей эвакуационных выходов; 6) обеспечение связью пожарного поста (диспетчерской) с зонами оповещения людей о пожаре; 7) иные способы, обеспечивающие эвакуацию.
Согласно
п. 4.4 СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности, утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 173 (далее - СП 3.13130.2009), настенные звуковые и речевые оповещатели должны располагаться таким образом, чтобы их верхняя часть была на расстоянии не менее 2,3 м от уровня пола, но расстояние от потолка до верхней части оповещателя должно быть не менее 150 мм.
Согласно
п. 5.1 СП 3.13130.2009, эвакуационные знаки пожарной безопасности, принцип действия которых основан на работе от электрической сети, должны включаться одновременно с основными осветительными приборами рабочего освещения.
В СОУЭ 5-го типа может быть предусмотрен иной порядок включения указанных эвакуационных знаков пожарной безопасности.
Согласно
п. 5.3 СП 3.13130.2009, световые оповещатели "Выход" следует устанавливать:
в зрительных, демонстрационных, выставочных и других залах (независимо от количества находящихся в них людей), а также в помещениях с одновременным пребыванием 50 и более человек - над эвакуационными выходами;
над эвакуационными выходами с этажей здания, непосредственно наружу или ведущими в безопасную зону;
в других местах, по усмотрению проектной организации, если в соответствии с положениями настоящего свода правил в здании требуется установка световых оповещателей "Выход".
В соответствии с
п. 13.3.6 СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" (утв. Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 175), действовавшим в период монтирования системы пожарной сигнализации, Горизонтальное и вертикальное расстояние от извещателей до близлежащих предметов и устройств, до электросветильников в любом случае должно быть не менее 0,5 м. Размещение пожарных извещателей должно осуществляться таким образом, чтобы близлежащие предметы и устройства (трубы, воздуховоды, оборудование и прочее) не препятствовали воздействию факторов пожара на извещатели, а источники светового излучения, электромагнитные помехи не влияли на сохранение извещателем работоспособности.
В соответствии с
п. 4.8,
4.9 СП 6.13130.2013, утратившим силу 06.10.2021, кабельные линии и электропроводка, систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортировки подразделений пожарной охраны в зданиях и сооружениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и полной эвакуации людей в безопасную зону.
Работоспособность кабельных линий и электропроводок СПЗ в условиях пожара обеспечивается выбором вида исполнения кабелей и проводов, согласно
ГОСТ Р 53315, и способом их прокладки. Время работоспособности кабельных линий и электропроводок в условиях воздействия пожара определяется в соответствии с
ГОСТ Р 53316.
Данную норму дублирует
п.п. 6.4,
6.5 выданного взамен
СП 6.13130.2021 "Системы противопожарной защиты. Электроустановки низковольтные. Требования пожарной безопасности", действующим по настоящее время.
Требования к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре утверждены Постановлением Правительства РФ от 01.09.2021 N 1464.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклонены ссылки общества на заключение договора субподряда с ИП Трубиным А.А. от 01.02.2023. Доказательств извещения заказчика о привлечении субподрядчика материалы дела не содержат. Также в материалы дела не представлены доказательства наличия у Трубина А.А. лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности.
При этом, в соответствии с договором на оказание услуг по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре именно на Обществе, как исполнителем лежит обязанность организовать оказание услуг в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами по обеспечению пожарной безопасности и назначению для работ высокопрофессионального, с опытом работы, инженерно-технического персонала, обученных и аттестованных рабочих требуемых специальностей для оказания услуг.
Из представленных в материалы дела актов проверки работоспособности системы от 24.11.2023 следует, что Трубин А.А. являлся инженером АСПЗ ООО "Система. Безопасность.", а не выступал в качестве фактического исполнителя по договору субподряда.
Следовательно, суд апелляционной инстанции не может прийти к бесспорному выводу о том, что общество привлекало субподрядчика для выполнения работ.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что ООО "Система.Безопасность.", являясь поставщиком услуг, осуществлял предпринимательскую деятельность, направленную на систематическое получение прибыли, выполняя работы и оказывая услуги, предусмотренные лицензией, не выполнил лицензионные требования и условия, предусмотренные Положением о лицензировании производства работ по монтажу ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности в здании и помещениях Государственного бюджетного учреждения Пермского края "Чайковский дом-интернат для престарелых и инвалидов".
На обществе, как на лице, имеющем соответствующую лицензию, в силу закона лежит обязанность по надлежащему техническому обслуживанию системы автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, а при выявлении несоответствия средств пожарной защиты установленным требованиям пожарной безопасности - по извещению об этом заказчика и по согласованию с ним принятие соответствующих мер по надлежащему функционированию противопожарных систем. Наряду с условиями указанного договора общество, имеющее лицензию и выполняющее работы в соответствии с договором и лицензией, обязано соблюдать требования пожарной безопасности, отступления от этих требований организацией, осуществляющей лицензируемый вид деятельности, недопустимы.
Судом первой инстанции из представленных в дело доказательств установлено, что общество, приняв на себя в рамках заключенного с ГБУ Пермского края "Чайковский дом-интернат для престарелых и инвалидов" договора обязанность оказывать заказчику обусловленные Техническим заданием услуги по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, нарушил лицензионные требования, продолжая обслуживать пожарную сигнализацию, не отвечающую требованиям норм пожарной безопасности.
Несоблюдение обществом перечисленных выше нормативных требований, предъявляемых к техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (системы пожарной сигнализации, оповещения и эвакуации), факт эксплуатации и обслуживания пожарной сигнализации с нарушением установленных нормативными актами требований создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, что является грубым нарушением лицензионных требований и свидетельствует о наличии в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена
частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В связи с чем, квалификация административным органом и судом правонарушения по
части 4 статьи 14.1 КоАП РФ признана судом первой инстанции верной.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что для разрешения настоящего спора преюдициальное значение в силу
ст. 69 АПК РФ имеют обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами по делу N А50-3674/2024 о привлечении по
ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ за указанные вменяемые нарушения директора общества "Система. Безопасность." Красноперова С.В.
Доводы общества о том, что оно не является субъектом вменяемого правонарушения, поскольку предметом договора является только техническое обслуживание средств автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре и управления эвакуацией, правомерно отклонены судом первой инстанции на основании следующего.
Согласно
статье 51 Федерального закона N 123-ФЗ, целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий, при этом защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий обеспечиваются снижением динамики нарастания опасных факторов пожара, эвакуацией людей и имущества в безопасную зону и (или) тушением пожара. Системы противопожарной защиты должны обладать надежностью и устойчивостью к воздействию опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для достижения целей обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.7 Руководящего документа "
РД 25.964-90. Система технического обслуживания и ремонта автоматических установок пожаротушения, дымоудаления, охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Организация и порядок проведения работ" принятию на техническое обслуживание систем пожарной сигнализации предшествует их первичное обследование с целью определения их технического состояния. По результатам обследования составляется акт первичного обследования систем пожарной автоматики и акт на выполненные работы при первичном обследовании.
Аналогичные правила содержатся и в Руководящем документе "
РД 009-02-96. Система руководящих документов по пожарной автоматике. Установки пожарной автоматики. Техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт", согласованного письмом ГУГПС МВД России от 27 августа 1996 г. N 20/2.2/2010 и введенного в действие с 01.10.1996.
Установка пожарной сигнализации предполагает изначальное принятие обществом на техобслуживание технических средств, то есть, приняв на себя обязанность по техническому обслуживанию технических средств пожарной сигнализации, системы оповещения и эвакуации, общество тем самым приняло на себя ответственность по их обслуживанию и устранению выявленных неисправностей (несоответствий), в том числе неисправностей, допущенных при монтаже пожарной сигнализации.
Следовательно, при заключении и исполнении договоров на техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, лицензиату необходимо проводить их обследование на предмет соответствия нормативным документам по пожарной безопасности. В случае выявления нарушений, о них необходимо уведомлять собственника объекта защиты, а также отражать в соответствующем акте обследования.
Из материалов дела не следует, что обществом было осуществлено обследование состояния противопожарной системы, в котором были зафиксированы выявленные административным органом несоответствия требованиям пожарной безопасности, а также указаны рекомендации по приведению системы в соответствие действующим на сегодняшний день норм пожарной безопасности и рабочему проекту.
Между тем, исходя из вышеуказанных норм следует, что общество, осуществляя деятельность по техническому обслуживанию пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, обязан был выявить указанные неисправности и несоответствия и незамедлительно сообщить об этом заказчику, а также предпринять все зависящие от него, как ответственного лица, меры для устранения выявленных нарушений.
В противном случае лицензиату следовало при установлении несоответствия АПС и СОУЭ установленным требованиям пожарной безопасности не заключать договор на техническое обслуживание объекта, несоответствующего нормам пожарной безопасности пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре за плату или отказаться от их исполнения, если владелец таких систем не устраняет выявленные нарушения.
Между тем, как профессиональный участник рассматриваемой области деятельности, располагая сведениями о наличии отдельных недостатков систем, установленных в обслуживаемых объектах пожарной защиты, общество при исполнении обязательств по техническому обслуживанию указывало в ежемесячных актах технического обслуживания на исправность системы и готовность к эксплуатации.
Апелляционный суд отклоняет довод жалобы об отсутствии угрозы жизни и здоровью людей, поскольку для привлечения к ответственности по
части 4 статьи 14.1 КоАП РФ достаточно установления факта возникновения угрозы наступления неблагоприятных последствий.
Согласно
части 10 статьи 19.2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" последствия нарушения определены как возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, иным объектам правовой охраны. Поскольку явившаяся предметом разбирательства деятельность (бездействие) общества напрямую связана с обеспечением пожарной безопасности граждан, находящихся в помещениях ГБУ ПК "Чайковский дом-интернат для престарелых и инвалидов", ненадлежащее исполнение своих обязанностей в данной части ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, которые лишены возможности быть своевременно оповещенными о возникшей пожарной опасности. В связи с этим деяние общества по своим последствиям относится к грубому нарушению лицензионных требований.
Несоответствие системы пожарной сигнализации требованиям нормативных документов может повлечь за собой несвоевременное обнаружение пожара и несвоевременное оповещение людей о пожаре, что в свою очередь может причинить вред жизни и здоровью граждан.
Вопреки позиции заявителя решение от 21.10.2024 N ДОК-9121 по итогам рассмотрения ходатайства не подтверждает факт отсутствия угрозы жизни и здоровья людей.
Ссылки заявителя жалобы на
письмо Минэкономразвития России от 24.03.2022 N Д24и-8436 "О разъяснении особенностей организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в 2022 году" не могут быть приняты судом внимание, поскольку изложенные в нем разъяснения даны по вопросам организации и осуществления контрольной (надзорной) деятельности с учетом положения
Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336, на выводы суда о квалификации правонарушения не влияют.
Вопреки доводам апелляционной жалобы нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено.
Из материалов дела следует, что извещения о составлении протокола об административном правонарушении направлялись обществу "Система. Безопасность." 28.12.2023, 15.01.2023, 31.01.2024.
Письмом от 10.01.2024 общество известило административный орган о невозможности явиться на составление протокола 11.01.2024 по причине участия в судебном заседании (л.д. 54,т.1).
Письмом от 13.01.2024 общество известило административный орган о невозможности явиться на составление протокола 15.01.2024 по причине нахождения директора общества в очередном отпуске (л.д. 44, т. 1). Извещение о составлении протокола об административном правонарушении направлено обществу "Система. Безопасность." 31.01.2024 почтовым отправлением N 61776291004478 по юридическому адресу, указанному в ЕГРЮЛ. Указанное почтовое отправление обществом не получено, возвращено отправителю 12.02.2024 за истечением срока хранения.
В рассматриваемом случае, как обоснованно указано судом первой инстанции, административный орган принял достаточные меры, направленные на соблюдение прав лица, привлекаемого к административной ответственности. Довод ответчика о ненадлежащем извещении судом отклонен, как несостоятельный.
Также судом обоснованно отклонены доводы ответчика о нарушении прав ответчика в связи с неполучением им копии протокола об административном правонарушении.
Как следует из материалов дела, копия протокола была направлена ответчику 12.02.2024 почтовым отправлением N 61776086100828 по тому же адресу. Указанное почтовое отправление ответчиком не получено, возвращено отправителю.
Поскольку риск неполучения почтовой корреспонденции, направленной по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, несет общество, следует признать, что юридическое лицо, привлекаемое к административной ответственности, надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, равно как и факте составления в отношении него протокола об административном правонарушении.
Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено. Гарантии прав лица, привлекаемого к административной ответственности, соблюдены.
Доводы общества о несоблюдении административным органом ограничений, установленных
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", судом рассмотрены и отклонены, поскольку в рассматриваемом случае поводом к возбуждению дела об административном правонарушении явилось непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, по результатам проведения плановой проверки в отношении ГБУ ПК "Чайковский дом-интернат для престарелых и инвалидов", что соответствует требованиям
пункта 1 части 1 и
части 2 статьи 28.1 КоАП РФ.
В соответствии с
частью 1 статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.
То обстоятельство, что в судебном акте не названы какие-либо из имеющихся в деле доказательств либо доводы, не свидетельствует о том, что данные доказательства и доводы судом не исследовались до принятия судебного акта и не подвергались оценке.
Доводы о процессуальных нарушениях допущенных судом первой инстанции и выразившихся в не назначении по делу судебной экспертизы, отклонении ходатайств заявителя, рассмотрены судом апелляционной инстанции.
Согласно
пункту 1 статьи 82 АПК РФ, для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.
По смыслу
п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 66 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" в случае, когда ходатайство о назначении экспертизы судом отклонено, оценка требований и возражений сторон осуществляется судом с учетом положений
статьи 65 АПК РФ о бремени доказывания исходя из принципа состязательности, согласно которому риск наступления последствий несовершения соответствующих процессуальных действий несут лица, участвующие в деле (
часть 2 статьи 9 Кодекса).
В рассматриваемом случае суд пришел к выводу о том, что проведение судебной экспертизы при сложившихся обстоятельствах нецелесообразно.
Учитывая характер спора, представленные доказательства и доводы сторон, необходимость проведения экспертизы отсутствует, и дело могло быть рассмотрено на основании представленных сторонами доказательств.
Оснований прийти к иным суждениям суд апелляционной инстанции не усматривает.
Довод о необоснованном отклонении ходатайства об истребовании доказательств также подлежит отклонению. Суд первой инстанции правомерно в соответствии с положениями
статьи 66 АПК РФ отказал в удовлетворении ходатайства в связи с его необоснованностью и признал, что материалы настоящего дела располагают достаточным объемом доказательств, позволяющим рассмотреть спор по существу.
Доводы апеллянта о проведении экспресс-оценки индивидуального пожарного риска, на основании которого установлено, что пожарный риск для рассматриваемого здания не превышает допустимое максимально значение расчетной величины пожарного риска признаны судом апелляционной инстанции несостоятельными, поскольку на момент обнаружения нарушений доказательств того, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной выполнением в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных названным Законом, а также одного из приведенных в
ч. 1 ст. 6 Закона N 123 условий, в том числе результатами исследований, расчетов и (или) испытаний, которые подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с частью 7 данной статьи (п. 5), не представлено.
При таких обстоятельствах, оснований для исключения из мотивировочной части оспариваемого решения вывода суда, с которым не согласно общество, в данном случае не имеется.
Вместе с тем, судом первой инстанции установлено обстоятельство, исключающее привлечение общества к административной ответственности - истечение срока давности (
статья 4.5 КоАП РФ), в связи с чем исходил из доказанности состава правонарушения, наличие которого лицо, привлекаемое к административной ответственности оспаривало в суде первой инстанций, но учел факт истечения срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного
статьей 4.5 КоАП РФ, что не позволило назначить обществу административное наказание.
Суд первой инстанции правомерно указал, что выявленное нарушение является длящимся, его эпизоды обнаружены административным органом 07.12.2023, 12.12.2023, в связи с чем, на момент рассмотрения дела в суде девяностодневный срок давности привлечения к административной ответственности истек.
Как указано в
пункте 13.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 5), согласно
пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных
статьей 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности. В постановлении о прекращении производства по делу по названному основанию, исходя из положения, закрепленного в
пункте 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ, должны быть указаны все установленные по делу обстоятельства, а не только связанные с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
С учетом разъяснений, изложенных в
Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2019 N 3-П, привлечение общества к ответственности по
части 4 статьи 14.1 КоАП РФ невозможно в силу истечения срока давности, предусмотренного
статьей 4.5 КоАП РФ.
Следует иметь в виду, что в случае, когда постановление о прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности либо решение по результатам рассмотрения жалобы на это постановление обжалуется лицом, в отношении которого составлялся протокол об административном правонарушении, настаивающим на своей невиновности, то ему не может быть отказано в проверке и оценке доводов об отсутствии в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения в целях обеспечения судебной защиты прав и свобод этого лица (
часть 3 статьи 30.6,
часть 3 статьи 30.9 КоАП РФ).
По смыслу
статьи 4.5 и
подпункта 6 пункта 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и в силу
статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении требований о привлечении лица к административной ответственности.
Если срок привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения жалобы истек, то возможность правовой оценки действий лица, в отношении которого было возбуждено дело об административном правонарушении, на предмет доказанности состава административного правонарушения, утрачивается (
постановление Верховного Суда Российской Федерации от 02.02.2015 N 310-АД14-5160).
Между тем суд апелляционной инстанции отмечает, что общество в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции оспаривало наличие состава административного правонарушения. Аналогичные доводы приведены и в апелляционной жалобе.
На основании изложенного, ввиду того что на стадии рассмотрения настоящего спора в суде первой инстанции общество не признало свою вину в совершенном административном правонарушении, суд рассматривал каждый из изложенных в настоящем деле эпизодов по существу.
Поскольку апелляционная жалоба подана лицом, привлекаемым к административной ответственности, которое настаивает на отсутствии вины и события административного правонарушения, суд апелляционной инстанции, несмотря на истечение срока давности привлечения к административной ответственности, обязан проверить по существу доводы общества об отсутствии состава административного правонарушения.
Вместе с тем по результатам проверки доводов общества суд апелляционной инстанции полагает, что доводы заявителя жалобы о наличии оснований для изменения мотивировочной части решения (выводов суда о вине) подлежат отклонению.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда о наличии вменяемого состава административного правонарушения, предусмотренного
частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, по всем вменяемым эпизодов, в связи с чем не усматривает оснований для исключения из мотивировочной части судебного акта выводов суда, с которыми не согласно общество.
Суд апелляционной инстанции полагает также необходимым указать, что наличие в мотивировочной части принятого по делу решения выводов о доказанности состава административного правонарушения не влечет для общества негативных последствий, поскольку исходя из
Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16.06.2009 N 9-П, в силу презумпции невиновности лицо, в отношении которого дело о правонарушении прекращено ввиду истечения сроков давности, считается невиновным, то есть государство, отказываясь от преследования лица за правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет оснований для опровержения его невиновности.
Доводы о двойном привлечении к ответственности за оно и то же правонарушение не находит своего подтверждения материалами дела. В силу
части 3 статьи 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Кроме того, факт двойного привлечения отсутствует, поскольку судебными актами в привлечении общества и его руководителя к административной ответственности по
ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ судом отказано.
Таким образом, судом принято законное и обоснованное решение.
Доводы апеллянты выводов суда не опровергают, основаны на ошибочном понимании норм материального права, поэтому не влекут отмены либо изменения судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу
статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, обжалуемое решение изменению не подлежит, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь
статьями 176,
258,
266,
268,
269,
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 03 мая 2024 года по делу N А50-3673/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Е.М.ТРЕФИЛОВА
Судьи
Е.В.ВАСИЛЬЕВА
Ю.В.ШАЛАМОВА