Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.01.06-2025.02.01) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным определением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 26.07.2023 N 88а-12962/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Тюменского областного суда от 06.03.2023 по делу N 33-1400/2023 (УИД 72RS0022-01-2022-000568-84)
Категория спора: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: Об обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности.
Обстоятельства: Истец указал на выявлены нарушения требований пожарной безопасности на территории сельского поселения, что свидетельствует о бездействии органов местного самоуправления соблюдать первичные меры пожарной безопасности.
Решение: Удовлетворено в части.


Апелляционное определение Тюменского областного суда от 06.03.2023 по делу N 33-1400/2023 (УИД 72RS0022-01-2022-000568-84)
Категория спора: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: Об обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности.
Обстоятельства: Истец указал на выявлены нарушения требований пожарной безопасности на территории сельского поселения, что свидетельствует о бездействии органов местного самоуправления соблюдать первичные меры пожарной безопасности.
Решение: Удовлетворено в части.

ТЮМЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 марта 2023 г. по делу N 33-1400/2023
Дело N 2-295/2022
72RS0022-01-2022-000568-84
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего: Пятанова А.Н.,
судей: при секретаре: Глебовой Е.В., Кучинской Е.Н., Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Администрации Уватского муниципального района Тюменской области в лице представителя Е. на решение Уватского районного суда Тюменской области от 24 ноября 2022 года, которым постановлено:
"Исковое заявление прокурора Уватского района Тюменской области удовлетворить частично.
Обязать администрацию Уватского муниципального района Тюменской области и администрацию Демьянского сельского поселения Уватского муниципального района Тюменской области выполнить на территории Демьянского сельского поселения Уватского муниципального района Тюменской области в течение шести месяцев с даты вступления в законную силу настоящего решения суда мероприятия по обеспечению Демьянского сельского поселения Уватского муниципального района Тюменской области источниками наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения, соответствующими требованиям Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 и СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности".
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Кучинской Е.Н., судебная коллегия
установила:
Прокурор Уватского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации Демьянского сельского поселения, Администрации Уватского муниципального района Тюменской области, с учетом уточнения просил возложить на Администрацию Демьянского сельского поселения, Администрацию Уватского муниципального района обязанности выполнить мероприятия по обеспечению с. Демьянское достаточным количество источников наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения объектов (жилых домов, построек), расположенных на удалении не более 200 метров от имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения, и по созданию в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в с. Демьянское, в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда; возложить на ответчиков обязанности выполнить мероприятия по обеспечению сельского поселения достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения и обеспечить расстояния пожарных гидрантов не более 200 метров от ближайшего водоисточника до объектов (жилых домов, построек), и по созданию условий для забора в любое время годы воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в населенном пункте, в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу (л.д. 3-5, 108, 137).
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Уватского района совместно с отделом надзорной деятельности и профилактической работы "Уватский" Управления надзорной деятельности проведена проверка по принятию органами местного самоуправления мер, направленных на соблюдение требований пожарной безопасности, по результатам которой выявлены нарушения требований законодательства в сфере пожарной безопасности и защиты населенных пунктов от пожара: <...> в с. Демьянское расстояние от источников наружного противопожарного водоснабжения до объектов (жилых домов, построек) составляет более 200 метров (фактически 400 метров); в с. Демьянское по <...>, отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения, которые должны располагаться до объектов (жилых домов, построек) на расстоянии не более 200 метров, подгорная часть с. Демьянское не обеспечена требуемым количеством источников наружного противопожарного водоснабжения (пожарные резервуары, искусственные водоемы, пожарные гидранты), которые должны располагаться на расстоянии не более 200 метров до зданий и сооружений; на территории с. Демьянское (<...> отсутствуют подъезды к источникам наружного противопожарного водоснабжения, а именно к пожарным гидрантам. 06 мая 2022 года в адрес главы администрации Демьянского сельского поселения прокуратурой внесено представление об устранении нарушений закона, однако выявленные нарушения не устранены. Непринятие мер к соблюдению требований пожарной безопасности может привести как к невозможности тушения лесного или ландшафтного пожара на границах с населенными пунктами сельского поселения, так и к невозможности тушения пожара в случае возгораний на территории населенных пунктов, что может повлечь гибель людей и уничтожение имущества.
Судом постановлено изложенное выше решение, с которым не согласен ответчик Администрация Уватского муниципального района Тюменской области в лице представителя Е., в апелляционной жалобе просит об изменении решения суда и установлении срока исполнения решения суда до 31 декабря 2025 года.
Указывает, что выполнение определенных судом мероприятий требует значительного времени для согласования вопроса о выделении дополнительных бюджетных денежных средств, разработки областной программы, направленной на обеспечение первичных мер пожарной безопасности в населенных пунктах Тюменской области. Обращает внимание, что по результатам рассмотрения требований предписания органа пожарного надзора в адрес администрации сельского поселения подготовлен совместный план мероприятий по обеспечению требований пожарной безопасности Демьянского сельского поселения Уватского муниципального района, при этом в рамках имеющихся бюджетных средств Администрацией Уватского муниципального района и Администрацией Демьянского сельского поселения предпринимаются исчерпывающие меры по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территориях сельских поселений Уватского муниципального района, о чем свидетельствуют муниципальные контракты на ремонт имеющихся и установку новых пожарных гидрантов. В Департамент гражданской защиты и пожарной безопасности Тюменской области направлено письмо о рассмотрении возможности разработки и утверждения областной программы, направленной на обеспечение первичных мер пожарной безопасности в населенных пунктах Тюменской области, с учетом предложений Администрацией Уватского муниципального района, однако ответа на письмо не поступало. Настаивает, что в отсутствие областной программы, предусматривающей субсидирование мероприятий по обеспечению первичных мер противопожарной безопасности, получение Администрацией Уватского муниципального района значительной суммы субсидий является затруднительной. Ссылаясь на положения статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 11 и 14 Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" указывает, что проведение работ по строительству и (или) реконструкции сети водоснабжения в целях установки пожарных гидрантов на сети водоснабжения необходима подготовка сметной документации с дальнейшим прохождение государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости. Данное обстоятельство, а также порядок осуществления финансирования необходимых работ, свидетельствуют о плановом периоде осуществления работ в 2025 году. Настаивает на объективной невозможности исполнения требований в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу и разумности срока исполнения решения до 31 декабря 2025 года.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Шонохова И.И., полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик Администрация Демьянского сельского поселения Уватского муниципального района в лице представителя М. просит об удовлетворении апелляционной жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Макарова Н.Т. поддержала письменные возражения.
Представители ответчиков Администрации Уватского муниципального района, Администрации Демьянского сельского поселения Уватского муниципального района Тюменской области в суд не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены, также информация о деле была заблаговременно размещена на официальном сайте Тюменского областного суда oblsud.tum.sudrf.ru (раздел "Судебное делопроизводство").
Ходатайств об отложении судебного разбирательства не поступало, доказательств уважительности причин неявки не представлено.
На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив законность принятого судом решения и материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, как предусмотрено частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Постановлением Правительства Тюменской области от 18.03.2022 N 120-п "Об утверждении Перечня населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров в Тюменской области, и Перечня территорий организаций отдыха детей и их оздоровления, территорий садоводства или огородничества, подверженных угрозе лесных пожаров в Тюменской области, о признании утратившим силу постановления от 25.03.2021 N 145-п" с. Демьянское внесено в перечень населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров в Тюменской области.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности. Нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения городских, сельских поселений (пункт 9 части 1, часть 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В силу статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, муниципальных и городских округов. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности поселений, муниципальных районов, муниципальных, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
Положениями Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, предусмотрено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности (статья 63).
Здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные). Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются данным Федеральным законом (статья 62).
На территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения.
К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары.
Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом (статья 68).
Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных данным Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности (часть 1 статьи 6).
Пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 данного Федерального закона.
Согласно пункту 4 статьи 16.1 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в указанный в пункте 1 данной статьи перечень документов по стандартизации, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов Российской Федерации, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.
В пункте 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".
При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.
Руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружных водопроводов противопожарного водоснабжения, находящихся на территории организации, и внутренних водопроводов противопожарного водоснабжения и организует проведение их проверок в части водоотдачи не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (пункт 48 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479).
Приказом МЧС России от 30.03.2020 N 225 утвержден Свод правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности".
Судом первой инстанции установлено, что 24 ноября 2021 года между МКУ "ДМХ УМР" и ИП. Г. заключен муниципальный контракт N 01673000245210001730001, по которому подрядчик обязался в установленный срок осуществить по заданию заказчика проведение работ - ремонт источников наружного противопожарного водоснабжения в населенных пунктах Уватского муниципального района, срок выполнения 30 календарных дней с момента заключения контракта. Подписаны акты приемки выполненных работ по данному контракту (л.д. 34-89).
29 августа 2022 года между МКУ "ДМХ УМР" и ООО "Спецтех72" заключен муниципальный контракт N 01673000245220000820001 на проведение работ по ремонту источников наружного противопожарного водоснабжения в населенных пунктах Уватского муниципального района, срок выполнения до 01 декабря 2022 года с момента заключения контракта (л.д. 90-101).
По соглашению от 05 октября 2020 года Демьянскому сельскому поселению от администрации Уватского муниципального района переданы ряд полномочий, в том числе по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения в части создания условий для организации добровольной пожарной охраны (подпункт 1 пункта 2.1) (л.д. 116-122).
04 мая 2022 года на основании распоряжения N 30 от 20 апреля 2022 года была проведена внеплановая выездная проверка населенных пунктов, расположенных на территории Уватского муниципального района, вошедших в перечень населенных пунктов, подверженных угрозе лесных и других ландшафтных (природных) пожаров.
В ходе проверки установлено, что в нарушение требований пожарной безопасности территория с. Демьянское не обеспечено в достаточном количестве источниками наружного противопожарного водоснабжения, а до имеющихся таких источников расстояние превышает 200 метров от объектов пожаротушения (жилых домов, построек). Также к имеющимся источникам водоснабжения отсутствуют подъезды (л.д. 6-9).
06 мая 2022 года прокуратурой Уватского района в связи с выявленными нарушениями внесено представление главе Демьянского сельского поселения Уватского муниципального района, согласно которому необходимо незамедлительно принять меры по устранению причин и условий, способствовавших нарушению законодательства (л.д. 10-11).
Из ответа главы администрации Демьянского сельского поселения на указанное представление следует, что выявленные нарушения не устранены (л.д. 12-15).
02 июня 2022 года администрацией Уватского муниципального района в адрес Директора департамента гражданской защиты и пожарной безопасности Тюменской области направлено письмо о рассмотрении возможности разработки и утверждения областной программы, направленной на обеспечение первичных мер пожарной безопасности в населенных пунктах Тюменской области, с учетом предложений администрации Уватского муниципального района (л.д. 123-124).
Письмом от 19 сентября 2022 года Департаментом гражданской защиты и пожарной безопасности Тюменской области у глав органов местного самоуправления Тюменской области запрошена информация о количестве уже существующих источников наружного противопожарного водоснабжения (л.д. 125). Ответ направлен в Департамент 22 сентября 2022 года (л.д. 126-127).
Администрацией Уватского муниципального района Тюменской области и Администрацией Демьянского сельского поселения Уватского муниципального района Тюменской области подготовлен план мероприятий по обеспечению требований пожарной безопасности Демьянского сельского поселения Уватского муниципального района (л.д. 128-132).
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции руководствовался приведенными выше нормами и исходил из тех обстоятельств, что в ходе проверки территории Демьянского сельского поселения установлены нарушения требований законодательства и нормативных документов в области пожарной безопасности, которые до настоящего времени не устранены, в связи с чем пришел к выводу о необходимости возложения на Администрацию Уватского муниципального района Тюменской области и Администрацию Демьянского сельского поселения Уватского муниципального района Тюменской области обязанностей осуществить мероприятия по обеспечению Демьянского сельского поселения Уватского муниципального района Тюменской области источниками наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения в соответствии с действующим сводом правил.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, основаны на доказательствах, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить поводом к изменению решения суда, поскольку по существу сводятся к несогласию с установленным судом сроком исполнения решения, со ссылкой на то, что выполнение необходимых мероприятий, требует значительного периода времени, согласования вопроса о выделении дополнительных бюджетных денежных средств, разработки областной программы, направленной на обеспечение первичных мер пожарной безопасности в населенных пунктах Тюменской области.
Между тем, поскольку спорные правоотношения направлены на обеспечение пожарной безопасности, судебная коллегия полагает, что изменения срока исполнения решения до 31 декабря 2025 года приведет к нарушению прав неопределенного круга лиц, создаст угрозу их жизни и здоровью.
Иных доводов, ставящих под сомнение выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, как усматривается, вопрос о разграничении полномочий при осуществлении мероприятиий по обеспечению Демьянского сельского поселения Уватского муниципального района Тюменской области источниками наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения между ответчиками не возникает.
Таким образом, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения не установлено, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Уватского районного суда Тюменской области от 24 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Уватского муниципального района Тюменской области в лице представителя Е. - без удовлетворения.
Председательствующий
А.Н.ПЯТАНОВ
Судьи коллегии
Е.В.ГЛЕБОВА
Е.Н.КУЧИНСКАЯ
Мотивированное апелляционное определение составлено 14 марта 2023 года.