Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.01.06-2025.02.01) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 22.10.2024 по делу N 88-25356/2024 (УИД 67RS0007-01-2024-000383-39)
Категория спора: Защита прав на жилое помещение.
Требования физического лица: О выселении из жилого помещения.
Обстоятельства: Истец указал, что в настоящее время ответчик не состоит в трудовых отношениях с истцом и не проходит у него службу, а потому он обязан освободить спорное помещение, так как дальнейшее проживание ограничивает право оперативного управления истца этим имуществом.
Решение: Удовлетворено.
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 22.10.2024 по делу N 88-25356/2024 (УИД 67RS0007-01-2024-000383-39)
Категория спора: Защита прав на жилое помещение.
Требования физического лица: О выселении из жилого помещения.
Обстоятельства: Истец указал, что в настоящее время ответчик не состоит в трудовых отношениях с истцом и не проходит у него службу, а потому он обязан освободить спорное помещение, так как дальнейшее проживание ограничивает право оперативного управления истца этим имуществом.
Решение: Удовлетворено.
ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 октября 2024 г. по делу N 88-25356/2024
67RS0007-01-2024-000383-39
Мотивированное определение изготовлено 22.10.2024
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сокуровой Ю.А.,
судей Голубевой И.В. и Полозовой Д.В.,
с участием прокурора Хрипунова А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление и.о. прокурора Смоленской области на решение Сафоновского районного суда Смоленской области от 29 марта 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 20 июня 2024 года,
по гражданскому делу по иску ФКУ ИК-2 УФСИН России по <адрес> к К. ФИО6 о признании утратившим право пользования служебным жилым помещением, выселении и снятии с регистрационного учета (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-397/2024).
Заслушав доклад судьи Сокуровой Ю.А., объяснения прокурора, поддержавшего представление, представителя ФКУ ИК-2 УФСИН, возражавшего против его удовлетворения, судебная коллегия
установила:
Решением Сафоновского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, постановлено признать К. утратившим право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> А, <адрес>. К. выселен из указанного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
В кассационном представлении прокурором ставится вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных.
Согласно
ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Удовлетворяя исковые требования ФКУ ИК-2 УФСИН России по <адрес> о признании К. утратившим право пользования служебным жилым помещением и его выселении, суд первой инстанции исходил из того, что правоотношения сторон возникли после введения в действие Жилищного
Кодекса РФ, в настоящее время ответчик не состоит в трудовых отношениях с истцом, и не проходит у него службу, а потому он обязан освободить спорное помещение, так как дальнейшее проживание К. ограничивает право оперативного управления истца этим имуществом.
Суд апелляционной инстанции с вышеуказанными выводами суда первой инстанции и их обоснованием согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов отвечают требованиям законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии со
ст. 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно
ч. 1,
2 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных
ч. 2 ст. 102 настоящего Кодекса и
ч. 2 настоящей статьи.
Не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей; пенсионеры по старости; члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер; инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
Доводы кассационного представления о том, что ответчик не может быть выселен из спорного жилого помещения до получения единовременной социальной выплаты на основании п. п. 27, 28 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам РФ и внутренним войскам МВД РФ, устанавливающего гарантии сотрудникам правоохранительных органов при выселении из служебных жилых помещений, отклоняются судом кассационной инстанции.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в
Определении от 29 октября 2020 г. N 2460-О, Жилищный
кодекс Российской Федерации, являясь системообразующим правовым актом, определяющим правила регулирования жилищных отношений, раскрывая содержание понятия "служебные жилые помещения", устанавливает, что они предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления
(статья 93).
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной инспекции, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, регулируются Федеральным
законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (
часть 1 статьи 1 данного Закона).
Пунктом 4 статьи 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что категории сотрудников, которым предоставляется жилое помещение специализированного жилищного фонда, и порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 г. N 217 утверждены
Правила предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации.
Согласно
пункту 3 Правил специализированное жилое помещение предоставляется сотруднику для временного проживания с даты заключения служебного контракта на период его действия в целях создания необходимых жилищно-бытовых условий при исполнении им служебных обязанностей по месту службы.
Пунктом 15 Правил установлено, что истечение срока действия служебного контракта или его расторжение, получение в установленном порядке жилого помещения в населенном пункте по месту службы или получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения являются основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения.
В связи с тем, что договор найма служебного жилого помещения заключается с учетом специфики трудовой деятельности нанимателя, имеющей социально-значимый аспект, что согласуется и с выводом Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в
Постановлении от 19 апреля 2018 г. N 16-П, о том, что предоставление гражданам служебных жилых помещений по месту службы непосредственно связано с осуществлением ими своих служебных обязанностей, соответственно, утрата гражданином правового статуса сотрудника федерального органа исполнительной власти влечет за собой и прекращение договора найма служебного жилого помещения, предоставленного ему с учетом данного статуса и для выполнения присущих занимаемой должности профессиональных обязанностей (
Определение Конституционного Суда РФ от 20 июля 2021 г. N 1607-О).
Поскольку положения
пункта 15 Правил сформулированы императивно, то они подлежат применению без учета обстоятельств, на которые прокурор ссылается в кассационном представлении.
Доказательств, свидетельствующих об обстоятельствах, которые могли бы служить основанием для сохранения за К. права пользования спорным жилым помещением, в материалы дела стороной ответчика не представлено.
Судебная коллегия не усматривает оснований для признания выводов нижестоящих судебных инстанций неправильными.
Вопреки доводам представления, принимая решение по заявленным требованиям, суд первой и второй инстанции дали оценку всем представленным в материалы дела доказательствам по правилам
ст. 67 ГПК РФ и привели аргументированные суждения по всем выводам.
Несогласие кассатора с результатами оценки доказательств, произведенной судом, не подпадает под приведенный в
ст. 379.7 ГПК РФ исчерпывающий перечень к пересмотру вступивших в законную силу судебных постановлений.
Довод кассационного представления о необходимости применения норм права по аналогии при наличии специального законодательного регулирования является несостоятельным.
Доводы представления явились предметом исследования суда кассационной инстанции и отклонены, поскольку основаны на ошибочном толковании подлежащего применению к спорным правоотношениям законодательства, фактических обстоятельств и не влекут возникновение оснований для его удовлетворения.
Выводы суда первой и апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Судом правильно применены нормы материального и процессуального права.
Оснований для отмены судебных актов применительно к аргументам, приведенным в кассационном представлении, не имеется.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в
части 4 статьи 379.7 ГПК РФ, при рассмотрении дела не установлено.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений и удовлетворения кассационного представления.
Руководствуясь
статьями 379.7,
390,
390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сафоновского районного суда Смоленской области от 29 марта 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 20 июня 2024 года оставить без изменения, кассационное представление - без удовлетворения.