Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.01.06-2025.02.01) // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2025 N 01АП-7190/2024 по делу N А43-24610/2024
Требование: О привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2025 N 01АП-7190/2024 по делу N А43-24610/2024
Требование: О привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 января 2025 г. по делу N А43-24610/2024
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Захаровой Т.А. рассмотрел апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области на
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 08.10.2024 по делу N А43-24610/2024, рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Меркурий" (ОГРН 1135250001380, ИНН 5250058281) к административной ответственности, предусмотренной
частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, без вызова сторон и ведения протокола судебного заседания.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области (далее - Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Меркурий" (далее - ООО "Меркурий", Общество) к административной ответственности, предусмотренной
частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением от 09.08.2024 арбитражный суд принял исковое заявление к производству, и назначил к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
В установленный судом срок Общество отзыв на заявление не представило.
Решением от 08.10.2024 Арбитражный суд Нижегородской области отказал Управлению в удовлетворении заявленного требования.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы указано на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
Управление настаивает на том, что деяние Общества образует событие и состав вмененного административного правонарушения, поскольку оно нарушило предусмотренные
абзацем 1 статьи 24.3 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" лицензионные требования. В связи с этим является неверным обратный вывод суда первой инстанции.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не поступил.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке
главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных
статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с
частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что административный орган не доказал факт совершения Обществом вмененного административного правонарушения и его вину.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в пределах, установленных
статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В
статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным
кодексом предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Согласно
части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, лежит на заявителе.
В силу
части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Часть 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), за исключением случаев, предусмотренных
частью 1.1 статьи 14.4.2 настоящего Кодекса.
Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного
частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в осуществлении лицензируемой деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Субъектом данного административного правонарушения является лицо, осуществляющее подлежащую лицензированию предпринимательскую деятельность с нарушением лицензионных условий и требований, то есть обязательным признаком субъекта вменяемого правонарушения является наличие у него лицензии на определенный вид деятельности.
Федеральный
закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.
В силу
части 1 статьи 2 Закона N 99-ФЗ лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
Согласно
пункту 2 статьи 3 Закона N 99-ФЗ лицензия представляет собой специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.
Согласно
части 7 статьи 3 Закона N 99-ФЗ под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Местом осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию, является производственный объект (здание, помещение, сооружение, линейный объект, территория, в том числе водные, земельные и лесные участки, транспортное средство и другой объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, а также территория, которая предназначена для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении. Место осуществления лицензируемого вида деятельности имеет почтовый адрес и (или) другие данные, позволяющие его идентифицировать. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата. Положением о лицензировании конкретного вида деятельности может быть предусмотрено, что местом осуществления лицензируемого вида деятельности не могут являться помещения, здания, сооружения жилого назначения (
пункт 8 статьи 3 Закона N 99-ФЗ).
В соответствии с
пунктом 15 статьи 12 Закона N 99-ФЗ деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Согласно
части 1 статьи 18 Закона N 99-ФЗ внесение изменений в реестр лицензий осуществляется в следующих случаях:
3) изменение адреса места нахождения лицензиата, изменение адреса места нахождения филиала лицензиата в случае, если нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрено внесение в реестр лицензий сведений об адресе места нахождения филиала лицензиата, изменение адреса места нахождения на территории Российской Федерации филиала иностранного юридического лица;
7) изменение номера телефона, адреса электронной почты лицензиата;
8) изменение мест осуществления лицензируемого вида деятельности.
В силу
части 2 статьи 18 Закона N 99-ФЗ до внесения изменений в реестр лицензий на основании заявления лицензиата о внесении изменений в реестр лицензий в случаях, предусмотренных
частью 1 настоящей статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением осуществления лицензируемого вида деятельности по месту, не указанному в реестре лицензий.
Частью 1 статьи 24.3 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что в качестве места осуществления лицензируемого вида деятельности юридического лица указывается адрес места его нахождения и (или) его филиала. При осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры наряду с адресом филиала юридического лица может указываться адрес пожарного депо.
В
пункте 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.
В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица (
пункт 3 статьи 54 ГК РФ).
Пунктом 3 статьи 55 ГК РФ предусмотрено, что представительства и филиалы должны быть указаны в едином государственном реестре юридических лиц.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъясняет, что при квалификации действий лица по
части 3 статьи 14.1 КоАП РФ судам следует иметь в виду следующее. Согласно
статье 3 Закона N 99-ФЗ под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании лицензии лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положением о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых обязательно при ее осуществлении.
Статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Следовательно, для установления события административного правонарушения, предусмотренного
частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо выяснить, осуществляет ли фактически лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, предпринимательскую деятельность, и в случае ее осуществления - соблюдаются ли при этом лицензионные требования. Наличие лицензии свидетельствует лишь о праве юридического лица на занятие определенным видом деятельности и не доказывает факта ее осуществления.
В рассматриваемом случае из протокола об административном правонарушении следует, что ООО "Меркурий" имеет действующую лицензию на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений от 23.08.2013 N Л014-00101-52/00052073 (52-06-2013-001907), в которой в качестве места осуществления лицензируемого вида деятельности указан адрес: 607650, Нижегородская область, г. Кстово, пр. Победы, д. 14, оф.7 (л.д. 19).
При этом согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц юридическое лицо зарегистрировано по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Каширская, д. 65, пом. П1, оф. 24 (запись 2235200126490 от 30.01.2023, л.д. 16).
Таким образом, Обществу вменено осуществление предпринимательской деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с нарушением дополнительных лицензионных требований.
Однако Управление не выясняло обстоятельства и не представило в материалы дела достаточные и допустимые доказательства того, что Общество осуществляло либо осуществляет указанную деятельность.
Учитывая, что административным органом обстоятельства, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении, не доказаны (часть 5 статьи 205 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), на Общество не может быть возложена административная ответственность.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что в силу
статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении шестидесяти календарных дней (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении девяноста календарных дней) со дня совершения административного правонарушения.
При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные
частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (
часть 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В данном случае вмененное Обществу правонарушение обнаружено 04.06.2024, следовательно, на момент принятия судом обжалуемого решения (30.09.2024) установленный
статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности для привлечения ответчика к административной ответственности по
части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истек.
В силу
части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия, а равно недоказанности события и состава административного правонарушения, истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.
Арбитражный суд Нижегородской области правомерно отказал Управлению в удовлетворении заявления.
Принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к заключению о том, что решение Арбитражного суда Нижегородской области от 08.10.2024 по делу N А43-24610/2024 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу
части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права и допущенной судебной ошибке.
Руководствуясь
статьями 258,
268,
269,
271,
272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 08.10.2024 по делу N А43-24610/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия только по основаниям, предусмотренным
частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Т.А.ЗАХАРОВА