Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.01.06-2025.02.01) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 25.07.2024 N 88-20120/2024 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 19.02.2024 N 33-6536/2024 (УИД 23RS0057-01-2023-000377-43)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истец указал, что обратился с рапортом на имя руководителя ответчика о принятии его на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, однако на основании решения в постановке на учет для получения спорной выплаты отказано.
Решение: Отказано.


Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 19.02.2024 N 33-6536/2024 (УИД 23RS0057-01-2023-000377-43)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истец указал, что обратился с рапортом на имя руководителя ответчика о принятии его на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, однако на основании решения в постановке на учет для получения спорной выплаты отказано.
Решение: Отказано.

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 февраля 2024 г. N 33-6536/2024
Судья Пасленова Д.О.
Дело N 2-4895/2023
Суд апелляционной инстанции по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Гончаровой С.Ю.,
судей: Пархоменко Г.В., Абловацкой Е.С.,
по докладу судьи: Пархоменко Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Скрыпниковым Я.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Г. ... 14 на решение Ленинского районного суда города Краснодара от 29 сентября 2023 года, принятое в рамках рассмотрения гражданского дела по иску Г. ... 15 к УФСИН России по Краснодарскому краю о признании незаконным отказ в постановке на учет в качестве нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,
Заслушав доклад судьи Пархоменко Г.В. об обстоятельствах дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, суд апелляционной инстанции
установил:
Г.В.ВА. обратился в суд с исковым заявлением к УФСИН России по Краснодарскому краю о признании решения комиссии УФСИН России по Краснодарскому краю, оформленное протоколом N 3 от 12 октября 2022 года, об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным; возложить обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов и поставить на учет с 12 октября 2022.
Требования мотивированы тем, что он (истец), 15 августа 2022, будучи в должности оперуполномоченного оперативного отдела ФКУ ИК-6 УФСИН России по Краснодарскому краю, в звании капитан внутренней службы, обратился с рапортом, а также приложенными к нему документами, указанными в п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369, в целях принятия решения о постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и, органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации", в комиссию УФСИН России по Краснодарскому краю. Согласно выписке из протокола ему отказано в постановке на учет в связи с отсутствием документов, предусмотренных п. 5 Правил. Действия комиссии считает незаконными и необоснованными, поскольку собран и предоставлен полный комплект документов, предусмотренных п. 5 Правил, в связи с чем, не имелось оснований для отказа, что послужило основанием для обращения в суд.
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика в судебном заседании просила в иске отказать по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление.
Решением Ленинского районного суда города Краснодара от 29 сентября 2023 года Г.В.ВА. отказано в удовлетворении требований.
Не согласившись с вышеуказанным судебным актом, истец подал апелляционную жалобу, где просит решение отменить, принять новое об удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, не правильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, по доводам подробно изложенным письменно.
Письменных возражений не поступило.
Определением Краснодарского краевого суда от 12 декабря 2024 года дело принято к апелляционному производству, назначено судебное заседание.
Апеллянт (истец) Г.В.ВБ. в суде апелляционной инстанции доводы жалобы поддержал, настаивал на удовлетворении.
Представитель ответчика А., действующая по доверенности, настаивала на оставлении судебного акта без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, проверив соответствие выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, принимая во внимание, новые доказательства, приобщенные к материалам дела, что не противоречит положениям ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Г.В.ВА., суд первой инстанции, ссылаясь на положения ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п. п. 5, 6 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации", пришел к выводу, что решение комиссии ФСИН России об отказе Г.В.ВА. в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты является обоснованным и соответствующим положениям нормативных актов, регламентирующих спорные отношения, поскольку в нарушение вышеуказанных норма права истцом не представлены сведения с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы (пп. "з" п. 5), а также копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (пп. "б" п. 5).
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на исследованных судом доказательствах, которым дана аргументированная правовая оценка, при этом мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к указанным выводам, исчерпывающим образом изложены в решении суда и являются обоснованными.
Так, отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ); проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения (пункт 3 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности (пункт 4 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ); проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения (пункт 5 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ); проживает в общежитии (пункт 6 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ); проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке (пункт 7 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
Часть 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ предусматривает, что сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В данной правовой норме приведен примерный перечень действий сотрудника и (или) членов его семьи, которые относятся к намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий сотрудника.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии установления нуждаемости сотрудника в жилом помещении по основаниям, названным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (подпункт "б" пункта 5 Правил); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы (в случаях, если по не зависящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подпункт "з" пункта 5 Правил); документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений (подпункт "и" пункта 5 Правил).
Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).
По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами.
Сотрудник обязан сообщить комиссии обо всех известных ему обстоятельствах, которые могут препятствовать принятию его на учет, пребыванию на таком учете и получению выплаты, а также об обстоятельствах, которые могут повлиять на ее размер. При этом, если соискатель единовременной социальной выплаты продолжает отвечать требованиям, позволяющим ему претендовать на ее получение, он не теряет право получить данную выплату при наличии соответствующих бюджетных ассигнований (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 марта 2015 года N 416-О).
Судом первой инстанции применены приведенные нормативные положения в их системной взаимосвязи к спорным отношениям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец проходил службу в органах в уголовно-исполнительной системе. Выслуга истца составляет более 10 лет (на момент принятия оспариваемого решения).
Истец имеет состав семьи 4 человека: заявитель, супруга Г.Н., сын ... 9, дочь ... 10
15 августа 2022 года истец обратился с рапортом на имя руководителя ответчика о принятии его на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
На основании решения ГУФСИН России по Краснодарскому краю от 12 октября 2022 года в постановке на учет для получения спорной выплаты отказано.
Из предоставленных истцом в комиссию документов следует, что Г.В.ВА. зарегистрирован по адресу: ... Собственником жилого помещения является Г.В.Я. (отец заявителя). Общая площадь жилого помещения 85,3 кв. м. На данной площади постоянно зарегистрировано 5 человек, на каждого приходится по 17,06 кв. м. Г.В.ВА. зарегистрирован по данному адресу с 20 апреля 2005 года, сын с 28 июля 2015 года, дочь с 01 февраля 2018 года.
Также представлены договор безвозмездного найма указанного жилого помещения от 15 января 2015 года, 10 января 2018 года.
В свою очередь, судом установлено, что в нарушении норм действующего законодательства, истцом не представлены копии свидетельств о регистрации в отношении супруги по месту пребывания сотрудника и совместно проживающих с ним его членов семьи.
Так, Г.Н. (супруга заявителя) зарегистрирована по адресу: ... Собственником жилого помещения является П. (отец супруги заявителя). Общая площадь жилого помещения 49,6 кв. м. На данной площади постоянно зарегистрировано 5 человек, на каждого приходится по 9,92 кв. м. Г.Н. зарегистрирована по данному адресу с 16 апреля 2004 года.
Однако, документы, предусмотренные п. 5 вышеуказанных Правил (выписка из финансового лицевого счета, копия домовой книги) не предоставлялись, в связи с чем невозможно установить основания для вселения в указанное помещение.
Делая вывод о том, что такой отказ соответствует положениям нормативных актов, регулирующих спорные отношения, суд первой инстанции учел, что наличие условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению (рапорту) сотрудника документов, перечисленных в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты.
Суд обоснованно исходил из того, что истцом в полной мере не были соблюдены установленные названными правилами требования при обращении с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Так, истцом не были предоставлены сведения о месте жительства Г.Н. за последние пять лет, что препятствовало определению его нуждаемости в жилом помещении.
Доводы апеллянта о том, что на комиссию представлен ответ администрации города Усть-Лабинска об отказе в предоставлении выписок из домовой книги и копии финансовых лицевых счетов, в связи с отменой домовых книг, а также представлены адресные справки, не свидетельствует о соблюдении истцом вышеуказанного Порядка (п. 5).
Указанное обстоятельство уже являлось достаточным для отказа в удовлетворении рапорта истца о постановке на учет.
Оценивая представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции сделал правильный вывод и о том, что истцом не была предоставлена домовая книга на вышеуказанное домовладение для оценки его права на предоставление меры социальной поддержки.
Адресная справка, содержащая сведения о лицах, зарегистрированных в жилом доме (в обоснование выдачи положена домовая книга) не может подменять собой документ, требуемый для предоставления в комиссию, каковым является непосредственно домовая книга, и доводы апеллянта в указанной части не опровергают факт вселения супруги истца в квартиру ее отца в качестве членов своей семьи, которые согласно ч. 2 ст. 31 ЖК РФ имеют право пользования данным жилым помещением наравне с собственником.
Таким образом, решение ответчика об отказе в постановке истца на учет в целях получения меры социальной поддержки является законным и обоснованным.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы не принимаются во внимание судом апелляционной инстанции как основанные на не правильном толковании приложений действующего законодательства.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию истца, изложенную в исковом заявлении, по существу аналогичны тем доводам, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую оценку, и сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств по делу. Оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств судебная коллегия не усматривает, в связи с чем доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как необоснованные.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения, оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327 - 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
определил:
Решение Ленинского районного суда города Краснодара от 29 сентября 2023 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Г. ... 16 - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции (<...>) в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.