Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.01.06-2025.02.01) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 18.10.2024 по делу N 88-24504/2024 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 28.03.2024 N 33-13579/2024 (УИД 23RS0002-01-2023-005663-98)
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования: О признании отсутствующим права собственности на земельный участок.
Обстоятельства: Истец указал, что права пользования землями садоводческого товарищества и производные от них права собственности, в том числе на спорный земельный участок, возникли незаконно.
Решение: Удовлетворено.
Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 28.03.2024 N 33-13579/2024 (УИД 23RS0002-01-2023-005663-98)
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования: О признании отсутствующим права собственности на земельный участок.
Обстоятельства: Истец указал, что права пользования землями садоводческого товарищества и производные от них права собственности, в том числе на спорный земельный участок, возникли незаконно.
Решение: Удовлетворено.
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 марта 2024 г. N 33-13579/2024
Судья Федоров Е.Г. | Дело N 2-5919/2023 |
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Ямпольской В.Д.,
судей Дунюшкиной Н.В., Захаровой Е.Ю.,
по докладу судьи краевого суда Дунюшкиной Н.В.,
при ведении протокола помощником судьи Рыбником В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Д.С. по доверенности С.Е. на решение Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 29 ноября 2023 г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
заместитель прокурора Краснодарского края - прокурор города Сочи в интересах Российской Федерации обратился в Адлерский районный суд г. Сочи Краснодарского края с исковым заявлением к Д.С. о признании отсутствующим права собственности на земельные участки.
В обоснование требований указано, что прокуратурой города Сочи проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства на территории муниципального образования город-курорт Сочи, в ходе которой установлено, что на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0404006:1642, площадью 626 кв. м расположенный по адресу: г. ... ..., незаконно зарегистрировано право собственности ответчика, поскольку он образован в границах ранее учтенных земель федеральной собственности. Согласно заключению специалиста ФГБУ "Сочинский национальны парк" Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14.09.2021 земельный участок с кадастровым номером 23:49:0404006:164 частично расположен в границах земель Адлерского участкового лесничества, территория которого определена планом лесонасаждений 1997 года, пределах выдела 2 квартала 59 указанного участкового лесничества, который составлял территорию Сочинского национального парка.
Вместе с тем, 14.11.2009 на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0404006:1642 зарегистрировано право собственности за А., на основании договора купли-продажи 25.05.2021 перешло к Д.С.
Право собственности А. на спорный земельный участок возникло на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданном 13.09.2009, в соответствии с которым она является наследником имущества, принадлежащего ее матери Д.Ф.
Основанием для возникновения права собственности Д.Ф. на земельный участок, расположенный в садоводческом товариществе "Огонек" Адлерского района г. Сочи явилось постановление главы администрации Адлерского района г. Сочи от 20.11.1992 N 1032/8 "О переоформлении прав на землю в садоводческом товариществе "Огонек", а также выданное на основании него свидетельство на право собственности на землю N 19, выданное 04.12.1992.
Из постановления, предоставленного информацией МКУ "Архив г. Сочи" от 27.06.2022 N 01.05-33/1382 установлено, что на основании него членам садоводческого товарищества "Огонек" в пожизненное наследуемое владение переданы ранее используемые земельные участки.
При этом, приложение к постановлению в виде списка членов названного садоводческого товарищества на архивное хранение не передавалось.
Изъятые земельные участки национального парка, удостоверенные государственными актами, отведены для коллективного садоводства ряду садоводческих товариществ, среди которых "Огонек" Адлерского района г. Сочи отсутствует.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 23:49:0404006:1642 неправомерно сформирован в границах ранее учтенных земель Адлерского участкового лесничества Сочинского национального парка, которые находятся в собственности Российской Федерации.
На основании изложенного, прокурор просит признать отсутствующим право собственности Д.С., зарегистрированное 25.05.2021 в Едином государственном реестре недвижимости, на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0404006:1642, площадью 626 кв. м, категории земель: "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования садоводства", расположенный по адресу: ..., участок ..., снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 23:49:0404006:1642, площадью 626 кв. м, категории земель: "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "для садоводства", расположенный по адресу: ... ...
Обжалуемым решением Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 29 ноября 2023 г. исковые требования заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора города Сочи в интересах Российской Федерации к Д.С. о признании права собственности на земельный участок отсутствующим удовлетворены.
Суд признал отсутствующим право собственности Д.С., зарегистрированное 25.05.2021 в Едином государственном реестре недвижимости, на земельный участок с кадастровым номером 23:4960404006:1642, площадью 626 кв. м, категории земель: "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования садоводства", расположенный по адресу: ... ...
Снял с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером N, площадью 626 кв. м, категории земель: "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "для садоводства", расположенный по адресу: ...", участок ...
Указал, что решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об аннулировании записи о праве собственности ... 1, на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0404006:1642, площадью 626 кв. м, категории земель: "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования садоводства", расположенный по адресу: ... ...
Указал, что решение является основанием для снятия с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:49:0404006:1642, площадью 626 кв. м, категории земель: "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования садоводства", расположенный по адресу: ... ...
В апелляционной жалобе представитель ответчика Д.С., действующий на основании доверенности С.Е., выражая несогласие с принятым по делу судебным постановлением, просит его отменить как незаконное и необоснованное и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора. При этом в жалобе апеллянт приводит те же доводы, что и в обоснование возражений на иск, настаивает на своей правовой позиции по делу, в силу которой считает, что заявленные прокурором требования являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению. В обоснование жалобы ее автор, анализируя нормы действующего законодательства, утверждает о том, что истцом выбран неправильный способ защиты права, ответчик является добросовестным приобретателем спорных земельных участков, суд неправомерно не применил к рассматриваемым правоотношениям срок исковой давности. Полагает, что судом нарушены нормы материального и процессуального права, неверно определены обстоятельства дела, дана неверная оценка доказательствам по делу. Кроме прочего, указывает, что заключение специалиста С.С. не основано на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных им выводов на базе общепринятых научных и практических данных. Ходатайство представителя ответчика о назначении по делу землеустроительной экспертизы оставлено судом первой инстанции без удовлетворения. Доказательств незаконности выделения первому собственнику земельного участка истцом не представлено. Спорный земельный участок изначально образован в установленном порядке на основании решений органов исполнительной власти Краснодарского края до формирования в установленном порядке границ Сочинского национального парка, указанные постановления в установленном порядке не отменены. Сделки купли-продажи спорных земельных участков не расторгнуты, недействительными в установленном порядке не признаны, а Д.С. является добросовестным приобретателем, прекратить его право возможно только по основаниям, указанным в законе. Кроме того, указано, что требования закона предписывают привести границы участка лесничества в соответствие с ЕГРН в части спорного земельного участка при наличии законодательного приоритета сведений, содержащихся в ЕГРН, в связи с чем полагает, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты права, а срок за защитой права пропущен.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ответчик Д.С. и его представитель по доверенности Н. поддержали жалобу по доводам, изложенным в ней. Заявили ходатайства о приобщении к материалам дела расшифровки аудиозаписи на цифровом носителе, заключение специалиста N 90-23/ЗС/2023 от 05.09.2023 г. Доводы, изложенные в решении, не соответствуют действительности. При наличии сведений о наложении границ, то земли лесного фонда должны корректироваться с данными ЕГРН, которые имеют приоритет. Ходатайствовали о назначении судебной землеустроительной экспертизы, в проведении которой судом первой инстанции незаконно отказано.
Представитель истца - помощник прокурора Ильницкий Г.А. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и заявленных стороной ответчика ходатайств, просил решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, посредством направления судебного извещения заказной почтовой корреспонденцией, информация о движении дела своевременно размещена на сайте Краснодарского краевого суда, о причинах неявки не сообщили.
Руководствуясь положениями
частей 3,
4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие иных не явившихся лиц.
Заслушав участников процесса, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с
частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнений к жалобе, возражений на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со
статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела такие нарушения судом первой инстанции не допущены, поскольку, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и дал им надлежащую оценку в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, 14.11.2009 на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0404006:1642 зарегистрировано право собственности за А. на основании договора купли-продажи 25.05.2021 перешло к Д.С., что подтверждается выписками из ЕГРН от 16.11.2022.
При этом право собственности А. на спорный земельный участок возникло на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданном 13.09.2009 в соответствии с которым она является наследником имущества, принадлежащего ее матери Д.Ф.
Основанием для возникновения права собственности Д.Ф. на земельный участок, расположенный в садоводческом товариществе "Огонек" Адлерского района г. Сочи явилось постановление главы администрации Адлерского района г. Сочи от 20.11.1992 N 1032/8 "О переоформлении прав на землю в садоводческом товариществе "Огонек", а также выданное на основании него свидетельство на право собственности на землю N 19, выданное 04.12.1992.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0404006:1642 незаконно оформлен в собственность ответчика, поскольку образован в границах ранее учтенных земель федеральной собственности.
Как следует из указанного постановления, на основании него членам садоводческого товарищества "Огонек" в пожизненное наследуемое владение переданы ранее используемые земельные участки.
Вместе с тем, приложение к постановлению в виде списка членов названного садоводческого товарищества на архивное хранение не передавалось.
Кроме того, свидетельство на право собственности выданное Д.Ф. изготовлено по форме, утвержденной
п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 N 177, которая в силу п. 1 Порядка выдачи и регистрации свидетельств о праве собственности на землю, утвержденного Роскомземом 20.05.1992, удостоверяла с 19.03.1992 права на землю до оформления государственного акта установленного образца.
Следовательно, свидетельство по форме, установленной постановлением Правительства от 19.03.1992 N 177, подлежало обязательной замене на государственный акт.
Пунктом 9 Порядка выдачи и регистрации свидетельств о праве собственности на землю, утвержденного Роскомземом 20.05.1992, предусмотрено, что свидетельства, выдаваемые сельской, поселковой, городской администрацией должны быть завизированы представителем комитета по земельной реформе и земельным ресурсам.
Вместе с тем на свидетельстве, выданном Д.Ф., соответствующая отметка председателя комитета по земельной реформе и земельным ресурсам отсутствует.
В соответствии с Основами законодательства Союза ССР и Союзных республик о земле, принятых Верховным Советом СССР 28.02.1990, земля находилась в государственной собственности, при этом в соответствии со ст. ст. 8, 20, 21, 53 Основ предоставление земельных участков во владение и пользование осуществлялось в порядке отвода, право владения и пользования землей удостоверялось государственным актом, при этом любые сделки с землей признавались недействительными, а самовольно занятые участки подлежали возврату по их принадлежности без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования.
Указом Президента Российской Федерации от 23.04.1993 N 480 "О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками" обязанность по обеспечению выделения земельных участков для индивидуального жилищного строительства возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и определено, что на вновь предоставляемые гражданам земельные участки в месячный срок после принятия решения об их предоставлении выдаются документы, удостоверяющие право граждан на землю, и устанавливаются границы участком на местности, и только с момента выдачи этих документов гражданин приобретает право на землю.
Краснодарским управлением лесного хозяйства письмом от 07.04.1988 N 07-3 в Сочинский национальный парк сообщено об изъятии 244,34 га земель национального парка (лесов первой группы) за счет Нижне-Сочинского, Лазаревского, Кудепстинского, Головинского, Мацестинского, Дагомысского, Верхне-Сочинского лесничеств и предоставлении этих земель Сочинскому ГИК для распределения между предприятиями и организациями г. Сочи.
В связи с этим на основании решений Сочинского ГИК изъятые земли Сочинского национального парка в полном объеме предоставлены предприятиям и организациям г. Сочи для коллективного садоводства с выдачей последним в период с 20.04.1988 по 19.09.1990 годы соответствующих государственных актов на право пользования землей совокупной площадью 244,34 га.
Изъятые земельные участки национального парка, удостоверенные государственными актами, отведены для коллективного садоводства ряду садоводческих товариществ, среди которых "Огонек" Адлерского района г. Сочи отсутствует.
Таким образом, изъятые
распоряжением Совета Министров РСФСР от 05.02.1988 N 123-р земли Сочинского национального парка по состоянию на 19.09.1990 распределены в полном объеме.
Из представленных сведений, имеющихся в материалах дела, следует, что иные
распоряжения Совета Министров РСФСР (Правительства Российской Федерации) об изъятии земель национального парка для организации коллективного садоводства в документах архивного фонда не имеется, следовательно, дополнительное изъятие земель Сочинского национального парка не осуществлялось.
Вместе с тем для размещения садоводческого товарищества "Огонек" (Адлерского района г. Сочи) земли Сочинского национального парка в установленном законом порядке не изымались и в пользование не предоставлялись.
По результатам изучения землеустроительного дела в отношении садоводческого товарищества "Огонек" установлено, что земельный участок под размещение названного товарищества неправомерно выделен из земель Сочинского национального парка.
При этом земельный участок, для формирования земель садоводческого товарищества "Огонек" Адлерского района г. Сочи не подлежал выделению за счет земель Сочинского национального парка, поскольку правомерная площадь земель, изъятых в установленном порядке для его образования отсутствовала, в том числе не осуществлялось дополнительное изъятие земель национального парка после 19.09.1990 (дата окончания распределения земель национального парка, изъятых в установленном порядке).
Таким образом, установлено, что права пользования землями садоводческого товарищества "Огонек" (Адлерский район) и произведенные от них права собственности, в том числе, на спорный земельный участок возникло незаконно.
Пунктами 1.1,
2,
5 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Роскомземом 08.04.1996 предусмотрено, что межевание земель включает подготовительные работы по сбору и изучению правоустанавливающих, геодезических, картографических и других исходных документов; уведомление собственников, владельцев и пользователей размежовываемых земельных участков о производстве межевых работ; согласование и закрепление на местности межевыми знаками границ земельного участка с собственниками, владельцами и пользователями размежовываемых земельных участков.
Из пунктов 9.1, 9.2 Инструкции по межеванию следует, что установление границ земельного участка производят на местности в присутствии представителя районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданными в установленном порядке.
После завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца.
Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером-землеустроителем - производителем работ. Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города).
Указанные требования Инструкции по межеванию действуют в настоящее время.
Аналогичные положения предусмотрены действующими нормами
п. 3 ст. 6 ЗК РФ,
ч.ч. 2,
4 ст. 8,
ч. 8 ст. 22 Федерального закона N 218-ФЗ,
ч.ч. 3,
11 ст. 39 Федерального закона N 221-ФЗ,
п. 24 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Росреестра от 01.06.2021 N П/0241.
Данными положениями законодательства также предусмотрено, что согласование местоположения границ земельных участков проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности.
При проведении согласования местоположения границ кадастровый инженер обязан проверить полномочия заинтересованных лиц или их представителей; обеспечить возможность ознакомления заинтересованных лиц или их представителей с соответствующим проектом межевого плана и дать необходимые разъяснения относительно его содержания; указать заинтересованным лицам или их представителям подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков на местности.
Пунктом 2 ст. 9 ЗК РФ установлено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.
В силу
п. п. 4,
5.8 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество через свои территориальные органы осуществляет контроль за управлением и распоряжением объектами федеральной собственности, их использованием по назначению и сохранностью.
Аналогичные положения предусматривались
п. п. 4,
4.1.1,
4.1.2,
4.1.17 Типового положения о территориальном органе (межрегиональном территориальном органе) Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374.
В настоящее время указанные полномочия, предусмотренные
п. п. 4,
4.1.1,
4.1.2,
4.1.17 Положения о межрегиональном территориальном управлении федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, утвержденного приказом Росимущества от 19.12.2016 N 459, осуществляет Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в Краснодарском крае и Республике Адыгея.
Следовательно, полномочия собственника в части согласования местоположения границ земельных участков, отнесенных к собственности Российской Федерации, относится к компетенции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на управление федеральным имуществом.
При этом, в кадастровом деле по межеванию земельного участка 23:49:0404006:1642 акт согласования границ участка с территориальным отделом Росимущества отсутствует.
При этом ранее действовали положения
п. 2 ст. 17 Федерального закона.
Вместе с тем,
п. 4 Требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, утвержденных приказом Росземкадастра от 02.10.2002 N П/327,
пп. 6 п. 22,
п. 68 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412, действовавших с 02.10.2002 по 31.12.2008 и с 01.01.2009 до 01.01.2017 соответственно, предусмотрено, что сведения о площади, местоположении земельных участков, об их количественных, качественных, экономических и иных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании материалов лесоустройства.
В настоящее время в
пп. 6 п. 22,
п. 71 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921, установлено, что при составлении межевого плана для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка используется лесоустроительная документация.
При межевании земель сбор и изучение картографических данных (в том числе, карт-планов лесничеств, лесоустроительных планшетов, планов лесонасаждений) в целях установления площади, местоположения, количественных, качественных и иных характеристик земельных участков, за счет которых осуществляется формирование обособленного земельного участка, является обязательным мероприятием.
Следовательно, при межевании спорного участка надлежало учитывать карту-план Адлерского участкового лесничества Сочинского национального парка по материалам лесоустройства 1997-1998 годов, определяющую границы федеральных земель (городских лесов) и их принадлежность к собственности Российской Федерации.
Таким образом, в нарушение требований, в их границах сформирован земельный участок с кадастровым номером 23:49:0404006:1642 площадью 626 кв., категории земель - "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "для садоводства", расположенный в садоводческом товариществе "Огонек" Адлерского района г. Сочи.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что право собственности Д.Ф., а в последующем Д.С. возникло на спорный земельный участок незаконно.
Согласно заключениям специалиста ФГБУ "Сочинский национальный парк" Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером 23:49:0404006:1642 частично расположен в границах земель Кудепстинского участкового лесничества, территория которого определена планом лесонасаждений 1997 года, который составлял территорию Сочинского национального парка.
Заключения специалиста ФГБУ "Сочинский национальный парк" Министерства природных ресурсов и экологии РФ С.С. являются допустимыми доказательствами, так как квалификации специалиста достаточно для произведения совмещения плана лесоустройства с границами населенных пунктов, наличия необходимости какого-либо дополнительного образования в области кадастровой инженерии и геодезии, специалисту, дающему такого рода заключение, законом не установлено. Специалист имеет высшее образование в сфере физической географии, что позволяет ему работать с картами, планами лесоустройства. Специалист предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, о чем в заключении имеется его подпись, также по обстоятельствам дачи заключения допрошен судом.
Доводы о заинтересованности специалиста в исходе дела не нашли своего подтверждения, поскольку прокурор обратился с исковым заявлением в интересах Российской Федерации, а не в интересах ФГБУ "Сочинский национальный парк", которое не является полномочным органом на распоряжение землями федеральной собственности.
Данные заключения специалиста соответствуют требованиям,
ст. 71 Гражданского процессуального кодекса РФ, выполнены уполномоченным на его проведение лицом, квалификация которого подтверждена и оснований для назначения землеустроительной экспертизы по делу не имеется в связи с отсутствием каких-либо противоречий и не изученных вопросов в исследованных заключениях специалиста, отсутствии у суда дополнительных вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, а также потому что из смысла
ч. 3 ст. 86 ГПК РФ экспертное заключение не является исключительным средством доказывания, оценивается в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами, которых, по убеждению суда, достаточно для принятия соответствующего решения.
Оснований не доверять указанным доказательствам у суда не имеется, поскольку они отвечают требованиям достоверности, допустимости и относимости. Сведений, опровергающих их, в материалах дела не имеется.
Исходный картографический материал лесоустройства 1997-1998 годов Сочинского национального парка находится в ФГБУ "Сочинский национальный парк" в цифровом формате программного продукта WinGIS (аналоговый вариант получается из цифрового), правомерно использован начальником научного отдела ФГБУ "Сочинский национальный парк" С.С. для сопоставления границ земель федеральной собственности с границами спорного земельного участка ответчика. Для проведения указанной работы не требуется проводить определение местоположения границ земельных участков. Данные о местоположении границ содержатся в сведениях ЕГРН.
Аналогично в заключениях специалиста ФГБУ "Сочинский национальный парк" от 20.09.2021 при проведении исследования использован той же площади, что указан в перечне ранее учтенных земель, план лесонасаждений Кудепстинского участкового лесничества (лесоустройство - 1997 года) - масштаб 1:25000, общая площадь 12292 га (Для служебного пользования), что свидетельствует о тождественности границ плана лесонасаждений и сведений кадастрового учета земельного участка единого землепользования 23:49:0000000:17 на момент его государственного учета в 2005 году.
При этом в силу
ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", возникшее в силу закона право собственности Российской Федерации признается юридически действительным вне зависимости от его государственной регистрации.
В
п. 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" содержится разъяснение о том, что до разграничения государственной собственности на землю необходимо исходить из того, что соответствующий земельный участок находится в государственной собственности (
п. 2 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В связи с этим регистрация ранее возникшего в силу закона права государственной собственности на земельный участок не требуется.
Специфика вещных прав, возникающих в силу закона, состоит в том, что государственная регистрация ранее возникшего права в ЕГРН лишь подтверждает наличие такого права, но не определяет момент его возникновения.
Право собственности Российской Федерации на земли, за счет которых сформирован спорный земельный участок, возникло в силу закона с момента создания 05.05.1983 Сочинского национального парка, и в дальнейшем сохранилось за Российской Федерацией на основании
ст. ст. 3,
4,
29 Лесного кодекса РСФСР, утвержденного
Законом РСФСР от 08.08.1978,
п. 2 раздела 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", ст. ст. 2, 14 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации от 06.03.1993 N 4613-1,
ст. ст. 7,
19,
56 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ, п. 5 ст. 12 Федерального закона от 14.03.1995 N ЗЗ-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в первоначальной редакции),
абз. 6 п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в ред. от 17.04.2006),
абз. 3 п. 1 ст. 17,
п. 6 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ.
В течение времени границы земель Сочинского национального парка изменялись.
В настоящее время действующие границы национального парка определены
постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2013 N 534 "О расширении территории Сочинского национального парка" (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2017 г. N 729), а выбывшие из его состава федеральные земли на основании решений Городского Собрания Сочи от 14.07.2009 N 89, от 20.03.2012 N 21 включены в границы населенных пунктов города-курорта Сочи.
В результате часть земель, за счет которой сформирован спорный участок, вышла из состава земель Сочинского национального парка в связи с включением в границы земель населенных пунктов.
Вместе с тем эта часть земель, за счет которой образован спорный участок, находится в федеральной собственности, поскольку право собственности Российской Федерации на нее возникло при разграничении государственной собственности на землю в составе территории Сочинского национального парка (
абз. 3 п. 1 ст. 17 ЗК РФ,
абз. 6 п. 1 ст. 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ), и не утратилось с включением в границы населенных пунктов, так как отчуждение земель федеральной собственности возможно только при наличии волеизъявления Российской Федерации (
ст. 209 ГК РФ).
Пункт 2 ст. 84 ЗК РФ устанавливает, что включение земельных участков в границы земель населенных пунктов не влечет за собой прекращение возникших прав собственности Российской Федерации. Для перехода права собственности на земельный участок, включенный в границы населенного пункта, необходимо волеизъявление собственника такого земельного участка, в данном случае - Российской Федерации.
При этом действующим законодательством не предусмотрена передача земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в категорию земель неразграниченной государственной собственности. Законодательные положения автоматического прекращения (отмены) возникшего в силу закона права федеральной собственности, в том числе с изменением целевого назначения земель, отсутствуют.
Изложенная позиция приведена в
постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 13225/11.
Представленными суду доказательствами подтверждается, что спорный земельный участок образован в границах ранее учтенных земель федеральной собственности, определенных планом лесоустройства 1997 года и из владения Российской Федерации не выбывал по настоящее время.
Более того, на основании плана лесоустройства Кудепстинского участкового лесничества Сочинского национального парка, 16.09.2005 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:17, категории "земли особо охраняемых природных территорий", что подтверждается письмом Территориального отдела N 14 филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю от 17.09.2021 N 6972/33-13, а также перечнем ранее учтенных земельных участков, утвержденным территориальным отделом по городу-курорту Сочи Управления Роснедвижимости по Краснодарскому краю от 23.08.2005.
Из актов натурного обследования спорных земельных участков, проведенных специалистом управления муниципального земельного контроля администрации г. Сочи от 29.09.2021 и составленных фототаблиц следует, что обозначенные участки не огорожены, свободны от строений, покрыты лесной растительностью, фактически не осваиваются.
Данные обстоятельства подтверждают отсутствие надлежащего владения и пользования Д.С. и иными гражданами указанными участками.
Участки доступны для беспрепятственного использования неограниченным кругом лиц.
Таким образом, фактически спорный участок расположен в границах федеральных земель, из владения Российской Федерации не выбыли.
Данные акты выполнен уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления, имеют необходимые реквизиты: число, подпись, привязку к местности, в связи с чем оснований не доверять указанным доказательствам у суда не имеется.
Специфика владения земельными участками публично-правовых образований состоит в том, что в отличие от граждан публично-правовому образованию нет необходимости доказывать факт держания, исключающий возможность владения иных лиц. В рассматриваемом случае владение не следует отождествлять с фактическим пребыванием на земельном участке (в его границах) органов (служб) соответствующего публичного образования. Являясь лицом, уполномоченным распоряжаться земельными участками, публичное образование в лице его полномочных органов опосредованно владеет земельными участками, в силу исключительности федеральной собственности на земли лесного фонда. В таком случае подлежит защите законный интерес публичного собственника в погашении в реестре не имеющих под собой законных оснований записи о праве иного лица на соответствующий объект.
Согласно положениям
ст. 5,
ч. 1 ст. 67,
ч. 1 ст. 196 ГПК РФ, только суду принадлежит право оценки доказательств при разрешении гражданских дел и принятии решения.
Давая оценку заключению специалиста, судебная коллегия отмечает, что данное заключение выступает в виде частного критического мнения заключения специалиста С.С., неуполномоченным на дачу оценки доказательствам лицом, выполнено без учета материалов лесоустройства 1997 года, без перечня ранее учтенных земельных участков, на основании действующих границ Сочинского национального парка, что не относится к предмету спора, в связи с чем является недопустимым доказательством.
Таким образом, представленными суду доказательствами, подтверждается, что спорный земельный участок полностью образован в границах ранее учтенных земель федеральной собственности по материалам лесоустройства 1997 года.
Каких-либо иных доказательств, с достоверностью подтверждающих законность образования и предоставления во владение спорных земельных участков, ответчиком суду не представлено.
Также судом установлено, что прокуратурой г. Сочи проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства на территории муниципального образования город-курорт Сочи, в ходе которой установлено, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0404006:16412 незаконно оформлен в собственность ответчика, поскольку образован в границах ранее учтенных земель федеральной собственности.
Так,
постановлением Совета Министров РСФСР от 05 мая 1983 г. N 214 "О создании Сочинского национального парка" создан Сочинский национальный парк Министерства лесного хозяйства РСФСР. Этим же
постановлением в пользование Сочинского национального парка предоставлены земли государственного лесного фонда.
Согласно
статье 3 Лесного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорного земельного участка, леса состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование. Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на леса, запрещаются.
В силу
статьи 3 Лесного кодекса РФ лесное законодательство регулирует лесные отношения, при этом имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным
кодексом РФ, если иное не установлено настоящим
Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии со
статьей 3 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с
частью 3 статьи 129 Гражданского кодекса РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Согласно
части 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим
Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу
подпункта 2 части 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
Согласно
части 2 статьи 9 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" на землях лесного фонда запрещается размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, системное толкование действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, фактически запрещает передачу лесных участков из состава земель лесного фонда в собственность граждан до перевода лесного участка в составе земель лесного фонда в другую категорию земель в установленном порядке.
При этом границы земель лесного фонда определяются в соответствии с лесным законодательством, земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (
часть 3 статьи 6 Лесного кодекса РФ).
Статья 92 Лесного кодекса РФ определяет, что государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Право собственности Российской Федерации на лесные участки в составе земель лесного фонда закрепляется
статьей 8 Лесного кодекса РФ.
В соответствии с
пунктом 3 статьи 4.1 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков их местоположение, границы и площадь. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
На основании
статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" эти земли считаются ранее учтенными объектами недвижимости, права Российской Федерации на которые признаются юридически действительными вне зависимости от государственной регистрации.
Границы лесничеств, входящих в Сочинский национальный парк, в соответствии с
пунктом 2 статьи 23,
статей 67,
68 Лесного кодекса РФ (Федеральный закон от 04 декабря 2006 г. N 200-ФЗ),
пункта 145 Лесоустроительной инструкции, утвержденной
приказом Минприроды России от 29 марта 2018 г. N 122, определяются лесоустройством, по итогам которого составляется лесоустроительная документация, включающая карты-схемы границ лесничеств.
Аналогичные положения были предусмотрены
статьей 72 Лесного кодекса РФ 1997 г.,
пунктом 3.8.2 Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной приказом Рослесхоза от 15 декабря 1994 г. N 265.
В 1997-1998 годах лесоустроительным предприятием "Воронежлеспроект", подведомственным Федеральному агентству лесного хозяйства, проведено лесоустройство Сочинского национального парка. В результате в отношении 15 участковых лесничеств составлены картографические планы лесоустройства, определявшие границы Сочинского национального парка, которые впоследствии поставлены на государственный кадастровый учет.
В силу
статьи 209 Гражданского кодекса РФ отчуждение земель федеральной собственности возможно только при наличии волеизъявления Российской Федерации.
В соответствии с вышеназванной нормой Конституционном Судом РФ в определении от 11.02.2021 г. N 186-0 установлено, что в условиях действующей презумпции государственной собственности на землю участникам гражданских правоотношений должно быть очевидным, что земли, на которых земельные участки не сформированы и не поставлены на кадастровый учет, относятся к государственной собственности и что само по себе отсутствие такого учета не свидетельствует о том, что они являются бесхозяйными.
Сама по себе несформированность земельного участка и отсутствие государственной регистрации права собственности публичного образования на него не означает, что соответствующее публичное образование фактически отказалось от своего права собственности или проявляет безразличие к правовой судьбе этого земельного участка.
Исходя из положений
пункта 5 части 2,
частей 6,
7 статьи 111,
пункта 3 части 2 статьи 23, части 1 пункта 5,
частей 2,
3 статьи 116 Лесного кодекса РФ, в случае перевода и включения лесных участков в границы населенного пункта леса, находящиеся на таких землях, приобретают статус городских лесов, в которых запрещено осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. Изменение границ земель городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.
Таким образом, защитные леса, расположенные в Сочинском национальном парке, после их включения в границы населенного пункта город-курорт Сочи приобрели статус городских лесов, изменение целевого назначения и уменьшение площади которых не допускается.
Указанные обстоятельства подтверждают, что спорный земельный участок во владении ответчика, а также иных частных лиц не состоит и фактически из владения Российской Федерации не выбывал.
Согласно
пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ (ред. от 25.11.2017) "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса РФ установлено, что право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с
пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии с
пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В случаях, если запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующим.
В силу
пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса РФ, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Из системного толкования приведенных положений законодательства следует, что в случае отсутствия оснований для регистрации права собственности на объекты недвижимости, запись о праве собственности на это имущество не может быть сохранена в реестре по причине ее недостоверности.
Противоречия между правами на недвижимость и сведениями о них, содержащимися в реестре, могут быть устранены как самим правообладателем, так и судом по иску лица, чьи права и законные интересы нарушаются сохранением записи о праве собственности на это недвижимое имущество при условии отсутствия у последнего иных законных способов защиты своих прав.
Иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим по смыслу
пункта 52 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством.
Согласно
статье 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
По мнению суда первой инстанции, прокурором представлены надлежащие доказательства, подтверждающие, что фактически спорные земельные участки расположены в границах федеральных земель, в отсутствие волеизъявления собственника право на спорный участок было зарегистрировано за ответчиком, с чем не может не согласиться суд апелляционной инстанции.
Ответчиком же, в нарушение
статей 56,
59,
60 Гражданского процессуального кодекса РФ, не представлено допустимых доказательств, опровергающих доводы и требования истца.
Анализируя собранные по делу доказательства и конкретные материалы дела, ввиду отсутствия правовых оснований для возникновения у первоначального правообладателя Д.Ф. права собственности на спорные земельные участки, и, как следствие, последующего законного отчуждения земельного участка ответчику Д.С., суд первой инстанции, верно руководствуясь вышеприведенными нормами права, признал зарегистрированное право ответчика на земельные участки с кадастровым номером 23:49:0404006:1642 отсутствующим.
При этом суд исходил из того, что приобретение в частную собственность земельного участка в составе земель особо охраняемых природных территорий нарушает установленный запрет. Запись о праве на такой участок нарушает права Российской Федерации. Прокурором выбран правильный способ защиты. Признание отсутствующим права собственности на земельный участок, учтенный в установленном законодательством РФ порядке, влечет снятие такого участка с государственного кадастрового учета.
С учетом вышеизложенного довод апелляционной жалобы о том, что прокурором избран ненадлежащий способ защиты права, ошибочен и не соответствует установленным по делу обстоятельствам.
Не может повлечь отмену решения суда и довод жалобы о том, что Д.С. является добросовестным приобретателем спорного земельного участка.
Государственная собственность возникла в силу закона, а невозможность предоставления земельного участка в частную собственность объясняется тем, что земли Сочинского национального парка отнесены к землям особо охраняемых природных территорий, в связи с чем ограничены в обороте.
Факт отсутствия волеизъявления собственника федеральных земель в лице органа, уполномоченного на распоряжение федеральным имуществом, на формирование и предоставление участка в собственность физическому лицу подтвержден материалами дела.
Приобретатель может быть признан добросовестным при условии, что сделка, по которой он приобрел спорное имущество, отвечает признакам действительности во всем, за исключением того, что она совершена неуправомоченным отчуждателем (
пункт 38 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Кроме того, как установлено судом, у первоначального собственника отсутствовали полномочия по отчуждению земельного участка с кадастровым номером 23:49:0404006:1642, в связи с чем ответчик не может быть признан добросовестным приобретателем. Как следствие, судебная коллегия пришла к выводу, что данный спорный земельный участок выбыл из владения собственника помимо его воли.
Ссылки ответчика на пропуск срока исковой давности являются необоснованными, поскольку в силу
статьей 208,
304 Гражданского кодекса РФ,
пункта 7 Пленума Верховного суда РФ от 29.09.2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", требование о признании отсутствующим права собственности является негаторным. Исковая давность не распространяется на право требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, если эти нарушения не были соединены с лишением владения, в том числе требования о признании права отсутствующим.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не дал оценки всем доводам и представленным ответчиком в материалы дела доказательствам, в том числе, имеющих преюдициальное значение и подтверждающих законность приобретения земельного участка первым собственником Д.Ф., нахождение спорного земельного участка в границах садоводческого товарищества, а не на территории Сочинского национального парка, о том, что суд принял исключительно доказательства истца, подлежит отклонению, поскольку отсутствие в мотивировочной части судебного акта выводов, касающихся оценки каждого представленного в материалы дела доказательства или заявленного довода, не свидетельствует о том, что они не были исследованы и оценены судом.
Доводы подателя жалобы о ненадлежащей оценке судом представленных доказательств, о несоответствии выводов суда обстоятельствам дела, несостоятельны, поскольку являются лишь переоценкой фактов, установленных в судебном решении, и отражают субъективное мнение о них заявителя апелляционной жалобы.
Конституционный Суд РФ в постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений
ст. 46 (часть 1),
52,
53 и
120 Конституции РФ вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от 17.07.2007 г.
N 566-О-О, от 18.12.2007 г.
N 888-О-О, от 15.07.2008 г.
N 465-О-О и др.). При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
В силу положений
ст. 56,
59,
67 Гражданского процессуального кодекса РФ определение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также истребование, прием и оценка доказательств, определение достаточности доказательств является компетенцией суда первой инстанции.
Суд, основываясь на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся доказательств, оценил относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств.
В настоящем случае судом приняты во внимание доводы всех участвующих в деле лиц, доказательства получены и исследованы в таком объеме, который позволил суду разрешить спор.
Несогласие стороны ответчика с выводами суда первой инстанции, а также иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
При этом доводы жалобы о недопустимости в качестве доказательства по делу заключения специалиста С.С. от 20.09.2021 г. отражают субъективную точку зрения ответчика, направлены фактически на оспаривание одного из доказательств по делу.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции на основании тщательного анализа представленных доказательств правильно установил фактические обстоятельства по делу, в связи с чем, руководствуясь положениями норм действующего законодательства, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска, приведя логичные, последовательные и исчерпывающие мотивы принятого решения.
Судебная коллегия считает, что доводы апелляционной жалобы в основном выражают несогласие с оценкой суда представленных доказательств, в том числе с заключением специалиста С.С., однако несогласие стороны с оценкой суда основанием для отмены судебного постановления не является.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции в полном объеме как необоснованные, не опровергающие правомерных выводов суда первой инстанции, выражающие несогласие с ними и в целом направленные на переоценку доказательств при отсутствии к тому правовых оснований.
При этом судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения заявленных представителем ответчика ходатайств о приобщении к материалам дела заключения специалиста N 90-23 от 05.09.2023 и от 10.02.2024 г., также об истребовании доказательств.
В силу
абзаца 2 части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства. Дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными.
Данных о том, что ответчик не имел возможности представить доказательства, имеющие существенное значение для рассмотрения настоящего спора, в суд первой инстанции, или ходатайствовать об истребовании доказательств в суде первой инстанции, не представлено.
По мнению судебной коллегии, совокупность доказательств, представленных в материалах дела, является достаточной для принятия по делу объективного и мотивированного решения, соответственно, необходимость приобщения дополнительных доказательств по делу отсутствует. Кроме того, именно суд определяет, какие обстоятельства необходимо установить по делу и какими доказательствами они подлежат подтверждению. Сам факт несогласия ответчика с объемом доказательств, исследованных судом, не свидетельствует о незаконности принятого решения.
Судебная коллегия отмечает, что доводы апелляционной жалобы по существу являются позицией ответчика, изложенной в ходе разбирательства в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что обстоятельства дела установлены судом на основе надлежащей оценки всех представленных доказательств, имеющих правовое значение для данного дела, в их совокупности, изложенные в решении выводы, соответствуют обстоятельствам дела. Собранные по делу доказательства соответствуют правилам относимости и допустимости, данная им судом оценка соответствует требованиям
статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Иное толкование подателем жалобы норм действующего законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о неправильном применении судом норм права.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда является законным и обоснованным, постановлено с соблюдением норм процессуального права и в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 328 -
329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
в удовлетворении ходатайств представителя ответчика Д.С. по доверенности К. о приобщении дополнительных доказательств, истребовании доказательств и назначении по делу землеустроительной экспертизы отказать.
Решение Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 29 ноября 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Д.С. по доверенности С.Е. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 3 месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение составлено 29 марта 2024 г.