Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.01.06-2025.02.01) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 28.11.2024 по делу N 33а-18643/2024 (УИД 66RS0029-01-2024-000972-41)
Категория: Споры с органами власти в сфере строительства и жилищных отношений.
Требования: Об обязании ликвидировать свалку горючих отходов, создать источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, увеличить расстояние от границ застройки до лесных насаждений.
Обстоятельства: Прокурор указал, что при проверке выявлены нарушения требований пожарной безопасности, что создает реальную угрозу населенным пунктам, социальным учреждениям и безопасности дорожного движения.
Решение: Удовлетворено в части.

Апелляционное определение Свердловского областного суда от 28.11.2024 по делу N 33а-18643/2024 (УИД 66RS0029-01-2024-000972-41)
Категория: Споры с органами власти в сфере строительства и жилищных отношений.
Требования: Об обязании ликвидировать свалку горючих отходов, создать источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, увеличить расстояние от границ застройки до лесных насаждений.
Обстоятельства: Прокурор указал, что при проверке выявлены нарушения требований пожарной безопасности, что создает реальную угрозу населенным пунктам, социальным учреждениям и безопасности дорожного движения.
Решение: Удовлетворено в части.


Содержание


СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 ноября 2024 г. по делу N 33а-18643/2024
УИД 66RS0029-01-2024-000972-41
Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Кориновской О.Л.,
судей Антропова И.В., Кузнецовой А.Д.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-688/2024 по административному исковому заявлению Камышловского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Камышловского городского округа, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Свердловской области, Территориальному управлению Росимущества в Свердловской области, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом Российской Федерации, Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области о возложении обязанности
по апелляционной жалобе административного ответчика администрации Камышловского городского округа на решение Камышловского районного суда Свердловской области от 1 августа 2024 года.
Заслушав доклад судьи Кузнецовой А.Д., пояснения представителя административного ответчика администрации Камышловского городского округа - Л.Н., прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Балакиной И.Н., судебная коллегия
установила:
Камышловский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения требований, просил обязать администрацию Камышловского городского округа в срок до 1 сентября 2024 года:
- ликвидировать свалку горючих отходов, расположенную на пустыре за бывшей "Семеноводческой станцией" по координатам 56.853915:62.666226; свалку по улице Первомайская города Камышлова Свердловской области у городского кладбища со стороны леса по координатам 56.841607:62.754162; свалку по улице Зеленая города Камышлова Свердловской области по координатам 56о51'03.3"N 62о40'55.5"E 56.850909:62.682086; свалку с левой и правой стороны по дороге в СНТ "Луч" города Камышлова Свердловской области по координатам 56.835223:62795024; свалку на въезде в лесной массив по координатам 56о49'46.3"N 62о41'42.8"E 56.829513:62.695219;
- создать для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных на улицах Агрономическая, Барабинская, Белинского, Вайнера, Насоновская, В., Ш., М., ПА., С., Луговая, Л., Кооперативная, Ч., Ф., Чернышевского, Октябрьская города Камышлова Свердловской области;
- увеличить расстояние от границ застройки с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой по улице Первомайской, улице Шадринской, улице Боровой города Камышлова Свердловской области до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) до 30 метров, расстояние от границ застройки по улице Жукова города Камышлова Свердловской области до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) - до 50 метров.
В обоснование административного иска указано, что специалистами ОНД и ПР Камышловского ГО, К., Пышминского ГО УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области 21 июня 2023 года и с 17 апреля 2024 года по 19 апреля 2024 года проведены внеплановые выездные проверки соблюдения требований федерального законодательства о пожарной безопасности на территории Камышловского городского округа. По результатам проверки выявлены следующие нарушения: на территории общего пользования, расположенной в границах населенного пункта (город Камышлов), находятся свалки горючих отходов; органом местного самоуправления городского округа не созданы для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; направление движения к источникам противопожарного водоснабжения не в полном объеме обозначено указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время; расстояние от границ застройки с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой по улице Первомайской, улице Шадринской, улице Боровой до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) - менее 30 м; расстояние от границ застройки по улице Жукова до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) - менее 50 м. Должностным лицом ОНД МЧС России в адрес главы Камышловского городского округа вынесены предписания N 5/1/5 от 21 июня 2023 года и 2404/014-66/3-В/ВПВ от 19 апреля 2024 года об устранении выявленных нарушений требований федерального законодательства о пожарной безопасности. Вместе с тем, достаточных мер к устранению нарушений администрацией Камышловского городского округа не принято. Неисполнение требований федерального законодательства о пожарной безопасности создает реальную угрозу населенным пунктам, социальным учреждениям и безопасности дорожного движения, жизни и здоровью граждан.
Определением суда от 7 мая 2024 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Главное управление МСЧ России по Свердловской области.
Определением суда от 2 июля 2024 года к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Свердловской области, Территориальное управление Росимущества в Свердловской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Российской Федерации, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области.
Решением Камышловского районного суда Свердловской области от 1 августа 2024 года административные исковые требования Камышловского межрайонного прокурора к администрации Камышловского городского округа удовлетворены, на администрацию Камышловского городского округа возложена обязанность в срок до 31 декабря 2024 года:
- ликвидировать свалку горючих отходов, расположенную на пустыре за бывшей "Семеноводческой станцией" по координатам 56.853915:62.666226; свалку по улице Первомайская города Камышлова Свердловской области у городского кладбища со стороны леса по координатам 56.841607:62.754162; свалку по улице Зеленая города Камышлова Свердловской области по координатам 56о51'03.3"N 62о40'55.5"E 56.850909:62.682086; свалку с левой и правой стороны по дороге в СНТ "Луч" города Камышлова Свердловской области по координатам 56.835223:62795024; свалку на въезде в лесной массив по координатам 56о49'46.3"N 62о41'42.8"E 56.829513:62.695219;
- создать для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных на улицах Агрономическая, Барабинская, Белинского, Вайнера, Насоновская, В., Ш., М., ПА., С., Луговая, Л., Кооперативная, Ч., Ф., Чернышевского, Октябрьская города Камышлова Свердловской области;
- увеличить расстояние от границ застройки с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой по улице Первомайской, улице Шадринской, улице Боровой города Камышлова Свердловской области до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) до 30 метров, расстояние от границ застройки по улице Жукова города Камышлова Свердловской области до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) - до 50 метров.
В удовлетворении требований Камышловского межрайонного прокурора к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Свердловской области, Территориальному управлению Росимущества в Свердловской области, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом Российской Федерации, Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области отказано.
Не согласившись с вышеуказанным решением, административный ответчик администрация Камышловского городского округа подала апелляционную жалобу, в которой просит изменить решение суда, исключить требование об увеличении противопожарного расстояния, а также увеличить срок исполнения возложенной судом обязанности. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что требования в части обеспечения противопожарных расстояний от границ застройки зданий и сооружений до лесных насаждений является неисполнимым, более того противоречит закону. Установленный судом срок недостаточен для реализации мероприятий, указанных в решении, в связи с тем, что большой объем работ и значительные финансовые затраты накладывают на Камышловский городской округ, являющийся дотационной территорией, дополнительные ограничения. Также отмечает, что задача по ликвидации несанкционированных свалок имеет общегосударственное значение, а поэтому в ее решении должны участвовать органы всех уровней власти. Обращает внимание на выполнение мероприятий для создания источников противопожарного водоснабжения.
Представитель административного ответчика администрации Камышловского городского округа - Л.Н. в судебном заседании судебной коллегии доводы апелляционной жалобы поддержала, настаивала на их удовлетворении.
Прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Балакина И.Н. указала на отсутствие оснований для признания решения суда незаконным и удовлетворения доводов апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения административного дела судом апелляционной инстанции, в том числе посредством размещения указанной информации на официальном сайте Свердловского областного суда, в судебное заседание не явились, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрела административное дело в их отсутствие.
Заслушав пояснения представителя административного ответчика, прокурора, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно частям 1, 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации задачами административного судопроизводства являются, в том числе защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Согласно статье 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 N "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных названным Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 данной статьи, в полном объеме.
В части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, специалистами ОНД и ПР Камышловского ГО, К., Пышминского ГО УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области 21 июня 2023 года и с 17 апреля 2024 года по 19 апреля 2024 года проведены внеплановые выездные проверки соблюдения требований федерального законодательства о пожарной безопасности на территории Камышловского городского округа, по результатам которых, наряду с иными, выявлены следующие нарушения:
- на территории общего пользования, расположенной в границах населенного пункта (города Камышлов), находятся свалки горючих отходов.
Свалки: свалка на пустыре за бывшей "Семеноводческой станцией"; свалка по улице Первомайская у городского кладбища со стороны леса; свалка в овраге по улице Зеленая, координаты 56°51"03.3"N 62°40"55.5"E 56.850909, 62.682086; свалка с левой и правой стороны по дороге СТ "Луч"; свалка на въезде в лесной массив, координаты 56°49"46.3"N 62°41"42.8"E 56.829513, 62.695219;
- органом местного самоуправления городского округа не созданы для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Так, отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения на улицах: Агрономическая, Барабинская, Белинского, Вайнера, Насоновская, В., Ш., М., П., С., Луговая, Л., Кооперативная, Ч., Ф., Чернышевского, Октябрьская города Камышлова Свердловской области. В неисправном состоянии находятся пожарные гидранты: NN 10, 60, 68, 75, 86, 104, 138.
- расстояние от границ застройки с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой по улице Первомайской, улице Шадринской, улице Боровой до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) - менее 30 м. Расстояние от границ застройки по улице Жукова до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) - менее 50 м.
Должностным лицом ОНД МЧС России 21 июня 2023 года в адрес администрации Камышловского городского округа в лице главы вынесено предписание N 5/1/5 об устранении выявленных нарушений требований федерального законодательства о пожарной безопасности.
Камышловской межрайонной прокуратурой 9 октября 2023 года в связи с выявленными ОНД МЧС России нарушениям вносилось представление, которое рассмотрено и удовлетворено.
Вместе с тем, достаточных мер к устранению нарушений администрацией Камышловского городского округа не принято.
В ходе повторной проверки ОНД МЧС России в период с 17 апреля 2024 года по 19 апреля 2024 года зафиксирован факт неустранения выявленных ранее нарушений.
19 апреля 2024 года ОНД МЧС России выдано новое предписание N 2404/014-66/3-В/ВПВ об устранении нарушений, которое до настоящего времени не исполнено, нарушения действующего законодательства в сфере пожарной безопасности не устранены.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что организация ликвидации несанкционированных свалок, создание для целей пожаротушения источников наружного противопожарного водоснабжения, выполнение противопожарных расстояний от границ застройки городских поселений до лесных массивов относится к вопросам местного значения городского округа. Установив, что администрацией Камышловского городского округа длительный период времени необходимых мер для устранения нарушений требований пожарной безопасности не предпринималось, что нарушает права неопределенного круга лиц, создает реальную угрозу их жизни и здоровью, суд первой инстанции пришел к заключению об обоснованности требований прокурора.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделаны по результатам исследования и оценки по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеющихся в административном деле доказательств.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее по тексту - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ) законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов публичной власти федеральных территорий, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, а под требованиями пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров (статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ).
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в числе прочего, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 1479 от 16 сентября 2020 года (далее по тексту - Правила противопожарного режима), установлены требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Согласно пункту 67 Правил противопожарного режима правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы.
Пунктом 70 Правил противопожарного режима предусмотрено, что на территориях общего пользования, прилегающих к жилым домам, садовым домам, объектам недвижимого имущества, относящимся к имуществу общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, а также в лесах, лесопарковых зонах и на землях сельскохозяйственного назначения запрещается устраивать свалки горючих отходов.
В силу пункта 69 Правил противопожарного режима на территориях общего пользования городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, на территориях садоводства или огородничества, в том числе вне границ указанных территорий, в охранных зонах линий электропередачи, электрических станций и подстанций, а также в лесах, лесопарковых зонах и на землях сельскохозяйственного назначения запрещается устраивать свалки отходов.
Согласно пункту 75 Правил противопожарного режима органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее по тексту - Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В силу части 1 статьи 63 указанного Федерального закона первичные меры пожарной безопасности включают в себя в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.
Частью 1 статьи 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ установлено, что на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара: 1) от лесных насаждений в лесничествах до зданий и сооружений, расположенных: а) вне территорий лесничеств; б) на территориях лесничеств; 2) от лесных насаждений вне лесничеств до зданий и сооружений.
Выводы суда первой инстанции основаны на указанных нормах действующего законодательства, мотивированы со ссылкой на доказательства, обстоятельствам по делу не противоречат.
Суд установив, что административным ответчиком допущены нарушения норм противопожарной безопасности, исходя из существующего правового регулирования, обязывающего орган местного самоуправления соблюдать требования пожарной безопасности и принимать меры к созданию условий, способствующих предотвращению возникновения пожаров и своевременной ликвидации пожаров, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований прокурора.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, полагать выводы суда относительно обязанности администрации Камышловского городского округа с целью предупреждения пожаров ликвидировать свалки горючих отходов, неправильными оснований не имеется.
В силу статей 7, 55 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пунктов 11, 24, 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; участие в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами. Органы местного самоуправления при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия на окружающую среду в населенных пунктах.
Согласно пункту 3.2.15 Правил благоустройства, обеспечения санитарного содержания территории Камышловского городского округа, утвержденных решением Думы Камышловского городского округа от 14 мая 2009 года N 297, не допускается загрязнение территорий отходами производства и потребления, в том числе скандирование, размещение и захоронение отходов производства и потребления, снега, грунта, строительных и других материалов вне специально отведенных для этого мест.
В подпункте 1.1 пункта 1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 мая 2023 года N 27-П отмечено, что обязанность по поддержанию в надлежащем состоянии расположенных на территории городских поселений земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, возлагается на органы местного самоуправления городских поселений. Эта обязанность предопределена тем, что органы местного самоуправления муниципальных образований, юридически не являющихся собственниками такого рода участков, наделены полномочиями по распоряжению ими, то есть фактически реализуют в их отношении правомочия собственника, а значит, должны нести бремя их содержания.
Принимая во внимание вышеприведенное правовое регулирование, а также то, что несанкционированные свалки образовались на земельных участках в границах Камышловского городского округа, обязанность по организации работы по сбору и вывозу отходов обоснованно возложена на администрацию Камышловского городского округа.
Довод апелляционной жалобы о незаконности обжалуемого решения в части возложения на ответчика обязанности по созданию для целей пожаротушения источников наружного противопожарного водоснабжения подлежит отклонению. Учитывая длительное невыполнение указанных противопожарных мероприятий, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора в указанной части. Ссылка апеллянта на муниципальные контракты от 18 сентября 2023 года и от 17 апреля 2024 года о незаконности решения суда, равно как и об отсутствии у административного ответчика обязанности по выполнению соответствующих мероприятий, не свидетельствует.
Оценивая доводы апелляционной жалобы административного ответчика относительно возложения на орган местного самоуправления обязанности по увеличению расстояния от границ застройки до лесных насаждений в лесничествах, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Балакина И.Н. пояснила, что требования в части обеспечения противопожарных расстояний направлены на исключение возможности переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения.
Требования, предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", в части обязанности по принятию мер по обеспечению нераспространения пожара относятся к первичным мерам пожарной безопасности, обеспечение которой в силу закона возложено на административного истца.
В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснено, что к бездействию относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Однако, доказательств того, что администрацией Камышловского городского округа предпринимаются меры по обеспечению нераспространения пожара от лесных насаждений до зданий и сооружений, в ходе рассмотрения дела не представлено.
Учитывая данные обстоятельства, а также то, что пожарная безопасность обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности органами местного самоуправления, судебная коллегия соглашается с выводами суда о наличии оснований для возложения на административного ответчика соответствующей обязанности.
Вместе с тем, при разрешении заявленных прокурором требований в части возложения на администрацию Камышловского городского округа обязанности увеличить расстояние от границ застройки с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой по улице Первомайской, улице Шадринской, улице Боровой города Камышлова Свердловской области до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) до 30 метров, расстояние от границ застройки по улице Жукова города Камышлова Свердловской области до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) - до 50 метров, судом первой инстанции не учтены требования действующего законодательства.
Так, в силу норм Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ, Лесного кодекса Российской Федерации нормирование и установление противопожарного расстояния не рассматривается законодателем в качестве единственной и универсальной меры по обеспечению нераспространения лесного пожара в системе комплекса организационных мероприятий, объемно-планировочных решений, инженерных решений, предназначенных для предотвращения распространения пожара из одной части здания в другую или между зданиями, сооружениями, зелеными насаждениями.
Для защиты населенных пунктов от угрозы распространения лесных пожаров в качестве действенной противопожарной меры не исключается создание и использование противопожарных преград, предусмотренных статьей 37 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ.
Принимая во внимание вышеприведенное правовое регулирование, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости изменения решения суда в указанной части, путем возложения на администрацию Камышловского городского округа обязанности по принятию мер пожарной безопасности, обеспечивающих нераспространение пожара от лесных насаждений в лесничествах до зданий и сооружений, расположенных по улице Первомайской, улице Шадринской, улице Боровой, улице Жукова города Камышлова Свердловской области.
Кроме того, судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы административного ответчика о том, что срок, установленный судом для исполнения судебного акта и устранения допущенных нарушений прав и законных интересов лиц, в защиту которых обратился прокурор, является неразумным.
В соответствии с абзацем 3 пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" для обеспечения исполнимости судебного решения, в котором указано на принятие административным ответчиком конкретного решения, совершение определенного действия, в резолютивной части решения суда указывается разумный срок принятия решения, совершения действия.
Решение суда в силу требований о его исполнимости должно приводить к реальному восстановлению нарушенного права, либо устранять препятствия к реализации названного права.
При разрешении заявленных прокурором требований, по мнению судебной коллегии, суд первой инстанции не в полной мере учел сроки, необходимые для проведения заявленных мероприятий, поэтому суд апелляционной инстанции, исходя из принципа исполнимости и разумности срока, объема и характера действий, подлежащих совершению, бюджетного планирования, полагает необходимым установить срок исполнения возложенных на административного ответчика обязанностей не позднее шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Согласно пункту 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Камышловского городского суда Свердловской области от 1 августа 2024 года изменить, изложить абзац 5 его резолютивной части в следующей редакции
"- принять меры пожарной безопасности, обеспечивающие нераспространение пожара от лесных насаждений в лесничествах до зданий и сооружений, расположенных по улице Первомайской, улице Шадринской, улице Боровой, улице Жукова города Камышлова Свердловской области".
Решение Камышловского городского суда Свердловской области от 1 августа 2024 года изменить в части срока исполнения решения суда, определив следующий срок: не позднее 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части решение Камышловского городского суда Свердловской области от 1 августа 2024 года оставить без изменения.
Решение суда первой инстанции и апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
О.Л.КОРИНОВСКАЯ
Судьи
А.И.АНТРОПОВ
А.Д.КУЗНЕЦОВА