Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.01.06-2025.02.01) // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.01.2025 N Ф07-15581/2024 по делу N А26-8661/2023
Требование: Об обязании очистить от порубочных остатков лесной участок, убрать сортименты с лесосеки.
Обстоятельства: Требование об очистке лесосеки оставлено арендатором участка без удовлетворения.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку арендатор обязан осуществлять очистку участков лесного фонда в силу закона; арендатором, на которого возложена обязанность по содержанию просеки линейного объекта в надлежащем состоянии и соблюдению правил пожарной безопасности в лесах, не представлены доказательства соблюдения нормативно установленных правил хранения древесины на лесном участке.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.01.2025 N Ф07-15581/2024 по делу N А26-8661/2023
Требование: Об обязании очистить от порубочных остатков лесной участок, убрать сортименты с лесосеки.
Обстоятельства: Требование об очистке лесосеки оставлено арендатором участка без удовлетворения.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку арендатор обязан осуществлять очистку участков лесного фонда в силу закона; арендатором, на которого возложена обязанность по содержанию просеки линейного объекта в надлежащем состоянии и соблюдению правил пожарной безопасности в лесах, не представлены доказательства соблюдения нормативно установленных правил хранения древесины на лесном участке.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 января 2025 г. по делу N А26-8661/2023
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Кудина А.Г., Толкунова В.М., при участии от публичного акционерного общества "Россети Северо-Запад" Трушникова А.С. (доверенность от 28.02.2024), рассмотрев 15.01.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Северо-Запад" на
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.03.2024 и
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2024 по делу N А26-8661/2023,
установил:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24, ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090 (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к публичному акционерному обществу "Россети Северо-Запад" адрес: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 3, лит. А, пом. 16Н, ОГРН 104785517, ИНН 7802312751 (далее - Общество) об обязании в срок до 01.06.2024 очистить от порубочных остатков в квартале 31 (выделы 20, 26), в квартале 32 (выдел 17), в квартале 65 (выделы 22, 23, 24) Яккимского участкового лесничества ГКУ РК "Лахденпохское центральное лесничество", убрать сортименты с лесосеки в квартале 31 (выделы 20, 26), в квартале 32 (выдел 17) Яккимского участкового лесничества ГКУ РК "Лахденпохское центральное лесничество" (с учетом уточнения заявленных требований в порядке
статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Решением суда от 05.03.2024, оставленным без изменения
постановлением апелляционной инстанции от 22.08.2024, иск Министерства удовлетворен.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в данном случае имеется в виду статья 46 Лесного кодекса РФ, а не статья 36. | |
В кассационной жалобе Общество просит указанные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку суды существенным образом нарушили нормы процессуального права, выйдя за пределы заявленного Министерством иска об обязании убрать сортименты с лесосеки. По мнению подателя жалобы, истец, как надлежащее выполнение упомянутого обязательства, имел в виду непосредственно вывоз древесины с лесосеки, а не как трактовали суды - необходимости сложить/складировать сортименты на лесосеке. Однако в силу
частей 2 и
3 статьи 20 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ, Лесной кодекс),
подпункта "в" пункта 1,
пункта 6 Правил реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со
статьями 43 -
36 Лесного кодекса РФ (утвержденных
постановлением Правительства РФ от 23.07.2009 N 604; далее - Правила N 604) собственником древесины (сортиментов), заготовленной на лесном участке при размещении линии электропередачи, является Российская Федерация и в отсутствие согласования с собственником на перемещение древесины оспариваемое требование к арендатору по уборке/вывозу сортиментов в лесосеки является незаконным, а его исполнение невозможным. Относительно требования Министерства об обязании произвести очистку мест рубок от порубочных остатков Общество полагает его также неисполнимым ввиду неуказания в исковом заявлении и судебных актах подлежащего применению способа очистки.
Представители Министерства и третьего лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (
часть 3 статьи 284 АПК РФ).
В судебном заседании представитель Общества доводы кассационной жалобы поддержал.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, Министерство (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили 22.10.2021 договор аренды лесного участка N 130, предметом которого является передача в аренду лесного участка площадью 8,52 га, расположенного по адресу: Республика Карелия, Лахденпохский муниципальный район, Лахденпохское лесничество, Яккимское участковое лесничество, Яккимское лесничество, в границах лесных кварталов 31, 32, 65, 66; вид разрешенного использования - строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов; цель использования лесов - для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов - строительство ВЛ-10 кВ от Л-34-03-4 с установкой ТП10/0,4 кВ в районе п. Сикопохья Лахденпохского района (технологическое присоединение КФХ Болтухов А.М. N СПБ80-16509С/20 от 17.12.2020) и реконструкция В-10 кВ Л-34-03-8 с устройством линейного ответвления, монтажом ТП-10/0,4 кВ, строительством ВЛ-0,4 кВ в Лахденпохском районе (далее - Договор).
Подпунктами "з" и "к" пункта 3.4 названного Договора предусмотрено, что арендатор обязан осуществлять меры по предупреждению лесных пожаров и осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия в соответствии с законодательством Российской Федерации, проектом освоения лесов и приложением N 6 к Договору (в котором обязанность обеспечивать пожарную и санитарную безопасность на лесном участке определена как постоянная).
Лесничим и государственными инспекторами Яккимского участкового лесничества 17.05.2022 проведен осмотр переданного в аренду Обществу лесного участка площадью 8,52 га, в ходе которого установлено, что арендатором произведена заготовка древесины, которая складирована в штабеля; в кварталах 31, 32 объем складированной древесины составляет 274,68 куб. м, а в кварталах 65, 66 - 147 куб. м; порубочные остатки и сортименты лежат на месте рубки непосредственно вдоль стены леса, на всей площади очистка от порубочных остатков не произведена, полностью сортименты с лесосеки не убраны.
По факту выявленных нарушений лесохозяйственных требований 17.05.2022 составлен акт осмотра N 15, а в связи с невыполнением арендатором своих договорных обязательств в части очистки арендованного лесного участка от порубочных остатков и сортиментов Министерство направило Обществу требование от 08.06.2022 N 704 об устранении зафиксированных в указанном акте нарушений требований пожарной безопасности в срок до 11.07.2022.
Повторные осмотры, находящихся в аренде у Общества по Договору лесосек, послужили основанием для составления актов заключительного осмотра лесосеки от 22.09.2022 N 47 и от 26.09.2022 N 48 в которых зафиксировано, что на местах лесосечных работ оставлена (не вывезена) древесина объемом 50,84 куб. м, а также неудовлетворительно выполнена очистка мест рубок на площади 1,71 га. Требование от 08.06.2022 N 704 не исполнено.
В ходе проверки выполнения этого требования, в присутствии действующего по доверенности представителя Общества Стрижовой Г.Н., произведен осмотр спорного лесного участка, о чем составлен акт осмотра N 26 (с фототаблицей) в котором отражено, что на дату 21.08.2023 очистка от порубочных остатков не произведена в квартале 31 (выделах 20, 26), в квартале 32 (выделе 17), в квартале 65 (выделах 22, 23, 24); полностью сортименты с лесосеки не убраны в квартале 31 (выделах 20, 26), в квартале 32 (выделе 17). В связи с указанными фактами Обществу предложено заготовленную древесину уложить в штабель и произвести очистку лесосеки.
Неисполнение арендатором в добровольном порядке вышеупомянутой обязанности послужило поводом для обращения Министерства в арбитражный суд с соответствующим иском.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на наличие в рассматриваемом случае правовых и фактических оснований для удовлетворения иска.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (
часть 1 статьи 65,
части 1 -
5 статьи 71 АПК РФ), требованиям искового производства.
Исходя из системного толкования
пунктов 1 -
5 статьи 21,
пункта 13 части 1 статьи 25,
статьи 45,
пункта 1 статьи 51,
части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации,
пунктов 9,
11,
17 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных
приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.07.2020 N 434 (далее - Правила N 434),
подпункта "а" пункта 23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 (далее - Правила N 160),
статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", сетевые организации обязаны обеспечить содержание просек в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями
пунктов 26 -
31,
45 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденными
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1614 (далее - Правила N 1614), поскольку просеки, на которых находятся линии электропередач, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от древесины, порубочных остатков, как горючих материалов.
Судами установлен и материалами дела подтверждается факт допущенного Обществом лесонарушения, выраженного в необеспечении им как арендатором расчистки участка от горючих материалов в виде срубленных стволов деревьев и порубочных остатков.
Суды констатировали, что арендатор обязан осуществлять очистку участков лесного фонда в силу установленной законом, тогда как оставление порубочных остатков на лесосеке после завершения рубки лесных насаждений (тем более в пожароопасный период) не допускается и является нарушением условий Договора (пункты 3.4, приложения N 6 к нему и Проекта освоения лесов).
Вопреки позиции Общества, в силу прямого указания
пункта 45 Правил N 1614 уборка порубочных остатков осуществляется в соответствии с требованиями, предусмотренными
пунктами 26 -
31 названных Правил.
Так
пунктами 29,
30 Правил N 1614 предусмотрено, что срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Места рубки (лесосеки) в хвойных равнинных лесах на сухих почвах с оставленной на период пожароопасного сезона заготовленной древесиной, а также с оставленными на перегнивание порубочными остатками отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра. Места рубок (лесосеки) площадью свыше 25 гектаров должны быть, кроме того, разделены противопожарными минерализованными полосами указанной ширины на участки, не превышающие 25 гектаров.
Следовательно, ответчик вправе самостоятельно выбрать способ проведения очистки лесосеки из тех способов, которые предусмотрены указанными положениями
Правил N 1614, т.е. неопределенности в вопросе исполнения судебного акта по данному требованию истца не усматривается. Само по себе проведение этих работ подрядчиком (ООО "Электрокомплект") не свидетельствует об их надлежащем выполнении строго как того требуют
Правила.
Кроме того, применительно к спорной ситуации, Общество также настаивает на отсутствии у него обязанности по вывозу древесины (сортиментов) с лесного участка и не принимает позицию судов о необходимости только сложить/складировать сортименты на лесосеке, как того требуют
Правила N 1614.
Так из содержания мотивировочной части решения суда первой инстанции (с чем согласился и апелляционный суд) однозначно следует, что предметом рассмотрения в суде являлось именно требование об обязании Общества обеспечить надлежащие условия хранения заготовленной древесины (сортиментов) на арендованном лесном участке (соответствующие требования к хранению сортиментов установлены
пунктами 29,
30,
31 Правил N 1614: складирование заготовленной древесины только на открытых местах на расстоянии: - 20 метров от прилегающего лиственного леса при площади места складирования до 8 гектаров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 30 метров; - 40 метров от прилегающих хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 60 метров).
Суд, анализируя правомерность требования истца об обязании убрать сортименты, пришел к выводу, что Обществом, на которое возложена обязанность по содержанию просеки линейного объекта в надлежащем состоянии и по соблюдению правил пожарной безопасности в лесах, не представлено доказательств соблюдения нормативно установленных правил хранения древесины на лесном участке (
статьи 9,
65 АПК РФ), поскольку согласно приложенным к актам осмотра лесного участка фотоматериалам видно, что сортименты расположены на лесном участке хаотично, в отсутствие необходимого складирования, в необработанном виде.
Как следствие, ввиду отсутствия с 2022 года надлежащей обработки древесины и несоблюдения условий ее хранения возрастают риски, связанные как с утратой стоимости этой древесины, так и с возникновением пожара на лесном участке, что повлечет причинение вреда лесному фонду и его собственнику.
Представитель Министерства в судебном заседании суда апелляционной инстанции 14.08.2024 с таким судебным установлением согласился и подтвердил, что исковое требование об обязании убрать сортименты не предполагает намерение возложить на Общество обязанность по вывозу заготовленной древесины (сортиментов) с территории спорного лесного участка и заявляя это требование, Министерство фактически имело в виду необходимость убрать сортименты определенным образом (складировать) как того требуют нормы лесного законодательства.
Таким образом, из содержания мотивировочной части решения суда первой инстанции однозначно следует, что предметом рассмотрения в суде являлось именно требование об обязании ответчика обеспечить надлежащие условия хранения заготовленной древесины (сортиментов) на арендованном лесном участке.
Именно на такое исполнение указано в Требовании от 08.06.2022 N 704 и последнем акте осмотра от 21.08.2023 N 26, где Обществу предложено заготовленную древесину уложить в штабель (
пункт 29 Правил) и произвести очистку лесосеки (
пункт 27 Правил).
Исходя из изложенного (с учетом разъяснений истца в суде двух инстанций), требование об обязании убрать сортименты не предполагает понуждение Общества исполнить упомянутую обязанность исключительно посредством вывоза заготовленной древесины (сортиментов) с территории лесосеки.
Суд округа соглашается с таким выводом судов нижестоящих инстанций, поскольку доводы кассационной жалобы, повторяющие изложенную в ходе рассмотрения дела позицию по спору, основаны на иной, отличной от изложенной в судебных актах оценки, являлись предметом подробного исследования судами.
Выводы судов двух инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное и руководствуясь
статьями 286,
287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.03.2024 и
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2024 по делу N А26-8661/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Северо-Запад" - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.Б.МУНТЯН
Судьи
А.Г.КУДИН
В.М.ТОЛКУНОВ