Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.01.06-2025.02.01) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 05.12.2024 N 88а-30789/2024 (УИД 68RS0001-01-2024-001851-02)
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: О признании незаконным бездействия администрации исправительного учреждения.
Обстоятельства: Истец указал, что бездействие выразилось в непринятии мер по оборудованию помещений автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, в непроведении работ по поддержанию в работоспособном состоянии автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения.
Решение: Удовлетворено.

Кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 05.12.2024 N 88а-30789/2024 (УИД 68RS0001-01-2024-001851-02)
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: О признании незаконным бездействия администрации исправительного учреждения.
Обстоятельства: Истец указал, что бездействие выразилось в непринятии мер по оборудованию помещений автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, в непроведении работ по поддержанию в работоспособном состоянии автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения.
Решение: Удовлетворено.


Содержание


ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 декабря 2024 г. N 88а-30789/2024
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Рахманкиной Е.П.
судей Иванова Д.А., Циркуновой О.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тамбовской области по доверенности ФИО1 (поступившую в суд первой инстанции 25 октября 2024 года, в суд кассационной инстанции с делом - 8 ноября 2024 года) на решение Октябрьского районного суда города Тамбова от 13 июня 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 9 сентября 2024 года, вынесенные по административному делу N 2а-1893/2024 по административному исковому заявлению Тамбовского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Тамбовской области к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тамбовской области о признании незаконным бездействия,
заслушав доклад судьи Циркуновой О.М., судебная коллегия Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
И.о. Тамбовского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждения Тамбовской области обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-l УФСИН России по Тамбовской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по оборудованию автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре туберкулезно-легочного отделения и швейного участка N промышленной зоны, в непроведении работ по поддержанию в работоспособном состоянии автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на объектах промышленной зоны учреждения: швейных участков N и N, пекарне, столовой для осужденных, и возложении обязанности устранить допущенные нарушения в девятимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований указано, что 12 марта 2024 года Тамбовской прокуратурой за соблюдением законов в исправительных учреждениях Тамбовской области в ФКУ ИК-l УФСИН России по Тамбовской области с участием заместителя начальника отдела безопасности исправительного учреждения и начальника ОП ВПО учреждения была проведена проверка соблюдения требований противопожарного законодательства и выявлены нарушения требований противопожарного законодательства, выразившееся в том, что в туберкулезно-легочном отделении и швейном участке N промышленной зоны автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре отсутствует, а объектах промышленной зоны: швейных участках N и N, столовой для осужденных, пекарне автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре находится в неисправном состоянии.
8 сентября 2023 года в адрес врио начальника ФКУ ИК-l УФСИН России по Тамбовской области Тамбовским прокурором внесено представление об устранении нарушений законодательства, в том числе в области нарушений требований противопожарного законодательства, однако до настоящего времени они не устранены.
Решением Октябрьского районного суда города Тамбова от 13 июня 2024 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 9 сентября 2024 года, признано незаконным бездействие ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тамбовской области, выразившееся в непринятии мер по оборудованию автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре туберкулезно-легочного отделения и швейного участка N промышленной зоны, в не проведении работ по поддержанию в работоспособном состоянии автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на объектах промышленной зоны учреждения: швейных участков N и N, столовой для осужденных.
На ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тамбовской области возложена обязанность в девятимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по оборудованию автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре туберкулезно-легочного отделения и швейного участка N промышленной зоны, по проведению работ по поддержанию и работоспособном состоянии автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на объектах промышленной зоны учреждения: швейных участков N и N, столовой для осужденных.
Об исполнении решения суда ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тамбовской области постановлено сообщить в суд и Тамбовскому прокурору по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Тамбовской области в течение 10 дней со дня окончания срока исполнения.
В поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе административным ответчиком ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тамбовской области по доверенности ФИО1 ставится вопрос об изменении состоявшихся по делу судебных актов в части срока исполнения решения суда, установлении его равным 18 месяцам.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 13 ноября 2024 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Драева Т.К., полагавшего, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что по настоящему административному делу предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены или изменения в кассационном порядке судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется.
Положениями статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее также - Федеральный закон "О пожарной безопасности") предусмотрено, что пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; обязательные требования пожарной безопасности (далее - требования пожарной безопасности) - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно статье 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности при эксплуатации зданий и сооружений предусмотрены Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ).
В силу положений статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1) учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Согласно пункту 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, ФСИН России осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в том числе исправительных колоний), предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов уголовно-исполнительной системы, а также по жилищному строительству.
ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы (пункт 5 Положения о ФСИН России).
Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно выписок из Единого государственного реестра недвижимости, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тамбовской области на праве оперативного управления принадлежат помещения, в которых размещено туберкулезное отделение. В судебном заседании представителем административного ответчика не отрицался и факт принадлежности ФКУ ИК-l УФСИН России по Тамбовской промышленной зоны с находящимися в ней швейными участками N, N, N столовой для осужденных.
И.о. Тамбовского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Тамбовской области, совместно с представителями ФКУ ИК-l УФСИН России по Тамбовской области, 12 марта 2024 года была проведена проверка соблюдения требований противопожарного законодательства в ФКУ ИК-l УФСИН России по Тамбовской области, в ходе которой были выявлены нарушения требований противопожарного законодательства - в туберкулезно-легочном отделении и швейном участке N промышленной зоны автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре отсутствует, на объектах промышленной зоны: швейных участках N и N, столовой для осужденных, пекарне автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре находится в неисправном состоянии, по итогам проверки был составлен акт, подписанный и.о. прокурора и заместителем начальника отдела безопасности и начальником ОП ВПО ФКУ ИК-l УФСИН России по Тамбовской области.
8 сентября 2023 года в адрес врио начальника ФКУ ИК-l УФСИН России по Тамбовской области Тамбовским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Тамбовской области внесено представление об устранении нарушений законодательства, в том числе в области нарушений требований противопожарного законодательства. Указанное представление ФКУ ИК-l УФСИН России по Тамбовской области было рассмотрено в установленном законом порядке, о результатах рассмотрения сообщено, факт наличия выявленных нарушений не отрицался.
Согласно справки начальника ИВПО ОРН УФСИН России по Тамбовской области в 2023 году на обеспечение пожарной безопасности исправительных учреждений УФСИН России по Тамбовской области от ФСИН России поступило <данные изъяты> рублей, которые распределены в ведомственные учреждения, в том числе в ИК - <данные изъяты> руб. 16 августа 2023 года, 26 июля 2023 года и 5 июля 2023 года начальником ФКУ ИК-l УФСИН России по Тамбовской области в адрес УФСИН России по Тамбовской области направлялись заявки о выделении дополнительных денежных средств для проведения ремонтных работ по устранению нарушений требований противопожарной безопасности.
Исследовав и оценив представленные доказательства, суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу о возложении на ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тамбовской области обязанности по устранению указанных нарушений, поскольку данные нарушения пожарной безопасности касаются безопасности людей, эксплуатация объекта с нарушениями требований пожарной безопасности может привести к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей при возможном возникновении пожара.
В силу статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, а также обеспечивать охрану здоровья осужденных.
ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тамбовской области является юридическим лицом и действует на основании Устава, утвержденного приказом ФСИН России от 26 апреля 2021 года N 309, согласно пункту 2.1 которого предметом и целями деятельности учреждения являются, в числе прочего, обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных, обеспечение безопасности содержащихся в нем осужденных, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территории учреждения.
Учреждение обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации пожарную безопасность (пункт 2.5.1 Устава).
Судебная коллегия учитывает, что нарушения требований законодательства о пожарной безопасности нарушают права осужденных, персонала исправительного учреждения, должностных лиц и граждан, находящихся в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тамбовской области, влияют на их безопасность, могут привести к гибели людей, создают угрозу уничтожения или повреждения имущества. Таким образом, обязанность по выполнению мероприятий, направленных на обеспечение противопожарной безопасности, лежит именно на ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тамбовской области.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии и недостаточности финансирования ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тамбовской области для выполнения мероприятий по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности, не могут являться основанием для освобождения учреждения от исполнения требований законодательства.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов о том, что установленные сроки для выполнения возложенных на ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тамбовской области обязанностей при установленных по делу фактических обстоятельствах с учетом общественной значимости разрешаемого вопроса являются разумными.
В связи с изложенным, оснований для изменения состоявшихся по делу судебных актов в части установления сроков исполнения решения суда, по доводам кассационной жалобы не имеется.
Вместе с тем, при наличии объективных причин, препятствующих исполнению решения суда в установленный срок, административный ответчик вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта в порядке, предусмотренном статьей 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы не содержат оснований, предусмотренных статьями 310, 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, влекущих отмену судебных актов.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам
определила:
решение Октябрьского районного суда города Тамбова от 13 июня 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 9 сентября 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административного ответчика ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тамбовской области по доверенности ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено в полном объеме 9 декабря 2024 года.