Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.01.06-2025.02.01) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 03.12.2024 N 88а-37942/2024 (УИД 57RS0026-01-2022-002108-89)
Категория: Споры с органами государственной власти.
Требования: О понуждении к совершению действий.
Обстоятельства: Истец указал, что защитное сооружение гражданской обороны находится в собственности муниципального образования, в оперативном управлении МБОУ, в связи с чем именно на них в пределах компетенции каждого лежат обязанности по обеспечению надлежащего содержания указанного объекта и приведению его в состояние, пригодное для использования по назначению.
Решение: Удовлетворено в части.
Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 03.12.2024 N 88а-37942/2024 (УИД 57RS0026-01-2022-002108-89)
Категория: Споры с органами государственной власти.
Требования: О понуждении к совершению действий.
Обстоятельства: Истец указал, что защитное сооружение гражданской обороны находится в собственности муниципального образования, в оперативном управлении МБОУ, в связи с чем именно на них в пределах компетенции каждого лежат обязанности по обеспечению надлежащего содержания указанного объекта и приведению его в состояние, пригодное для использования по назначению.
Решение: Удовлетворено в части.
ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 декабря 2024 г. N 88а-37942/2024
Дело N 2-6/2023
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Поддымова А.В.
судей Нуждина С.В. и Шароновой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Орловского муниципального округа Орловской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 18 апреля 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Орловского района Орловской области к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях, администрации Орловского муниципального округа Орловской области, муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Звягинская средняя общеобразовательная школа" о понуждении к совершению действий.
Заслушав доклад судьи Поддымова А.В., объяснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Орловского района Орловской области, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения заявленных требований просил обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях (далее также - МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях) принять меры к постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на защитное сооружение гражданской обороны инв. N 0756-58, расположенное по адресу: Орловская область, Орловский муниципальный округ, <...>; обязать администрацию Орловского муниципального округа исключить из реестра муниципальной собственности защитное сооружение гражданской обороны инв. N 0756-58, расположенное по адресу: Орловская область, Орловский муниципальный округ, <адрес>, входящее в общее помещение здания муниципального бюджетного образовательного учреждения "Звягинская средняя общеобразовательная школа" (далее также - МБОУ "Звягинская СОШ"); обязать МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях устранить нарушения
Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС России от 21 июля 2005 года N 575, а также
Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583, в отношении защитного сооружения гражданской обороны инв. N 0756-58, расположенное по адресу: <адрес>, Орловский муниципальный округ, <адрес>, согласно акту обследования указанного защитного сооружения, а именно:
- обеспечить герметизацию и гидроизоляцию ПРУ, не допускать сырости и подтопления отдельных помещений (
пункты 2 и
3 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС России от 21 июля 2005 года N 575,
пункт 3.2.7 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583);
- провести мероприятия по планово-предупредительному и капитальному ремонту технических систем и строительных конструкций (
пункты 5.1,
5.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583;
пункт 6 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС России от 21 июля 2005 года N 575);
- установить систему автоматической пожарной сигнализации (
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479,
статьи 4,
6,
52,
83 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; СП 486.13115500.2020 Свод правил. "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации",
табл. 1 приложения к НПБ 110-03, утвержденные приказом МЧС России от 18 мая 2003 года N 315;
пункт 10 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС России от 21 июля 2005 года N 575);
- установить систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479;
СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности";
НПБ 104-03, утвержденные приказом МСЧ России от 20 июня 2003 года N 323;
пункт 10 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС России от 21 июля 2005 года N 575);
- окрасить элементы инженерных сетей внутризащитного сооружения в установленные цвета (
пункт 3.2.10 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583);
- производить ежегодный технический осмотр и комплексную оценку технического состояния сооружения раз в три года (
пункт 4.1.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583);
- обозначить входы в защитное сооружение и маршруты движения укрываемых к ним (
пункты 6.2.1 -
6.2.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583);
- изготовить необходимую документацию защитного сооружения (
пункт 3.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583);
- оборудовать входы, используемые в мирное время, защитно-герметические и герметические ворота и двери (
пункт 3.2.5 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583;
пункт 9 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС России от 21 июля 2005 года N 575);
- обеспечить соблюдение в ПРУ температурного режима в зимнее и летнее время (помещение должно быть сухим), поддерживать в соответствии с требованиями проектной документации (
п. 3.2.7 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583;
пункт 9 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС России от 21 июля 2005 года N 575).
Решением Орловского районного суда Орловской области от 1 февраля 2023 года на Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях возложена обязанность привести защитное сооружение гражданской обороны инвентарный номер 0756-58, расположенное по адресу: Орловская область, Орловский муниципальный округ, <адрес>, в соответствие с
Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденные приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583,
Порядком содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденных приказом МЧС России от 21 июля 2005 года N 575, а именно обеспечить: герметизацию и гидроизоляцию защитного сооружения, не допускать сырости и подтопления отдельных помещений; выполнение мероприятия по планово-предупредительном и капитальному ремонту технических систем и строительных конструкций; установку системы автоматической пожарной сигнализации; установить систему; установку системы оповещения и управления эксплуатацией людей при пожаре; окраску элементов инженерных сетей; проведение ежегодного технического осмотра и комплексной оценки технического состояния сооружения; обозначение входов в сооружение и маршрутов движения укрываемых лиц; изготовление необходимой документации на сооружение; оборудование входов, используемых в мирное время, защитно-герметических и герметических ворот и дверей; соблюдение температурного режима в летнее и зимнее время. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 18 апреля 2024 года решение суда первой инстанции отменено в части возложения на Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанский и Орловской областях обязанности привести защитное сооружение гражданской обороны инвентарный номер 0756-58, расположенное по адресу: Орловская область, Орловский муниципальный округ, <...>, в соответствие с
Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583,
Порядком содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденных приказом МЧС России от 21 июля 2005 года N 575.
В этой части принято новое решение, которым на администрацию Орловского муниципального округа Орловской области и муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Звягинская средняя общеобразовательная школа" в пределах компетенции каждого из административных ответчиков возложена обязанность в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу привести защитное сооружение гражданской обороны инвентарный N, расположенное по адресу: <адрес>, Орловский муниципальный округ, <адрес>, в соответствие с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N,
Порядком содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденным приказом МЧС России от 21 июля 2005 года N 575, а именно обеспечить: герметизацию и гидроизоляцию защитного сооружения, не допускать сырости и подтопления отдельных помещений; выполнение мероприятий по планово-предупредительному и капитальному ремонту технических систем и строительных конструкций; установку системы автоматической пожарной сигнализации; установку системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; окраску элементов инженерных сетей; проведение ежегодного технического осмотра и комплексной оценки технического состояния сооружения; обозначение входов в сооружение и маршрутов движения укрываемых лиц; изготовление необходимой документации на сооружение; оборудование входов, используемых в мирное время, защитно-герметических и герметических ворот и дверей; соблюдение температурного режима в легшее и зимнее время. В удовлетворении административных исковых требований в отношении Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 17 октября 2024 года, администрация Орловского муниципального округа Орловской области ставит вопрос об отмене апелляционного определения ввиду его незаконности и необоснованности.
О времени и месте рассмотрения дела иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. Руководствуясь
частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (
часть 2 статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судом апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не допущено.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с
Конституцией Российской Федерации и настоящим федеральным
законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно
(часть 1 статьи 2).
К вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию объектов гражданской обороны (
пункт 28 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Согласно
пункту 2 статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и
пункту 9 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации N 1309 от 29 ноября 1999 года, органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны, ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитного сооружения гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583 утверждены
Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.
Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов административного дела, защитное сооружение гражданской обороны - противорадиационное укрытие с инвентарным номером N, площадью 217 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, Орловский муниципальный округ, с, Звягинки, <адрес>, предназначено для размещения 139 человек, имеет 4 класс защитного сооружения.
Данный объект стоит на учете в Главном управлении МЧС России по Орловской области. Статус названного объекта как противорадиационного укрытия подтвержден наличием паспорта противорадиационного укрытия.
Из сообщения Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Орловскому району Управления надзорной и профилактической работы Главного управления МЧС России по Орловской области от 16 февраля 2022 года N 212-4-6-11 следует, что по результатам обследования защитного сооружения выявлены следующие недостатки защитного сооружения: не обеспечена герметизация и гидроизоляция сооружения, допускается сырость и подтопление отдельных помещений (
пункты 2 и
3 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС от 21 июля 2005 года N 575,
пункт 3.2.7 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС от 15 декабря 2002 года N 583); в сооружении не проводятся мероприятия по планово-предупредительному и капитальному ремонту технических систем и строительных конструкций (
пункты 5.1,
5.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583,
пункт 6 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС России от 21 июля 2005 года N 575); в сооружении отсутствует система автоматической пожарной сигнализации (
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации",
статьи 4,
6,
52,
83 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; СП 486.13115500.2020 Свод правил. "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации",
табл. 1 приложения к НПБ 110-03, утвержденные приказом МЧС России от 18 мая 2003 года N 315:
пункт 10 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС России от 21 июля 2005 года N 575); в сооружении отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 "Об утверждении правил противопожарного режима в Российской Федерации";
СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности";
НПБ 104-03, утвержденные приказом МСЧ России от 20 июня 2003 года N 9323;
пункт 10 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС России от 21 июля 2005 года N 575; элементы инженерных сетей внутри сооружения не окрашены в установленные цвета (
пункт 3.2.10 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583); не проводится ежегодный технический осмотр и комплексная оценка технического состояния сооружения раз в три года (
пункт 4.1.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583); не соблюдаются требования по обозначению входов в ЗС ГО и маршрутов движения укрываемых к ним (
пункты 6.2.1 -
6.2.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583); во входах, используемых в мирное время, защитно-герметические и герметические ворота и двери находятся в открытом положении - не на подставках и не прикрываются съемными легкими экранами или щитами (
пункт 3.2.5 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583,
пункт 9 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС России от 21 июля 2005 года N 575); помещение ПРУ не сухое. Температура в этих помещениях в зимнее и летнее время не поддерживается в соответствии с требованиями проектной документации (
пункт 3.2.7 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583,
пункт 9 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС России от 21 июля 2005 года N 575); производится оштукатуривание потолков и стен помещений (
пункт 3.2.8 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583,
пункт 3 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС России от 21 июля 2005 года N 575).
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя требования об обязании МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях привести защитное сооружение гражданской обороны в соответствие с
Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что указанное защитное сооружение гражданской обороны является собственностью Российской Федерации, в связи с чем на нем лежит обязанность по приведению защитного сооружения гражданской обороны в пригодное для его использования по прямому назначению состояние.
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда, отменяя решение суда первой инстанции в указанной части и принимая решение об удовлетворении административного иска к администрации Орловского муниципального округа Орловской области и муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Звягинская средняя общеобразовательная школа", пришла к выводу о том, что защитное сооружение гражданской обороны находится в собственности муниципального образования Орловский муниципальный округ Орловской области, в оперативном управлении МБОУ "Звягинская СОШ", в связи с чем именно на них в пределах компетенции каждого лежит обязанность по обеспечению надлежащего содержания указанного объекта и приведению его в состояние, пригодное для использования по назначению.
Установленные по административному делу фактические обстоятельства, оцениваемые судом апелляционной инстанции применительно к вышеприведенным нормам, подтверждают правомерность его выводов об удовлетворении административного иска к названным административным ответчикам, поскольку они сделаны при правильно определенном характере правоотношений, возникшем между сторонами по делу, и законе, подлежащем применению, верном определении юридически значимых обстоятельств по делу и законном распределении бремени доказывания между сторонами (
статья 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), достаточности собранных по делу доказательств и их надлежащей оценке по правилам
статьи 84 упомянутого Кодекса, тщательном исследовании всех фактических обстоятельств дела, их доказанности.
Исходя из положений
пунктов 1.3,
1.7,
1.8 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583, организации, эксплуатирующие защитные сооружения гражданской обороны, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт: содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению в соответствии с требованиями нормативных технических документов.
По смыслу
статей 210,
296 Гражданского кодекса Российской Федерации вещное право оперативного управления не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию этого имущества.
Таким образом, при определении лица, на которое может быть возложена обязанность по содержанию спорного сооружения в состоянии, пригодном к использованию по назначению в соответствии с требованиями нормативных технических документов, суд апелляционной инстанции обоснованно принял во внимание, что защитное сооружение находится в собственности муниципального образования Орловский муниципальный округ Орловской области, в оперативном управлении муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения "Звягинская средняя общеобразовательная школа".
Вопреки доводам кассационной жалобы дата фактического оформления права собственности муниципального образования на защитное сооружение гражданской обороны с учетом предмета настоящего административного спора правового значения не имеет.
Выводы, изложенные в апелляционном определении, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, нормы материального права применены областным судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено.
Переоценка доказательств не отнесена к полномочиям суда кассационной инстанции.
Иная оценка автором кассационной жалобы установленных по делу обстоятельств, имеющихся доказательств, а также иное толкование положений действующего законодательства не свидетельствует о нарушении судом апелляционной инстанции норм материального или процессуального права.
Предусмотренных
частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемого судебного акта не установлено.
Руководствуясь
статьями 328,
329,
330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 18 апреля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Орловского муниципального округа Орловской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 17 декабря 2024 года.