Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.01.06-2025.02.01) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 22.04.2024 N 88-10421/2024 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Чувашской Республики от 06.12.2023 по делу N 33-4397/2023 (УИД 21RS0025-01-2022-006915-07)
Категория: Споры с органами власти.
Требования: О возложении обязанности устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: По результатам проверки деятельности администрации по соблюдению требований пожарной безопасности в адрес администрации было вынесено предписание о принятии мер по обеспечению источниками наружного противопожарного водоснабжения безводных участков, в том числе СНТ, однако выявленные нарушения к установленному сроку устранены не были.
Решение: Удовлетворено.
Апелляционное определение Верховного суда Чувашской Республики от 06.12.2023 по делу N 33-4397/2023 (УИД 21RS0025-01-2022-006915-07)
Категория: Споры с органами власти.
Требования: О возложении обязанности устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: По результатам проверки деятельности администрации по соблюдению требований пожарной безопасности в адрес администрации было вынесено предписание о принятии мер по обеспечению источниками наружного противопожарного водоснабжения безводных участков, в том числе СНТ, однако выявленные нарушения к установленному сроку устранены не были.
Решение: Удовлетворено.
ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 декабря 2023 г. по делу N 33-4397/2023
Докладчик Карачкина Ю.Г. УИД 21RS0025-01-2022-006915-07
судья Таранова И.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Юркиной И.В., судей Карачкиной Ю.Г. и Степановой Э.А.
при секретарях Ж., В., Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску заместителя прокурора Московского района г. Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Чебоксары и садоводческому некоммерческому товариществу "Хевел" Союза писателей Чувашской Республики о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности, поступившее по апелляционной жалобе ответчика администрации г. Чебоксары Чувашской Республики на решение Московского районного суда г. Чебоксары от 4 июля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Карачкиной Ю.Г., судебная коллегия
установила:
заместитель прокурора Московского района г. Чебоксары в порядке
ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц предъявил к администрации г. Чебоксары и садоводческому некоммерческому товариществу "Хевел" Союза писателей Чувашской Республики (далее - СНТ "Хевел") вышеуказанный иск, указав, что в результате проведенной Главным управлением МЧС России по Чувашской Республике в период с 10 по 31 марта 2020 года плановой проверки по соблюдению требований пожарной безопасности на территории Чебоксарского городского округа, в том числе по соблюдению надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения коллективных садов, включая и СНТ "Хевел", установлено, что ближайший источник водоснабжения, который возможно использовать в качестве источника наружного противопожарного водоснабжения - пожарный гидрант ПГ-499 (<адрес>), расположен на расстоянии 600 метров от СНТ "Хевел", проверяющим органом в адрес администрации г. Чебоксары вынесено предписание N от 31 марта 2020 года о принятии мер по обеспечению источниками наружного противопожарного водоснабжения безводных участков, в том числе СНТ "Хевел", с указанием сроков устранения недостатков, однако до настоящего времени выявленные нарушения не устранены; указанное препятствует эффективной деятельности противопожарной службы в период повышенной пожарной опасности и является нарушением
ст. 62 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", которой предусмотрено, что территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров; СНТ "Хевел" также обязано соблюдать требования пожарной безопасности.
При втором уточнении исковых требований истец просил: 1) обязать администрацию г. Чебоксары в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать проектную документацию на наружное противопожарное водоснабжение на территории земель населенных пунктов, после чего выполнить работы, предусмотренные проектом до границы с СНТ "Хевел", 2) обязать СНТ "Хевел" в течение 12 месяцев со дня выполнения обязательств администрацией г. Чебоксары разработать проект на наружное противопожарное водоснабжение на территории СНТ "Хевел", после чего выполнить предусмотренные проектом работы с подключением к общей линии наружного кольцевого противопожарного водоснабжения с установкой пожарных гидрантов в соответствии с требованиями СП 8.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности".
В суде первой инстанции помощник прокурора Московского района г. Чебоксары Садртдинова Е.Н. уточненный иск поддержала, указала, что отсутствие надлежащих источников наружного водоснабжения (пожарных гидрантов) на территории садоводческого товарищества нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на противопожарную безопасность; представитель ответчика председатель правления СНТ "Хевел" Ш. на словах иск признал, заявил о готовности устранить нарушения требований законодательства в области пожарной безопасности со стороны СНТ; представитель ответчика администрации г. Чебоксары в последнее судебное заседание не явился, ранее представитель К. иск не признал, сославшись на то, что администрация города не является надлежащим ответчиком по делу, так как имущество передано в собственность Чувашской Республики, в материалы дела представлен письменный отзыв на иск; третьи лица своих представителей в суд не направили, из них ГУ МЧС России по Чувашской Республике представило заявление о рассмотрении дела без участия своего представителя, в отзыве на иск просило его удовлетворить, АО "Водоканал" в отзыве на иск сообщило, что на территории СНТ "Хевел" водопроводные сети, находящиеся на балансе АО "Водоканал", отсутствуют, ближайшая кольцевая водопроводная сеть проходит по ул. Добролюбова г. Чебоксары, также возможно обеспечить обустройство новой кольцевой сети, в противопожарных целях садоводства должны иметь в зависимости от количества участков: до 300 - одну переносную мотопомпу, от 301 до 1000 - одну прицепную мотопомпу, более 1000 - не менее двух прицепных мотопомп, также просило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики в отзыве на иск указало, что исковые требования прокурора вытекают из Федерального
закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", которым какие-либо полномочия на региональные органы исполнительной власти не возложены, а возложены на органы местного самоуправления, исполнение решения суда может быть осуществлено в соответствии с СП 8.13130 не только путем устройства наружного противопожарного водопровода, а в первую очередь путем устройства пожарных резервуаров или искусственных водоемов за счет уполномоченных органов местного самоуправления.
Решением Московского районного суда г. Чебоксары от 4 июля 2023 года на администрацию г. Чебоксары возложена обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать проектную документацию на наружное противопожарное водоснабжение на территории земель населенных пунктов, после чего выполнить работы, предусмотренные проектом, до границы с СНТ "Хевел" Союза писателей Чувашской Республики; на СНТ "Хевел" Союза писателей Чувашской Республики возложена обязанность в течение 12 месяцев со дня выполнения обязательств администрацией г. Чебоксары разработать проект на наружное противопожарное водоснабжение на территории СНТ "Хевел", после чего выполнить работы, предусмотренные проектом, с подключением общей линии наружного кольцевого противопожарного водоснабжения с установкой пожарных гидрантов в соответствии с требованиями СП 8.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности".
В апелляционной жалобе администрация г. Чебоксары просит об отмене решения и принятии нового - об отказе в иске; указывает, что муниципальное образование город Чебоксары является городским округом,
статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах, включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, муниципальных и городских округов, оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения, установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности; все указанные полномочия продублированы в пункте 2.1 постановления администрации г. Чебоксары от 17.02.2007 N "Об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования города Чебоксары", а в пункте 4.3 указанного постановления установлено, что обеспечение пожарной безопасности территорий садоводческих и дачных некоммерческих объединений граждан и отдельных участков возлагается на правления этих объединений и собственников участков; полномочие по созданию в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения на органы местного самоуправления в границах городских населенных пунктов указанным
законом не возложено; в соответствии с
ч. 2 ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к наружному противопожарному водоснабжению, кроме наружных водопроводных сетей с пожарными гидрантами, также относятся водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации, и противопожарные резервуары, в соответствии с
п. 5.5 СП 53.13330.2019 "Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения" (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения)" для обеспечения пожаротушения при отсутствии централизованного водоснабжения на территории земельных участков общего назначения садоводства должны предусматриваться противопожарные водоемы или резервуары объемом, м?, при числе участков: до 300 - от 25 до 60 (водоемы или резервуары), при 301 участке и более - 60 (водоем), кроме того, в тех же целях садоводства должны иметь в зависимости от количества участков: до 300 - одну переносную мотопомпу, от 301 до 1000 - одну прицепную мотопомпу, более 1000 - не менее двух прицепных мотопомп; таким образом, обязанность по созданию условий для забора воды в целях пожаротушения на территории садоводств возложена на сами садоводства, обязанность по обеспечению садоводств противопожарными водоемами или резервуарами у администрации города отсутствует; норма закона, которой, по мнению суда, следовало руководствоваться при возложении обязанности на администрацию г. Чебоксары, применена неправильно; для исполнения решения суда потребуется не менее 2 лет, так как необходимы разработка и согласование проектно-сметной документации, включение средств на строительство в бюджет; кроме того, следует учитывать нагрузку на бюджет г. Чебоксары и недостаточность финансовых средств на полномасштабную реализацию в кратчайшие сроки материально-технического обеспечения пожарной безопасности (на источники противопожарного водоснабжения, особенно в районах частного сектора и СНТ); обращает внимание, что на основании
Закона ЧР N 94 от 21.12.2021 "О перераспределении отдельных полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами местного самоуправления Чувашской Республики и органами государственной власти Чувашской Республики" (вступил в силу с 1 января 2022 года) администрацией г. Чебоксары совместно с Министерством экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики ведется работа по передаче полномочий по водоснабжению и водоотведению, в том числе и АО "Водоканал", запланированный срок передачи имущества - VI квартал 2023 года.
В уточненной апелляционной жалобе администрация г. Чебоксары вновь указала о неправильном применении судом норм материального права, полагает, что Федеральный
закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к созданному ранее принятия этого
закона СНТ "Хевел" применяться не может, 29 сентября 2023 года между администрацией г. Чебоксары и Министерством экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики подписан акт приема-передачи в государственную собственность Чувашской Республики 100% акций "АО "Водоканал", то есть полномочия города Чебоксары по водоотведению и водоснабжению переданы Чувашской Республике, поэтому администрация является ненадлежащим ответчиком и просит отменить первую (касающуюся администрации) часть решения.
В суде апелляционной инстанции представители администрации г. Чебоксары К., Н. и представитель третьего лица Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики А. апелляционную жалобу с уточнениями поддержали, прокуроры Васильева О.В. и Яковлев А.Г., представитель ГУ МЧС России по Чувашской Республике И. и представитель ответчика СНТ "Хевел" Ш. с жалобой не согласились, представитель третьего лица АО "Водоканал" при надлежащем извещении на судебное заседание не явился.
Согласно
ч. 1,
абз. 1 ч. 2,
ч. 3 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции по доводам апелляционной жалобы проверяет законность и обоснованность решения в обжалуемой части, а сверх того проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с
ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции во всяком случае.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, существенных процессуальных нарушений не обнаружила и предусмотренных
ч. 1 ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены обжалуемой части решения также не усмотрела.
В г. Чебоксары по <адрес> (... район города) располагается СНТ "Хевел" Союза писателей Чувашской Республики.
Указанное юридическое лицо зарегистрировано в ЕГРЮЛ 14 декабря 2004 года, основным видом его деятельности является управление эксплуатацией нежилого фонда за вознаграждение или на договорной основе.
Согласно приложению к распоряжению главы администрации г. Чебоксары от 19.06.2006 N "О предоставлении земельных участков в СНТ "Хевел" СП ЧР" территория товарищества имеет площадь 35088 кв. м, количество участков 64.
Главным управлением МЧС России по Чувашской Республике на основании распоряжения от 3 марта 2020 года N в период с 10 по 31 марта 2020 года проводилась плановая проверка деятельности администрации г. Чебоксары по соблюдению требований пожарной безопасности, по результатам которой в адрес администрации г. Чебоксары вынесено предписание N от 31 марта 2020 года о принятии мер по обеспечению источниками наружного противопожарного водоснабжения безводных участков, в том числе СНТ "Хевел", в срок до 1 марта 2022 года.
Проведенный прокуратурой Московского района г. Чебоксары анализ исполнения требований пожарной безопасности при обеспечении источников пожарного водоснабжения на поднадзорной территории показал, что выявленные ГУ МЧС России по Чувашской Республике нарушения к установленному сроку устранены не были.
Согласно списку безводных участков (приложение N 16 к расписанию выезда подразделений пожарно-спасательного гарнизона г. Чебоксары для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории Чебоксарского городского округа) ближайший водоисточник, который возможно использовать для пожаротушения в СНТ "Хевел", - пожарный гидрант ПГ-499 (Т-100) - расположен по адресу: <адрес> на расстоянии 600 метров от садового товарищества.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что на территории СНТ "Хевел" отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения, чем нарушаются права неограниченного круга лиц на пожарную безопасность, которая должна обеспечиваться администрацией г. Чебоксары совместно с СНТ "Хевел".
Необходимость обеспечения пожарной безопасности на территории СНТ "Хевел" апеллянтом не оспаривается, а оспариваются установленные судом способ, срок ее обеспечения и возложение соответствующей обязанности на администрацию г. Чебоксары.
Однако доводы апелляционной жалобы являются необоснованными и отмену решения не влекут.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определены Федеральным
законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", который регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами (организациями), должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями.
Согласно указанному
закону обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, муниципальных и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным
законом является расходным обязательством муниципального образования.
Первичными мерами пожарной безопасности является реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Согласно
п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
Аналогичное положение закреплено в пункте 10 ст. 10 Закона ЧР от 18.10.2004 N 19 "Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике".
Статьей 62 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары. Необходимость обеспечения противопожарного водоснабжения, устройства систем водоснабжения, водопроводных сетей, искусственных водоемов и пожарных резервуаров, использования водных объектов для противопожарных нужд определяется настоящим Федеральным
законом, а требования к их устройству нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу
ч. 1 ст. 68 того же Федерального закона территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения.
Мнение администрации г. Чебоксары о невозможности применения к спорным правоотношениям Федерального
закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ ошибочно.
Пунктом 1 ч. 2 ст. 1 этого Федерального закона установлено, что его положения об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения не только при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, но и при эксплуатации объектов защиты.
Согласно
пунктам 15 и
20 ст. 2 названного Федерального закона объект защиты - продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре. Пожарная безопасность объекта защиты - состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара.
Статьей 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ определено, что правовой основой технического регулирования в области пожарной безопасности являются
Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, данный
закон, Федеральный
закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Федеральный
закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", в соответствии с которыми разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты (продукции).
Техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой: установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; правовое регулирование отношений в области оценки соответствия (
ч. 1 ст. 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").
К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального
закона (
ч. 2,
3 ст. 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").
В силу
ст. 16 Федерального закона "О пожарной безопасности" к полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности относится разработка утверждаемого Правительством Российской Федерации нормативного правового акта, устанавливающего противопожарный режим.
Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 утверждены
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, в соответствии с
пунктом 75 которых органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Таким образом, вышеназванные положения закона предусматривают возложение на органы местного самоуправления обязанности по соблюдению правил противопожарной безопасности, в том числе и путем устройства источников наружного противопожарного водоснабжения независимо от времени образования СНТ "Хевел".
В силу ст. 41 Устава муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики, принятого решением Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 30 ноября 2005 года N 40, администрация г. Чебоксары является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Чувашской Республики, потому вопреки доводам апелляционной жалобы, является надлежащим ответчиком по заявленным прокурором требованиям наряду с СНТ "Хевел", которое несет ответственность за обеспечение пожарной безопасности на своей территории.
1 января 2022 года вступил в силу
Закон ЧР от 21.12.2021 N (ред. от 21.12.2022) "О перераспределении отдельных полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами местного самоуправления в Чувашской Республике и органами государственной власти Чувашской Республики", согласно которому уполномоченный Кабинетом Министров Чувашской Республики орган исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющий государственную политику в области развития коммунальной инфраструктуры, включая водоснабжение и водоотведение, осуществляет полномочия органов местного самоуправления города Чебоксары в сфере водоснабжения и водоотведения, отнесенные Федеральным
законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований.
Обжалуемое судебное решение было принято до передачи системы холодного водоснабжения из муниципальной собственности города Чебоксары в государственную собственность Чувашской Республики, а полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа и до сих пор остаются за администрацией г. Чебоксары, потому администрация г. Чебоксары является надлежащим ответчиком по требованиям прокурора. После изменения собственника системы холодного водоснабжения города Чебоксары перед районным судом могут быть поставлены вопросы в порядке
ст. 44,
203 ГПК РФ.
В соответствии со
ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ к наружному противопожарному водоснабжению относятся: 1) централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод); 2) водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) пожарные резервуары
(ч. 2).
Территории населенных пунктов должны быть оборудованы наружным противопожарным водопроводом, обеспечивающим требуемый расход воды на пожаротушение зданий и сооружений. При этом расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания и сооружения
(ч. 3).
Допускается предусматривать наружное противопожарное водоснабжение от водных объектов и (или) пожарных резервуаров для населенных пунктов с числом жителей до 5000 человек; отдельно стоящих зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2,
ФЗ, Ф4 объемом до 1000 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема), расположенных в населенных пунктах, не имеющих кольцевого наружного противопожарного водопровода; зданий и сооружений класса функциональной пожарной опасности Ф5 с производствами категорий В, Г и Д по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности при расходе воды на наружное пожаротушение 15 литров в секунду; складов грубых кормов объемом до 1000 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема); складов минеральных удобрений объемом до 5000 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема); зданий радиотелевизионных передающих станций, холодильников и хранилищ овощей и фруктов
(ч. 4).
По смыслу приведенной нормы, в населенном пункте с числом жителей свыше 5000 человек, коим является город Чебоксары и на территории которого располагается СНТ "Хевел", устройство наружного противопожарного водопровода, обеспечивающего требуемый расход воды на пожаротушение зданий и сооружений, является обязательным, а наружное противопожарное водоснабжение от водных объектов и (или) пожарных резервуаров может существовать дополнительно.
Как пояснил суду апелляционной инстанции прокурор Яковлев А.Г., в контексте с заявленными к СНТ "Хевел" исковыми требованиями исковые требования прокурора к администрации г. Чебоксары предполагают разработку администрацией проектной документации на наружное противопожарное водоснабжение именно в виде наружного противопожарного водопровода.
Требования пожарной безопасности к наружному противопожарному водоснабжению населенных пунктов и производственных объектов установлены сводом правил
СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности" (Утвержден приказом МЧС России от 30.03.2020 N 225).
Установленные настоящим
сводом правил требования пожарной безопасности должны соблюдаться при проектировании, строительстве, реконструкции и капитальном ремонте систем противопожарного водоснабжения населенных пунктов и производственных объектов, а также пожарных резервуаров и водоемов.
Согласно
СП 8.13130 водопроводные сети должны быть, как правило, кольцевыми. Тупиковые линии водопроводов допускается применять для подачи воды на противопожарные нужды независимо от расхода воды на пожаротушение при длине линии не свыше 200 м. Примечание: в населенных пунктах с числом жителей до 5000 человек и расходом воды на наружное пожаротушение до 10 л/с или при количестве внутренних пожарных кранов в здании до 12 допускаются тупиковые линии длиной более 200 м при условии устройства противопожарных резервуаров или водоемов, водонапорной башни или контррезервуара в конце тупика, содержащих расчетный пожарный объем воды.
Таким образом, указанный
свод правил предусматривает для населенного пункта с числом жителей более 5000 человек обустройство именно кольцевого наружного противопожарного водопровода.
Согласно
СП 31.13330.2021 "СНиП 2.04.02-84* Водоснабжение. Наружные сети и сооружения" (утвержден приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27.12.2021 N 1016/пр) системы водоснабжения, обеспечивающие противопожарные нужды, следует проектировать в соответствии с
СП 8.13130.
Согласно
п. 5.8 СП 53.13330.2019 "Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения" (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения)", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14.10.2019 N 618/п, для обеспечения пожаротушения, при отсутствии централизованного водоснабжения, на территории земельных участков общего назначения садоводства должны предусматриваться противопожарные водоемы или резервуары объемом, м
3, при числе участков: до 300 - от 25 до 60 (водоемы или резервуар), при 301 участке и более - 60 (водоем). При каждом водоеме следует предусматривать площадки для установки пожарной техники, с возможностью забора воды насосами и организацией подъезда не менее двух пожарных автомобилей. Число водоемов (резервуаров) и их расположение определяются требованиями
СП 31.13330. В противопожарных целях садоводства должны иметь в зависимости от количества участков: до 300 - одну переносную мотопомпу; от 301 до 1000 - одну прицепную мотопомпу; более 1000 - не менее двух прицепных мотопомп. Для хранения мотопомп (и противопожарного инвентаря) следует предусматривать помещение площадью не менее 10 м
2.
При этом следует иметь в виду, что указанный
свод правил был принят в 2019 году, когда в соответствии с
частью 4 ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ в поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек допускалось предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы, однако с 25 июля 2022 года эта норма закона действует в новой редакции и не допускает такой возможности.
С учетом изложенного решение суда о возложении на администрацию г. Чебоксары обязанности разработать проектную документацию на наружное противопожарное водоснабжение на территории земель населенных пунктов, после чего выполнить работы, предусмотренные проектом, до границы с СНТ "Хевел", является законным и обоснованным.
В соответствии со
ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, и эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
По мнению судебной коллегии, установленный судом для администрации г. Чебоксары 12-месячный срок исполнения решения является разумным и достаточным с учетом того, что обеспечение пожарной безопасности является социально-значимым и не терпит отлагательства, предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности было выдано еще в 2020 году, соответственно, у администрации г. Чебоксары были время и возможность планового бюджетирования соответствующих работ. При наличии обстоятельств, объективно препятствующих исполнению судебного акта о понуждении к исполнению в натуре в установленный судом срок, ответчик вправе подать заявление об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта.
Следовательно, апелляционная жалоба ответчика судебной коллегией отклоняется.
Руководствуясь
ст. 328,
329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского районного суда г. Чебоксары от 4 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу и уточненную апелляционную жалобу администрации г. Чебоксары - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, но в течение трех месяцев может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через суд первой инстанции.
Председательствующий
И.В.ЮРКИНА
Судьи
Ю.Г.КАРАЧКИНА
Э.А.СТЕПАНОВА
Мотивированное апелляционное определение составлено 06.12.2023.