Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.01.06-2025.02.01) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Ленинградского областного суда от 14.11.2024 N 33а-5948/2024 (УИД 47RS0014-01-2023-001276-92)
Категория: Споры с органами государственной власти.
Требования: Об обязании привести в надлежащее состояние источники наружного противопожарного водоснабжения.
Обстоятельства: Прокурор ссылается на то, что пожарные гидранты, расположенные в границах населенного пункта, находятся в неисправном состоянии, что создает угрозу безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц ввиду невозможности своевременного проведения спасательных работ, связанных с тушением пожаров.
Решение: Отказано.


Апелляционное определение Ленинградского областного суда от 14.11.2024 N 33а-5948/2024 (УИД 47RS0014-01-2023-001276-92)
Категория: Споры с органами государственной власти.
Требования: Об обязании привести в надлежащее состояние источники наружного противопожарного водоснабжения.
Обстоятельства: Прокурор ссылается на то, что пожарные гидранты, расположенные в границах населенного пункта, находятся в неисправном состоянии, что создает угрозу безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц ввиду невозможности своевременного проведения спасательных работ, связанных с тушением пожаров.
Решение: Отказано.

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 ноября 2024 г. N 33а-5948/2024
Судья Левичева Н.С.
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Шулындиной С.А.,
судей Астапенко С.А., Муратовой С.В.,
при секретаре К.,
с участием прокурора Тэнгель А.А.
рассмотрела административное дело N 2-90/2024 (УИД 47RS0014-01-2023-001276-92) по апелляционной жалобе администрации Приозерского муниципального района Ленинградской области на решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 29 марта 2024 года, которым частично удовлетворены требования Приозерского городского прокурора к администрации Приозерского муниципального района Ленинградской области, ГУП "Леноблводоканал" об обязании совершения определенных действий,
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Шулындиной С.А., пояснения участвующих в деле лиц, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда,
установила:
Приозерский городской прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в Приозерский городской суд Ленинградской области с исковым заявлением к администрации Приозерского муниципального района Ленинградской области (далее - Администрация), в котором, с учетом уточнения заявленных требований, просит обязать ответчика в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу привести в надлежащее состояние источники наружного противопожарного водоснабжения, расположенные по адресам: <...> Дачный поселок д. 10; ул. Дзержинского д. 22; ул. Жуковского д. 7; ул. Исполкомовская; ул. Калинина д. 25, 25/1, 27/1, 27/2, 30, 35/1, 35/2, 35/3, 39А; ул. Калинина - ул. Комсомольская; ул. Кокорина <...> (т. 1 л.д. 5-7; т. 2 л.д. 13-14).
В обоснование заявленных требований указано, что по результатам проверки соблюдения требований федерального законодательства в сфере пожарной безопасности установлено, что Администрацией, на которую Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" возложена обязанность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенного пункта г. Приозерск, не обеспечено надлежащее состояние источников наружного противопожарного водоснабжения - пожарных гидрантов. Установленные факты неисправности гидрантов непосредственно влияют на своевременное проведение спасательных работ, связанных с тушением пожаров, что создает угрозу безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних. По результатам выявленных нарушений главе администрации Приозерского муниципального района Ленинградской области внесено представление об устранении нарушений требований законодательства. Однако фактически выявленные нарушения не устранены, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Определениями суда от 11.09.2023, от 30.01.2024 к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом, в качестве соответчика - ГУП "Леноблводоканал" (т. 1 л.д. 85; т. 2 л.д. 59).
Решением Приозерского городского суда Ленинградской области от 29.03.2024 требования прокурора удовлетворены частично. Судом администрация Приозерского муниципального района Ленинградской области обязана в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести в надлежащее состояние источники наружного противопожарного водоснабжения, перечисленные в иске прокурора. В удовлетворении требований к ГУП "Леноблводоканал", отказано (л.д. 120-129, т. 2).
В апелляционной жалобе администрация Приозерского муниципального района Ленинградской области просит решение суда отменить, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает на отсутствие в муниципальной собственности спорных пожарных гидрантов ввиду фактической их передачи в составе водопроводных сетей в собственность Ленинградской области во исполнение Областного закона N 153-оз от 29.12.2015 "О перераспределении полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами государственной власти Ленинградской области и о внесении изменений в областной закон об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области". Отсутствие пожарных гидрантов в акте приема-передачи муниципального имущества, по мнению ответчика, не свидетельствует об их нахождении до настоящего времени в муниципальной собственности. Пожарные гидранты никогда не значились отдельно в реестре муниципальной собственности, всегда существовали как часть сетей наружного водопровода и обеспечивали подачу воды для целей пожаротушения. Данные обстоятельства не получили надлежащей оценки суда (л.д. 143-146, т. 2).
Дело рассмотрено судом в порядке гражданского судопроизводства.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 21.08.2024 осуществлен переход к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства, дело передано в судебную коллегию по административным делам (л.д. 193-201, т. 2).
Будучи уведомленной о рассмотрении дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции администрация Приозерского муниципального района Ленинградской области представителя не направила.
Представитель ГУП "Леноблводоканал" - В., действующая на основании доверенности от 23.07.2024, находила решение суда не подлежащим отмене.
Участвующий в деле прокурор Тэнгель А.А. находила решение суда правильным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Иные лица, будучи уведомленными надлежащим образом о рассмотрении дела, в судебное заседание не явились, доказательств уважительности причин неявки не представили.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) также размещена на сайте Ленинградского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно ст. 150 КАС РФ неявка лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, и не представивших доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
В связи с чем, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 310 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого рода нарушения не допущены при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела, по результатам проверки источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в том числе, на территории г. Приозерск, Отделом надзорной деятельности и профилактической работы Приозерского района ГУ МЧС России по Ленинградской области в адрес Приозерского городского прокурора направлены сведения о неисправных источниках наружного противопожарного водоснабжения, а именно - пожарных гидрантах, расположенных по адресам: <...> <...> Комсомольская; ул. Кокорина <...> (л.д. 13-14, 22-26, т. 1).
В отношении перечисленных пожарных гидрантов выявлены следующие неисправности: <...> - отсутствует стояк; <...>, д. 2/2 - низкое давление в сети, нет крышки стояка; <...> - отсутствует координатная табличка; Ленинградская область, г. Приозерск, Дачный поселок д. 10 - низкое давление в сети; <...> - низкое давление в сети, нет крышки стояка, подвержен присыпаниям грунта; <...> - низкое давление в сети, нет крышки стояка; <...> - низкое давление в сети; <...> - отсутствует координатная табличка, низкое давление в сети; ул. Калинина, д. 27/1 - течь из-под верхнего фланца; ул. Калинина, д. 27/2 - нет крышки стояка; ул. Калинина, д. 25/1 - нет подъезда; ул. Калинина, д. 30 - нет крышки стояка, низкое давление в сети; ул. Калинина, д. 35/1 - низкое давление в сети, подвержен присыпаниям грунта; ул. Калинина, д. 35/2 - низкое давление в сети; ул. Калинина, д. 35/3 - данные на координатной табличке не соответствуют действительности, сорван шток; ул. Калинина, д. 39А - отсутствует координатная табличка; <...>. Комсомольская - сорван шток, отсутствует координатная табличка; <...> - данные на координатной табличке не соответствуют действительности; <...> - отсутствует координатная табличка; ул. Красноармейская, д. 5 - сорван шток; ул. Красноармейская, д. 13 - нет крышки стояка; <...> - короткий шток; ул. Ларионова, д. 10 - короткий шток; <...> - отсутствует координатная табличка; ул. Ленина, д. 37 - нет крышки стояка; ул. Ленина, д. 41 - отсутствует координатная табличка; ул. Ленина, д. 70 - отсутствует координатная табличка, подвержен присыпаниям грунта; <...> - нет крышки стояка; ул. Ленинградская, д. 71 - данные на координатной табличке не соответствуют действительности; <...> - смещен стояк, низкое давление в сети; ул. Матросова, д. 3 - низкое давление в сети; ул. Матросова, д. 20 - низкое давление в сети; <...> - сорван шток; ул. Маяковского, д. 25 - нет крышки стояка; ул. Маяковского, д. 34 - нет крышки стояка, отсутствует координатная табличка; <...> - низкое давление в сети, данные на координатной табличке не соответствуют действительности; <...> - сорван шток, отсутствует координатная табличка; <...> - нет крышки стояка; ул. Суворова, д. 29 - сорван шток; <...> - низкое давление в сети; ул. Сокращенная, д. 22 - низкое давление в сети, находится под камнем; ул. Сокращенная, д. 25 - низкое давление в сети; кольцо смещено и утопает в грунте; ул. Сокращенная, д. 36 - низкое давление в сети; <...> - нет крышки стояка; <...> - данные на координатной табличке не соответствуют действительности; ул. Цветкова, д. 67 - низкое давление в сети; <...> - нет крышки стояка, отсутствует координатная табличка; ул. Чапаева, д. 19 - низкое давление в сети, течь из-под верхнего фланца; ул. Чапаева, д. 23 - низкое давление в сети; ул. Чапаева, д. 26 - нет крышки стояка, низкое давление в сети; ул. Чапаева, д. 35 - проворачивается шток (л.д. 22-28, т. 1).
В связи с выявленными нарушениями законодательства в сфере пожарной безопасности прокурором в адрес главы администрации Приозерского муниципального района Ленинградской области внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства от 28.04.2023 (т. 1 л.д. 8-9).
Представление Приозерской городской прокуратуры Администрацией рассмотрено и удовлетворено, что указано в протоколе рассмотрения представления N 5 от 13.06.2023 (т. 1 л.д. 10-13).
Вместе с тем, как установлено в ходе рассмотрения дела, неисправности пожарных гидрантов, фактически не устранены.
В соответствии с распоряжением правительства Ленинградской области от 29.12.2018 N 733-р "О принятии в государственную собственность Ленинградской области Муниципального предприятия муниципального образования Приозерское городское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области "Приозерские коммунальные сети" муниципальное образование Приозерское городское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области передало, а субъект Российской Федерации - Ленинградская область в лице Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом принял в государственную собственность Ленинградской области имущество муниципального предприятия муниципального образования Приозерское городское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области "Приозерские коммунальные сети", о чем составлен Акт приема-передачи муниципального имущества от 04.02.2019 (т. 1 л.д. 182-213).
В перечне имущества, передаваемого из муниципальной собственности в государственную собственность Ленинградской области, являющегося приложением к Акту приема-передачи, указаны, помимо прочего, водопровод наружный, сети водопроводные, сети водопровода и иное имущество (п. 45 - 47, 52 - 162).
Вместе с тем, в указанном Акте отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения (гидранты), что согласуется с информацией Леноблкомимущества от 25.09.2023 на запрос суда, согласно которой в реестре государственного имущества Ленинградской области отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения (пожарные гидранты), расположенные по адресам: <...> <...> Комсомольская; ул. Кокорина <...> (т. 1 л.д. 110-112).
По информации ГУП "Леноблводоканал" от 04.10.2023, объекты водоснабжения и водоотведения, расположенные на территории г. Приозерска Ленинградской области, переданы в хозяйственное ведение ГУП "Леноблводоканал" по передаточному Акту от 18.11.2019, подписанному в связи с реорганизацией ГУП ЛО "Приозерские коммунальные сети" путем присоединения к предприятию. Пожарные гидранты, расположенные по адресам: <...> <...> Комсомольская; ул. Кокорина <...>, на балансе предприятия не состоят (т. 1 л.д. 111).
Возражая относительно заявленных прокурором требований, Администрация ссылается на нахождение пожарных гидрантов на сетях водопровода, их связь общим назначением и использованием с указанными сетями, невозможность функционирования указанных объектов отдельно от водопроводной сети, без обеспечения подачи воды, а потому наличие обязанности именно у ГУП "Леноблводоканал" привести пожарные гидранты в надлежащее состояние.
Судебная коллегия не находит оснований согласиться с указанными доводами ввиду следующего.
Областным законом Ленинградской области от 29.12.2015 N 153-оз "О перераспределении полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области и о внесении изменений в областной закон "Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области" полномочия органов местного самоуправления городских и сельских поселений Ленинградской области в сфере водоснабжения и водоотведения отнесены к исполнению Ленинградской области на неопределенный срок.
Согласно ст. 62 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (часть 1).
Необходимость обеспечения противопожарного водоснабжения, устройства систем водоснабжения, водопроводных сетей, искусственных водоемов и пожарных резервуаров, использования водных объектов для противопожарных нужд определяется названным федеральным законом, а требования к их устройству нормативными документами по пожарной безопасности. Запас воды водных объектов и пожарных резервуаров должен обеспечивать расчетные расходы воды на пожаротушение зданий и сооружений с учетом продолжительности тушения пожаров (часть 3).
К наружному противопожарному водоснабжению относятся централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод) (ст. 68 Федерального закона N 123-ФЗ).
В п. 3.9 Свода правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты наружное противопожарное водоснабжение требования пожарной безопасности", утвержденного приказом МЧС России от 30.03.2020 N 225 указано, что пожарный гидрант - устройство для отбора воды из водопроводной сети для тушения пожара.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (абзац второй); требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом (абзац четвертый); нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (абзац пятый); первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Как указано в ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, муниципальных и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов (подп. 7.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ).
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности поселений, муниципальных районов, муниципальных, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
В силу п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся, вопрос обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Частью 1 ст. 50 Федерального закона N 131-ФЗ определен перечень имущества, которым в соответствии с его назначением может находиться в собственности муниципального образования:
1) имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения;
2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 названного Федерального закона;
3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;
4) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.
Частью 1.2 ст. 17 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрено, что законами субъекта Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года.
Между тем, полномочия органов местного самоуправления по обеспечению мер первичной пожарной безопасности в части обязанности по обеспечению надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения не перераспределены на территории Ленинградской области. Данные полномочия не относятся к полномочиям по водоснабжению и водоотведению и не упоминаются в Федеральном законе от 07.12.2011 N 416 "О водоснабжении и водоотведении".
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда, что пожарные гидранты являются самостоятельными объектами имущественных прав, имеющими отдельный режим правового регулирования, отличный от режима правового регулирования имущества, предназначенного для водоснабжения и водоотведения.
Содержание в работоспособном состоянии пожарных гидрантов, являющихся устройствами для отбора воды из водопроводной сети для тушения пожара на территории населенного пункта, в рассматриваемом деле - на территории г. Приозерска, не может быть возложено на органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
Учитывая, что обеспечение мер первичной пожарной безопасности является вопросом местного значения городского поселения, обязанность по приведению пожарных гидрантов в надлежащее состояние правомерно возложена на администрацию Приозерского муниципального района Ленинградской области, которая, в силу ч. 2 ст. 29 Устава Приозерского муниципального района Ленинградской области (л.д. 73, т. 1) и п. 3 ст. 24 Устава Приозерского городского поселения, исполняет полномочия администрации Приозерского городского поселения Приозерского муниципального района Ленинградской области.
Доводы Администрации о том, что пожарные гидранты должны устанавливаться на сетях водопровода и обеспечивать подачу воды для целей пожаротушения, не означают, что пожарные гидранты в любом случае являются составной частью сетей водоснабжения. Подобные обстоятельства устанавливаются в каждом конкретном случае.
Между тем, из материалов настоящего дела не следует, что в состав водопроводных сетей, переданных по Акту приема-передачи муниципального имущества Приозерского городского поселения Приозерского муниципального района Ленинградской области в государственную собственность Ленинградской области, входят пожарные гидранты (л.д. 142-213, т. 1).
Доказательств принадлежности пожарных гидрантов к централизованной системе холодного водоснабжения и передачи пожарных гидрантов в составе водопроводных сетей на основании Областного закона N 153-оз в собственность Ленинградской области, также не представлено.
Свидетельские показания об обратном, не являются допустимым доказательством и обоснованно не приняты судом во внимание.
При установленных обстоятельствах, судом правильно определен надлежащий административный ответчик по делу, исковые требования обоснованно удовлетворены к администрации Приозерского муниципального района Ленинградской области.
Утверждение административного ответчика о неясности исполнения решения является несостоятельным, поскольку конкретные неисправности и недостатки пожарных гидрантов с указанием их место нахождения в г. Приозерске судом перечислены в мотивировочной части решения на основании имеющихся в материалах дела сведений начальника отряда ГПС ОГПС Приозерского района (л.д. 22-27, т. 1). В случае неясности решения, указанные вопросы могут быть разрешены в ходе исполнения судебного акта.
Все юридически значимые обстоятельства определены судом правильно, доказательства оценены в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ. Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом апелляционной инстанции не допущено; выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Иные доводы апелляционной жалобы о несогласии с изложенными выводами суда и судебной оценкой доказательств несостоятельны, направлены на неправильное толкование норм действующего законодательства и переоценку установленных судом обстоятельств по делу, в связи с чем, не могут служить основаниями к отмене судебного постановления.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 29 марта 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Приозерского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев путем подачи кассационной жалобы через суд, принявший решение.
Мотивированное апелляционное определение принято 28.11.2024