Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.01.06-2025.02.01) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 19.12.2024 по делу N 33а-19863/2024 (УИД 66RS0048-01-2024-000650-97)
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: О признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к обеспечению первичных мер пожарной безопасности, об обязании обеспечить населенные пункты источниками наружного противопожарного водоснабжения.
Обстоятельства: Прокурор указал, что имеющиеся источники наружного противопожарного водоснабжения не соответствуют требованиям пожарной безопасности по их количеству и размещению исходя из условий обслуживания зданий и сооружений.
Решение: Удовлетворено.

Апелляционное определение Свердловского областного суда от 19.12.2024 по делу N 33а-19863/2024 (УИД 66RS0048-01-2024-000650-97)
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: О признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к обеспечению первичных мер пожарной безопасности, об обязании обеспечить населенные пункты источниками наружного противопожарного водоснабжения.
Обстоятельства: Прокурор указал, что имеющиеся источники наружного противопожарного водоснабжения не соответствуют требованиям пожарной безопасности по их количеству и размещению исходя из условий обслуживания зданий и сооружений.
Решение: Удовлетворено.


Содержание


СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 декабря 2024 г. по делу N 33а-19863/2024
УИД 66RS0048-01-2024-000650-97
Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Кориновской О.Л.,
судей Антропова И.В., Кузнецовой А.Д.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-707/2024 по административному исковому заявлению прокурора города Ревды, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации городского округа Ревда об оспаривании бездействия, о возложении обязанности
по апелляционной жалобе административного ответчика Администрации городского округа Ревда
на решение Ревдинского городского суда Свердловской области от 15 августа 2024 года.
Заслушав доклад председательствующего, мнение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Балакиной И.Н., объяснения представителя административного ответчика Администрации городского округа Ревда П., судебная коллегия
установила:
прокурор города Ревды, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением и, с учетом уточнения заявленных требований, просил:
- признать незаконным бездействие Администрации городского округа Ревда, выразившееся в непринятии мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа;
- возложить на Администрацию городского округа Ревда обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить источниками наружного противопожарного водоснабжения следующие населенные пункты: село Мариинск, поселок Ледянка, поселок Гусевка, поселок Краснояр, село Кунгурка, поселок Крылатовский.
В обоснование заявленных требований прокурором указано на то, что прокуратурой города Ревды в рамках осуществления возложенных на органы прокуратуры функций проведены надзорные мероприятия по соблюдению Администрацией городского округа Ревда требований федерального законодательства о пожарной безопасности, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Прокуратурой совместно с отделом надзорной деятельности и профилактической работы городского округа Ревда, городского округа Дегтярск, Полевского городского округа управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Свердловской области проведена проверка соблюдения в городском округе Ревда, в частности в селе Мариинск, поселке Ледянка, поселке Гусевка, поселке Краснояр, селе Кунгурка, поселке Крылатовский, требований пожарной безопасности, в ходе которой установлено, что имеющиеся источники наружного противопожарного водоснабжения не соответствуют предъявляемым требованиям пожарной безопасности по их необходимому количеству и размещению, исходя из условий обслуживания ими зданий и сооружений. Перечисленные населенные пункты недостаточно обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения, расстояние от наиболее удаленной точки до ближайшего пожарного гидранта превышает допустимое значение, что является нарушением требований пожарной безопасности. Предписание, выданное Администрации городского округа Ревда органом государственного надзора, не исполнено.
Решением Ревдинского городского суда Свердловской области от 15 августа 2024 года заявленные прокурором требования удовлетворены.
Представитель административного ответчика Администрации городского округа Ревда подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по административному делу новое решение - об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее автор ссылается на то, что Администрацией городского округа Ревда принимаются меры по обустройству дополнительных источников наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения, проведение соответствующих мероприятий запланировано на 2025 и 2026 годы, что не учтено судом первой инстанции. Кроме того, на территории городского округа Ревда действует муниципальная программа "Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения в городском округе Ревды до 2027 года", утвержденная постановлением Администрации городского округа Ревда от 24 августа 2020 года N 1520. Планом мероприятий муниципальной программы предусмотрено ежегодное выполнение мероприятий по развитию и содержанию источников наружного противопожарного водоснабжения. Возложение на Администрацию городского округа Ревда обязанности выполнить мероприятия по обеспечению населенных пунктов источниками наружного противопожарного водоснабжения является вмешательством в деятельность и компетенцию органа местного самоуправления и влечет нарушение установленного статьей 10 Конституции Российской Федерации принципа разделения властей.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Администрации городского округа Ревда П. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Балакина И.Н. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы административного ответчика, просила оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Представитель заинтересованного лица Главного управления МЧС России по Свердловской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения административного дела судом апелляционной инстанции, в том числе посредством размещения указанной информации на официальном сайте Свердловского областного суда, в судебное заседание не явился, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрела административное дело в его отсутствие.
Заслушав мнение прокурора и объяснения представителя административного ответчика, изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы административного ответчика, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно положениям части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, муниципальных и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности поселений, муниципальных районов, муниципальных, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, руководители органов местного самоуправления (статья 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ).
В силу положений пункта 15 статьи 2 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ), объект защиты - это продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях населенных пунктов, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных названным федеральным законом, а также при выполнении требований пожарной безопасности, содержащихся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 того же федерального закона.
Согласно статье 62 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (часть 1).
В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары (часть 2).
Необходимость обеспечения противопожарного водоснабжения, устройства систем водоснабжения, водопроводных сетей, искусственных водоемов и пожарных резервуаров, использования водных объектов для противопожарных нужд определяется данным Федеральным законом, а требования к их устройству нормативными документами по пожарной безопасности. Запас воды водных объектов и пожарных резервуаров должен обеспечивать расчетные расходы воды на пожаротушение зданий и сооружений с учетом продолжительности тушения пожаров (часть 3).
В силу статьи 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ, территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения (часть 1).
К наружному противопожарному водоснабжению относятся: централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод); водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; пожарные резервуары (часть 2).
Территории населенных пунктов должны быть оборудованы наружным противопожарным водопроводом, обеспечивающим требуемый расход воды на пожаротушение зданий и сооружений. При этом расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания и сооружения (часть 3).
В соответствии с пунктом 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479, органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.
Согласно Своду правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности", утвержденному приказом МЧС России от 30 марта 2020 года N 225, для зданий, сооружений, производственных объектов, а также территорий организаций и населенных пунктов должны предусматриваться источники наружного противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (пункт 4.1).
Для использования в качестве наружного противопожарного водоснабжения могут предусматриваться источники наружного противопожарного водоснабжения, а также градирни, брызгальные бассейны и сооружения, вода из которых может быть использована для тушения пожара (пункт 4.2).
Противопожарный водопровод, как правило, объединяют с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом (пункт 4.3).
Качество воды, предназначенной для тушения пожаров, должно соответствовать условиям эксплуатации пожарного оборудования и применяемым способам пожаротушения (пункт 4.5).
В случаях, когда получение необходимого количества воды для тушения пожара непосредственно из источника водоснабжения технически невозможно или экономически нецелесообразно, в емкостях (резервуарах) систем водоснабжения следует предусматривать пожарный объем воды (пункт 9.1).
Как следует из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции, прокуратурой города Ревды совместно с отделом надзорной деятельности и профилактической работы городского округа Ревда, городского округа Дегтярск, Полевского городского округа управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Свердловской области проведена выездная проверка, в ходе которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности, допущенные Администрацией городского округа Ревда.
Согласно акту проверки от 25 мая 2021 года N 35, составленному отделом надзорной деятельности и профилактической работы городского округа Ревда, городского округа Дегтярск, Полевского городского округа управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Свердловской области, при проведении проверки в отношении Администрацией городского округа Ревда установлено, что на территории городского округа Ревда - в поселке Ледянка, поселке Гусевка, поселке Краснояр, селе Кунгурка, поселке Крылатовский отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения в необходимом объеме.
Отделом надзорной деятельности и профилактической работы городского округа Ревда, городского округа Дегтярск, Полевского городского округа управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Свердловской области Администрации городского округа Ревда выдано предписание от 25 мая 2021 года N 35/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара со сроком исполнения - до 30 апреля 2022 года.
Кроме того, согласно акту проверки от 26 июня 2023 года N 26, составленному отделом надзорной деятельности и профилактической работы городского округа Ревда, городского округа Дегтярск, Полевского городского округа управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Свердловской области, при проведении проверки в отношении Администрации городского округа Ревда выявлены аналогичные нарушения.
Отделом надзорной деятельности и профилактической работы городского округа Ревда, городского округа Дегтярск, Полевского городского округа управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Свердловской области Администрации городского округа Ревда выдано новое предписание от 26 июня 2023 года N 26 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара со сроком исполнения - до 15 апреля 2024 года.
Обратившись в суд с административным исковым заявлением, прокурор указал на отсутствие на территории городского округа Ревда - в поселке Ледянка, поселке Гусевка, поселке Краснояр, селе Кунгурка, поселке Крылатовский источников наружного противопожарного водоснабжения в необходимом объеме.
Разрешая административный спор и удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции исходил из того, что в перечисленных выше населенных пунктах отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения в необходимом объеме, что представителем административного ответчика не оспаривалось. При этом оснований для освобождения административного ответчика от обязанности по созданию в указанных населенных пунктах источников наружного противопожарного водоснабжения суд первой инстанции не усмотрел. В связи с этим суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на протяжении длительного времени Администрацией городского округа Ревда не устраняются нарушения требований законодательства в сфере пожарной безопасности, то есть административным ответчиком допущено незаконное бездействие, которое создает реальную угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
Возлагая на Администрацию городского округа Ревда обязанность по обеспечению населенных пунктов источниками наружного противопожарного водоснабжения, суд первой инстанции учел объем мероприятий, которые необходимо выполнить во исполнение принятого по настоящему делу судебного акта, и пришел к выводу о необходимости установить административному ответчику срок исполнения решения суда - 12 месяцев со дня его вступления в законную силу, который в данном случае будет являться разумным.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделаны по результатам исследования и оценки по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеющихся в административном деле доказательств.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в обжалуемом решении, их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.
Судебная коллегия, оценив представленные в материалы административного дела доказательства, приходит к выводу о том, что нарушения, перечисленные в административном исковом заявлении прокурора, нашли свое подтверждение при рассмотрении административного дела.
Отсутствие на территории городского округа Ревда - в поселке Ледянка, поселке Гусевка, поселке Краснояр, селе Кунгурка, поселке Крылатовский источников наружного противопожарного водоснабжения в необходимом объеме, на что указано в акте проверки от 26 мая 2023 года N 26, является нарушением вышеприведенных требований Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ, Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ, Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479, Свода правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом МЧС России от 30 марта 2020 года N 225.
Оснований не доверять представленным прокурором в обоснование заявленных требований доказательствам у судебной коллегии не имеется.
В свою очередь, представитель административного ответчика Администрации городского округа Ревда не представил доказательств, опровергающих доводы прокурора и выводы суда первой инстанции об установлении факта нарушения законодательства о пожарной безопасности.
Допустимых и относимых доказательств, свидетельствующих о невозможности устранить выявленные нарушения, равно как о принятии административным ответчиком исчерпывающих мер, направленных на их реальное устранение до обращения прокурора в суд в полном объеме, в материалы административного дела также не представлено.
В связи с этим требования прокурора обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы Администрации городского округа Ревда о том, что ею принимаются меры по обустройству дополнительных источников наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения, проведение соответствующих мероприятий запланировано на 2025 и 2026 годы, выводы суда первой инстанции не опровергают, а лишь подтверждают факт непринятия указанных мер до рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы о наличии муниципальной программы "Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения в городском округе Ревды до 2027 года", утвержденной постановлением Администрации городского округа Ревда от 24 августа 2020 года N 1520, также не свидетельствуют об отсутствии бездействия со стороны административного ответчика, поскольку нарушения требований пожарной безопасности в населенных пунктах, перечисленных прокурором в административном исковом заявлении, не устранены.
Недостаточность финансового обеспечения местного бюджета не может являться основанием для освобождения Администрации городского округа Ревда от исполнения обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах соответствующего городского округа, на что правильно указал суд первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы о вмешательстве в деятельность органа местного самоуправления не могут быть признаны обоснованными, учитывая, что требования прокурора направлены на реализацию административным ответчиком полномочий, возложенных законами, и защиту прав неопределенного круга лиц, а потому не противоречат ни конституционному принципу разделения властей, ни принципу самостоятельности органов местного самоуправления. Административное исковое заявление подано прокурором в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в порядке реализации им полномочий, предусмотренных статьями 27 и 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" и статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Из материалов административного дела следует, что административный ответчик не в полной мере реализует полномочия органа местного самоуправления по решению вопросов обеспечения пожарной безопасности на территории городского округа, что влечет за собой угрозу возникновения и распространения пожаров на территории населенного пункта, угрожает жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене и изменению, в том числе по доводам апелляционной жалобы административного ответчика, не подлежит.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ревдинского городского суда Свердловской области от 15 августа 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Администрации городского округа Ревда - без удовлетворения.
Решение суда первой инстанции и апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
О.Л.КОРИНОВСКАЯ
Судьи
И.В.АНТРОПОВ
А.Д.КУЗНЕЦОВА