Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.01.06-2025.02.01) // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 13.12.2024 N 16-7133/2024
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.
Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 13.12.2024 N 16-7133/2024
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.
ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 декабря 2024 г. N 16-7133/2024
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу главы местного самоуправления Большеболдинского муниципального округа Нижегородской области М. на вступившие в законную силу постановление начальника отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Большеболдинскому муниципальному округу УНД и ПР ГУ МЧС России по Нижегородской области - главного государственного инспектора Большеболдинского муниципального округа по пожарному надзору от 07 мая 2024 года, решение судьи Большеболдинского районного суда Нижегородской области от 23 мая 2024 года, решение судьи Нижегородского областного суда от 26 июня 2024 года, вынесенные в отношении администрации Большеболдинского муниципального округа Нижегородской области (далее также администрация) по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением начальника отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Большеболдинскому муниципальному округу УНД и ПР ГУ МЧС России по Нижегородской области - главного государственного инспектора Большеболдинского муниципального округа по пожарному надзору от 07 мая 2024 года, оставленным без изменения решением судьи Большеболдинского районного суда Нижегородской области от 23 мая 2024 года, решение судьи Нижегородского областного суда от 26 июня 2024 года, администрация Большеболдинского муниципального округа Нижегородской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, глава местного самоуправления Большеболдинского муниципального округа Нижегородской области М. выражает несогласие с состоявшимися по делу процессуальными актами, ставит вопрос об отмене данных актов, приводя доводы о незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 8.32 и
11.16 настоящего Кодекса и
частями 6,
6.1 и
7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
В соответствии с
частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.
В силу
статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Особый противопожарный режим - дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.
Статьей 30 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определено, что в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим. На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для профилактики и локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а также иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).
Согласно
пунктам 8,
10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.
Статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов отнесено, в том числе создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, муниципальных и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, муниципальных и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
В силу
статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Как следует из пункта 10 статьи 3 Устава Большеболдинского муниципального округа Нижегородской области, к вопросам местного значения Большеболдинского муниципального округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального округа.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что на основании распоряжения N N от 16 апреля 2024 года при проведении внеплановой проверки по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности в населенных пунктах, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров на территории Большеболдинского муниципального округа Нижегородской области, а именно с. Большое Болдино, с. Аносово, с. Большое Казариново, с. Малое Казариново, с. Знаменка, п. Успенский, с. Молчаново, с. Алексеевка, д. Веренка, д. Головачевка, с. Илларионово, с. Старое Ахматово, д. Чертас, с. Новая Слобода, п. Большевик, с. Большие Поляны, с. Кондрыкино, с. Пермеево, с. Малое Болдино, с. Сергеевка, с. Чиреси, с. Пикшень, с. Черновское, с. Апраксино, д. Усад, д. Ниловка, Сумароково Нижегородской области установлено, что администрация Большеболдинского муниципального округа Нижегородской области в условиях особого противопожарного режима, введенного
постановлением Правительства Нижегородской области от 16 апреля 2024 года N 181, допустила нарушение требований пожарной безопасности, установленных
статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
статей 4,
6,
62,
68 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пунктов 4.1, 4.2, 10.3, 10.4 Свода правил СП 8.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности",
пунктов 67,
69,
70,
71,
75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479.
Вышеуказанные обстоятельства явились основанием для составления в отношении администрации Большеболдинского муниципального округа Нижегородской области протокола об административном правонарушении, предусмотренном
частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которого постановлением должностного лица от 07 мая 2024 года администрация привлечена к административной ответственности.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, которым дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями
статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями
статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные
статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия администрации квалифицированы по
части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного
Кодекса и подлежащего применению законодательства.
В соответствии с
частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим
Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопреки доводам жалобы, должностным лицом административного органа и судебными инстанциями установлено, что администрацией Большеболдинского муниципального округа Нижегородской области не приняты все зависящие от нее меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Доводы автора жалобы о том, что судами не дана оценка предпринятым администрацией мерам противопожарной безопасности не могут быть признаны состоятельными, поскольку вопросы выделения денежных средств территориальным отделам администрации округа согласно переданным полномочиям по обеспечению первичных мер противопожарной безопасности проверены судами нижестоящих инстанций, им была дана надлежащая оценка в содержании судебных актов, оснований не согласиться с которой не имеется.
Приведенные в жалобе доводы о проводимых администрацией района мероприятиях по утверждению проекта поэтапного Плана по созданию и содержанию водоисточников для целей пожаротушения на территории Большеболдинского муниципального округа Нижегородской области на 2024 - 2036 годы, не могут повлечь незаконность принятых по делу актов, поскольку данные обстоятельства не связаны с выявленными в деятельности администрации нарушениями по необеспечению первичных мер пожарной безопасности.
Ссылка в жалобе на отсутствие кадастровых номеров земельных участков, на которых были выявлены нарушения, не свидетельствует о незаконности постановления должностного лица и судебных актов, поскольку в них указаны конкретные населенные пункты и места расположения данных земельных участков.
Административное наказание назначено администрации муниципального округа в пределах, установленных санкцией
части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений
статей 3.1,
3.5,
4.1,
4.2 названного Кодекса.
Доводы настоящей жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе производства по делу обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций, они не опровергают наличие в деянии администрации Большеболдинского муниципального округа Нижегородской области объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного
частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу процессуальных актов.
Порядок и срок давности привлечения администрации Большеболдинского муниципального округа Нижегородской области к административной ответственности не нарушены.
Обстоятельств, которые в силу
пунктов 2 -
4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 30.13 и
30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление начальника отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Большеболдинскому муниципальному округу УНД и ПР ГУ МЧС России по Нижегородской области - главного государственного инспектора Большеболдинского муниципального округа по пожарному надзору от 07 мая 2024 года, решение судьи Большеболдинского районного суда Нижегородской области от 23 мая 2024 года, решение судьи Нижегородского областного суда от 26 июня 2024 года, вынесенные в отношении администрации Большеболдинского муниципального округа Нижегородской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу главы местного самоуправления Большеболдинского муниципального округа Нижегородской области М. - без удовлетворения.
Судья
О.А.ПОЛЯНИНА