Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.01.06-2025.02.01) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 14.07.2023 N 88а-22488/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Брянского областного суда от 04.04.2023 N 33-1202/2023 (УИД 32RS0004-01-2022-001667-02)
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: О понуждении к совершению действий.
Обстоятельства: По итогам проведенной прокуратурой проверки выявлены нарушения, допущенные исправительным учреждением, законодательства в сфере пожарной безопасности, в том числе представляющие непосредственную угрозу жизни и здоровью осужденных, сотрудников колонии и иных лиц.
Решение: Удовлетворено.

Апелляционное определение Брянского областного суда от 04.04.2023 N 33-1202/2023 (УИД 32RS0004-01-2022-001667-02)
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: О понуждении к совершению действий.
Обстоятельства: По итогам проведенной прокуратурой проверки выявлены нарушения, допущенные исправительным учреждением, законодательства в сфере пожарной безопасности, в том числе представляющие непосредственную угрозу жизни и здоровью осужденных, сотрудников колонии и иных лиц.
Решение: Удовлетворено.


Содержание


БРЯНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 апреля 2023 г. N 33-1202/2023
Дело N 2-99/2023 32RS0004-01-2022-001667-02
Председательствующий - судья Рубцова С.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Морозовой Е.В.,
судей областного суда Ильюхиной О.Г., Сокова А.В.,
при секретаре П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФКУ ИК-1 УФСИН России по Брянской области на решение Володарского районного суда г. Брянска от 26 января 2023 года по гражданскому делу по иску Брянского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Брянской области к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Брянской области, Управлению ФСИН по Брянской области, ФСИН России о понуждении к совершению действий.
Заслушав доклад судьи Сокова А.В., объяснения представителя ответчиков К., судебная коллегия
установила:
Брянский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Брянской области обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой в 2021 году в ходе осуществления надзорной деятельности в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Брянской области выявлены нарушения законодательства в сфере пожарной безопасности, в том числе представляющие непосредственную угрозу жизни и здоровью осужденных, сотрудников колонии и иных лиц. Проверкой установлено, что в административном здании, здании вахты, формовочном участке N 2, общежитии отрядов NN 1,2,3,4,7,8,9,10,11,12,13,14,15, СУОН не обеспечено исправное состояние автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; в здании ШИЗО, сварочных участках NN 1,2, участке изготовления продукции и пластмассы, здании ПТО, ПТУ, участке изготовления спиральных рукавов не обеспечено исправное состояние системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре. В целях устранения выявленных нарушения 8 апреля 2022 года в адрес УФСИН России по Брянской области внесено представление, однако до настоящего времени нарушения в полном объеме не устранены.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве административных соответчиков были привлечены Управление ФСИН России по Брянской области, Федеральная службы исполнения наказаний России.
С учетом уточнения исковых требований, прокурор просил обязать ФКУ ИК-1 УФСИН России по Брянской области произвести работы по устранению нарушений требований пожарной безопасности, а именно: в административном здании, в формовочном участке N 2, отряде строгих условий отбывания наказания (СУОН) обеспечить исправное состояние автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; в сварочных участках NN 1,2, участке изготовления продукции и пластмассы, здании ПТО, ПТУ, участке изготовления спиральных рукавов обеспечить исправное состояние системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; на участке изготовления спиральных рукавов помещение раздевалки оборудовать автоматической пожарной сигнализацией; помещения пилорамы оборудовать автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; очистить от складируемых материалов противопожарные расстояния между зданиями на территории промышленной зоны учреждения; провести испытания средств обеспечения пожарной безопасности (системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре), эксплуатируемых сверх срока службы; в здании класса функциональной пожарной опасности Ф 4.1 (училище) обеспечить дублирование сигналов системы пожарной сигнализации о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации; разработать и предоставить декларацию пожарной безопасности на объекты защиты.
С учетом отказа прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Брянской области от исковых требований в части признания незаконным бездействия ФКУ ИК-1 УФСИН России по Брянской области в связи с несоблюдением требований Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390 "О противопожарном режиме", Федерального закона от 22 июля 2008 года "123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; Перечня зданий, сооружений, помещений и оборудования в учреждениях и органах Федеральной службы исполнения наказаний, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической сигнализацией, утвержденного приказом ФСИН России от 31.03.2005 N 222 и ППБ ФСИН, определением Володарского районного суда г. Брянска от 8 декабря 2022 г. суд перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам гражданского судопроизводства.
Решением Володарского районного суда г. Брянска от 26 января 2023 года исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе административный ответчик ФКУ ИК-1 УФСИН России по Брянской области просит решение суда отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, указывая на нарушение судом норм материального права, неправильное установление обстоятельств дела, а также на то, что возложение на ФСИН России обязанности организовать финансовое обеспечение расходов на проведение указанных в решении мероприятий является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа.
В возражениях на апелляционную жалобу Брянская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Брянской области, считая доводы жалобы необоснованными, просила суд оставить решение без изменения.
Представитель истца, извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в судебное заседание не явился, судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, оценив пояснения представителя ответчиков, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно с ч. 2 ст. 1 УИК РФ, задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
В соответствии с пп. 3 п. 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей.
На основании статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
В силу ст. 1 ФЗ "О пожарной безопасности" N 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года, обязательные требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по, пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу ст. 37 ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны, в том числе, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Согласно ст. 52 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" N 123-ФЗ от 22 июля 2008 года, защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются, в том числе, устройством эвакуационных путей, удовлетворяющих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре; систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, применением основных строительных конструкций с пределами огнестойкости и классами пожарной опасности, соответствующими требуемым степени огнестойкости и классу конструктивной пожарной опасности зданий и сооружений, а также с ограничением пожарной опасности поверхностных слоев (отделок, облицовок и средств огнезащиты) строительных конструкций на путях эвакуации; применением огнезащитных составов (в том числе антипиренов и огнезащитных красок) и строительных материалов (облицовок) для повышения пределов огнестойкости строительных конструкции; применением автоматических и (или) автономных установок пожаротушения.
В соответствии со ст. 54 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта. Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
Требования к системам противопожарной защиты, системам оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре установлены Сводом правил СП 485.1311500.2020 Системы противопожарной защиты. Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования. Сводом правил СП 484.1311500.2020. Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Брянской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Брянской области 24 марта 2021 года проведена проверка соблюдения в исправительных учреждениях Брянской области совместно с государственным инспектором г. Брянска по пожарному надзору ГУ МЧС России по брянской области законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности.
В ходе проверки установлено, что в нарушение Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390 "О противопожарном режиме" в административном здании, здании вахты, формовочном участке N 2, общежитии отрядов NN 1,2,3,4,7,8,9,10,11,12,13,14,15, СУОН не обеспечено исправное состояние автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; в здании ШИЗО, сварочных участках N 1,2, участке изготовления продукции и пластмассы, здании ПТО, ПТУ, участке изготовления спиральных рукавов не обеспечено исправное состояние системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
- в нарушение п. 1 ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 6, ч. 4 ст. 4 Федерального закона РФ от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 4.4.9 Свода правил СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" в административном здании радиаторы отопления в лестничной клетке расположенные на расстоянии менее 2.2 метра не имеют ограждения для предотвращения травмирования людей при эвакуации;
- в нарушение п. 1 ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 6, ст. 83 Федерального закона от 12 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. п. 4.4, 4.8, таблицы 1, 3 СП 486.1311500.2020 на участке изготовления спиральных рукавов помещение раздевалки не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией;
- в нарушение требований п. 1 ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 6, ст. 83, ст. 84 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 3.1, п. 3.3, ст. 7, табл. 2 Свода травил СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", п. п. А.1, А. 10, таб. А.1, А.3 Свода правил СП 5 13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" помещения пилорамы не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
- в нарушение п. 1 ч. 2 ст. 1; ч. 1 ст. 6; ст. 89 Федерального закона от 12 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. 5.3 Свода правил СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре" на запасных выходах из общежития отряда N... отсутствуют световые оповещатели "Выход";
- в нарушение п. 1 ст. 84 Федерального закона РФ от 22 июля 2008 года N 123-03 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в здании комнат длительных свиданий система оповещения людей о пожаре не обеспечивает подачу световых, звуковых и (или) речевых сигналов во все помещения с постоянным или временным пребыванием людей.
- в нарушение требований ст. 64 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 2123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" не представлена декларация пожарной безопасности на объекты защиты.
- в нарушение п. 65 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 в промышленной зоне противопожарные расстояния между зданиями используются для складирования материалов;
- в нарушение п. 1 ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 6, ч. 7 ст. 83 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.2 и Ф4.1 (общежития, школа, училище, КДС) не обеспечено дублирование сигналов системы пожарной сигнализации о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации;
- в нарушение ст. 83 Федерального закона РФ от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479, ГОСТ Р 59638-2021 "Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность", ГОСТ Р 59639-2021 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность" не обеспечено ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности (системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре), эксплуатируемых сверх срока службы.
Факт выявленных нарушений стороной ответчика не оспаривался.
Прокуратурой Брянской области 8 апреля 2022 года в адрес начальника УФСИН России по Брянской области направлено представление об устранении выявленных нарушений.
Как следует из представленных стороной ответчика доказательств, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Брянской области были предприняты следующие меры для устранения выявленных нарушений:
- оборудованы световые оповещатели "Выход" на запасных выходах из общежития отряда N 12;
- радиаторы отопления, расположенные в административном здании на лестничной клетке демонтированы.
Доказательств устранения иных выявленных нарушений стороной ответчика не представлено.
Проанализировав приведенные правовые нормы, применительно к установленным обстоятельствам дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
В апелляционной жалобе не оспаривается наличие выявленных в ходе проверки нарушений требований пожарной безопасности.
Доводы апелляционной жалобы о вмешательстве в административно-хозяйственную деятельность государственного органа в связи с возложением обязанности на главного распорядителя бюджетных средств финансового обеспечения расходов по проведению мероприятий по устранению нарушений пожарной безопасности являются несостоятельными, поскольку такая обязанность по выделению денежных средств не противоречит закону.
По смыслу вышеприведенных правовых норм ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, ст. 13 Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" государство берет на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (абзац второй) и согласно части 2 статьи 37 организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Согласно Уставу ФКУ ИК-1 УФСИН России по Брянской области при недостаточности у исправительного учреждения денежных средств, ответственность по его обязательствам несут УФСИН России по Брянской области и ФСИН России в порядке, установленном действующим законодательством.
Ссылка в апелляционной жалобе на неисполнимость решения из-за отсутствие денежных средств для выполнения вышеуказанных мероприятий не свидетельствует о незаконности решения суда, правомерно возложившего обязанность по устранению нарушений требований пожарной безопасности на данное учреждение, что соответствует положениям ст. 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".
Таким образом, решение суда постановлено в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями закона и не может быть отменено по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, которые направлены на переоценку выводов суда и исследованных в судебном заседании доказательств, оснований для удовлетворения которых судебная коллегия не находит, поэтому не принимает во внимание. Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Володарского районного суда г. Брянска от 26 января 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) через Володарский районный суд г. Брянска в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу.
В окончательной форме определение изготовлено 11 апреля 2023 года.
Председательствующий
Е.В.МОРОЗОВА
Судьи
О.Г.ИЛЬЮХИНА
А.В.СОКОВ