Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.01.06-2025.02.01) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 28.11.2024 по делу N 88-21088/2024 (УИД 89RS0002-01-2024-000609-46)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Споры, связанные с предоставлением единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Решением истцу отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с представлением неполного пакета документов.
Решение: Удовлетворено в части.
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 28.11.2024 по делу N 88-21088/2024 (УИД 89RS0002-01-2024-000609-46)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Споры, связанные с предоставлением единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Решением истцу отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с представлением неполного пакета документов.
Решение: Удовлетворено в части.
СЕДЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 ноября 2024 г. по делу N 88-21088/2024
Дело N 2-512/2024
УИД 89RS0002-01-2024-000609-46
Мотивированное определение изготовлено 5 декабря 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М.,
судей Карповой О.Н., Ложкаревой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-512/2024 по иску Ш.И. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Ямало-Ненецкому автономному округу об оспаривании решения об отказе в постановке на учет для получения социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, возложении обязанности принять на учет, признать право на получение единовременной социальной выплаты,
по кассационным жалобам Ш.И., Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ямало-Ненецкому автономному округу на решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 мая 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 августа 2024 г.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н., судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ш.И. обратился с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - УФСИН), в котором, уточнив заявленные требования, просил признать незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УИС, проходящим службу в УФСИН и подведомственных учреждениях, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, уволенным со службы, единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилых помещений от 1 сентября 2023 г. об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; признать за Ш.И. право на постановку на учет лиц, имеющих право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, с возложением на УФСИН обязанности принять истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (том 1 л.д. 166-167).
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что 27 июля 2023 г. обратился в УФСИН с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Решением комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УИС, проходящим службу в УФСИН и подведомственных ему учреждениях, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, уволенным со службы, единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилых помещений от 1 сентября 2023 г. ему отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании
подпунктов "б",
"з",
"и" пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации", а именно: в связи с представлением неполного пакета документов. Не согласившись с решением, он направил обращение в УФСИН, который ответом от 6 октября 2023 г. N ог-81/ТО/31-504 разъяснил ему право судебного обжалования данного решения.
Решением Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 мая 2024 г. исковые требования Ш.И. удовлетворены. Признан незаконным отказ комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УИС, проходящим службу в УФСИН и подведомственных ему учреждениях, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, уволенным со службы, единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилых помещений от 1 сентября 2023 г. (протокол N 2) в постановке Ш.И. на учет для получения единовременной социальной выплаты. Признано за Ш.И. право на постановку на учет лиц, имеющих право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. На УФСИН возложена обязанность принять Ш.И. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, с даты подачи заявления.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 августа 2024 г. указанное решение отменено в части удовлетворения исковых требований о признании за Ш.И. права на постановку на учет лиц, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении на УФСИН обязанности принять Ш.И. на данный учет и принято в данной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В остальной части решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе истец Ш.И. ставит вопрос об отмене апелляционного определения, оставлении в силе решения суда первой инстанции по мотивам незаконности и необоснованности.
В кассационной жалобе представитель ответчика УФСИН просит отменить судебные постановления, ссылаясь на их необоснованность и незаконность, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
От Ш.И. поступил отзыв на кассационную жалобу, в котором истец просит жалобу ответчика оставить без удовлетворения, как необоснованную.
Определением судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 17 октября 2024 г. ходатайство УФСИН об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи оставлено без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со
статьями 167,
379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с
частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим
Кодексом.
В соответствии со
статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационных жалоб, отзыва на жалобу, изучив материалы дела, выслушав объяснения относительно кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как установлено судами, истец Ш.И. проходил службу в УФСИН, имел специальное звание майора внутренней службы.
Приказом УФСИН от 10 июля 2023 г. N 171-лс Ш.И. уволен со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы по пункту 4 части 2 статьи 84 статьи 58 Федерального закона от 18 июля 2018 г. N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" - по выслуге лет, дающей право на получение пенсии - 28 июля 2023 г.
Из указанного приказа следует, что по состоянию на дату увольнения выслуга лет Ш.И. составила в календарном исчислении 25 лет 00 месяцев 28 дней, в льготном - 40 лет 06 месяцев 10 дней.
27 июля 2023 г. Ш.И. обратился в территориальную комиссию УФСИН с рапортом о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи два человека, включая супругу Ш.Н.
Из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УИС для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 1 сентября 2023 г. N 2 следует, что Ш.И. с 16 февраля 2011 г., супруга Ш.Н. - с 4 февраля 2011 г. по настоящее время зарегистрированы и проживают в служебном жилом помещении общей площадью 46,4 кв. м, расположенном по адресу: <данные изъяты>, принадлежащим на праве собственности ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу. Заявителем представлены документы: копия паспорта, копия СНИЛС, копия свидетельства о заключении брака, справка о наличии (отсутствии) права собственности на объекты недвижимости, копия послужного списка, копия приказа о расторжении контракта и увольнении со службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, копия договора найма служебного жилого помещения.
Решением территориальной подкомиссии УФСИН от 1 сентября 2023 г. N 2 Ш.И. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании
подпунктов "б",
"з",
"и" пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации", что следует из протокола заседания комиссии.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями
статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369, исходил из того, что у жилищной комиссии отсутствовали основания для отказа в постановке на учет истца по мотивам непредоставления копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника, выписки из домовых книг, поскольку Ш.И. представил копию своего паспорта и копию паспорта супруги Ш.И. с отметками в них о регистрации по месту жительства, а также договор найма служебного жилого помещения от 1 декабря 2010 г. На заседании комиссии были установлены обстоятельства о проживании и регистрации Ш.И. и его семьи. При рассмотрении дела было установлено и не оспаривалось ответчиком, что истец имел право быть поставленным на учет с целью получения единовременной социальной выплаты с целью приобретения жилого помещения, поскольку не имел в собственности жилых помещений, членом семьи собственника, обеспеченного более 15 кв. м на каждого члена семьи не являлся, на условиях договора социального найма жилое помещение не занимал, действий по ухудшению своих жилищных условий не совершал. В ходе судебного разбирательства Ш.И. представлены уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений о правах на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости, на себя и на Ш.Н., брак с которой в соответствии с актовой записью о расторжении брака от 15 ноября 2023 г. был расторгнут 29 сентября 2023 г. на основании решения мирового судьи о расторжении брака от 28 августа 2023 г. Отсутствие запрашиваемых ответчиком документов не повлияло на право истца быть признанным нуждающимся с целью получения единовременной выплаты.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу, что истец имел право быть поставленным на учет с целью получения единовременной социальной выплаты с целью приобретения жилого помещения. Представление комиссии неполного пакета документов, указанных в
пункте 5 Правил, не является основанием к отказу в иске, поскольку истец не имеет возможности повторно обратиться в комиссию с заявлением о постановке на учет в связи с увольнением.
Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда о незаконности оспариваемого истцом решения комиссии, обратив внимание на то, что в удовлетворении заявления истца о постановке на учет отказано по основанию, не предусмотренному законом.
Правила предоставления единой социальной выплаты не содержат запрета на представление лицом, претендующим на получение социальной выплаты, дополнительных документов, а равно и право комиссии разъяснить претенденту необходимость их предоставления.
При этом суд апелляционной инстанции признал основанными на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, не соответствующими установленным обстоятельствам по делу выводы суда первой инстанции о признании за Ш.И. права на постановку на учет лиц, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении на УФСИН обязанности принять Ш.И. на данный учет.
Отменяя решение суда первой инстанции в указанной части и принимая новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции, сославшись на положения Федерального
закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369, исходил из того, что принятие решения о постановке истца на получение социальной выплаты относится к компетенции соответствующей комиссии. Оценка потенциального права истца состоять на данном учете комиссией по существу не производилась. Суд не может подменять полномочия комиссии в рамках ее компетенции. Заявленные истцом требования о признании за Ш.И. права на постановку на учет лиц, имеющих право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении на УФСИН обязанности принять Ш.И. на данный учет являются преждевременными, поскольку отказ в постановке на данный учет имел место по формальным основаниям и признан судом незаконным.
По мнению суда апелляционной инстанции, удовлетворение требований иска в части признания решения комиссии незаконным возлагает на комиссию обязанность рассмотреть поданное заявление повторно, с учетом изменения состава семьи истца и представления им дополнительных документов, отсутствие которых послужило основанием для принятия комиссией обжалуемого решения.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судебных инстанций о признании незаконным решения территориальной подкомиссии УФСИН от 1 сентября 2023 г. являются правильными.
Вопреки доводам кассационной жалобы представителя ответчика, учитывая, что
Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369, не предусмотрено такого основания отказа в постановке на учет, как предоставление не полного пакета документов, суд первой инстанции правомерно исходили из того, что в постановке на учет истцу могло быть отказано лишь при несоответствии его условиям, предусмотренным
статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что выводы суда апелляционной инстанции в части, которой истцу в удовлетворении исковых требований отказано, сделаны с нарушением норм материального права, в связи с чем заслуживают внимания доводы кассационной жалобы истца о том, что, отменяя решение суда первой инстанции в части возложения на ответчика обязанности поставить истца на учет, суд апелляционной инстанции, исключив из резолютивной части решения указание на действия, которые должен совершить ответчик для восстановления нарушенного права, создал ситуацию правовой неопределенности, в связи с этим истец лишен возможности прибегнуть к процедуре принудительного исполнения решения суда, а ответчик до настоящего времени, вопреки указаниям суда апелляционной инстанции, не рассмотрел документы истца повторно.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, урегулированы Федеральным
законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (
часть 1 статьи 1 данного Закона в редакции, действовавшей на дату обращения Ш.И. с заявлением о постановке на учет - 27 июля 2023 г.; далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
В соответствии с
частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее также - единовременная социальная выплата).
Социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник, в том числе: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (
часть 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (
часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу
части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются следующие документы:
а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником);
б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации);
в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника;
г) копия послужного списка сотрудника;
д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
е) справки об обучении в образовательных организациях по очной форме детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения;
и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений;
к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма);
л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных
пунктом 19 настоящих Правил).
Копии документов, указанные в
пункте 5 настоящих Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (
пункт 6 Правил).
На основании заявления и документов, указанных в
пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных
частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (
пункт 7 Правил).
Право на получение единовременной социальной выплаты сохраняется за гражданами Российской Федерации, принятыми на учет для получения единовременной социальной выплаты в качестве сотрудников и уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию, с учетом сохранения за ними права, указанного в
пункте 19 настоящих Правил, имевшегося у них на день увольнения (
пункт 14 Правил).
Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что Федеральный
закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ в качестве жилищной гарантии сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, предусматривает такой вид обеспечения жильем, как предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Наличие правовых оснований для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в
пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и заверенных в установленном порядке. Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и требования к оформлению этих документов. Согласно буквальному содержанию
подпункта "з" пункта 5 Правил сотрудник при обращении в комиссию в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты обязан приложить к заявлению (рапорту) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с места своего жительства и мест жительства совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления. Вместе с тем сотрудником могут быть представлены документы, заменяющие выписки из домовых книг и копии финансовых лицевых счетов с места жительства.
Статьей 8 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что сотруднику, не имеющему жилого помещения по месту службы, ежемесячно выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, или указанному сотруднику и совместно проживающим с ним членам его семьи предоставляется с учетом положения
части 4 настоящей статьи жилое помещение специализированного жилищного фонда
(часть 1).
Не имеющим жилого помещения по месту службы признается сотрудник:
1) не являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, но не имеющий возможности ежедневно возвращаться в указанное жилое помещение в связи с удаленностью места его нахождения от места службы
(часть 2).
Категории сотрудников, которым предоставляется жилое помещение специализированного жилищного фонда, и порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
(часть 4).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 г. N 217 "Об установлении категорий сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации, которым предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда, и о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам этих учреждений и органов" предусмотрено, что жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации, которые не имеют жилого помещения по месту службы и которым не выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения (
пункт 1 постановления).
В соответствии с
Правилами предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации специализированный жилищный фонд органов (учреждений) состоит из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях, находящихся в федеральной собственности и закрепленных на праве оперативного управления за органами (учреждениями)
(пункт 2).
Для рассмотрения вопроса о предоставлении специализированного жилого помещения сотрудник представляет в жилищную (жилищно-бытовую) комиссию органа (учреждения), в котором он проходит службу, следующие документы: а) рапорт на имя руководителя органа (учреждения), в котором он проходит службу; б) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи; в) выписка из домовой книги по месту жительства; г) копия финансового лицевого счета с места жительства; д) справка о сдаче специализированного жилого помещения по прежнему месту службы (в случае если такое жилое помещение ему предоставлялось); е) документы, подтверждающие наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и членов его семьи жилых помещений по месту службы
(пункт 11).
Из приведенных нормативных положений следует, что служебные жилые помещения предоставляются в случае отсутствия в собственности сотрудника и членов его семьи жилых помещений по месту службы на основании представленных в подтверждение данного факта документов.
Суд первой инстанции, делая вывод о представлении истцом в комиссию УФСИН документов о месте проживания, регистрации, правовых оснований для использования жилого помещения, указал на то, что Ш.И. представил копию своего паспорта и копию паспорта супруги Ш.И. с отметками в них о регистрации по месту жительства в служебном жилом помещении с 16, 24 февраля 2011 г., а также договор найма служебного жилого помещения от 1 декабря 2010 г. по адресу: <данные изъяты> принадлежащим на праве собственности ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу. На заседании комиссии были достоверно установлены обстоятельства о проживании и регистрации Ш.И. и членов его семьи в указанном служебном жилом помещении. Также истцом представлены справки БТИ г. Карачаев Брянской области (по предыдущему месту службы) на себя и супругу об отсутствии в собственности жилых помещений.
Установив, что истец на дату подачи заявления не имел и не имеет в настоящее время собственности жилых помещений, членом семьи собственника, обеспеченного более 15 кв. м на каждого члена семьи не является и не являлся, на условиях договора социального найма жилое помещение не занимал, действий по ухудшению своих жилищных условий не совершал, что представитель ответчика в ходе судебного разбирательства и в кассационной жалобе не оспаривает, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у комиссии оснований для отказа истцу в постановке на учет, обязал ответчика совершить действия, направленные на восстановление нарушенного права, поскольку в связи с увольнением со службы истец не имеет права на обращение в комиссию по вопросу постановки на учет.
Не соглашаясь с приведенным выводом суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции сослался на то, что принятие решения о постановке истца на получение социальной выплаты относится к компетенции соответствующей комиссии. Оценка потенциального права истца состоять на данном учете комиссией по существу не производилась. Суд не может подменять полномочия комиссии в рамках ее компетенции. Заявленные истцом требования о признании за ним права на постановку на учет, возложении на УФСИН обязанности принять на данный учет, являются преждевременными, поскольку отказ в постановке на данный учет имел место по формальным основаниям и признан судом незаконным.
В нарушение требований
части 4 статьи 67,
части 1 статьи 327.1,
пункта 5 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции не привел в определении мотивы, по которым он не принял во внимание доказательства, на основании которых суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Вопреки требованиям
пункта 6 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не изложил в судебном акте мотивы, по которым он не согласился с выводом суда первой инстанции о том, что истец подтвердил надлежащими документами свое право стоять на учете для получения социальной выплаты, что представитель ответчика в ходе судебного разбирательства не оспаривал.
Согласно
статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации признание права является одним из способов защиты гражданских прав.
Данную правовую норму суд апелляционной инстанции не применил, вследствие неправильного толкования и применения норм материального права суд апелляционной инстанции пришел к ошибочному выводу об отсутствии оснований для признания за Ш.И. права на постановку на учет лиц, имеющих право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении на УФСИН обязанности принять Ш.И. на данный учет являются преждевременными.
Приходя к выводу о том, что комиссия должна повторно рассмотреть документы истца, суд апелляционной инстанции также не учел, что в соответствии с пунктом 14 Правил истец, будучи уволенным со службы, не имеет возможности во внесудебном порядке подтвердить свое право стоять на учете, а судом обязанность повторно рассмотреть заявление истца на ответчика не возложена.
При таких обстоятельствах, вывод суда апелляционной инстанции об отказе истцу в удовлетворении исковых требований о признании за ним права на постановку на учет лиц, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении на УФСИН обязанности принять Ш.И. на данный учет, не может быть признан правомерным, так как не основан на нормах права.
Ввиду изложенного у суда апелляционной инстанции не имелось установленных
статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для частичной отмены решения суда первой инстанции и отказа в удовлетворении исковых требований Ш.И., апелляционное определение нельзя признать законным в части, которой отменено решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований Ш.И. о признании за ним права на постановку на учет лиц, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении на УФСИН обязанности принять истца на данный учет, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении данных исковых требований, оно в данной части принято с нарушениями норм материального права, что согласно
статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены апелляционного определения в соответствующей части и оставления в отмененной части в силе решения суда первой инстанции, разрешившего спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь
статьями 379.5,
379.7,
390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 августа 2024 г. отменить в части, которой отменено решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 мая 2024 г. об удовлетворении исковых требований Ш.И. о признании за ним права на постановку на учет лиц, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении на Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Ямало-Ненецкому автономному округу обязанности принять Ш.И. на данный учет, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении данных исковых требований. В отмененной части оставить в силе решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 мая 2024 г.
В остальной части решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 мая 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 августа 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ямало-Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.