Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.01.06-2025.02.01) // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 19.12.2024 по делу N 16-7366/2024 (УИД 46RS0030-01-2023-008732-84)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.
Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 19.12.2024 по делу N 16-7366/2024 (УИД 46RS0030-01-2023-008732-84)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.
ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 декабря 2024 г. по делу N 16-7366/2024
46RS0030-01-2023-008732-84
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Козлов А.М., рассмотрев жалобу законного представителя Федерального казенного предприятия "Курская биофабрика - фирма "БИОК" Ш. на вступившие в законную силу постановление главного государственного инспектора г. Курска по пожарному надзору от 20 июня 2023 года, решение заместителя главного государственного инспектора Курской области по пожарному надзору от 03 октября 2023 года,
решение судьи Ленинского районного суда г. Курска от 01 марта 2024 года,
решение судьи Курского областного суда от 13 июня 2024 года, вынесенные в отношении Федерального казенного предприятия "Курская биофабрика - фирма "БИОК" по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 20.4 РФ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением главного государственного инспектора г. Курска по пожарному надзору от 20 июня 2023 года, оставленным без изменения решением заместителя главного государственного инспектора Курской области по пожарному надзору от 03 октября 2023 года, Федеральное казенное предприятии "Курская биофабрика - фирма "БИОК" (далее ФКП "Курская биофабрика - фирма "БИОК", предприятие) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Курска от 01 марта 2024 года, оставленным без изменения
решением судьи Курского областного суда от 13 июня 2024 года, указанные акты должностных лиц изменены в части размера назначенного административного наказания в виде административного штрафа. Административный штраф, назначенный ФКП "Курская биофабрика - фирма "БИОК", снижен до 150 000 рублей с применением норм
частей 3.2,
3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель ФКП "Курская биофабрика - фирма "БИОК" Ш. просит отменить указанные акты, приводя доводы об их незаконности, и прекратить производство по данному делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ФКП "Курская биофабрика - фирма "БИОК" к административной ответственности) нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 8.32 и
11.16 этого Кодекса и
частями 6,
6.1 и
7 данной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Согласно
статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" обязательные требования пожарной безопасности это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (далее - Закон N 69-ФЗ).
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (
часть 1 статьи 1 названного закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 утверждены
Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила N 1479), которые устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 сентября 2021 года N 1464 в целях обеспечения пожарной безопасности также утверждены
Требования к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (далее - Требования N 1464).
В
статье 37 Закона N 69-ФЗ закреплена обязанность соблюдения требований пожарной безопасности.
Исходя из положений статьи 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции
(часть 1).
Лица, указанные в
части первой этой статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством
(часть 3).
Из материалов дела следует, что в период с 26 мая по 01 июня 2023 года отделом надзорной деятельности и профилактической работы по г. Курску УНД и ПР Главного управления МЧС России по Курской области проведена внеплановая выездная проверка ФКП "Курская биофабрика - фирма "БИОК", по результатам которой выявлены допущенные предприятием нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
в административном корпусе:
- в нарушение требований
части 3 статьи 51 Закона N 123-ФЗ прибор приемно-контрольный пожарный в помещении поста охраны установлен на стене, изготовленной из горючих материалов, что не обеспечивает устойчивость к воздействию опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для достижения целей обеспечения пожарной безопасности;
- в нарушение требований
пункта 15 Правил N 1479 в подвальном помещении не обеспечено проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными и технологическими коммуникациями, в том числе электрическими проводами, кабелями, трубопроводами;
- в нарушение требований
пункта 5 Правил N 1479 в подвальном помещении, в котором могут одновременно находиться 50 и более человек, не разработан план эвакуации людей при пожаре;
- в нарушение требований
пункта 26 Правил N 1479 запоры (замки) на дверях эвакуационных выходов не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа;
- в нарушение требований
подпункта "а" пункта 27 Правил N 1479 на пути эвакуации размещены устройства (решетки), препятствующие свободной эвакуации людей;
на участке изготовления ампул:
- в нарушение требований
частей 1 -
3 статьи 88 Закона N 123-ФЗ помещения различных классов функциональной пожарной опасности не разделены между собой ограждающимися конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами, а именно: помещение картонажного участка (класс функциональной пожарной опасности Ф5.1) не разделены с помещением начальника цеха (класс функциональной пожарной опасности Ф4.3);
- в нарушение требований
подпункта "а" пункта 27 Правил N 1479 на путях эвакуации не допускается устройство порогов;
- в нарушение требований
части 2 статьи 53 Закона N 123-ФЗ высота эвакуационного выхода в свету возле помещения склада хранения стеклобоя составляет менее 1,9 м, что не обеспечивает безопасную эвакуацию людей;
- в нарушение требований
части 1 статьи 56 Закона N 123-ФЗ производственные помещения с постоянными рабочими местами не оборудованы системами противодымной защиты;
в здании центрального склада:
- в нарушение требований
части 2 статьи 54,
части 1 статьи 91 Закона N 123-ФЗ, пункта 3 Требований N 1464 не оборудовано пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
в ремонтно-механическом цехе:
- в нарушение требований
подпункта "а" пункта 27 Правил N 1479 на путях эвакуации не допускается устройство порогов;
- в нарушение требований
частей 1 -
3 статьи 88 Закона N 123-ФЗ помещения различных классов функциональной пожарной опасности не разделены между собой ограждающимися конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами, а именно: помещение ремонтномеханического цеха (класс функциональной пожарной опасности Ф5.1) не разделены с помещением начальника цеха (класс функциональной пожарной опасности Ф4.3);
- в нарушение требований
части 1 статьи 56 Закона N 123-ФЗ производственные помещения с постоянными рабочими местами не оборудованы системами противодымной защиты;
в главном производственный корпус:
- в нарушение требований
части 1 статьи 56 Закона N 123-ФЗ коридоры без естественного проветривания при пожаре длиной более 15 м не оборудованы системами противодымной защиты;
- в нарушение требований
пункта 5 Правил N 1479 графическая часть планов эвакуации не отражает фактическую планировку этажей здания;
- в нарушение требований
пункта 12 Правил N 1479 на 5 этаже не обеспечено категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с
главами 5,
7 и
8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" помещений складского назначения с обозначением их категорий (за исключением помещений категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности) и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны и на установках в зоне их обслуживания на видном месте.
Также выявлены общие нарушения требований правил пожарной безопасности:
- в нарушение требований
пункта 48 Правил N 1479 не обозначено направление движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения;
- в нарушение требований
пункта 17(1) Правил N 1479 не обеспечено ведение и внесение информации в журнал эвакуации систем противопожарной защиты;
- в нарушение требований
подпункта "б" пункта 17 Правил N 1479 не организовано проведение эвакуационных испытаний не реже 1 раза в 5 лет пожарных лестниц, металлических наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре, ограждений на крышах с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения указанного юридического лица постановлением должностного лица, с выводами которого согласились вышестоящее должностное лицо и судебные инстанции, к административной ответственности, установленной
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения заявителем жалобы не оспариваются и подтверждены собранными по делу доказательствами, перечисленными в обжалуемых актах, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам
статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным
Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ФКП "Курская биофабрика - фирма "БИОК" при наличии возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований пожарной безопасности на объекте защиты по указанному выше адресу.
Действия юридического лица квалифицированы по
части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного
Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Требования
статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные
статьей 26.1 названного Кодекса.
Доводы жалобы о том, что при составлении протокола об административном правонарушении присутствовал исполняющий обязанности <данные изъяты> ФИО5, который исходя из доверенности не был наделен полномочиями по представлять ФКП "Курская биофабрика - фирма "БИОК" в отделе надзорной деятельности и профилактической работы по г. Курску УНД и ПР Главного управления МЧС России по Курской области, нельзя признать состоятельными.
Согласно материалам дела 01 июня 2023 года в адрес ФКП "Курская биофабрика - фирма "БИОК" было направлено уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (13 июня 2023 года), которое было получено предприятием 05 июня 2023 года (л.д. 26, 27).
13 июня 2023 года временно исполняющим обязанности директора ФКП "Курская биофабрика - фирма "БИОК" Ш. выдана доверенность N <данные изъяты> ФИО5 с правом предоставлять интересы предприятия в надзорных и контролирующих органах (л.д. 38).
На основании данной доверенности ФИО5 присутствовал в качестве защитника ФКП "Курская биофабрика - фирма "БИОК" при составлении 13 июня 2023 года в отношении указанного предприятия протокола об административном правонарушении по
части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отделе надзорной деятельности и профилактической работы по г. Курску УНД и ПР Главного управления МЧС России по Курской области и давал объяснения (л.д. 28 - 31), им же была получена копия постановления о назначении административного наказания от 20 июня 2023 года (л.д. 16 - 20).
При этом 07 июля 2023 года временно исполняющий обязанности директора ФКП "Курская биофабрика - фирма "БИОК" Ш. выдал доверенность N <данные изъяты> ФИО5 с правом предоставлять интересы предприятия в Главном управлении МЧС России по Курской области, в том числе с правом обжалования вышеуказанного постановления должностного лица (л.д. 74).
При первоначальном обращении в суд Ш. не приводил доводов относительно того, что при составлении протокола об административном правонарушении были нарушены права ФКП "Курская биофабрика - фирма "БИОК", поскольку предприятие представляло лицо, не имеющее на это полномочий (л.д. 1 - 2).
При таких обстоятельствах, вопреки доводам жалобы, при производстве по настоящему делу не было допущено нарушений норм процессуального права.
Иные доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом проверки на предыдущих стадиях производства по делу и правомерно отклонены по мотивам, изложенным в обжалуемых актах.
Доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых актов, направлены на переоценку установленных в ходе производства по делу фактических обстоятельств. Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судебными инстанциями обстоятельств, собранных по делу доказательств правовым основанием к отмене принятых по делу решений не является.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено предприятию в виде административного штрафа в размере менее минимального размера, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с применением норм
частей 3.2,
3.3 статьи 4.1 этого Кодекса.
Оснований для назначения административного наказания в виде предупреждения не имеется.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены нижестоящими судами в порядке, установленном
главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу
пунктов 2 -
4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 30.13 и
30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление главного государственного инспектора г. Курска по пожарному надзору от 20 июня 2023 года, решение заместителя главного государственного инспектора Курской области по пожарному надзору от 03 октября 2023 года,
решение судьи Ленинского районного суда г. Курска от 01 марта 2024 года,
решение судьи Курского областного суда от 13 июня 2024 года, вынесенные в отношении Федерального казенного предприятия "Курская биофабрика - фирма "БИОК" по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу законного представителя Федерального казенного предприятия "Курская биофабрика - фирма "БИОК" Ш. - без удовлетворения.
Судья
А.М.КОЗЛОВ