Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.01.06-2025.02.01) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.01.2025 N Ф03-5559/2024 по делу N А51-3446/2024
Требование: О признании недействительным решения органа, уполномоченного на обеспечение первичных мер пожарной безопасности.
Обстоятельства: Оспариваемым решением предписано демонтировать самовольно возведенную пристройку к торцу здания, принадлежащую истцу, в связи с выявлением неустранимых нарушений требований пожарной безопасности, создающих угрозу жизни и здоровью граждан.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку наличие нарушений и реальной угрозы распространения пожара на административное здание доказано, правовые основания для занятия спорных земельных участков у истца отсутствовали.


Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.01.2025 N Ф03-5559/2024 по делу N А51-3446/2024
Требование: О признании недействительным решения органа, уполномоченного на обеспечение первичных мер пожарной безопасности.
Обстоятельства: Оспариваемым решением предписано демонтировать самовольно возведенную пристройку к торцу здания, принадлежащую истцу, в связи с выявлением неустранимых нарушений требований пожарной безопасности, создающих угрозу жизни и здоровью граждан.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку наличие нарушений и реальной угрозы распространения пожара на административное здание доказано, правовые основания для занятия спорных земельных участков у истца отсутствовали.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 января 2025 г. N Ф03-5559/2024
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2025 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 января 2025 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Никитиной Т.Н.
судей Луговой И.М., Михайловой А.И.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Светлый дом": Гетман П.Н., представитель по доверенности от 01.05.2024;
от администрации города Владивостока: Ибрагимова Д.Т., представитель по доверенности от 11.12.2024 N 1-3/5757;
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Светлый дом"
на решение от 11.06.2024, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2024
по делу N А51-3446/2024 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Светлый дом" (ОГРН 1052504126872, ИНН 2539071478; адрес: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Прапорщика Комарова, д. 45, корпус Б, помещ. 2)
к администрации города Владивостока (ОГРН 1022501302955, ИНН 2504001783; адрес: 690091, Приморский край, г. Владивосток, Океанский пр-кт, д. 20) в лице Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности
о признании недействительным решения
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Светлый дом" (далее - ООО "Светлый дом", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к администрации города Владивостока в лице комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - администрация, комиссия) о признании недействительным решения от 16.02.2024 N 12-ЧС.
Решением суда от 11.06.2024, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2024, в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "Светлый дом" обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить, дело направить в суд первой инстанции на новое рассмотрение в ином составе суда.
В обоснование жалобы приведены доводы о том, что при вынесении судебных актов суд не проверил полномочия должностного лица, подписавшего оспариваемый ненормативный акт, на предмет соблюдения пункта 2.1 статьи 4.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ), в силу которого комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований возглавляют главы местных администраций.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просила оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании, проведенном в соответствии с положениями статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Приморского края, представители сторон поддержали свои позиции по делу, дав по ним пояснения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения и постановления по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, 16.11.2005 между Управлением муниципального имущества, градостроительства и архитектуры г. Владивостока и обществом с ограниченной ответственностью "Компания Легион" заключены договор аренды N 02-005198-Ю-В-4789 в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:020020:35 площадью 70 кв. м в целях размещения павильона розничной торговли средств сотовой связи сроком действия с 19.09.2005 по 18.09.2008; договор N 02-005273-Ю-В-4961 в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:020020:36 площадью 47 кв. м в целях размещения благоустройства сроком действия с 19.09.2005 по 18.09.2008. Впоследствии права и обязанности по вышеуказанным договорам аренды переданы ООО "Светлый дом" на основании соглашения от 21.02.2006.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:020020:35 с ООО "Светлый дом" заключались договоры аренды от 22.07.2008 N 02-Ю-10730 сроком действия с 18.09.2008 по 17.06.2009; от 17.06.2014 N 02-Ю-19020 сроком действия с 28.05.2014 по 27.05.2017.
26.01.2022 в адрес ООО "Светлый дом" Управлением муниципальной собственности г. Владивостока направлены уведомление N 28/2160-исх об отказе от договора аренды от 16.11.2005 N 02-005273-Ю-В-4961 и уведомление N 28/2162-исх об отказе от договора аренды от 17.06.2014 N 02-Ю-19020.
Согласно выпискам из ЕГРН по состоянию на 27.09.2022 ограничение в виде аренды земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:020020:35 и 25:28:020020:36 отсутствует.
24.01.2024 в администрацию поступило обращение собственника нежилого помещения с кадастровым номером 25:28:020020:94, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Алеутская, д. 28 (в здании, непосредственно к которому возведен павильон), содержащее доводы о нарушении требований пожарной безопасности размещением павильона.
К указанному обращению приложено заключение ООО "Фонд пожарной безопасности" от 17.01.2024, содержащее сведения о возведении павильона с неустранимыми нарушениями требований пожарной безопасности, создающими реальную угрозу распространения пожара на административное здание, а также угрозу жизни и здоровью граждан, находящихся в административном здании, а именно:
- в нарушение требований статей 69, 80, 88 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент), пункта 2.1 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 (далее - Правила N 1479), пункта 4.3, таб. 1 Свода правил СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" не соблюден противопожарный разрыв до административного здания и имеется угроза распространения пожара от пристройки на административное здание через оконные проемы, расположенные за пристройкой и выше пристройки;
- в нарушение требований пунктов 2.1, 23 Правил N 1479, статей 40, 80 Технического регламента, пункта 5.4.16 (б) Свода правил СП 2.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты", пункта 4.4.12 Свода правил СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" пристройкой перекрыт оконный проем лестничной клетки административного здания, в результате чего нарушена освещенность путей эвакуации административного здания;
- в нарушение требований пункта 2.1 Правил N 1479, статей 80, 90 Технического регламента пристройка препятствует деятельности пожарных подразделений (обеспечению доступа для тушения пожара и проведения аварийно-спасательных работ) ввиду невозможности установить пожарную автолестницу с торца административного здания.
09.02.2024 в администрацию поступило предостережение Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Владивостоку Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Приморскому краю о недопустимости нарушения обязательных требований от 08.02.2024 N 2402/006-25/72/ПНН, согласно которому выявлены нарушения обязательных требований противопожарной безопасности, на администрацию возложена обязанность в течение 60 дней со дня получения предостережения устранить выявленные нарушения.
16.02.2024 во исполнение указанного предостережения и в целях недопущения причинения вреда жизни и здоровью граждан комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Владивостока принято решение N 12-ЧС "О недопущении нарушения требований пожарной безопасности", согласно которому государственный орган решил сложившуюся ситуацию считать чрезвычайной, требующей принятия неотложных мер, а также предписал Управлению дорог администрации г. Владивостока во взаимодействии с МБУ "Содержание городских территорий" незамедлительно организовать проведение демонтажа самовольно возведенной пристройки к торцу здания N 28 по ул. Алеутская, возведенной с неустранимыми нарушениями требований пожарной безопасности.
Полагая, что решение администрации от 16.02.2024 N 12-ЧС принято с нарушением закона и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ООО "Светлый дом" обратилось с заявлением в арбитражный суд, который в удовлетворении требования отказал.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело по правилам главы 34 АПК РФ, поддержал выводы суда первой инстанции.
При этом суды исходили из соответствия оспариваемого решения администрации в лице комиссии о недопущении нарушения требований пожарной безопасности требованиям действующего законодательства и отсутствия нарушения прав обратившегося лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
В соответствии с требованиями статьи 6 Технического регламента одним из основных условий обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является выполнение в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных Техническим регламентом.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), а также статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) обеспечение первичных мер пожарной безопасности относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 37 Федерального закона N 131-ФЗ).
Таким образом, администрация является исполнительно-распорядительным органом городского округа и наделена полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе, по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.
Согласно статье 1 Федерального закона N 69-ФЗ под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров; под мерами пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности; под требованиями пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно положениям статей 37, 38 Федерального закона N 69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, и несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.
Согласно статье 1 Федерального закона N 68-ФЗ чрезвычайная ситуация представляет собой обстановку на определенной территории, сложившуюся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определены в статье 7 Федерального закона N 68-ФЗ, к ним относятся, в том числе, мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, которые проводятся заблаговременно; планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, которые проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны.
Органы местного самоуправления содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (подпункты "ж" и "з" пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 68-ФЗ).
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", постановления администрации г. Владивостока от 01.03.2022 N 391 "Об утверждении Положения о Владивостокском городском звене Приморской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее - Положение о ВГЗ РСЧС) создана комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Владивостока, а также утверждено Положение о комиссии.
Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Владивостока является координационным органом Владивостокского городского звена Приморской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечивающим согласованность действий органов местного самоуправления города Владивостока и организаций при решении вопросов по защите населения и территорий Владивостокского городского округа от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах (пункт 5.4 Положения о ВГЗ РСЧС, пункт 1 Положения о комиссии).
Пунктом 9 Положения о ВГЗ РСЧС определено, что основными мероприятиями, проводимыми органами управления ВГЗ РСЧС, силами и средствами ВГЗ РСЧС, являются: проведение мероприятий по защите населения и территорий ВГО от чрезвычайных ситуаций; организация ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннее обеспечение действий сил и средств ВГЗ РСЧС, поддержание общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечение при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения ВГО к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций.
В силу пункта 6 Положения о ВГЗ РСЧС комиссия имеет право определять решением комиссии степень угрозы для населения и территории ВГО возникновения ЧС природного или техногенного характера, необходимость выполнения первоочередных (неотлагательных) мер (работ) для организации экстренного восстановления нормальной жизнедеятельности населения.
Комиссия в пределах своей компетенции имеет право, в том числе, принимать решения, обязательные для исполнения всеми органами администрации города Владивостока, предприятиями, организациями, учреждениями, общественными объединениями и населением города Владивостока (пункты 6, 9 Положения о комиссии).
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, установив, что двухэтажная пристройка к торцу административного здания по адресу: г. Владивосток, ул. Алеутская, д. 28 возведена с неустранимыми нарушениями требований пожарной безопасности, что создает реальную угрозу распространения пожара на административное здание, а также угрозу жизни и здоровью граждан, находящихся в административном здании, данный факт нашел подтверждение материалами дела, суды пришли к выводу о правомерности и обоснованности решения комиссии от 16.02.2024 N 12-ЧС, принятого в пределах ее полномочий и в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, поскольку направлено на предупреждение чрезвычайной ситуации в связи с неустранимыми нарушениями требований пожарной безопасности, создающими реальную угрозу жизни и здоровью граждан, а также об отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов заявителя, в том числе обоснованно учитывая отсутствие у общества на момент принятия оспариваемого решения и рассмотрения дела правовых оснований для занятия земельных участков.
Суды приняли во внимание, что выявленные нарушения требований пожарной безопасности являлись неустранимыми, влекли угрозу жизни и здоровью граждан, создавали угрозу распространения пожара в административном здании, являющемся местом массового скопления людей, данная ситуация признана чрезвычайной и требующей принятия незамедлительных мер.
Повторно заявленный довод том, что оспариваемое решение подписано не главой администрации, а его заместителем, в связи с чем является нелегитимным, был предметом рассмотрения апелляционной инстанции, отражен в оспариваемом судебном акте, получил надлежащую оценку, с которой кассационный суд согласен.
Так, в состав комиссии входят председатель, первый заместитель председателя, заместители председателя, секретарь и иные члены комиссии. Состав комиссии утверждается постановлением администрации города Владивостока. Председателем комиссии является глава города Владивостока. В случае отсутствия члена комиссии участие в заседании комиссии принимает лицо, исполняющее его обязанности (пункт 7 Положения о комиссии); заседания комиссии проводятся под руководством председателя комиссии, в его отсутствие или по поручению - первым заместителем председателя комиссии, в его отсутствие - одним из заместителей председателя комиссии. Итоги заседания комиссии оформляются в виде решения, которое подписывается председательствующим на заседании комиссии и направляется исполнителям в течение трех дней со дня проведения заседания комиссии, а в случае введения режима ЧС - в течение трех часов, следующих после проведения заседания комиссии (пункт 8 Положения о комиссии).
Приложением 2 к постановлению администрации г. Владивостока от 01.03.2022 N 391 утвержден пофамильный состав комиссии, из которого следует, что председателем комиссии является глава г. Владивостока - Шестаков К.В.; первым заместителем председателя комиссии является заместитель главы администрации г. Владивостока - Фищук Т.Г.
Изложенное свидетельствует о принятии оспариваемого решения в полном соответствии с порядком деятельности комиссии, в том числе с легитимным подписанием такого решения председательствующим на заседании комиссии первым заместителем председателя комиссии - Фищуком Т.Г.
Несоблюдения требований пункта 2.1 статьи 4.1 Федерального закона N 68-ФЗ не установлено.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, каких-либо нарушений требований статьи 71 АПК РФ при оценке доказательств не допущено. Изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам.
Доводы кассационной жалобы исследованы судами первой и апелляционной инстанций, направлены на иную оценку доказательств, и не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу требований части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 11.06.2024, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2024 по делу N А51-3446/2024 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Т.Н.НИКИТИНА
Судьи
И.М.ЛУГОВАЯ
А.И.МИХАЙЛОВА