Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.01.06-2025.02.01) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 12.12.2024 N 88а-31013/2024 (УИД 33RS0015-01-2023-001653-34)
Категория: Споры с органами власти в сфере строительства и жилищных отношений.
Требования: Об обязании обустроить источник противопожарного водоснабжения.
Обстоятельства: Прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности, по результатам которой установлено, что на территории деревни для целей пожаротушения не устроен подъезд с площадкой с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года из имеющегося искусственного водоисточника (водоема), находящегося вблизи деревни.
Решение: Удовлетворено.


Кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 12.12.2024 N 88а-31013/2024 (УИД 33RS0015-01-2023-001653-34)
Категория: Споры с органами власти в сфере строительства и жилищных отношений.
Требования: Об обязании обустроить источник противопожарного водоснабжения.
Обстоятельства: Прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности, по результатам которой установлено, что на территории деревни для целей пожаротушения не устроен подъезд с площадкой с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года из имеющегося искусственного водоисточника (водоема), находящегося вблизи деревни.
Решение: Удовлетворено.

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 декабря 2024 г. N 88а-31013/2024
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Циркуновой О.М.,
судей Ульянкина Д.В., Иванова Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главы администрации Нагорного сельского поселения Петушинского района Владимирской области К.О. на решение Петушинского районного суда Владимирской области от 25 декабря 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 21 мая 2024 года, вынесенные по административному делу N 2а-1070/2023 по административному исковому заявлению прокурора Петушинского района Владимирской области к администрации Нагорного сельского поселения Петушинского района Владимирской области о возложении обязанности обустроить источник противопожарного водоснабжения.
Заслушав доклад судьи Ульянкина Д.В., судебная коллегия Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил обязать администрацию Нагорного сельского поселения Петушинского района Владимирской области обустроить на территории деревни Воскресенье источник противопожарного водоснабжения в соответствии с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479, Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", а также Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
В обоснование ссылался на то, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности, по результатам которой установлено, что в нарушение пункта 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации N 1479 на территории деревни Воскресенье Нагорного сельского поселения для целей пожаротушения не устроен подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года из имеющегося искусственного водоисточника (водоема), находящегося вблизи деревни Воскресенье.
Максимальный радиус обслуживания имеющегося на территории деревни Воскресенье водоисточника (скважины) не позволяет обеспечить наружным противопожарным водоснабжением все объекты защиты, расположенные на территории указанного населенного пункта, в связи с чем необходимо использовать искусственный водоисточник, имеющийся вблизи деревни Воскресенье водоем, который по расположению соответствует требованиям, указанным в пункте 75 Правил N 1479.
Исходя из положений части 5 статьи 68 Федерального закона N 123-ФЗ, допускается не предусматривать наружное противопожарное водоснабжение населенных пунктов с числом жителей до 50 человек, что дает основание не создавать искусственные источники вновь, тогда как водный объект (искусственный водоем) уже имеется в непосредственной близости к населенному пункту деревни Воскресенье.
Меры прокурорского реагирования (вынесение в адрес административного ответчика предостережения, представления об устранении нарушений), принятые во внесудебном порядке результатов не дали, выявленные нарушения не устранены, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на пожарную безопасность.
Решением Петушинского районного суда Владимирской области от 25 декабря 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 21 мая 2024 года, административные исковые требования прокурора удовлетворены. Судом на администрацию Нагорного сельского поселения Петушинского района Владимирской области возложена обязанность обустроить на территории д. Воскресенье Петушинского района Владимирской области источник противопожарного водоснабжения в соответствии с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479, Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", а также Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" до 31 декабря 2024 года.
В кассационной жалобе, поступившей в суд кассационной инстанции 11 ноября 2024 года, административным ответчиком ставится вопрос об отмене вынесенных судебных актов по мотиву неправильного применения судами норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
В судебном заседании суда кассационной инстанции прокурор ФИО5 возражал против удовлетворения кассационной жалобы административного ответчика.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
При рассмотрении настоящего дела таких нарушений не допущено.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным законом от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ).
Федеральный закон от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В соответствии с Федеральным законом N 123-ФЗ к пожарному оборудованию относятся пожарные гидранты, гидрант-колонки, колонки, напорные и всасывающие рукава, стволы, гидроэлеваторы и всасывающие сетки, рукавные разветвления, соединительные головки, ручные пожарные лестницы, которые должны обеспечивать возможность подачи огнетушащих веществ к месту пожара с требуемым расходом и рабочим давлением, необходимым для тушения пожара в соответствии с тактикой тушения пожаров, а также проникновения личного состава подразделений пожарной охраны в помещения зданий, сооружений и строений. Пожарные гидранты должны устанавливаться на сетях наружного водопровода и обеспечивать подачу воды для целей пожаротушения (ст. ст. 126, 127 Закона).
В силу положений пункта 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 3, 19 Федерального закона N 69-ФЗ на органы местного самоуправления поселений и городских округов возложены обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов. Руководители организации обязаны, в том числе: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению (статья 37 Федерального закона N 69-ФЗ).
В соответствии со статьей 19 Федерального закона N 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
В статье 1 Федерального закона N 69-ФЗ определено, что под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Пунктом 1 ст. 63 Федерального закона N 123-ФЗ установлено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органом местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.
Согласно п. 2 ст. 63 Федерального закона N 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
В силу ст. 62 Федерального закона N 123-ФЗ здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные). Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом (п. 3). Необходимость обеспечения противопожарного водоснабжения, устройства систем водоснабжения, водопроводных сетей, искусственных водоемов и пожарных резервуаров, использования водных объектов для противопожарных нужд определяется настоящим Федеральным законом, а требования к их устройству нормативными документами по пожарной безопасности. Запас воды водных объектов и пожарных резервуаров должен обеспечивать расчетные расходы воды на пожаротушение зданий и сооружений с учетом продолжительности тушения пожаров.
В соответствии со ст. 68 Федерального закона N 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения, к которым относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) противопожарные резервуары.
Территории населенных пунктов должны быть оборудованы наружным противопожарным водопроводом, обеспечивающим требуемый расход воды на пожаротушение зданий и сооружений. При этом расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания и сооружения (пункт 3 статьи 68).
Допускается не предусматривать противопожарное водоснабжение для населенных пунктов с числом жителей до 50 человек, а также расположенных вне населенных пунктов отдельно стоящих зданий и сооружений классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф1.3, Ф1.4, Ф2.3, Ф2.4, Ф3 (кроме Ф3.4), в которых одновременно могут находиться до 50 человек и объем которых не более 1000 кубических метров (пункт 5 статьи 68).
Пунктом 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 установлено, что органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.
В соответствии с пунктом 5.1 таблица 1 "Свода правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности", утвержденного Приказом МЧС России от 30 марта 2020 года N 225 расход воды на наружное пожаротушение в населенном пункте на 1 пожар при застройке зданиями не более 2 этажей с числом жителей в населенном пункте не более 1000 человек составляет не менее 5 литров в секунду.
По общему правилу продолжительность тушения пожара должна приниматься из расчета трех часов (пункт 5.17 СП 8.13130.2020).
Согласно пункту 6 статьи 6 Устава Муниципального образования "Нагорное сельское поселение", утвержденного решением Совета народных депутатов Нагорного сельского поселения от 27 марта 2006 года N 15, к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 16 сентября 2022 года отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Петушинскому и Собинскому районам ГУ МЧС России по Владимирской области Муниципальному учреждению "Администрация Нагорного сельского поселения Петушинского района Владимирской области" вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, в котором указано, в том числе, на необходимость обустройства у естественного водоисточника вблизи деревни Воскресенье площадки с твердым покрытием размером не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Установлен срок для принятия мер по недопущению указанных нарушений не позднее 15 ноября 2022 года.
1 ноября 2022 года главой администрации МО "Нагорное сельское поселение Петушинского района Владимирской области" утвержден перспективный план мероприятий по улучшению состояния источников наружного противопожарного водоснабжения на территории населенных пунктов МО "Нагорное сельское поселение" на 2023 года, в соответствии с которым необходимо рассмотреть вопрос о законности выполнения работ вне границ населенного пункта и принять решение по обустройству водоема для целей пожаротушения, расположенного в западной части деревни Воскресенье Петушинского района Владимирской области.
15 мая 2022 года прокурором Петушинского района главе администрации Нагорного сельского поселения внесено представление, в котором также указано на необходимость обустройства у естественного водоисточника вблизи деревни Воскресенье площадки с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
В деревне Воскресенье Петушинского района Владимирской области находится насосная пристройка, совмещенная с артезианской скважиной, имеется водоразборный кран ДУ 50 мм с головкой муфтовой рукавной на артезианской скважине для забора воды специальным автотранспортом (пожарными машинами). Данный объект закреплен с 1 ноября 2015 года за МУП "Водоканал Петушинского района" на праве хозяйственного ведения. Артезианская скважина введена в эксплуатацию в 1975 году, износ скважины на 1 августа 2023 года - 94,4%, предназначена для подачи воды водопроводной жителям деревни Воскресенье. Производится отбор проб воды на исследования. Максимальная производительность насосной 6,5 м в час.
В ходе проведения главой администрации Нагорного сельского поселения К.О. и заместителем начальника 43 ПСЧ 1 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Владимирской области Е. совместного осмотра технического состояния пожарных водоемов на территории МО "Нагорное сельское поселение" в октябре 2022 года и апреле 2023 года было установлено, что на пожарном водоеме в деревне Воскресенье Петушинского района Владимирской области отсутствует площадка 12 x 12 метров с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей для забора воды.
В материалы дела представлено информационное письмо начальника ОНДиПР по Петушинскому и Собинскому районам ГУ МЧС России по Владимирской области от 20 сентября 2022 года, адресованное главе администрации Петушинского района Владимирской области К.А. с предложением при формировании и утверждении на 2023 год перечня населенных пунктов Владимирской области, подверженных угрозе природных пожаров, рассмотреть возможность включения в него населенного пункта деревни Воскресенье МО Нагорное сельское поселение Петушинского района.
Земельный участок с кадастровым номером 33:13:060116:850, площадью 1248548 кв. м, относится к землям сельскохозяйственного назначения, правообладателем является Российская Федерация, с 7 апреля 2022 года находится в постоянном (бессрочном) пользовании ФГБУ "Владимирская государственная зональная машиноиспытательная станция". На указанном земельном участке расположен спорный водоем.
Из рапорта начальника части 43 ПСЧ 1 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Владимирской области от 18 октября 2023 года следует, что в ходе проверки артезианской скважины в деревне Воскресенье Петушинского района Владимирской области установлено, что здание артезианской скважины закрывается на ключ, что не обеспечивает беспрепятственный забор воды; подъездные пути расчищены, подъезд возможен, но в связи с тем, что дорожное покрытие имеет значительный износ, в зимнее время при отсутствии расчистки от снега подъезд будет невозможен; забор воды возможен только с расстояния 8 м, в связи с расположенными рядом со входом в здание скважины торчащих из земли труб; при заборе воды давление составило 2 атм.; наполнение полной цистерны водой на АЦ-6,0-40 (Урал-5557) составляет 28 минут при условии использования рукава диаметром 77 мм и ГП 51х77. При таких условиях использование скважины считается нецелесообразным.
Из представленных документов следует, что артезианская скважина, находящаяся в деревне Воскресенье, а также пожарный водоем в западной части деревни Воскресенье включены в реестр источников противопожарного водоснабжения МО "Нагорное сельское поселение" с 2013 года.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении административных исковых требований прокурора, суды пришли к правильному выводу, что к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности, включающих в себя разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования, которые должны предусматривать обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности, источники наружного противопожарного водоснабжения должны соответствовать требованиям пожарной безопасности в части наличия необходимого давления, площадки с твердым покрытием определенного размера, указателей движения и возможности проезда к источнику. Администрация Нагорного сельского поселения, не оспаривая компетенцию своих полномочий, частично выполняла требования пожарной безопасности, в том числе, по обустройству источников наружного противопожарного водоснабжения, однако, указанные требования действующего законодательства в области пожарной безопасности соблюдались ответчиком не в полной мере.
Судебная коллегия с указанными выводами суда первой и апелляционной инстанции соглашается, поскольку они основаны на вышеприведенных нормах материального права, и собранных по делу доказательствах, получивших оценку по правилам статьи 84 КАС РФ.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами судов по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судами норм материального права не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, так как не содержит указаний на юридически значимые обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами при рассмотрении настоящего дела, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, либо опровергали бы изложенные в них выводы.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 КАС РФ безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Петушинского районного суда Владимирской области от 25 декабря 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 21 мая 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Главы администрации Нагорного сельского поселения Петушинского района Владимирской области ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено в полном объеме 18 декабря 2024 года.