Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.01.06-2025.02.01) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 11.01.2024 N 88-566/2024 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Забайкальского краевого суда от 31.08.2023 по делу N 33-2254/2023 (УИД 75RS0018-01-2022-001707-05)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О признании события несчастным случаем на производстве.
Обстоятельства: Истица указала, что ее супруг работал в пожарно-спасательной части в должности командира отделения. Супруг, находясь на работе в составе дежурной смены, в период междусменного отдыха умер. На обращение истицы отказано в выплате единовременного пособия в связи со смертью супруга, поскольку смерть не является несчастным случаем на производстве.
Решение: Отказано.

Апелляционное определение Забайкальского краевого суда от 31.08.2023 по делу N 33-2254/2023 (УИД 75RS0018-01-2022-001707-05)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О признании события несчастным случаем на производстве.
Обстоятельства: Истица указала, что ее супруг работал в пожарно-спасательной части в должности командира отделения. Супруг, находясь на работе в составе дежурной смены, в период междусменного отдыха умер. На обращение истицы отказано в выплате единовременного пособия в связи со смертью супруга, поскольку смерть не является несчастным случаем на производстве.
Решение: Отказано.


Содержание

В отзыве на исковое заявление представитель ответчика ОСФР по Забайкальскому краю Ч. указывает, что несчастный случай с фио1 не может квалифицироваться как несчастный случай, не связанный с производством, так как смерть наступила в результате общего заболевания. Сам по себе факт повреждения здоровья и наличие трудовых отношений не может являться достаточным основанием для квалификации события как несчастного случая на производстве. Страховой случай - подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья или смерти застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию. Так как в данном случае работодателем не был составлен акт формы Н-1, при расследовании было установлено, что смерть фио1 не связана с производством, ОСФР по Забайкальскому краю является ненадлежащим ответчиком (т. 1 л.д. 238-239)

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 августа 2023 г. по делу N 33-2254-2023
(в суде первой инстанции Дело N 2-55-2023) УИД 75RS0018-01-2022-001707-05
Председательствующий по делу судья Помигуев В.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Радюк С.Ю.,
судей краевого суда Чайкиной Е.В., Подшиваловой Н.С.
при секретаре В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 31 августа 2023 г. гражданское дело по иску Г. к Главному управлению МЧС России по Забайкальскому краю, Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю о признании смерти несчастным случаем на производстве,
по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Радюк С.Ю., судебная коллегия
установила:
Г. обратилась в суд с иском, сославшись на то, что ее супруг, фио1, работал в 29 пожарно-спасательной части 1 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Забайкальскому краю с 21 апреля 1993 г. в должности командира отделения.
фио1 28 апреля 2020 г. находясь на работе в составе дежурной смены, в период междусменного отдыха, умер. Предварительный диагноз: <данные изъяты>.
На обращение истца от 19 апреля 2022 г. в Главное управление МЧС России по Забайкальскому краю истцу отказало в выплате единовременного пособия в связи со смертью супруга - работника 29 ПСЧ, поскольку смерть фио1 не является несчастным случаем на производстве.
Уточняя исковые требования, просила признать смерть фио1 несчастным случаем на производстве;
обязать должностных лиц ГУ МЧС России по Забайкальскому краю составить акт формы Н-1 о несчастном случае на производстве для получения компенсации в размере 3.000.000 руб. (т. 1 л.д. 6-8, 62-63).
Определением суда первой инстанции от 19 января 2023 г. ответчик - 29 ПСЧ 1 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Забайкальскому краю заменен на надлежащего ответчика - Главное управление МЧС России по Забайкальскому краю (т. 1 л.д. 53-57).
Приаргунским районным судом Забайкальского края 15 марта 2023 г. принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований (т. 1 л.д. 113-117).
Гражданское дело поступило в Забайкальский краевой суд с апелляционной жалобой истца Г. (т. 1 л.д. 133-134).
Определением от 21 июня 2023 г. постановлено перейти к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. К участию в деле в качестве ответчика привлечено Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования: Страховое акционерное общество "Эрго", Акционерное общество "Страховое общество газовой промышленности" (т. 1 л.д. 226-232).
В судебное заседание не явились: представитель ответчика ОСФР по Забайкальскому краю, представители третьих лиц САО "Эрго" и АО "СОГАЗ", извещенные о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просили.
Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть гражданское дело при данной явке.
Изучив материалы дела, выслушав истца Г., поддержавшую исковые требования, возражения представителя ответчика ГУ МЧС России по Забайкальскому краю Н. против удовлетворения иска, судебная коллегия приходит к следующему.
Г. состояла в браке с фио1, <Дата> г.р., с <Дата> (т. 1 л.д. 59-60).
фио1 с 1 января 2020 г. работал в должности командира отделения 29 пожарно-спасательной части 1 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по Забайкальскому краю (т. 1 л.д. 25).
Согласно спецсообщению от 28 апреля 2020 г. N 1, 28 апреля 2020 г. в 2.20 час. командир отделения 29 ПСЧ 1 ПСО ФПС ГУ МЧС России по Забайкальскому краю фио1 обнаружен без сознания. В 2.22 час. диспетчером пожарно-спасательной части вызвана скорая медицинская помощь, которая прибыла в 2.25 час. В 2.43 час. констатирована смерть. Предварительный диагноз: сердечный приступ (т. 1 л.д. 12).
фио1 умер <Дата> (т. 1 л.д. 14).
Согласно медицинскому свидетельству о смерти от 30 апреля 2020 г. причиной смерти фио1 явились: болезнь (состояние), непосредственно приведшее к смерти - <данные изъяты>; первоначальная причина смерти - <данные изъяты> (т. 1 л.д. 13).
По факту смерти на рабочем месте фио1 начальником ГУ МЧС России по Забайкальскому краю были направлены донесения в ГУ "ЗРО ФСС РФ", Государственную инспекцию труда в Забайкальском крае, прокуратуру Забайкальского края (т. 1 л.д. 218, 220, 222).
Согласно акту о расследовании несчастного случая, проведенного в период с 28 апреля 2020 г. по 8 мая 2020 г., смерть фио1 квалифицирована как не связанная с производством (т. 1 л.д. 26-27).
Заключением служебной проверки, утвержденным начальником Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю 8 мая 2020 г., установлено, что в декабре 2019 года фио1 прошел медицинский осмотр, согласно которому не имел медицинских противопоказаний к работе с вредными или опасными производственными факторами.
Наступление смерти командира отделения фио1 не связано с опасными факторами, относящимися к исполнению трудовых обязанностей и с событиями, указанными в статье 227 Трудового кодекса Российской Федерации, так как смерть наступила в результате <данные изъяты> протекающего последние пять лет.
Комиссия постановила считать смерть фио1 наступившей внезапно, из-за легочной эмболии без упоминания об остром легочном сердце; квалифицировала смерть командира отделения 29 пожарно-спасательной части 1 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Забайкальскому краю фио1 как не связанную с производством (т. 1 л.д. 28-30).
Приказом начальника ГУ МЧС России по Забайкальскому краю 8 мая 2020 г. N-к действие трудового договора от 1 января 2020 г. прекращено, фио1 уволен 28 апреля 2020 г. на основании пункта 6 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации (в связи со смертью работника - т. 1 л.д. 42).
Г. 19 апреля 2022 г. обратилась в Главное управление МЧС России по Забайкальскому краю за выплатой единовременного пособия.
Истцу 27 апреля 2022 г. было отказано в выплате страхового возмещения в связи со смертью работника в связи с тем, что смерть фио1 наступила в результате общего заболевания, не связана с исполнением трудовых обязанностей и наличием профессионального заболевания, несчастным случаем на производстве не является (т. 1 л.д. 10).
Отказ ответчика в выплате единовременного пособия послужил поводом для обращения истца в суд.
Возражая против удовлетворения исковых требований, как в суде первой, так и апелляционной инстанции, представитель ответчика ГУ МЧС России по Забайкальскому краю Н. пояснила, что право квалификации события как несчастного случая на производстве или несчастного случая, не связанного с производством, предоставлено комиссии, назначающейся для проведения расследования. Смерть фио1 наступила в результате общего заболевания, не связанного с исполнением трудовых обязанностей. Доказательств, что заболевание, на фоне которого наступила смерть, является профессиональным, не имеется. <данные изъяты>. Кроме того, в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н в перечень медицинских противопоказаний к допуску к работам с вредными и (или) опасными условиями труда имевшееся у фио1 заболевание не входило. Согласно заключению по результатам предварительного (периодического) медосмотра ГУЗ "Приаргунская центральная районная больница" от 10 декабря 2019 г. медицинских противопоказаний к работе с вредными или опасными производственными факторами по занимаемой должности у фио1 не выявлено (т. 1 л.д. 44-45).
В отзыве на исковое заявление представитель ответчика ОСФР по Забайкальскому краю Ч. указывает, что несчастный случай с фио1 не может квалифицироваться как несчастный случай, не связанный с производством, так как смерть наступила в результате общего заболевания. Сам по себе факт повреждения здоровья и наличие трудовых отношений не может являться достаточным основанием для квалификации события как несчастного случая на производстве. Страховой случай - подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья или смерти застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию. Так как в данном случае работодателем не был составлен акт формы Н-1, при расследовании было установлено, что смерть фио1 не связана с производством, ОСФР по Забайкальскому краю является ненадлежащим ответчиком (т. 1 л.д. 238-239).
Разрешая спор, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 227 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент расследования несчастного случая), расследованию и учету подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.
Расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены: телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом; тепловой удар; ожог; обморожение; отравление; утопление; поражение электрическим током, молнией, излучением; укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными, в том числе насекомыми и паукообразными; повреждения вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов, повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших, если указанные события произошли в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы, в том числе во время установленных перерывов, а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства и одежды, выполнения других предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий перед началом и после окончания работы, или при выполнении работы за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни (абзац 2 части 3 статьи 227 Трудового кодекса Российской Федерации).
При несчастном случае со смертельным исходом работодатель в течение суток обязан направить извещение по установленной форме: в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; в прокуратуру по месту происшествия несчастного случая; в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) орган местного самоуправления по месту государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; работодателю, направившему работника, с которым произошел несчастный случай; в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу; в исполнительный орган страховщика по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).
При групповом несчастном случае, тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом работодатель (его представитель) в течение суток также обязан направить извещение по установленной форме в соответствующее территориальное объединение организаций профсоюзов (части 1, 2 статьи 228.1 Трудового кодекса Российской Федерации).
Для расследования несчастного случая работодатель (его представитель) незамедлительно образует комиссию в составе не менее трех человек (часть 1 статьи 229 Трудового кодекса Российской Федерации).
Расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней (часть 1 статьи 229.1 Трудового кодекса Российской Федерации).
На основании собранных материалов расследования комиссия устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, а также лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, вырабатывает предложения по устранению выявленных нарушений, причин несчастного случая и предупреждению аналогичных несчастных случаев, определяет, были ли действия (бездействие) пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с работодателем либо участием в его производственной деятельности, в необходимых случаях решает вопрос о том, каким работодателем осуществляется учет несчастного случая, квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством.
Расследуются в установленном порядке и по решению комиссии в зависимости от конкретных обстоятельств могут квалифицироваться как несчастные случаи, не связанные с производством: смерть вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденная в установленном порядке соответственно медицинской организацией, органами следствия или судом (часть 5, абзац 1 части 6 статьи 229.2 Трудового кодекса Российской Федерации).
По результатам расследования несчастного случая, квалифицированного как несчастный случай, не связанный с производством, в том числе группового несчастного случая, тяжелого несчастного случая или несчастного случая со смертельным исходом, комиссия составляет акт о расследовании соответствующего несчастного случая по установленной форме в двух экземплярах, обладающих равной юридической силой, которые подписываются всеми лицами, проводившими расследование (часть 8 статьи 230 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" сотрудники, военнослужащие и работники федеральной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства. Гарантии социальной защиты сотрудников федеральной противопожарной службы (денежное довольствие, страховые гарантии и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, право на жилищное обеспечение, право на медицинское обслуживание, гарантии в связи с прохождением службы в федеральной противопожарной службе и иные гарантии) устанавливаются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Сотрудники и работники Государственной противопожарной службы подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств соответствующих бюджетов. Основания, условия, порядок обязательного государственного личного страхования указанных сотрудников, военнослужащих и работников устанавливаются федеральными законами, законодательными актами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В случае гибели (смерти) сотрудников и работников федеральной противопожарной службы, наступившей при исполнении ими служебных обязанностей, либо их смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении служебных обязанностей до истечения одного года со дня увольнения из Государственной противопожарной службы, выплачивается единовременное пособие в размере 3.000.000 руб. в равных долях членам семей погибших (умерших) с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.
Членами семьи, имеющими право на получение единовременного пособия за погибшего (умершего) сотрудника, военнослужащего и работника, считаются: супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти) в зарегистрированном браке с сотрудником, военнослужащим, работником федеральной противопожарной службы; родители сотрудника, военнослужащего, работника; дети, не достигшие возраста 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет (части 1 - 3 статьи 9 Федерального закона "О пожарной безопасности").
По делу установлено, что на период 28 апреля 2020 г. работодателем не были заключены контракты на обязательное государственное страхование.
Так, по Государственному контракту от 27 марта 2019 г., заключенному между ФГКУ "1 отряд ФПС по Забайкальскому краю" и САО "Эрго" истек срок действия (т. 1 л.д. 170-178).
В связи с ликвидацией ФГКУ "1 отряд ФПС по Забайкальскому краю" по приказу министра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) от 25 сентября 2019 г. N 524 (т. 2 л.д. 20-29) договор страхования от несчастных случаев был заключен ГУ МЧС России по Забайкальскому краю с АО "СОГАЗ" только 15 июля 2020 г. (т. 2 л.д. 179-195).
С учетом изложенного, того обстоятельства, что в период 28 апреля 2020 г. фио1 не являлся лицом, в отношении которого действовал договор об обязательном страховании от несчастных случаев, судебная коллегия отмечает, что на всех лиц, работающих по трудовому договору, распространяется обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (статья 214 Трудового кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний").
Страховщиком в рамках обязательного социального страхования указанного вида выступает Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (статья 3 названного закона).
В соответствии с частью 2 статьи 11 названного закона в случае смерти застрахованного размер единовременной страховой выплаты составляет 1.000.000 руб. (в редакции Федерального закона от 2 декабря 2013 г. N 331-ФЗ, действовавшей до 3 апреля 2023 г.).
Из приведенных нормативных положений следует, что физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, в том числе работники пожарной охраны, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Право на получение названных социальных гарантий, как по Федеральному закону "О пожарной безопасности", так и по Федеральному закону "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", обусловлено установлением связи между смертью работника федеральной противопожарной службы, в данном случае, и исполнением им трудовых обязанностей.
Порядок установления такой связи урегулирован приведенными выше статьями 227 - 230 Трудового кодекса Российской Федерации и отнесен к компетенции комиссии по расследованию несчастного случая.
В силу пункта 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 марта 2011 г. N 2 "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" для правильной квалификации события, в результате которого причинен вред жизни или здоровью пострадавшего, необходимо в каждом случае исследовать следующие юридически значимые обстоятельства: относится ли пострадавший к лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя (часть вторая статьи 227 ТК РФ); указано ли происшедшее событие в перечне событий, квалифицируемых в качестве несчастных случаев (часть третья статьи 227 ТК РФ); соответствуют ли обстоятельства (время, место и другие), сопутствующие происшедшему событию, обстоятельствам, указанным в части третьей статьи 227 ТК РФ; произошел ли несчастный случай на производстве с лицом, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (статья 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ); имели ли место обстоятельства, при наличии которых несчастные случаи могут квалифицироваться как не связанные с производством (исчерпывающий перечень таких обстоятельств содержится в части 6 статьи 229.2 ТК РФ), и иные обстоятельства.
Для расследования несчастного случая работодателем (его представителем) образуется комиссия. По ее требованию в зависимости от характера и обстоятельств несчастного случая за счет средств работодателя для проведения расследования могут привлекаться специалисты-эксперты, заключения которых приобщаются к материалам расследования. На основании собранных материалов расследования комиссия устанавливает в частности обстоятельства и причины несчастного случая с работником, определяет, были ли действия (бездействие) пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с работодателем, и квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством.
По общему правилу, несчастным случаем на производстве признается событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ случаях, как на территории работодателя, так и за ее пределами, повлекшее необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности.
В части 6 статьи 229.2 Трудового кодекса Российской Федерации приведен исчерпывающий перечень несчастных случаев, когда по решению комиссии они могут квалифицироваться как не связанные с производством в зависимости от конкретных обстоятельств. В числе таких несчастных случаев смерть вследствие общего заболевания, подтвержденная в установленном порядке медицинской организацией. При этом в зависимости от конкретных обстоятельств несчастный случай со смертельным исходом может быть квалифицирован комиссией как несчастный случай на производстве, несмотря на то, что причиной смерти пострадавшего в заключении медицинской организации указано общее заболевание.
Следовательно, при проверке законности решения комиссии, проводившей расследование несчастного случая со смертельным исходом, о квалификации этого несчастного случая как не связанного с производством ввиду того, что смерть работника наступила от общего заболевания, необходимо принимать во внимание конкретные обстоятельства, при которых с работником произошел несчастный случай со смертельным исходом, в том числе находился ли пострадавший в момент несчастного случая при исполнении трудовых обязанностей, был ли он допущен работодателем к исполнению трудовых обязанностей, было ли выявлено у него данное общее заболевание по результатам прохождения периодического медицинского осмотра, подтвержденное заключением медицинской организации, проводившей медицинский осмотр.
В связи с произошедшим с фио1 несчастным случаем 28 апреля 2020 г. работодатель в установленном законом порядке назначил служебную проверку, сформировал комиссию (т. 1 л.д. 28), в ходе работы которой были истребованы объяснения от начальника 29 ПСЧ фио2 (т. 1 л.д. 34), диспетчера 29 ПСЧ фио3 (т. 1 л.д. 35), водителей 29 ПСЧ фио11, фио5, фио12 (т. 1 л.д. 36, 38, 39), пожарных 29 ПСЧ фио7 (т. 1 л.д. 37), фио13 (т. 1 л.д. 41), командира отделения 29 ПСЧ фио10 (т. 1 л.д. 40). Оценены: медицинское свидетельство о смерти от 30 апреля 2020 г. серии N N, из которого следует, что смерть наступила от <данные изъяты>, развившейся за 30 минут до смерти вследствие <данные изъяты> (т. 1 л.д. 13, 33); заключение по результатам предварительного (периодического) медицинского медосмотра от 10 декабря 2019 г. (т. 1 л.д. 31).
По результатам расследования комиссией составлен акт и заключение, утвержденное начальником ГУ МЧС России по Забайкальскому краю 8 мая 2020 г., которыми смерть фио1 признана не связанной с производством (т. 1 л.д. 26-29).
При этом комиссия установила, что наступление смерти командира отделения фио1 не связано с опасными факторами, относящимися к исполнению трудовых обязанностей и с событиями указанными в статье 227 Трудового кодекса Российской Федерации, так как смерть наступила в результате <данные изъяты> на фоне общего заболевания. Также комиссией учтено, что фио1 в декабре 2019 года пройден медицинский осмотр, в ходе которого не выявлено противопоказаний к работе с вредными или опасными производственными факторами.
Оценивая собранные по делу доказательства, приведенные нормы материального права и акты его толкования, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для выплаты Г. в случае смерти застрахованного лица, предусмотренной Федеральным законом "О пожарной безопасности", Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", не имеется. Смерть фио1 произошла от общего заболевания, работодателем не допущено нарушений условий охраны труда, что могло повлиять на смерть потерпевшего.
В соответствии с картой специальной оценки условий труда от 5 декабря 2019 г. N А условия труда командира отделения 29 ПСЧ отнесены к 4 классу (опасным условиям труда). При этом проводившая оценку условий труда комиссия приняла решение о невозможности проведения исследований и измерений вредных и опасных условий труда, поскольку их проведение может создать угрозу для жизни работников, экспертов, иных лиц. Условия труда на таких рабочих местах относятся к опасному классу условий труда без проведения соответствующих исследований и измерений. Рекомендовано соблюдать режим труда и отдыха, строго соблюдать периодичность медицинских осмотров, внутренний трудовой режим (т. 1 л.д. 214-217).
Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно абзацу 12 части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент несчастного случая) в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, работодатель обязан организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.
Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры (часть 1 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент несчастного случая).
Согласно части 1 и пункту 1 части 2 статьи 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития, к которым относится профилактический медицинский осмотр, проводимый в целях раннего (своевременного) выявления патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития, немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также в целях формирования групп состояния здоровья и выработки рекомендаций для пациентов.
Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда регламентирован приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (далее также - Приказ N 302н, действовавший до 31 марта 2021 г.).
Пунктом 3 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного приказом N 302н (далее - Порядок N 302н) целями обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) являются динамическое наблюдение за состоянием здоровья работников, своевременное выявление заболеваний, начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, формирование групп риска по развитию профессиональных заболеваний; выявление заболеваний, состояний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний; своевременное проведение профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников; своевременное выявление и предупреждение возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний; предупреждение несчастных случаев на производстве.
В случае выявления при проведении обязательных медицинских осмотров медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ, перечень которых устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, работник может быть признан врачебной комиссией медицинской организации на основании результатов экспертизы профессиональной пригодности временно или постоянно непригодным по состоянию здоровья к выполнению отдельных видов работ.
Пожарная охрана была отнесена, в силу пункта 8 приложения N 2 к названному приказу, к виду работ, при выполнении которых обязательны периодические медицинские осмотры не реже одного раза в год.
Согласно пункту 4 Порядка N 302н, являвшемуся приложением N 3 к приведенному выше приказу, предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
Обязанности по организации проведения предварительных и периодических осмотров работников возлагаются на работодателя. Ответственность за качество проведения предварительных и периодических осмотров работников возлагается на медицинскую организацию (пункт 6 Порядка N 302н).
По окончании прохождения работником периодического осмотра медицинской организацией оформляется медицинское заключение. В случае выявления медицинских противопоказаний по состоянию здоровья к выполнению отдельных видов работ работник направляется в медицинскую организацию для проведения экспертизы профессиональной пригодности (абзацы 1, 3 пункта 31 Порядка N 302н).
Среди медицинских противопоказаний к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований - раздел IV Порядка N 302н) имеются злокачественные новообразования любой локализации, гипертоническая болезнь III стадии, 3 степени, риск IV, облитерирующий атеросклероз сосудов конечностей, тромбангиит, аортоартериит с признаками декомпенсации кровоснабжения конечности (конечностей), варикозная и посттромбофлебитическая болезнь нижних конечностей с явлениями хронической венозной недостаточности 3 степени и выше, болезни бронхолегочной системы с явлениями дыхательной недостаточности или легочно-сердечной недостаточности 2 - 3 степени, активные формы туберкулеза любой локализации, осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки с хроническим часто (3 раза и более за календарный год) рецидивирующим течением и развитием осложнений, Искривление носовой перегородки с нарушением функции носового дыхания и другие.
Дополнительные медицинские противопоказания указаны в Перечне факторов и Перечне работ (пункт 49 Порядка N 302н).
Согласно пункту 8 приложения N 2 к Приказу N 302н дополнительными медицинскими противопоказаниями к работе в пожарной охране являются, в том числе заболевания сердечно-сосудистой системы, даже при наличии компенсации, хронические заболевания органов дыхания с частотой обострения 3 раза и более за календарный год, облитерирующие заболевания сосудов вне зависимости от степени компенсации, варикозная болезнь и рецидивирующий тромбофлебит нижних конечностей и геморроидальных вен. Лимфангиит и другие нарушения лимфооттока, искривление носовой перегородки с нарушением функции носового дыхания и др.
Из материалов дела следует, что фио1 проходил периодические медицинские осмотры.
По результатам предварительного (периодического) медицинского осмотра (освидетельствования) от 10 декабря 2018 г. выдано заключение о том, что фио1 не имеет медицинских противопоказаний к работе с вредными и/или опасными условиями труда (т. 1 л.д. 196).
По заключению предварительного (периодического) медицинского осмотра (освидетельствования) от 10 декабря 2019 г. фио1 признан не имеющим медицинских противопоказаний к работе с вредными или опасными производственными факторами (т. 1 л.д. 197).
Целью проведения периодического медицинского осмотра, проводимого по договору между работодателем и медицинским учреждением является установление отсутствия противопоказаний для выполнения отдельных видов работ.
Таким образом, со стороны работодателя выполнены действия, предусмотренные нормами приведенного выше Приказа N 302н, о проведении фио1 периодических медицинских осмотров надлежащим образом.
Об этом свидетельствуют данные медицинской карты, из которой следует, что в ходе медицинского осмотра в декабре 2019 года фио1 в соответствии с пунктом 8 Приложения N 2 к Приказу N 302н были пройдены врачи-специалисты: офтальмолог, стоматолог, хирург, невролог, отоларинголог, терапевт.
При осмотре фио1 3 декабря 2019 г. терапевтом установлено, что пациент жалоб не предъявлял, анамнез заболевания - динамическое наблюдение, анамнез жизни: перенесенные заболевания - <данные изъяты>. Состояние - удовлетворительное. Были проверены органы дыхания органы дыхания, в том числе сердце - без особенностей, органы пищеварения - без особенностей. Установлен диагноз: основной - <данные изъяты>; сопутствующий - <данные изъяты>. Даны рекомендации по приему лекарственных препаратов (т. 1 л.д. 99, 101-105).
Согласно истребованным по запросу судебной коллегии доказательствам, фио1 не обращался за медицинской помощью, не состоял на диспансерном учете в ГБУЗ "Забайкальский краевой клинический фтизиопульмонологический центр" с <данные изъяты>, которая была ему диагностирована 6 декабря 2018 г., подтверждена 16 октября 2019 г. (т. 1 л.д. 94, 237).
По информации ГУЗ "Приаргунская центральная районная больница" у фио1 с 2018 года диагностированы: <данные изъяты> (т. 1 л.д. 247).
Из ответов ФГБУЗ МСЧ N 107 ФМБА России, ГАУЗ "КБ N 4" следует, что фио1 не обращался за медицинской помощью в данные организации (т. 2 л.д. 17, 18), вопреки объяснениям истца Г.
Судебной коллегией установлено, что работодатель во исполнение требований статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечил проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследования) работника, занятого на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Содержание приведенных медицинских документов и сведений о диагнозах, установленных в ходе профессиональных осмотров, не может повлиять на выводы судебной коллегии, поскольку в силу приведенного правового регулирования работник допускается к работе при наличии результатов периодического медицинского осмотра, при отсутствии противопоказаний к работе с вредными или опасными производственными факторами, что установлено по делу.
Перечисленные диагнозы не относятся к медицинским противопоказаниям к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров, предусмотренным в разделе IV Порядка, так же как и <данные изъяты>, развившаяся у фио1 за 30 минут в период отдыха и сна и <данные изъяты>.
Диагноз <данные изъяты> установлен фио1 не был, жалобы относительно данного заболевания в медицинской карте не зафиксированы, при прохождении медицинских осмотров в 2018 году и в 2019 году данного заболевания установлено не было.
В ходе проведения периодических медицинских осмотров заболеваний, препятствующих продолжению работы фио1 в качестве сотрудника пожарной охраны установлено не было.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия приходит к выводу о правильной оценке работодателем причин наступления смерти работника фио1 и признании несчастного случая, не связанного с производством.
Не усматривает судебная коллегия и связи действий работодателя, воздействия вредных производственных факторов с наступлением смерти фио1, вины ответчика в связи с несоблюдением условий охраны труда, установленных для сотрудников пожарной службы.
Так, приказом МЧС России от 20 октября 2017 г. N 452 утвержден Устав подразделений пожарной охраны, определяющий порядок организации и несения караульной службы.
Караульная служба организуется в подразделениях пожарной охраны для обеспечения готовности личного состава, мобильных средств пожаротушения, пожарного оборудования и аварийно-спасательного инструмента, снаряжения, средств связи и огнетушащих веществ подразделений к действиям по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, профессиональной подготовки личного состава подразделений (пункт 2).
Несение караульной службы дежурным караулом подразделения осуществляется непрерывно в течение рабочего дня (суток) (пункт 7).
Боевое дежурство осуществляется личным составом дежурного караула посредством посменного несения службы (пункт 8).
Личный состав отделений на основных и специальных ПА выполняет обязанности согласно табелю боевого расчета отделения караула на ПА (пункт 9).
Несение боевого дежурства дежурным караулом осуществляется в соответствии с распорядком дня, утвержденным начальником подразделения (пункт 12).
В силу пункта 14 Устава к несению боевого дежурства не допускаются, в том числе: лица, находящиеся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения; лица, имеющие медицинские противопоказания к исполнению своих должностных обязанностей; лица, нарушающие правила охраны труда.
Пунктом 30 Устава предусмотрено, что после возвращения дежурного караула с пожара, ПТУ, ПТЗ должны проводиться работы по восстановлению боеготовности подразделения.
Восстановление боеготовности подразделения должно осуществляться непосредственно по прибытии в место постоянной дислокации, не должно превышать 40 минут, и включает, в том числе осмотр состояния подчиненного личного состава.
Приказом начальника ГУ МЧС России по Забайкальскому краю от 7 февраля 2020 г. N утверждены распорядок дня несения боевого дежурства личным составом дежурного караула (смены) подразделений ФПС Забайкальского края и распорядок дня служб пожаротушения ФПС Забайкальского края, в соответствии с которыми промежуток времени с 22.00 час. до 6.00 час. отведен для отдыха, несения караульной службы, охраны помещений и территории подразделений пожарной охраны (т. 2 л.д. 4-7).
Нарушений режима работы фио1, с учетом собранных по делу доказательств, материалов служебной проверки, показаний свидетеля фио9 - начальника караула 29 ПСЧ, судебная коллегия не установила.
Из должностной инструкции командира отделения 29 ПСЧ 1 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Забайкальскому краю следует, что командир отделения при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ выезжает с личным составом отделения на тушение пожаров, ликвидацию последствий аварий или стихийных бедствий, руководит действиями подчиненного личного состава пожарного расчета на месте. При несении караульной службы обязан тщательно принимать пожарную технику, пожарно-техническое вооружение и оборудование при приеме-сдаче дежурства, обеспечивать при смене караула и в течение дежурства техническую готовность к использованию закрепленной пожарной и аварийно-спасательной техники, пожарного инструмента и аварийно-спасательного оборудования и порядок в служебных помещениях, контролировать несение службы личным составом отделения, обеспечивать соблюдение дисциплины подчиненным личным составом отделения, в том числе правил ношения установленной формы одежды, проводить занятия с личным составом, выполнять правила охраны труда, пожарной безопасности и санитарно-гигиенические нормы в служебных помещениях пожарной части и обеспечивать их выполнение личным составом отделения, поддерживать в готовности пожарную и аварийно-спасательную технику, инструмент, пожарно-техническое и аварийно-спасательное оборудование, огнетушащие вещества, средства связи, средства радиационной и химической защиты, средства индивидуальной защиты органов зрения и дыхания, обеспечивать порядок содержания СИЗОД на закрепленном за отделением пожарном автомобиле и другие (т. 1 л.д. 163-168).
По делу не установлено обстоятельств неправомерного привлечения работника к исполнению обязанностей, не обусловленных должностной инструкцией.
Согласно представленным в дело ответчиком ГУ МЧС России по Забайкальскому краю нарядам на службу за период со 2 апреля 2020 г. по 28 апреля 2020 г., фио1 заступал на службу на сутки через двое суток, с 8.00 час., до 8.00 час., выезжал в составе отделения на тушение пожаров, происшествий в карауле зарегистрировано не было (т. 1 л.д. 198-211).
В наряд на службу фио1 заступил 27 апреля 2020 г. с 8.00 час. по 28 апреля 2020 г. до 8.00 час. В наряде был осуществлен выезд на тушение пожара (возгорание мусора), занявшего непродолжительное время с 16.38 час. до 16.43 час.
В 2.20 час. зафиксировано, что фио1 стало плохо, вызвана скорая помощь. Фельдшер скорой помощи в 2.45 час. констатировал смерть фио1 (т. 1 л.д. 212-213).
Опрошенные комиссией по расследованию несчастного случая работники 29 ПСЧ: начальник части фио2, командир отделения фио10, диспетчер фио3, водители фио4, фио5, фио6, пожарные фио7, фио8, дежурившие 28 апреля 2020 г., показали, что фио1 во время дежурства не имел жалоб на свое состояние, отдых был предоставлен согласно распорядку в 23.00 час. (т. 1 л.д. 34-41).
Допрошенный судом апелляционной инстанции в качестве свидетеля фио9, начальник караула 29 ПСЧ, непосредственный руководитель фио1, также показал, что фио1 28 апреля 2020 г. жалоб на состояние здоровья, как до заступления на смену, так и после возвращения с выезда на пожар, не предъявлял. У него, как начальника караула, состояние здоровья фио1 озабоченности не вызывало, какие-либо лекарства в этот день фио1 не принимал, внешне выглядел здоровым, предсменный осмотр прошел, после выезда на тушение мусора жалоб не предъявлял, чувствовал себя нормально. Смерть фио1 наступила во время сна. Из районной больницы в адрес работодателя документов о необходимости в дополнительных медицинских осмотрах фио1 не поступало. Противопоказаний к допуску на работу он не имел.
При оценке обстоятельств, могли ли вредные и (или) опасные производственные факторы, сопряженные с работой пожарного (тяжесть трудового процесса, напряженность трудового процесса, шум, вибрация общая и локальная, параметры микроклимата), способствовать наступлению несчастного случая с фио1 28 апреля 2020 г., судебная коллегия отмечает следующее.
фио1 в момент смерти находился на отдыхе, смерть произошла во время сна, задолго после возвращения с тушения пожара небольшой локализации, после возвращения жалоб не предъявлял, лекарственных средств не принимал, чувствовал себя нормально, его состояние озабоченности не вызывало, смерть произошла не при исполнении им трудовых обязанностей по тушению пожара.
Таким образом, смерть фио1, наступившая от общего заболевания, не в момент выполнения трудовых обязанностей, правильно отнесена работодателем к событиям, квалифицируемым в качестве несчастных случаев, не связанных с производством.
В дело не представлено доказательств, опровергающих наступление смерти в период отдыха фио1 вследствие общего заболевания, а также доказательств, подтверждающих возникновение и развитие общего заболевания в связи с нарушением работодателем требований законодательства об охране труда, возможность способствовать наступлению несчастного случая с фио1 вредных и (или) опасных производственных факторов, сопряженных с работой пожарного без надлежащего контроля со стороны работодателя за его состоянием здоровья, без оценки возможности допуска его к выполнению работы по состоянию здоровья, при отсутствии отклонений в состоянии здоровья.
Судебная коллегия учитывает, что надлежащих доказательств наличия причинно-следственной связи между действиями (бездействием) работодателя и смертью потерпевшего при установленных по делу обстоятельствах, не представлено.
Работодателем доказано, что в смену 28 апреля 2020 г. фио1 был допущен к выполнению работ в состоянии здоровья, позволяющем осуществлять трудовые функции, без каких-либо отклонений и признаков плохого самочувствия, с учетом признания его пригодным к выполнению им работы, обусловленной должностными обязанностями.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения исковых требований Г.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Приаргунского районного суда Забайкальского края от 15 марта 2022 г. отменить.
В удовлетворении исковых требований Г. к Главному управлению МЧС России по Забайкальскому краю, Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю о признании смерти несчастным случаем на производстве отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции - Приаргунский районный суд Забайкальского края.
Апелляционное определение изготовлено 20 сентября 2023 г.