Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.01.06-2025.02.01) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 10.01.2025 N П16-117/2025 (УИД 23MS0002-01-2024-002186-46)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в срок решения органа (организации, должностного лица), на законных основаниях осуществляющего государственный (муниципальный) контроль.
Решение: Отказано.


Постановление Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 10.01.2025 N П16-117/2025 (УИД 23MS0002-01-2024-002186-46)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в срок решения органа (организации, должностного лица), на законных основаниях осуществляющего государственный (муниципальный) контроль.
Решение: Отказано.

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 января 2025 г. N П16-5420/2024
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Ворожебская И.П., рассмотрев жалобу защитника Администрации муниципального образования город-курорт Анапа - ФИО2, на вступившие в законную силу постановление и.о. мирового судьи судебного участка N 2 г. Анапа Краснодарского края - мирового судьи судебного участка N 1 г. Анапа Краснодарского края от 26 мая 2024 года и решение судьи Анапского городского суда Краснодарского края от 19 августа 2024 года, вынесенные в отношении Администрации муниципального образования город-курорт Анапа по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением и.о. мирового судьи судебного участка N 2 г. Анапа Краснодарского края - мирового судьи судебного участка N 1 г. Анапа Краснодарского края от 26 мая 2024 года, оставленным без изменения решением судьи Анапского городского суда Краснодарского края от 19 августа 2024 года, Администрация муниципального образования город-курорт Анапа признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, защитник муниципального образования ставит вопрос об отмене вынесенных по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность. В доводах жалобы указывает, что администрацией предпринимались возможные меры по выполнению ранее выданного предписания.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности) невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Административная ответственность по части 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор.
Как усматривается из материалов дела на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ N (учетный номер проверки N) в отношении Администрации муниципального образования город-курорт Анапа проведена внеплановая выездная проверка на предмет исполнения предписания N от ДД.ММ.ГГГГ, выданного должностными лицами ГУ МЧС России по Краснодарскому краю по устранению в срок до ДД.ММ.ГГГГ нарушений:
Населенные пункты <адрес> не обеспечены требуемым количеством источников наружного противопожарного водоснабжения с нормативным расходом воды на наружное пожаротушение. (ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 19 Федерального закона N 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года "О пожарной безопасности", ч. 1 ст. 62, ст. 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 75 Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации", СП N.).
Для целей пожаротушения не создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности". При наличии на территориях населенных пунктов или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта обеспечена источниками противопожарного водоснабжения. (ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 19 Федерального закона N 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года "О пожарной безопасности", п. 75 Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации").
Дислокация подразделений пожарной охраны не определена исходя из условий, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в сельских населенных пунктах (<адрес>) не должно превышать 20 минут. (ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 19 Федерального закона N 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года "О пожарной безопасности", ст. 76 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" N 123-ФЗ от 22 июля 2008 года, СП N.).
Не выдержаны противопожарные расстояния, которые должны обеспечить нераспространение пожара от лесных насаждений до зданий и сооружений. (ст. 4, 6, 69 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" N 123-ФЗ от 22 июля 2008 года, п. 4.14 СП N.).
Не производится своевременная уборка сухой растительности и покос травы на земельных участках, расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов. (п. 67 Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации").
Не обеспечена очистка территорий, прилегающих к лесам от сухой травянистой растительности, пожнивших остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса, либо не отделен лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером. (п. 70 Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации").
Вокруг территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, не создаются (не обновляются) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры. (п. 70 Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации").
Указанное предписание было получено представителем контролируемого лица ДД.ММ.ГГГГ и в судебном порядке не обжаловалось.
В ходе проверки установлено неисполнение Администрацией муниципального образования город-курорт Анапа пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ранее выданного предписания от ДД.ММ.ГГГГ N 42/1, выразившееся в следующем:
Населенные пункты <адрес> не обеспечены требуемым количеством источников наружного противопожарного водоснабжения с нормативным расходом воды на наружное пожаротушение. (ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 19 Федерального закона N 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года "О пожарной безопасности", ч. 1 ст. 62, ст. 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 75 Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации", СП N) (Пункт 1 предписания N от ДД.ММ.ГГГГ).
Для целей пожаротушения в населенных пунктах <адрес> не создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности". При наличии на территориях населенных пунктов или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта обеспечена источниками противопожарного водоснабжения. (ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 19 Федерального закона N 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года "О пожарной безопасности", п. 75 Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации"). (Пункт 2 предписания N т ДД.ММ.ГГГГ)
Дислокация подразделений пожарной охраны не определена исходя из условий, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в сельских населенных пунктах (<адрес>) не должно превышать 20 минут. (ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 19 Федерального закона N 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года "О пожарной безопасности", ст. 76 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" N 123-ФЗ от 22 июля 2008 года, СП N.) (Пункт 3 предписания N т ДД.ММ.ГГГГ)
Не на всей протяженности населенных пунктов выдержаны противопожарные расстояния, которые должны обеспечить нераспространение пожара от лесных насаждений до зданий и сооружений. (ст. 4, 6, 69 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" N 123-ФЗ от 22 июля 2008 года, п. 4.14 СП N) (Пункт 4 предписания N т ДД.ММ.ГГГГ)
Не производится своевременная уборка сухой растительности и покос травы на земельных участках, расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов. (п. 67 Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации") (Пункт 5 предписания N т ДД.ММ.ГГГГ)
Не на всей протяженности обеспечена очистка территорий, прилегающих к лесам от сухой травянистой растительности, пожнивших остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса, либо не отделен лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером. (п. 70 Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации") (Пункт 6 предписания N т ДД.ММ.ГГГГ)
Не по всей протяженности вокруг территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, не создаются (не обновляются) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры. (п. 70 Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации"). (Пункт 7 предписания N т ДД.ММ.ГГГГ)
Указанные обстоятельства, отраженные в акте внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ N N явились основанием для составления должностным лицом административного органа в отношении Администрации муниципального образования город-курорт Анапа протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по части 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и последующего привлечения Администрации муниципального образования город-курорт Анапа постановлением мирового судьи к административной ответственности, предусмотренной вменяемой нормой.
Фактические данные подтверждаются собранными доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Указанное бездействие Администрации муниципального образования город-курорт Анапа квалифицированы по части 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Вопреки доводам жалобы, принимая обжалуемые акты, судебные инстанции пришли к правильному выводу, что Администрация муниципального образования город-курорт Анапа имела возможность для соблюдения норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но юридическим лицом не были предприняты все зависящие меры по их соблюдению.
Допущенные нарушения требований пожарной безопасности, на необходимость устранения которых указано в предписании, могут повлечь негативные последствия, привести к недопустимому риску для жизни и здоровья людей на территории населенных пунктов муниципального образования город-курорт Анапа.
Из доводов поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции жалобы не следует, что при рассмотрении настоящего дела судебными инстанциями допущены нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Невыполнение юридическим лицом в установленный срок предписания административного органа об устранении нарушений установлено и доказано в ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении.
Процессуальные документы, в том числе протокол об административном правонарушении оформлен с соблюдением требований, предусмотренных статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в присутствии защитника администрации.
Порядок и срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности соблюдены.
Постановление мирового судьи вынесено в соответствии с требованиями статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, жалоба на постановление рассмотрена судьей городского суда в соответствии с положениями статьи 30.6 данного Кодекса.
Доводы, аналогичные приведенным в настоящей жалобе, были предметом проверки в ходе рассмотрения жалобы на постановление мирового судьи, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в судебном акте, и не ставят под сомнение наличие в бездействии администрации объективной стороны состава вмененного административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Несогласие заявителя с выводами, изложенными в судебных актах, сводится к несогласию с оценкой имеющихся в деле доказательств и толкованием судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, что не является основанием для отмены или изменения обжалуемых актов.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно. Административное наказание назначено юридическому лицу в пределах санкции части 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление и.о. мирового судьи судебного участка N 2 г. Анапа Краснодарского края - мирового судьи судебного участка N 1 г. Анапа Краснодарского края от 26 мая 2024 года и решение судьи Анапского городского суда Краснодарского края от 19 августа 2024 года, вынесенные в отношении Администрации муниципального образования город-курорт Анапа по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Четвертого кассационного
суда общей юрисдикции
И.П.ВОРОЖЕБСКАЯ